Глава 9. Претыкание о камень их собственного суемудрия

 

Претыкание первое      

Противники уподобляют нас Иудеям и Еллинам и говорят, что Иудеи и Еллины не почитали своих идолов вместо богов, но в идолах почитали истинного Бога. Ибо когда Иудеи сделали тельца в Хориве, в этом тельце они почитали бога, говоря: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 32:4), здесь явно говорится, что в тельце они почитали того бога, который выведет их из земли Египетской. Еллины также в своих идолах почитали бога: когда их обличали в идололатрии, они говорили себе, что не почитают самого идола как бога, но почитают того, кого идол знаменует.

Исходя из всего этого противники считают нас подобными Иудеям и Еллинам, ибо и мы икону Христову не почитаем, как Бога, но почитаем как Бога Того, Кого икона Христова знаменует. Поэтому в почитании икон, по ложному мнению наших противников, мы иудействуем и еллинствуем. Вот какова нам честь от этого строптивого рода.

Исправление претыкающимся      

Все усилия направлены на то, чтобы показать, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Когда это будет показано, явной станет и ложь наших противников, и расстояние между нами, Православными, с одной стороны, и Иудеями и Еллинами, с другой, поскольку мы святые иконы не обожествляем.

Покажу, что говорится в Священном Писании о том, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов.

Книга Исход, глава 32: Иудеи говорили Аарону: Сделай нам бога, который шел бы перед нами (Исх. 32:23), и когда увидели литого тельца, воскликнули: вот бог твой, Израиль (Исх. 32:4).      

3 Книга Царств, глава 12двух золотых идолах, о которых также Иудеи говорят: вот боги твои, Израиль (3 Цар. 12:28).      

Книга Пророка Иеремии, глава 2: Иудеи говорят дереву: ты мой отец и камню: ты родил меня (Иер. 2:27). Разве не видите, противники, что Иудеи своих идолов называли богами и почитали, как богов. И если бы они в идолах почитали истинного Бога, как вы говорите, то не забыли бы того, чему идолы их научили. Но вот что говорится в Писании: А заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Втор. 32:18). И снова: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола (...) И позабыли Бога, спасающего их (Пс. 105:19‑21). И снова: удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской» (Иер. 2:5‑6). И снова, говорит Илия Иудеям: Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (3 Цар. 18:21).      

Здесь явно противопоставляется Ваал истинному Богу. Поэтому, поскольку Иудеи почитали идола Ваала, то они не почитали истинного Бога. И снова: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали (Втор. 32:17).      

Разве не ясно из этого текста Писания, что Иудеи вместо богов почитали самих идолов, а не почитали и славили в лице идолов, как вы утверждаете, истинного Бога.

ГОВОРИТЕ: Указывая на тельца: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 32:4), вряд ли не знали Иудеи, что не телец вывел их из земли Египетской, а Бог. Здесь имеется в виду, что телец является образом Бога, выведшего их из рабства.

ОТВЕЧАЮ: Это‑то и удивительно, что Иудеи сделали именно тельца, а не овцу или что‑либо подобное. Не иная причина, как то, что, пребывая в Египте, Иудеи привыкли видеть Египетского бога – белого тельца, которого Египтяне назвали Аписом. Об этом пишет Августин в книге 58 «О граде Божием», в главе 7. Об этом говорят также историки Геродот, Диодор, Плутарх, Плиний, Свида Евсевий и Цицерон в книге 1 «О естестве богов». Иудеи же, видя, что в Египте этот телец в большом почете, приняли его за самого Бога Небесного и свое освобождение от рабства приписали не Богу Моисея, а Египетскому богу Апису. Это все сказано об Иудеях. Что же скажем об Еллинах?

Подобно развращенным Иудеям, Еллины называли своих идолов богами. Послушайте, о чем говорится в Писании, в Книге Пророка Даниила: и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (Дан. 5:4). И снова, в Книге Премудрости Соломона: которые называют богами дела рук человеческих (Прем. 13:10).      

Но к чему много говорить, когда дело ясное. Не все ли Пророки в своих книгах труд свой положили на то, чтобы показать и научить, что золотые и серебряные идолы и прочие не являются богами, поскольку они не видят, не слышат, не обоняют, и так далее. Смотрите об этом в Книге Пророка Исаии в главе 46, в псалмах Давида 113 и 124, в книге Аввакума в главе 2, а более всего в Книге Пророка Варуха в главе 3. По вашему же, противники, мнению, было бы величайшим безумием для Пророков ставить целью своих трудов бороться с тем, чего нет ни в ком, чему никто не учит и о чем никто не утверждает. Но поскольку Пророки в Книгах своих везде поучают Иудеев и Еллинов, что идолы не боги, ясно, что Иудеи и Еллины верили, что они боги. Об этом также читаем и в Деяниях Апостолов, где Павел учит, что не являются богами те, что сделаны человеческими руками: что делаемые руками человеческими не суть боги (Деян. 19:26). Если же он так учил, разве не ясно, что Иудеи и Еллины считали обратное и верили, что идолы – это боги.

ГОВОРИТЕ: Как могло случиться такое беснование у Иудеев и Еллинов, что они верили в это и не познали иного бога, кроме деревьев и камней?

ОТВЕЧАЮ: Беснования мы у них не отнимем, но скажем, что их неистовство произошло по четырем причинам.

ПЕРВАЯ: Так их учили те, кто были начальниками над ними.

ВТОРАЯ: Они были мало знакомы с истинной верой всей вселенной.

ТРЕТЬЯ: Идолы неоднократно по диавольскому действию двигались, предвещали и прорицали будущее. Или, скорее, казалось, что они это делают, тогда как в действительности их двигал сам демон и говорил в них, но прельщенные люди верили, что они сами по себе движутся, предвещают и прорицают. О прорицании идолов читай Книгу Пророка Иезекииля, главу 21, и Книгу Пророка Захарии, главу 30. В светских же историях найдете такие явления неоднократно.

ЧЕТВЕРТАЯ: Эти идолы имели человеческий облик, имели внешность по человеческому подобию. И изваянный идол считался телом бога, а лукавый дух, в нем пребывающий, слыл душой бога, и по этим двум частям идол назывался богом, как человек называется им по телу и по душе.

Из всех этих слов ясно видна ваша ложь, противники, ясно видно и безмерное расстояние нас, Православных, от Иудеев и Еллинов.

Они почитали своих идолов, как богов. Мы же святые иконы не называем богами и даже саму икону Христа, Бога нашего, не считаем Богом, но, почитая образ, возводим ум к Первообразному. Они привыкли просить своих идолов, будто благих Подателя. Мы же знаем, что всякое деяние благо, и всякий дар свыше исходит от Отца светов. Икона же для нас только поддержка и памятное знамение, и как бы лествица, возводящая наш ум к Подателю всяких благ. Они возлагали надежду на свои идолов, о чем говорит Псалмопевец: Да уподобятся идолам делающие их и надеющиеся на них! (Пс. 134:18). Мы же да не будем столь безумными, чтобы возлагать надежды на образ вместо Первообразного.

Поэтому вы лжете на свою голову, противники, уподобляя нас Иудеям и Еллинам и равняя свет со тьмой, проявляя ненависть и неразумие. Но погубит Господь всех, говорящих ложь.

Претыкание второе      

Создание и почитание икон в Святом Писании не описывается или обрисовывается негативно.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Разве вы не читали в Ветхозаветном Писании о создании херувимов, скинии, ковчега и других образов? А в Новой Благодати Сам Христос древнюю церковь со изображениями назовет Домом Божиим, чтобы шли в него молиться язычники. И на убрусе Он изобразил Свое Лицо, и Апостолы, уже совершенно оставив Ветхозаконные обряды, по Вознесении Господнем ходили молиться в Церковь с иконами (Деян. 3).

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Где в Писании явно говорится о единосущии Сына Божия со Отцем Предвечным? Где в Писании явно говорится о едином лице во Христе? Однако вы в это веруете и исповедуете. Но откуда у вас эта вера, если не от Святого Писания, то от Вселенских Соборов и Преданий боговещанных Отцов. Так и мы говорим о почитании святых икон.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Если бы и не было в Писании упоминаний об иконах, существует предание от Апостольских времен, узаконенное святыми Отцами, о почитании святых икон (как выше и было показано.)

Знаю, что вы отвергаете предания, но тяжело вам идти против рожна. Разве не слышите, как говорит Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2). И в конце той же главы: Прочее устрою, когда приду (1 Кор. 11:34).    

И СНОВА: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15). За Апостолом Павлом следуют все Вселенские Соборы, все святые Отцы. Так что вы хотите отнять блистание у солнца. Но об этом будет в другом Догмате, там, где речь пойдет о Преданиях.

Претыкание третье      

В Первенствующей Церкви, начиная от Христа и от Апостольских времен, не было икон в течение пяти столетий. Поэтому и сегодня их подобает извергнуть.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: И на тебя самого, противниче, било твое обращаю. Когда ты был младенцем, то не имел зубов, а сейчас ты совершенный муж и снова хочешь остаться без зубов. Понимаешь ли, каково твое рассуждение? Как младенец не может быть равным совершенному мужу, река не может быть равной своему источнику, от которого она происходит, дерево саженцу, от которого произрастает, так Первенствующая Церковь не может быть во всем равной возмужавшей Церкви. Ибо многое из того, что не сделали Апостолы, совершили восприемники Апостолов святые Отцы, о чем говорит Апостол Павел: я оставил тебя в Крите, чтобы ты совершил недоконченное (Тит. 1:5). Известно, что во время жестокого гонения верные скрывались по дубравам, по горам, по городам и пещерам. Поэтому, если бы они и не имели икон, то это неудивительно – они не имели и церквей, страшась мучений. И как во время шторма и затопления корабля плывущие на нем не берегут свой жемчуг и покупки, так происходит и в эти жестокие времена. Ныне же не так; когда Бог запретил морю и ветру, и повелел буре, и настала тишина (Пс. 106:29), тогда и корабль Христов более просторен и основателен. Неравенство Первенствующей Церкви с Возмужавшей подчеркивает и сам Апостол Павел, когда этих первых христиан, происходивших из Иудеев и Еллинов, называет младенцами, говоря: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, потому что вы еще плотские (1 Кор. 3:1‑3). И снова: вы сделались неспособны слушать (...) для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец твердая же пища свойственны совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:11‑14). Об этом говорит и святой Апостол Петр: как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Пет. 2:2).      

Если же бы и не имела икон Первенствующая Церковь, однако это не означает, что нынешняя Церковь их должна отвергнуть. Апостолы угождали младенцам, питая их молоком, а не твердой пищей, то есть, поучали их, насколько возможно было вместить учащимся, избегнув соблазна.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Вы говорите вопиющую неправду, противники, вместе со своим начальником Кальвином, о том, что будто бы Первенствующая Церковь не имела святых икон в течение пяти столетий, начиная от Христа и Апостолов. Во обличение вашей лжи приведу много доказательств.

ПЕРВОЕ: Образ Нерукотворный Христа Бога нашего, о котором есть много свидетельств: об этом писали Евагрий в Книге 4, в главе 26, Метафраст в житии Великого Константина, Дамаскин об иконах, Созомен и прочие. Также этому посвящено празднество Нерукотворного Образа 16 августа.

ВТОРОЕ: Богородичная Икона, изображенная Апостолом Святым Лукой. Об этом упоминают Метафраст в житии Святого Луки, Никифор и прочие, и святой Дамаскин также пишет об иконописи Луки, говоря: «Посмотрите на благовестника и Апостола Луку, не Пречистой ли Приснодевы Марии честную икону он написал и к Феофилу отправил», смотри в «Соборнике», лист 327, на обороте.

ТРЕТЬЕ: Икона Христова, которую сделала кровоточивая жена после своего исцеления в знак своей благодарности. Этот образ видели все, начиная от Апостолов и Самого Христа. Об этом пишут Евсевий в Книге седьмой, в главе 14, Созомен в Книге пятой, в главе 20, Дамаскин в Слове первом об иконах, Феофилакт в толковании на главу 4 от Матфея.

ЧЕТВЕРТОЕ: Икона Христова, созданная Никодимом и перенесшая оскорбления от Иудеев, у которой совершались премногие чудеса. Об этом пишет Афанасий в Слове о страдании иконы Христовой, в главе 4. Также об этом упоминает Седьмой Вселенский Собор в правиле 4.

ПЯТОЕ: Икона святых Апостолов Петра и Павла, которую святой Сильвестр показал Великому Константину, желающему принять веру Христову. Метафраст, в житии святого Сильвестра, от 2 января.

ШЕСТОЕ: Беру в свидетели всех святых Отцов, о которых упоминалось в первой части, в четвертой главе: Дионисия, современника Апостолов, Василия Великого, Григория Богослова (Григория Назианзина), Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Леонтия Неапольского и других почитателей и защитников святых икон, живших в четвертом столетии от Рождества Христова, о которых упоминает и Седьмой Святой Вселенский Никейский Собор в действии 4.

Так что видите, противники, в первые пять столетий святые иконы все‑таки существовали, ибо заградятся уста говорящих неправду (Пс. 62:12).      

Претыкание четвертое      

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24), – говорит Сам Христос. И снова: Бога не видел никто (Ин. 1:18). И снова: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).      

Исправление претыкающимся      

Не о том ли говорит Апостол Петр, что Священное Писание невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают (...) Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждениями беззаконников и не отпасть от своего утверждения (2 Пет. 3:16‑17).      

Так говорит Апостол Петр.

Я же ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Ты обращаешься ко мне со словами из Евангелия: Бог есть дух (Ин. 4:24). И я тебе отвечаю словами из Евангелия: Слово стало плотию (Ин. 1:14). Ты говоришь словами из Евангелия: поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе (Ин. 4:24). И я также отвечаю словами из Евангелия: Не только духом, но и телом, как Апостолы и мироносицы, и сотник Капернаумский, и прочие поклонялись Христу. Ты обращаешься ко мне со словами из Евангелия: Бога не видел никто (Ин. 1:18). И я также отвечаю словами из Евангелия: осяжите Меня и рассмотрите (Ак. 24, 39), ты говоришь: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:29). И я тебе также отвечаю словами из Евангелия Ты поверил, потому что увидел Меня (Ин. 20:29). И снова: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф. 13:16). Видишь ли, противниче, свое коварство? То, как одно ты говоришь для прельщения неискусных, другое же используешь по подобию диавола, который говорил Христу: «Падай вниз». Написано ведь: Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя (Пс. 90:11). Но там есть еще и такие слова: На аспида и василиска наступишь (Пс. 90:13).      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Приведенные выше тобою слова Священного Писания относятся к невидимому, неописуемому и непостижимому Божеству, Которое мы на иконах не изображаем и не можем изобразить, о чем неоднократно выше и говорилось. Но мы изображаем Христа, принявшего облик раба и приобретшего Человеческий образ.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Бог есть Дух, и когда Ему поклоняются, то должно поклоняться духом и истиной. Это говорит Христос и жене Самарянке, считавшей, что Бог являет себя на определенном месте, и сказавшей Христу: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин. 4:20). Смотрите об этом Златоуста, в толковании на Евангелие от Иоанна, в Беседе 33. Нашим же словам эти слова Христа не противоречат, потому что мы при поклонении подчиняем Богу и дух, и плоть, а когда смотрим на святые иконы, духом возводимся к Небесному и плоть подчиняем духу.

ГОВОРИТЕ: Чтобы поклоняться Духу, не требуется иконописное вещество.

ОТВЕЧАЮ: Я прекрасно знаю о том, что поклонение Духу может быть и без иконного вещества. Ибо и мы часто молимся в пути или в других местах, где перед глазами нет икон. Но из‑за этого не следует отвергать иконы, как, например, можно жить одним хлебом и водой, но из‑за этого не следует отвергать другую еду и питье. Можно пешком дойти до своего села, которое находится далеко, но из‑за этого не следует отвергать коня или колесницу.

Но послушаем святого Дамаскина и то, что он говорит в Слове 1 об иконах: «Если скажешь, что только мыслью и умом подобает соединяться с Богом, отвергни все вещественное, отвергни книги, свет светил, благоухание кадил; отвергни и молитвы, которые ты произносишь или поешь. Отвергни и самые Таинства, имеющие вещественную природу: воду из Крещения, хлеб и вино из Евхаристии, елей из Миропомазания, знамение святого Креста, поскольку все они имеют вещественное бытие». И ниже: «Разве ты настолько высок, что чужд вещественного и попираешь плоть или вообще не имеешь ее, если так презираешь все, что видимо? А я, как человек, имеющий плоть, желаю с тем, что свято, плотью соединяться и смотреть на это. Если ты выше, то, восприняв дух кротости, простишь смиренность моих чувств и сохранишь тем самым свою высоту».

Есть такие раскольники, которые в своих лжеучениях помимо всего прочего говорят, что не подобает кланяться Богу телом и головой до земли, а только молиться духом, пускай и лежа. Они пытаются подтвердить свою правоту словами Христа: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24). И снова: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23). Таковы нынешние кривотолки, отвергающие телесное поклонение перед иконами, а те, кто их распространяет, и прочих безумцев, себе подобных, учат его отвергать.

ОТВЕЧАЮ: Не есть ли это Камень претыкания и соблазна, на котором претыкаются те, кто ходят во тьме заблуждения; не есть ли это мед сладчайших слов Христовых, который превращают в желчь теми, кто одержим недугом раскола, гордости и непокорности: Образумьтесь же, безумные люди, несмысленные, умудритесь! (Пс. 93:8). Запрещает ли Христос этими словами кланяться Богу телом и челом до земли? Нисколько. Потому что если бы Он запрещал это, то не принял бы, еще будучи в пеленах, поклонения от троих волхвов, которые, пав на землю, поклонились ему (Мф. 2). И Он бы не позволил женщине, которая была грешницей, касаться Его ног (Лк. 7), и запретил бы прокаженному, который, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Мф. 8:2). Из Святого Писания мы знаем, что некоторый начальник (...) кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает (Мф. 9:18). И ученики, бывшие в лодке, поклонились Ему (Мф. 14:33). И женщина Хананеянка, припав к Его ногам, поклонилась Ему (Мф. 15).

И Мария, сестра Лазаря, пала к ногам Его (Ин. 11:32). Если бы Христос запрещал людям кланяться Богу телом, Он бы не стал Сам в вертограде, молясь Богу Отцу, преклонять колени и падать на землю. И Он запретил бы поклониться Ему ученикам, которые шли в Галилею на гору и увидели Его (Мф. 28). И когда Он стал возноситься на небо, они поклонились Ему (Лк. 24:51‑52). А также и в Апокалипсисе пишется, что двадцать четыре старца падают перед Сидящим на престоле (Откр. 4:10). Понятно ли вам, безумцы, из всего этого, что поклон Богу, производимый телом, не запрещен?

А знаете ли, что означает кланяться духом? Возьмите толковое Евангелие и прочтите, что там написано: истинные поклонники кланяются Отцу не телом, но духом, то есть, не телесными жертвами, но духовными. Внимайте толкованию: не телом, то есть не телесными Иудейскими и Самарянскими жертвами, но духом, то есть, духовными христианскими жертвами. Этого не говорится по отношению к человеческому телу, то есть, не говорится о том, что человек должен кланяться Богу телом, однако о Ветхозаветных жертвах сказано, что когда в жертву Богу приносили тела животных, агнцев, тельцов, козлищ, то это и был Ветхозаветный телесный поклон. Иудеи и Самаряне кланялись своим телом, но не ведали того, чтобы свой дух, то есть, ум и свои мысли, возносить к Богу. Псалмопевец же говорит: Жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50:19), а они с приносимыми жертвами Богу не приносили сокрушенного духа. Поэтому их поклон был плотяным, а не духовным. Жертвы‑то они приносили, но не имели чистой и богоугодной жизни, поэтому их поклон не был истинным пред Богом. Кроме того, эти слова Христа: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23) являют сокровенно Святую Троицу, в них как бы говорится, что подобает Отцу поклоняться в истине, то есть, в Самом Сыне Его Единородном, который есть истина, и в Духе Святом, наставляющем нас на всякую добродетельную истину. То есть, подобает поклоняться Богу, в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу: усердием к Богу и житием в Боге, в горении Духа и в делании христианской истины.

Претыкание пятое      

Иконы для нетвердых в вере могут быть причиной идолопоклонства, поскольку невежда может, взирая на икону, обоготворить ее и принять ее за Бога, и поклоняться, как Богу, и это весьма основательная причина для отвержения икон, то есть таковой является страх идолопоклонства.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, что если основание не прочно, то это относится и к зданию, на нем возводящемуся. Если вы считаете, что это основательная причина отвержения икон, то отвергните и солнце, луну, звезды, огонь, воду и все сотворенное. Ибо все это было, а также есть и поныне предметом идолослужения в неких народах – в Персидском, Египетском, Скифском. Скажу и более того: меч может быть поводом и причиной убийства ближнего, тогда отвергните и меч. Вино может быть поводом к пьянству, и об этом внушительно сказано Златоустом, что не вино начало зла, но пьянство. Смотрите нравоучение 17, на Евангелие от Матфея: лист 130, издание Московское. Хлеб и другая еда могут стать поводом к обжорству и болезни. Богатство может стать причиной погибели. Всякая власть, начальственность и могущество, может стать причиной гордости и отвращения к Богу и людям. Корабль может стать причиной потопления. Философия может стать причиной гибельного еретического суемудрия. Так отвергните все это, если можете, тогда устремитесь и к святым иконам, которые называете причиной идолопоклонства. И кто не посмеется над таким безумием! Мы часто смеемся, когда видим, что собака хватает и грызет брошенный в нее камень, ведь разве камень виноват в том, что ее ударили? Явно не камень тут виноват, ведь его можно использовать и в строительстве или в другом добром деле, а виноват тот, кто бросает камень. Так и вы достойны посмеяния, когда нападаете на святые иконы, видя, как их иногда используют по неразумию некоторых неподобающим образом. Ведь не в иконах причина, а в людях, как и не в мече причина, а в убийце. Разве не видите, что от огня бывает и польза, и вред. Польза бывает тогда, когда мы им согреваемся, готовим пищу или делаем из золота какие‑либо изделия. Вред же от огня тогда, когда он сжигает дома и города. От воды также и польза, и вред: польза, когда она омывает и охлаждает, и вред, когда топит. Солнечное сияние и белит, и чернит: белит платок, чернит же человеческое лицо. Но из‑за этого разве будут отвергнуты огонь, вода, и солнечное сияние? И в чем вина огня или воды или иного творения, если они приносят вред, когда их используют не по назначению? Так рассуждайте и о святых иконах, даже если и не очень умело.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: По Божией благодати у нас нет страха идолопоклонства, хотя мы и почитаем святые иконы, основывающиеся на камне веры Христовой. Вы не найдете среди нас и простолюдина, который бы почитал икону, как Бога. И всякий, если спросите его, является ли икона Богом, с негодованием ответит: «Как можно так говорить об иконе Христа, ведь она дело рук человеческих! Однако же Самого Христа имею в сердце своем, и в Него верую, а не в икону, и от Него имею все блага, а не от иконы. И на Него надеюсь, а не на икону, и желаю видеть Его и слушать о Его Небесной славе после смерти». К тому же не оскудела еще Святая Церковь и учителями, то есть архиереями и иереями, которые если и не все занимаются высокими богословскими рассуждениями, однако обладают достаточным благоразумием, чтобы научить людей подобающему почитанию святых икон, а не их обожествлению. Поэтому у нас нет страха идолопоклонства. Страх может быть у тех, кто младенцы по уму и не могут вкушать твердой пищи, как Иудеи или Христиане, новообращенные от идолов ко Христу. Мы же далеки от этих страхов. Новая посадка быстро повреждается ветром или морозом, дерево же, имеющее глубокие корни, этого не боится. Хотя и поныне к нашей благочестивой вере обращаются многие идолопоклонники и еретики, но они имеют учителей, которые прежде крещения достаточно учат началам святой веры и подобающему почитанию святых икон, а не их обожествлению. У вас может быть некоторый страх, основывающийся отнюдь не на камне правого исповедания, но не у нас. Чермное море было для Израильтян для того, чтобы переплыть его и обрести славу, Египтянам же для того, чтобы утонуть и погибнуть. Так и для нас святые иконы на пользу и прославление, для вас же на поругание и вечную гибель.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Если вы, противники, отвергаете иконы из страха идолослужения, почему не извлечете их из ваших сокровищ? Не на монетах ли, золотых и серебряных, изображены иконы с лицом кесаря? Прежде всего, отвергните их, если боитесь идолопоклонства. Знаю, что вы скажете: «Мы им не кланяемся и не почитаем их». Но разве вы не слышали, что Апостол лихоимство называет идолослужением: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:5). И снова: Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Христа и Бога (Еф. 5, 5 ). Отсюда вы видите, что лихоимство является идолослужением, по слову Павла.

Вы же, возводя на нас поклеп об идолослужении, престаньте нас пугать. И прежде всего прекратите ваше самое настоящее идолослужение, выньте бревно из своего глаза, если в нашем глазу видите сучок.

СКАЖЕТЕ, мне известно, что этим изображениям на золоте и серебре вы не служите. Но послушайте святого Златоуста в толковании на Послание Павла к Римлянам, главу 3, в Беседе 6: «Да не говорите мне того, что не поклоняетесь золотому идолу. Но покажите мне тогда, что вы не делаете того, что повелевает вам золото. Ибо образы идолослужения могут быть разными. И либо мамона становится на место Господа, либо желудок, либо же другая жесточайшая похоть. Вы не пожираете волов, как Еллины, но гораздо более жестоко убиваете свою душу. Вы не преклоняете колен, не кланяетесь, но с большим послушанием делаете все, что повелевают и желудок, и золото, и мучительство похоти. Итак, Еллины мерзко поступили, обоготворив наши страсти: похоть в Афродиту, ярость в Арея, а пьянство назвали Дионисием. Если вы и не изготовляете идолов, как они, то с большим усердием подвергаетесь действию страстей».

И снова, в толковании на Послание к Ефесянам, на главу 5, в Беседе 18, Златоуст говорит: «Да будет проклят кумир лихоимства. Если подойдете к идольскому капищу, увидите вонючую козью и воловью кровь, если же подойдете к капищу лихоимства, увидите жестокое зрелище человеческой крови. Если станете здесь, увидите не сжигаемых птиц и поднимающийся жир и дым, но погибающие человеческие тела. Одни бросились в бездну, другие удавились, а третьи мечом пронзили свою гортань. Видите, сколь суровы и бесчеловечны жертвы? Хотите ли видеть еще более жестокие жертвы? Я вам покажу, что там убивают не только человеческие тела, но и человеческие души. Ибо можно убить и душу средством убийства, соответствующим душе. Как существует смерть тела, так существует и смерть души. Умирает та душа, которая согрешает».

Отсюда ясно видно, что вы, противники, хотите врачевать наш мнимый недуг, а сами претерпеваете истинный недуг идолослужения, поэтому, врачу, исцелися сам.

Претыкание шестое Пустынный камень, источивший воду, был образом Христа, по слову Павла: Камень же был Христос (1 Кор. 10:4). Образом Христа была и манна, Ангельский хлеб. И снова: купина, жезл Аарона, стамна, в которой находилась манна, Гедеоново руно, гора, от которой отсекался камень, – все это было образами Богородицы. Поэтому все, кланяющиеся образам, должны кланяться пустынному камню, манне, купине, стамне, Гедеонову руну и горе, от которой отсекался камень.

Исправление претыкающимся Эти древние образы, такие как камень пустынный, манна, купина или процветший жезл Ааронов или орошенное руно Гедеоново и так далее, были не столько образами, сколько прообразами, или предобразами Христа и Богородицы. Поэтому, когда пришли Христос и Богородица, все Ветхозаветные прообразы упразднились. Когда созревает плод, отпадает цвет, когда воссияет солнце, меркнут звезды, и когда приходит Новая Благодать, прекращается действие Ветхозаветной Сени, и эти Ветхозаветные образы, или, точнее, прообразы, оскудевают в воссиявшей благодати света.

Однако и эти образы, поскольку это образы, хотя и очень далекие, достойны почитания в честь первообразов, в которых Пророки видели в Самого Бога, согласно учению Дамаскина, о котором шла речь выше. Но и те, и другие подобает почитать за то, что они имеют отношение к святыне, то есть, поскольку образ являет первообразное, видимое содержит некую святыню и невидимое таинство, то и ум смотрящих возводит к Небесному, как нас учат святые Отцы.

Должно здесь знать и о том, что прообраз и образ различаются. Прообраз содержит в себе некое таинство, которое не сразу и не всякого человека возводит к познанию прообразуемых явлений, а лишь искусных в Святом Писании. Так, если кто услышит об огненной купине, не тотчас восходит к познанию Богородицы. Образ же есть некое последование, по подобию лица и членов первообразного тела, и каждый, кто смотрит на образ, тотчас узнает, чей это образ. Надо знать о различиях между образом и прообразом и не смешивать свет с тенью.

Претыкание седьмое      

Если всякий образ почитается ради первообраза, то почему некоторые образы у вас в большем почете, чем другие, и по отношению к некоторым иконам вы прилагаете больше усердия, готовы ради них далеко идти, даже имея подобные иконы в своем доме? Если везде в образе почитается первообраз, то напрасно предпринимает дальнее путешествие и претерпевает трудности тот, кто может сделать это в своем доме или в недалеко находящейся Церкви, перед иконой, подобной той, что находится далеко, и напрасно отправляется так далеко, претерпевая трудности, если все можно сделать поблизости, не затрачивая столько труда?

Исправление претыкающимся      

Спрошу вас и я: почему Давид, хотя и говорит: повсюду, где владычествует Он! Благослови, душа моя. Господа! (Пс. 102:22), однако повелевает творить некое особенное поклонение подножию ног Божиих и Святой Церкви Божией: поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно! (Пс. 98:5). И снова: Услышь, Господи, моление мое, когда молюсь я Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему (Пс. 27:2). И снова: войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему (Пс. 5:8). И снова: поклонимся месту, где стояли стопы Его (Пс. 131:7). И снова: на горы Сиона, ибо там обещал Господь благословение и жизнь навеки (Пс. 132:3).      

Но заглянем вглубь Священного Писания: разве не везде Бог есть и все выполняет? Скажете, да. Почему же Он предпочел некоторые места другим? Так, Он явился Иакову на месте, о котором Иаков говорит: Как страшно сие место! Это не иное что, как Дом Божий, это врата небесные (Быт. 28:17). Таково и то место, о котором слышал Моисей: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5).      

Об этом же говорит Ангел и Иисусу Навину: место, на котором ты стоишь, свято (Нав. 5:15). Разве имеется в виду, что место само по себе, в своем естестве, свято? Нет. Но Бог, по неисповедимым путям Своим, предпочитает одно место другому и освящает его, и святой храм, и место, и дар, и на этом месте происходит больше чудес. Разве не скинию Господь предпочел другим местам и прославил чудесами (Втор. 31:15)? Не Дом ли Божий был именно в Силоме, а не в другом месте (Суд. 18:31)? Не храм ли Соломона избрал Господь, предпочтя его другим местам (3 Цар. 8:27)? И не Давид ли говорит: Господь избрал Сион, благоволил соделать его жилищем Своим! Здесь мой покой мой навеки, здесь буду Я обитать «(Пс. 131:13‑14). Послушайте же, что говорит и Моисей: Блюди себя сам, не приноси всесожжения своего на всяком месте, какое тебе понравится, но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш (Втор 12:5). Также и Соломон, хотя и знал, и верил, что Бог есть везде, однако для храма, который он создал, просит особенного Божия призрения: Господи! если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я. Но призри на молитву раба Твоего (...). Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью (2 Парал. 6, 18–20).      

Что же есть особенного в жезле Моисея, отчего были чудеса от дерева или от Божией силы (Исх. 34)? Почему и жезл Аарона процвел более других жезлов? Не все ли жезлы были деревянными, почему один жезл Бог предпочел другим (Исх. 17)? Почему не всякий камень и не всяким жезлом поражаемый источает воду, но жезлом Моисея? Почему не всякий медный змей обладает лечебной силой, а только змей Моисея (Чис. 21)? Почему не всякий осел видит Ангела и беседует с ним, как Валаамова ослица (Чис. 22)?

Но и помимо Писания, посмотри на самого себя, не во всем ли теле твоем есть душа? Почему же она не во всех частях тела действует одинаково, почему мыслит в голове, а не в животе, почему видит глазами, а не ногами, и слышит ушами, а не руками?

ОТВЕЧАЙТЕ же нам, противники, почему некоторые места Господь избрал, чтобы прославить их чудесами больше, чем другие? Почему не всякий жезл творит чудеса так, как жезл Моисея, и не всякий процветает, как жезл Аарона, и не всякий медный змей лечит, как Моисеев? И что от вас услышим, то и вы от нас услышите, и поймете, почему мы отправляемся в путешествие в далекие чудотворные места к чудотворным иконам. Хотя и везде всякий образ являет образуемое, но не везде и не у всякой иконы бывают чудеса, как и все жезлы были деревянными, но не все процвели. Если же спросите, почему одна икона более чудотворна, чем другая, и я тоже спрошу, почему именно этот жезл процвел, а не какой‑либо другой, именно этот разделил море, а не другой, именно этот медный змей был лечебным, а не другой. Пути Господни неисповедимы. Кто может Его спросить, почему Он отверг жилище Иосифа и колено Ефремово не избрал. Избрал Он колено Иудово, гору Сион, возлюбленную Им (Пс. 77:68).      

Претыкание восьмое      

Если бы от икон и происходили чудеса, однако им не подобает из‑за этого поклоняться. Если вы поклоняетесь иконе за чудотворение, кланяйтесь и Валаамовой ослице, чудом заговорившей (Чис. 22). Кланяйтесь трупу льва, из которого чудесно возник мед для Сампсона (Суд. 14). Кланяйтесь ослиной челюсти, от которой чудесным образом потекла вода (Суд. 15). Кланяйтесь плевку Христа и слюне, от которой чудесно открылись глаза слепорожденному (Ин. 9). Кланяйтесь воде Иорданской, которой Елисей чудесно исцелил Неемана (1 Цар. 5). Если же не хотите кланяться этим чудотворным предметам, то почему кланяетесь чудотворной иконе? Не творит ли Бог чудеса иногда и лукавыми людьми, такими, как предатель Иуда, однако лукавых людей за их чудотворение вы не считаете достойными поклонения. Так противники вводят в заблуждение тех, кто в нашей вере неискусен.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Мы кланяемся чудотворной иконе не только из‑за чудотворения, но и потому, что она имеет некое подобие со своим первообразом. Мы ведь почитаем не только чудотворные иконы, но и те, от которых не происходят чудеса. По читаем же мы их за одно то, что они являются изображением и неким подобием своих первообразов. Поскольку же все вышеперечисленное. Валаамова ослица, львиный труп, ослиная челюсть, слюна Христа, Иорданская вода, хотя и чудодейственны, однако не имеют иконообразующего подобия со святыми явлениями. Поэтому мы им не кланяемся, но вам, противники, посылаем для поклонения, чтобы вы не полностью были лишены какого‑либо поклонения.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Надо смотреть на цели и результат чудотворений, которые в происходящих чудесах несут свидетельство Божие. Ведь как Христос, так и Елисей не использовали в чудотворении слюны и воды с той целью и результатом, как обычно, но с их помощью явили себя. Один, показав, что он поистине Сын Божий, а другой – что он Пророк Божий. Так и люди, лукавые по своей природе, не творят чудеса только ради самих себя и показа своей жизни, но если и сотворят чудо, то потому, что не они, а вера, которую они проповедуют, достойна почитания.

Чудеса же, происходящие от икон, бывают для того, чтобы установить и укрепить почитание святых икон. Ибо почему, скажи мне, от иконы Христа, которую ранили Иудеи, текла кровь, как не ради исцеления многих немощных (как свидетельствуют многие историки, что описано святым Афанасием)? Только для оказания чести Тому, Кого обесчестили Иудеи.

Претыкание девятое      

Христос выгнал из Церкви всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков (Мф. 21:12). Подобает поэтому по такому примеру выбросить из Церкви и иконы, которыми священники организуют торговлю, молятся перед ними ради воздаяния или носят их по домам, предлагая за деньги, в постоянном поиске приобретений и доходов.

Исправление претыкающимся      

Если бы вы действительно помнили Священное Писание, чем вы, противники, гордитесь, вы бы не стали осуждать наших священников. Не Апостол ли говорит, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. 9:13‑14). Какой воин служит когда‑либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (...) Ибо в Моисеевом Законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. (...) Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1 Кор. 9:7‑11).      

Знайте, что в Ветхом Завете, в Книге Второзакония, в главе 18, священникам левитам не велится иметь часть с сынами Израиля, но только с таким прибавлением: жертвами Господа и Его частью (Втор. 18:1).      

Какие же пожертвования были в Ветхом Завете, которыми обогащались священники? Можно узнать из нижеприведенного, какие доходы получали эти Ветхозаветные священники от пожертвований.

Первый доход. Десятина всяких земных плодов, Лев. 27. И снова: Втор. 14. И снова: Чис. 18.

Второй доход. Десятина всякого скота. Лев. 27. И снова: Чис. 18. И снова: Втор. 14.

Третий доход. От различных повинностей. Лев. 7. И снова: Чис. 15. И снова: 2 Езд. 10. И снова: 2 Пар. 31.

Четвертый доход. От различных жертв. Лев. 22. И снова: Чис. 15. И снова: Лев. 27. И снова: Чис. 29. И снова: Втор. 12.

Пятый доход. Три раза в год, бываемый от приходящих в Дом Божий. Втор. 16. И снова: Лев. 23. И снова: Исх. 22.

Шестой доход монетный, или денежный. Исх. 30. И снова: 4 Цар. 12. И снова: 2 Пар. 24. Этот обычай пребывал даже и во времена Христа. От Марка, 12.

Седьмой доход. Все первородное, из людей и скота (Исх. 13). Первородное из скота отдавалось священникам, а первородное из людей выкупалось пятью сиклями (Чис. 18).

Восьмой доход. Левитов, которых некоторые имели в своих домах, Господь повелел содержать во всяком довольствии, а за это обещал Господь благословение их домам (Втор. 14).

Девятый доход. От разных жертв и от всесожжения. Если же и все мясо во хвалу Божию сожигалось, однако кожи отдавались священникам. Лев. 7. От иных же жертв часть приносилась Богу, а часть священникам. Лев. 2. И снова: 6. И снова: Лев. 5.

Десятый доход. От Назареев. Чис. 6.

Одиннадцатый доход. Им выкупались обеты, пятьюдесятью серебряными сиклями от мужчин, а от женщин тридцатью. Лев. 27.

Двенадцатый доход. Его имели Ветхозаветные священники от своих городов, которых по повелению Божию было 48. Нав. 21.

Тринадцатый доход. Из домов и земель, полученных по наследству, не от повеления Божия, но от обета людей Богу отдать дома и земли священникам. Лев. 27. И снова: Чис. 18.

Четырнадцатый доход. Или, точнее, основание всех доходов, установленное Богом: все, посвященное Богу, или из людей, или из скота, или от земель, да не будет продано или куплено. Лев. 27.

Смотрите, противники, каковы доходы Ветхозаконных священников, и наших священников, у которых никогда не бывает таких доходов, не осуждайте. Те, кто служат тени, имеют истинный доход, а те, кто служит истине, имеют теневой доход.

А если вы говорите, что ходят с иконами по домам, не это же ли происходило и в Ветхом Завете с ковчегом Господним, когда дом Аведариин за принятие ковчега Господня был благословлен и наделен богатством, но об этом уже говорилось выше.

Претыкание десятое      

В храме Соломона были образы львов и волов, и во время антихриста будет звериный образ, говорящий: все, кто поклоняется иконам, поклоняйтесь и вышеперечисленным (Откр. 13).

Исправление претыкающимся      

Здесь идет спор о святых иконах, то есть, об иконах Христа, Богородицы и прочих святых, которым мы Православно и благочестиво кланяемся, вас же не желая обидеть, оставляем вам поклонение таким вышеуказанным образом: если не хотите кланяться иконе Христа, поклонитесь иконе антихриста. Это и Христос предсказывал: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5:43). Вы же, противники, не принимающие Христа в иконе Христа, примете в звериной иконе антихриста и ему поклонитесь.

Претыкание одиннадцатое      

Если вы кланяетесь не веществу, из которого состоят иконы, не краскам и не художественному изображению, как утверждаете, то почему перебираете иконами? И не которые из вас отнюдь не кланяются новым иконам, а ищут старинные. Некоторые же большую честь воздают окладным иконам, сияющим в серебре или в золоте, чем иконам, не имеющим такого украшения. И отсюда ясно, что вы, глядя на иконы, ищете в них не первообраз, а вещество, мастерство или украшение иконы, которому воздаете честь, почитая вещество. Это и есть порок идолопоклонства.

Исправление претыкающимся      

Церковь Христова за простоту и умоисступление неких дураков не лишается своей святости. Разве не при всяком законе появляются законопреступники, однако закон свят и для законопреступников, послушайте, что говорит Апостол Павел: Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим. 7:12). И ниже: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян (Рим. 7:142). Как Ангелы Божии не погубили своей чести из‑за того, некоторые из них отпали, и как Апостолы из‑за предателя Иуды не лишились своего величия, так и Церковь Христова из‑за развращения многих раскольников не лишается своей святости, но, более того, становится еще святее и чище, поскольку далеко отметает какие бы то ни было расколы, как терновник от винограда Христова. Знаем о неких безумцах, которые не кланяются новым иконам, но ищут старинные, почерневшие от старости, а часто и истлевшие. Знаем и о тех малоумных, которые больше почитают иконы в окладе, чем без него. Но из этого не следует, что Святая Церковь имеет пороки. Она такие немощи или врачует и принимает возвращающихся из заблуждений, как принимает мать блудных сынов, или же непокорных, строптивых и весьма развращенных и тех, кто не кается, отсекает от себя, как растленные члены. Нас же, чад своих, учит кланяться не веществу, не доскам, не краскам, не мастерству, не ветхости, не новизне, не богатой утвари и украшению, но святыне, образуемой иконой. И как в Ветхом Завете, когда Соломон, создав храм Божий, сделал для него новые иконы, и сделал по‑новому херувимов, больше и величественнее, чем херувимы Моисея, десяти локтей в ширину, и под крыльями херувимов поставил ковчег с меньшими херувимами Моисея, осеняющими ковчег (См. 4 Цар. 6), Израильтяне, жившие в то время, не отвергли новые Соломоновы херувимы и не стали говорить, что не хотят почитать новых херувимов, а принимает лишь старые, Моисея. Они не говорили этого, а стали в равной мере почитать новых херувимов Соломона, как и старых херувимов Моисея (3 Цар. 8). Так и нас Православная Церковь учит не делать различий между старыми и новыми иконами, но в равной мере почитать новые и старые. Ибо, как раньше было сказано, мы ищем в иконах не вещество, и не веществу в иконах поклоняемся, но святому изображению, зная, что по слову Василия Великого) честь образа восходит к первообразу. Послушайте, что говорит святой Дамаскин в Слове на первую неделю Великого Поста (Торжество Православия) о поклонении иконе Христа: «Не доску почитаю, не стену, не слой краски, а изображение Тела Христова и Лик Господень».

Смотрите в большом изданном «Соборнике» в 1755 году, на листе 325, на обороте. В этом же Слове сказано выше и об иконах угодников Божиих.

Их честные иконы почитаю и лобызаю, не как богов, но ради памяти об их страданиях, которые они претерпели, о чем говорится в Священном Писании и в житиях святых, лист 323. Так нас учат Святая Церковь, святые Отцы и Вселенские Соборы. Иначе рассуждающим анафема от Никейского Святого Вселенского Собора: «Не поклоняющимся святым иконам – анафема. Боготворящим святые иконы – анафема. Тем, кто тексты Святого Писания, где говорится об идолах, применяет к святым иконам, – анафема». И в Синаксарии на неделю торжества Православия тоже об этом написано.

«Если кто святым иконам не поклоняется и не прикладывается с любовью, не служебно, не как богам, но как образам первообразов ради любви, да будет проклят». Обратите внимание на это слово: не служебно, и знайте, что служебный поклон, с верою, надеждой и любовью, имеющий греческое происхождение, называется Латрия и полагается Одному только Богу, а не Его созданию и веществу, видимому и осязаемому.

Когда же Святая Церковь повелевает кланяться иконам, то не служебно, не поклоном Латрии, и учит не боготворить святые иконы, а только почитать, как святыню. Благочестивое же святым иконам поклонение состоит в том, чтобы кланяться иконе, как святыне Божией, Бога ради, а не как Самому Богу. Самому же Богу кланяемся служебно, Божественным поклонением, называемым Латрия, возводя к Нему наш ум и видя Его, невидимого, глазами умной веры.

Нечестивое же поклонение святым иконам состоит в том, чтобы боготворить икону и выискивать в ней вещества и кланяться доске, или краскам, или переводам, или богатой утвари и украшению икон, как Самому Богу. Мы же, как сказано, полагая поклон перед святой иконой, наш ум возносим к Тому, Кто на Небесах и Чье Лицо изображено на иконе, и, так кланяясь, поклоняемся не видимому и осязаемому иконному веществу, а невидимому для нас Лицу, пребывающему на небесах. Так и в Ветхом Завете люди Божии, почитая ковчег Завета и находящиеся в нем предметы: золотую стамну, содержащую манну, жезл Аарона, скрижали Завета и херувимы славы, осеняющие жертвенник, и поклоняясь им, поклонялись не веществу, а самому Богу, почитая в видимых святых предметах Невидимого.

Так и мы в Новой Благодати поклоняемся святым иконам, в видимых святых предметах почитая невидимое. Это наша Православная вера, а не вера неких безумных раскольников, верующих в вещество, в ветхость иконы и поклоняющихся, как Богу, старым иконам, или больше почитая иконы в окладах, чем без них.

СПРАШИВАЮТ ПРОТИВНИКИ: Вы кланяетесь перед иконой или иконе? Ведь одно кланяться перед иконой, а иное иконе. ПЕРВОЕ не так грубо, как ВТОРОЕ.

ОТВЕЧАЕМ, что мы делаем и то, и другое, но с умом кланяемся, и первообразу перед иконой, и иконе, но как, послушайте и поймите. Кланяемся иконе не собственно и пресекательно, но кланяемся иконе восходительно и относительно. Знайте же, что это значит: собственно и пресекательно кланяться иконе означает видеть в иконе цель своего поклонения, не обращаясь помимо этого к тому, кого являет икона, а отсекая поклон от соответствующего восприятия, восхождения и отношения к первообразу. Кланяться же иконе восходительно и относительно означает телом поклоняться иконе, умом же и усердием восходить к первообразу. Первое поклонение отметаем, второе же принимаем.

Ибо и посланнику царя мы кланяемся и почитаем его не собственно и пресекательно, то есть, не в нем самом видя цель почитания и пресекая относительность его по отношению к самому царю, но кланяемся ему и почитаем его восходительно и относительно, поскольку царский посланник представляет самого царя.

Претыкание двенадцатое      

Соблазн и претыкание немощным подавать грех. Убо говорит Христос: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7). И Апостол Павел всячески запрещает подавать соблазны и претыкания. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией (1 Кор. 10:32). И снова: Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13). И снова: Берегитесь, однако же чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для верующих (1 Кор. 8:9).      

Почитатели же икон подают немощным много соблазнов,

ВО‑ПЕРВЫХ: тем, что размещают иконы в молитвенных храмах, по примеру Еллинов, которые в своих чтилищах размещают идолов.

ВО‑ВТОРЫХ: тем, что кадят перед иконами и возжигают свечи.

В‑ТРЕТЬИХ: тем, что носят их по улицам и вокруг городских стен, и берут с собой в дорогу и на военную службу.

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: тем, что приписывают им некое чудотворение.

В‑ПЯТЫХ: тем, что пишут на иконах неприличные названия, такие, как «Иисус Христос», или «Господь Вседержитель», как если бы сам по себе образ был важнее Иисуса Христа.

Все это представляет соблазн и претыкание для немощных, и грех так поступать.

Исправление претыкающимся      

Если вы, противники, и соблазнитесь, мы в этом не виноваты. Так же и о Христе соблазнились Иудеи, говоря: Не плотник ли Он, сын Марии (Мк. 6:3) и соблазняясь о Нем. Павел же говорит: а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн (1 Кор. 1:23). И снова: ученики Его сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились (Мф. 15:12)? Но Христос ли виноват в соблазне и претыкании Иудеев? Такого нельзя и подумать, а причиной их соблазна и погибели была их собственная злоба. Так, некоторые ядовитые животные даже и от хорошей пищи получают яд или даже хорошую пищу превращают в яд. Таковы были в древности Иудеи, соблазнившиеся о Христе. Таковы и ныне вы, которые, как песьи мухи (Пс. 77:45), и мед превращаете в губительный яд. Говорите, что грех соблазнять, мы знаем об этом. Но соблазн может быть двояким, по учению богословов: данный и взятый. Данный соблазн бывает тогда, когда кто‑то знающий и желающий явно творит лукавое дело, от которого соблазняются другие. Взятый соблазн бывает тогда, когда кто‑либо соблазняется от какого‑либо дела, самого по себе не соблазнительного, но соблазнительного только по лукавству соблазняющегося. Так з древности Вавилонские старейшины соблазнились красотой Сусанны не потому, что грех был в ее красоте, но он был в лукавых сердцах старейшин. ПЕРВЫЙ соблазн есть грех и дающему, и берущему. ВТОРОЙ соблазн есть грех только берущему. Именно о первом Христос говорит: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7), и Апостол Павел говорит о первом же. Но мы, почитая святые иконы и их размещая и украшая, первого соблазна не творим, если только вы по вашему лукавству и от доброй вещи не соблазнитесь. И как вышеупомянутые Вавилоняне соблазнились красотой Сусанны, так и вы красотой святых икон.

Каковы же ваши соблазны? Рассмотрим каждый в отдельности.

ПЕРВЫЙ: Как идолы, говорите, в древности находились в Еллинских капищах, так и ныне иконы находятся в Церквях. О, смеха достойная вещь! Кто, имеющий разум, сравнит свинью в хлеве и царя в палате!

ВТОРОЙ: состоит в том, что кадим перед иконами и возжигаем свечи. Отчего же это вас соблазняет, разве вы не читали в Писании о каждении и непрестанном горении огня в скинии собрания перед ковчегом Господним? О каждении в Писании говорится: На нем Аарон будет кадить благовонным курением (Исх. 30:7). И снова там же: И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им (Исх. 30:8). И снова: сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, (...) и вложили в него (Лев. 10:1). И снова: царь Озия желал кадить (3 Пар. 26). И снова: И сказал Господь Моисею, (...) и внеси светильник (...) и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения (Исх. 40:4‑5). И о Захарии, Ветхозаконном священнике, говорится в Евангелии, что однажды во время его обычного каждения в церкви, явился ему Ангел, стоя одесную кадильного жертвенника. О возжигании огня: огонь жертвенника пусть горит на нем (и не угасает) (Лев. 6:9). И снова: И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи (...) чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания (Лев. 24:2). И снова: И поставь стол вне завесы и светильник против стола (Исх. 26:35). О каждении и возжигании огня есть и во многих других местах. К тому же вспомните и то, что мы уже говорили, отвечая вам, – что у нас каждение либо знаменует честь, воздаваемую святой иконе, восходящую к первообразу, либо благоухание молитвы,– как сказано: Да вознесется молитва моя, как фимиам (Пс. 140:2).      

ТРЕТИЙ соблазн ваш в том, что мы святые иконы носим по улицам и вокруг городских стен, берем с собой в дорогу и на войну. Но посмотрите в Писание, не об этом же ли там сказано, не ковчег ли Господень носили вокруг Иерихона, и поэтому пали стены Иерихонские (См. Нав. 6). Не в битвах ли и в дороге находился ковчег Завета Господня вместе с Израильтянами: Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись. Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! (Чис. 10:35‑36). Разве не за то, что был принят ковчег, Бог благословил дом Аведариин и обогатил его (1 Пар. 13)?

ГОВОРИТЕ, что и те, кто имеет в полках иконы, иногда терпят поражение.

ОТВЕЧАЕМ: Израильтяне, имея в своих полках ковчег Господень и очень почитая его, не всегда побеждали, но часто бывали и побежденными, и даже сам ковчег был взят в плен Филистимлянами (1 Цар. 4). Зачем же испытывать пути Господни безумными речами? И не саму ли святую Палестинскую землю, которую Христос прославил Своими стопами, видим ныне, с плачем и воздыханием, занятую и попираемую скверными магометанами.

Все это приписываем нашим грехам и преумножившейся злобе, из‑за которых Бог не щадит и святыни.

Поэтому, отвергнув любопытство, воскликнем лучше вместе с отроками: Благословен ты. Господи, (...) потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши (Дан. 3:26‑28).      

ЧЕТВЕРТЫЙ соблазн ваш в том, что мы приписываем святым иконам чудотворение.

ОТВЕЧАЕМ: Не только приписываем, но и опытно, на деле, познаем Божие действие при чудотворных иконах и получаем различные благодеяния по нашей вере.

Ибо если Бог творил чудеса жезлом Моисея, жезлом Аарона, ковчегом, выкованным из золота, медным змеем, что запрещает Христу, Богу нашему, творить чудеса Своим изображением? Если чудеса происходили в Ветхой Сени, то тем более в Новой Благодати. И если Ветхозаветные предметы имели такую честь, то насколько более достойна ее истина, прообразуемая в Ветхозаветной древности? Едва ли большую чудотворную силу имеют тень святого Петра или платки и опоясания святого Павла, чем образ Христа или Богородицы.

ПЯТЫЙ соблазн ваш о надписи на иконе Христа: ИИСУС ХРИСТОС, или ПАНТОКРАТОР, или Вседержитель, будто бы образ Христа более значим, чем Христос. Но разве вы не читали в Писании, что и медный змей не более значим, чем змей, и херувимы на ковчеге и на завесах не более значимы, чем херувимы, однако Священное Писание и этого змея называет просто змеем, и херувимов просто херувимами. Таким же образом рассуждайте и об иконе Христа или Богородицы. В первую же очередь ваш бич мы обращаем на вас самих и говорим так: отвергая образ Христа, вы отвергаете Самого Христа, ибо образ Христа именуется Христом, подобно тому как образ херувима херувимом и образ змея именуется змеем. Но поскольку вы отвергаете образ Христа, то тем самым отвергаете и Самого Христа и, приписывая нам соблазны, сами же и впадаете в соблазн.

Но соблазняйтесь, если хотите. Соблазн ваш исходит не от нас, а от вас самих, и не нам, но вам бывает на погибель, о чем не стоит сожалеть, так как он исходит не от силы, а от злости. Когда ученики Христа говорили Ему: Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? (Мф. 15:12)? Иисус же отвечал им: Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф. 15:13). Истинно слово, происходящее от Истины – Христа. Любая же ересь есть не что иное, как всего лишь растение, насаженное не Богом. Поэтому одни ереси уже искоренились, а другие еще искоренятся.

Что представляли собой эти ереси: Ария, Нестория, Македония, Аполлинария, Савеллия, Севира, Манихея и многие другие? Это растения, насаженные не Богом, а демоном, который, по словам Христа, не перестает посреди пшеницы всевать свои бесовские плевелы. Но где они ныне? Искоренены, по желанию и велению Божию, и, как семиглавый змей, с Неба Церковного ниспроверглись в ад преисподней, и, как терновник, заглушающий пшеницу, низвергнут от среды винограда Христова. Церковь же Христова, во всех этих напастях и обстоятельствах, во всех гонениях, поношениях, клеветах, укоризнах, досадах и злоязычиях, процветает, как лилия посреди терновника, и светлеет, как золото в горниле, и ярче блистает, как бриллиант под молотами, и сильнее разгорается, как огонь под шумящими ветрами, и подымается выше и выше, как корабль посреди бушующих волн.

Если же часто на нашем корабле посреди бури засыпает Господь, попуская на нас по неисповедимым путям Своим ветер и бурю, то это попущение бывает нам не для того, чтобы утонуть, но ради испытания нашей веры и твердого, без сомнений, упования на Бога. Так и мы, вместе с учениками Христа, привыкнем спящего Владыку пробуждать нашим молением, говоря: Господи, спаси нас, погибаем. Восстань,что опочил Ты, Господи? Восстань и не отринь нас до конца (Пс. 43:24)!      

Господь же по безмерным Своим милостям не презирает гласа молящихся Ему, а, как бы восстав ото сна, проявляет к нам милосердие и запрещает ветру и морю, и наступает великая тишина (Мк. 4:39).

Но во время тишины и благополучия человек обычно или весьма забывает Бога, или пребывает в унынии и нерадении, поэтому Всевидец Бог, видя, что нам не на пользу благотишие, изволяет чередовать для нас горечь и сладость, бурю и ведро, смятение и тишину. И мы видим, что это чередование с давних времен относилось и к Святой Церкви. Буря налетела на Церковь Христову, начиная с мучителя Нерона, и продолжалась триста лет, но после этого наступила великая тишина, во время Константина Великого. Снова возникла буря, начиная с проклятого Ария. Тишина же наступила во время Феодосия Великого, и Феодосия Младшего и прочих. Снова возникла большая буря, волнующаяся кровью святых, начиная от Исавра, проклятого иконоборца. Тишина же наступила во время Константина и Ирины. Снова иконоборческая буря возобновилась при Льве Армянине, тишина же – во время царствования благочестивых Михаила и Феодоры. И эту тишину нарушили волны иконоборчества в восемьсот сорок втором году.

О, сколь много зла принесла эта проклятая ересь за сто двадцать лет, начиная от Льва Исавра, смущая повсюду Восточные Церкви, гоня, озлобляя, разоряя, подобно тому, как бесновалась та апокалипсическая блудница, упоенная кровью святых (Откр. 17).

Во время этой иконоборческой ереси Сарацины захватили восточные царства, и западные царства отдалились от восточных. Из‑за этой ереси весь мир претерпел много зла, и даже в самом Царьграде. Когда Лев Исавр повелел посреди города сжечь святые иконы, произошло много убийств, и триста тысяч человек погибли только в самом городе (Читай летописца Палмирия, за семьсот сорок первый год от Рождества Христова). После этого стал царствовать его сын Копроним, причинивший много зла на Востоке. Это был трус, из‑за которого з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: