Глава 8. Претыкание о камень чудес, происходящих у святых икон

 

Каков кто сам, такими хочет, чтобы были и другие. И это явственно видим в наших противниках, которые отнюдь не имеют чудес на утверждение своей веры и наши чудеса, происходящие у святых икон, порицают и пытаются уничтожить. Поэтому они и говорят: «Зачем чудеса, какая в этом нужда? Все, что о них слышим, обман, все полно выдумок и распространяется умышленно ради получения денег и наград. Сегодня не нужны чудеса, вера достаточно утвердилась чудесами, которые сотворили Христос и Апостолы, поэтому нынешние чудеса не могут быть знамением истинной веры, ибо и Египетские волхвы творили чудеса, и антихрист при кончине века сотворит их». Так противники злословят о чудесах, подобно тому, о ком говорится в псалме: Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1).      

Исправление претыкающимся.      

Если спросите, противники, какая нужда в чудесах,

ОТВЕЧАЮ: Есть нужда, и не одна.

ПЕРВАЯ: Для обращения язычников к вере Христовой: не так учением, как чудесами они уловляются в сети Христовы.

ВТОРАЯ: Аля укрепления в вере Православных христиан, поскольку часто в овечьих шкурах приходят хищные волки. Истинность Святой Церкви, Невесты Христовой, как лилии посреди терновника, познается благоуханием чудес.

ТРЕТЬЯ: Для укрепления веры, которой учит Церковь Христова, изначально прославившаяся чудесами.

ЧЕТВЕРТАЯ: Для того, чтобы показать особое Божие присутствие в Своей Святой Церкви и в тех, кто к ней принадлежит, избранным и готовящимся к жизни вечной.

ПЯТАЯ: Для прославления Бога, Который один творит чудеса, для ублажения Его святых, которыми, как орудием, Себе угодным, творит чудеса дивный Бог во святых Своих, и как об этом говорит Он Сам: Верующий в Меня (правою верою), дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14 12).      

ШЕСТАЯ: Для того, чтобы показать благость Божию и сладчайшее Его о нас промышление, высочайшие благодеяния, столь утешающие нас, и побуждать благодарить Бога и уповать на будущие блага.

Отсюда видите, какова нужда в чудесах.

Если же скажете, что чудеса не являются знамением истинной веры, потому что они могут быть и от волхвов Египетских, и от антихриста,

ОТВЕЧАЮ: Выше, в первой части, уже говорилось, что их чудеса были грезами и призраками ради прельщения видевших их. Истинные же чудеса всегда бывают на пользу людям, как душевную, так и телесную.

Если скажете, что здесь много и выдумок, распространяемых простолюдинами,

ОТВЕЧАЮ: Если это и относится к некоторым чудесам, то стоит ли из‑за этого не верить всем чудесам? В мирских историях тоже бывает немало вымышленного. Но из‑за этого вы ведь не считаете все истории ложными, и все же верите им. Вы верите мирским историям, описывающим житейскую суету, а от историй, прославляющих дела Божии, затыкаете уши, как глухой аспид.

Если же скажете, что причина ложных чудес кроется в вере,

ОТВЕЧАЮ: Это может быть в среде простого народа, хотя и он может различать свет и тьму. Однако пастыри и церковноначальники, и те, кто первенствует в собраниях, со всем прилежанием и тщательным рассмотрением всячески изучают и докапываются до истины, получая ее или от достоверных свидетелей, или же от природы самого явившегося чуда. Скажу больше, сама наша вера свидетельствует о чудесах, происходящих у нас. Почему наш народ больше, чем другие, склонен верить, от невежества ли нашего? Но большим невежеством о Боге и о Божественных тайнах страдают народы, помраченные ересью. Более невежественны Евреи, Скифы, Магометане, однако они не верят чудесам, которые у нас происходят. Поэтому не стоит называть невежество началом нашей веры.

Если же скажете, что все это делает диавол и чудесами быстро вызывает в нас веру, желая держать нас погруженными в сон заблуждения, услышу, что языками вашими движет диавол. Но не той же ли или гораздо большей силой обладает диавол по отношению к неверующим и к идолопоклонникам, которые не почитают Бога! Почему же он не использует такие хитрости для укрепления их заблуждений? Так в древности и Апостолов, и мучеников, творивших чудеса, осуждали идолослужители. Более того, и на Самого Христа Иудеи возводили хулу, говоря: он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (Лк. 11:15). Так и вы нас подобными злоречиями оскорбляете, тогда как сами достойны всякого поругания. Но любо нам терпеть это, разделяя поношения и укоризны, которые перенес Сам Христос. Раб не больше Господа своего, только скажите нам: какими щитами вы защищаете истину чудес Христовых, Апостольских и мученических, и, услышав от вас о таких щитах, используем их и в защиту чудес, которые происходят у нас.

Но не будем многословными и скажем кратко: поскольку, говорите, у нас чудеса ложные, покажите ваши – истинные. Это не так важно для нас, как для вас. Мы исповедуем веру, которую проповедовали Апостолы, которой учили святые Отцы, которую утвердили Вселенские Соборы и запечатлели кровью мученики, и утвердил Сам Бог чудесами, как бы Собственноручной подписью. Вы же, поскольку называете Апостольскую веру «падшей», а самих себя обновителями и восстановителями Апостольской веры, чем докажете истинность этого обновления? Как вам поверить? Кто вас послал на это дело? Если вас послал Бог, как в древности посылал Моисея, Илию и прочих Пророков для исправления заблуждающихся, то дал вам и дар чудотворения, который давал им, ведь это больше всего необходимо, чтобы поверить в то, что вы посланники Божии. Докажите же, что вы поднимаете «падшую» Церковь Христову, хотя бы одним чудом, чтобы мы поверили, что вы действительно для этого посланы.

ГОВОРИТЕ: Иудеи ищут знамения, вы же проповедуете Христа распятого (1 Кор. 1:22‑24).

ОТВЕЧАЮ: Не о нас говорит это Апостол, но укоряет Иудеев, которые, видя достаточно знамений для того, чтобы уверовать, тем не менее, искали знамения. Мы же от вас ничего подобного не видели и не слышали. Дайте же ответ и покажите, какова ваша вера, из вашего послания по поводу обновления «падшей» Церкви Христовой. Вы еще и в этом лжете, говоря, что вы поднимаете «падшую» Церковь Христову. Может ли пасть Церковь Христова, основанная на камне, которую и врата адовы не одолеют, по неложному Слову Христову (Мф. 16:18)? Но об этом будет сказано при рассмотрении другого Догмата.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: