Глава 3. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов

 

Святой Василий Великий о псаломских словах Честна пред Господом смерть праведных Его (Пс. 115:6) говорит: «Когда умирал кто по‑Иудейски, был в омерзении мертвецом. Когда же ныне случится смерть за Христа, честны мощи святых Его. Прежде было сказано священникам и назореям не прикасаться к мертвым телам, чтобы не оскверниться (Чис. 6). Ныне же, прикасаясь к мученическим костям, происходит некое приобщение к святыне».

Тот же Василий Великий в Слове о 40 мучениках, о мощах их, по всей земле рассеянных, говорит так: «Это те, кто управляет всей нашей стороной, как некие забрала и столпы от нападения вражия».

Святой Григорий, Нисский Епископ, в Слове о святом мученике Феодоре: «Душа, войдя в горняя, на своем месте почивает и, от тела отделившись, живет вместе с равными себе. Тело же, честное и непорочное ее орудие, с великой честью и почтением сложенное и украшенное, находится в почете на преизящном и святом месте».

Святой Григорий Назианзин, в Слове первом обличая Иулиана отступника, говорит: «Идолов почитаешь, а не жертв, за Христа принесенных, осязаемые тела которых могут то же, что и их святая душа, но и одна только капля их крови может то же, что и все их тело».

Святой Кирилл Иерусалимский в Катехизисе, пункт восемнадцатый, пишет так: «Не только душа святых достойна почитания, но и в их усопших телах есть некая сила и могущество. Умерший, находясь во гробе Елисея, ожил, коснувшись тела Пророка».

Святой Иоанн Златоуст, в толковании на Послание Павла к Римлянам, в последней Беседе 32 говорит: «Ветхий Рим, издавна сияющий благочестием, с тех пор ублажается, как в нем стали почивать мощи святых верховных Апостолов Петра и Павла. Как тело, мощное и крепкое, имеет сияющие глаза, таковы эти два святых тела. Не так светло небо, когда излучает солнце лучи, как Римский град, излучающий эти две свечи всюду по всей вселенной». И ниже: «Кто бы мне дал ныне облияться телом Павла, и пригвоздиться ко гробу, и видеть прах этого тела, разделившего страдания Христа, раны получившего, повсюду рассеявшего проповедь, прах этого тела, которое везде притекает, прах этих уст, которыми вещал Христос и просиял свет, светлее всех лучей». И ниже: «Не уст же только, но и сердца его хотел бы видети прах, так что не погрешил бы тот, кто назвал его сердцем вселенной и источником бесчисленных благ, и началом и стихией нашей, ибо оттуда повсюду подается дух жизни». И ниже: «И разрешенное сердце то желал бы видеть, разгорающееся за всех гибнущих». И ниже: «Хотел видеть прах этих рук в веригах, наложением которых подавался Дух, которыми были написаны эти Божественные Послания». И ниже: «Хотел видеть прах ослепленных глаз и прозревших для спасения вселенной, и сподобившихся видеть во плоти Христа». И ниже: «Хотел видеть прах, и ног этих, обтекших вселенную и не утрудившихся, к дереву привязанных, когда потряслась темница, обошедших вселенную и ненаселенную. И к чему говорить так подробно: хотел видеть гроб, где лежит оружие правды, оружие света, члены, ныне живые, умерщвленные же, когда был жив, в которых живее всех Христос, распявшийся миру, члены Христа, облекшиеся во Христа, храм духовный, создание святое, связанное духом, пригвожденное страхом Божиим, имеющее язвы Христа». Не только же здесь, но и в другом месте, то есть в толковании на Второе Послание к Коринфянам, глава 12, в Беседе 26, ближе к концу, святой Златоуст говорит подобные же вещи: «Где же, скажи мне, гроб Александра? Покажи мне и назови день, в который он скончался. Рабов же Христовых и гробы светлы, царственно проникающие в град, и ясны дни, творящие праздник вселенной. Если же этого и свои не понимают, то как узнают это варвары. И гробы рабов Распятого светлее царских дворцов, не только величием и украшением зданий (хотя и этим тоже), но еще много более старанием входящих в них. Ибо Сам Он, облаченный в багряницу, обходит их памятники, лобызая их и отложив превозношение, стоит, молящийся святым, чтобы они заступились за Него пред Богом, и сеннотворца (Павла), и рыбаря (Петра), предстателей и скончавшихся, требует, имея диадему. Посмеешь ли, скажи мне, назвать мертвым их Владыку, скончавшиеся рабы Которого предстатели царей вселенной». И ниже: «Много есть иных царских гробов, а это честнейшии гробы. Там большая пустыня, а здесь большое торжество. Здесь победоносность больше, чем если бы эти гробы поставили в царский двор. Там многие отгоняются, а здесь многие призываются, и привлекаются богатые, нищие, мужья, жены, рабы, свободные. Там велик страх, а здесь неизреченная сладость. Сладко видеть царя, одетого в золото и увенчанного, и предстоящих воевод, князей, чиноначальников, родоначальников, племеноначалники, церковных иерархов. Но все это только тень бытия, и игралище по сравнению с тем, что более достойно страха и почитания. Если бы только речь шла о преступании порога и препровождению на небеса к вышнему Царю, к Ангельскому воинству, к высокому Престолу, к неприступной славе, где велено было бы кого‑то освободить, кого‑то же вязать. Но кости святых имеют не такую умиленную и смиренную власть, а во много раз большую, ибо и с бесами расправляются и мучают их, и разрешают связанных ими от горчайших уз. Что страшнее этого чуда? Видеть, слышать возгласы и терзания, раны и мучения, горящие языки, когда бес не выдерживает этой чудесной силы, и облекшиеся в тела одолеваются бесплотными силами: невидимые прах и кости и пепел уязвляют естество. Поэтому, когда выходят из царского двора, его уже не видно, но многие цари вышли из него, надеясь увидеть будущий суд, знамения которого подаются мученичеством святых людям, уязвляемым, мучимым бесами и освобождающимся от них. Видел ли ты силу святых и после их кончины?» До сих пор Златоуст. Смотри, каково усердие Златоуста к мощам и к призыванию святых угодников Божиих.

Святой Амвросий, Епископ Медиоланский, в Слове 93 о святых Назарии и Кельсии говорит: «Если спросишь меня, что почитаю в теле, уже растленном, отвечу, что почитаю в теле мученическом раны, полученные во имя Христа. Почитаю живущую вовеки память добродетели. Почитаю исповеданием Владычним освященные останки. Почитаю в прахе семена вечности. Почитаю тело, которое наставляет меня любить Господа, которое учит меня не бояться умереть за Господа. Как же не почитать верным это тело, которого и демоны трепещут, которое приняло мучения, во гробе же прославилось. Почитай же тело, которое прославило Христа во оружии, которое со Христом восцарствует во славе».

Святой Иоанн Дамаскин говорит (кн. 4, гл. 16): «Святые сокровища Божии, и чисты эти обиталища. Как сказал Бог, вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом (2 Кор. 6:16). Подобно тому, как души праведных в руке Божией, не прикоснется и к ним мука, как говорится в Божественном Писании. Ибо смерть святых скорее сон, чем смерть: они потрудились в нынешнем веке и поживут в конец его.

И честна пред Господом смерть праведных Его. Что же может быть честнее, чем быть в руке Божией. Жизнь есть Бог и свет, в руке Божией, и они пребывают в жизни и свете, в их ум и тело вселился Бог, как говорит Апостол: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6:19). Господь же есть Дух. И если кто разрушает храм Божий, хочет разрушить и Бога. Как же не почитать душевные храмы Божии, душевные селения, живущие в которых с дерзновением предстоят Богу. Владыка Христос подает нам спасительные источники – останки (мощи), источающие многообразные благодеяния, изливающие миро благовония, чтобы уверовали в то, что как от краеугольного и твердого камня в пустыне источилась вода, и от челюсти осла для жаждущего Самсону, ибо так пожелал Бог, так и от от мученических останков (мощей) истекает благовонное миро, как честь, оказанная Богом святым, и проявление Божией силы. В Законе каждый, кто прикасался к мертвому телу, становился нечистым. Но те, о которых мы говорим, не мертвы, они сама жизнь, и в них мы обретаем надежду на восстание, и, веря в это, мы говорим об усопших, а не о мертвых. Если тела мертвы, то как они могут чудотворить? Как ими отгоняются демоны, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, разрешаются искушения и скорби? Всякое даяние благое от Отца светов происходит по их твердой вере. Сколько бы ты приложил стараний, желая обрести предстателя, который привел бы тебя к смертному царю и за тебя замолвившему слово. Предстатели же всего рода, Богу за нас мольбы творящие, не достойны ли почитания? Ей, достойны. Да будет веселье тем, кто ставит Богу храмы от их имени, кто приносит плоды, чествуя их память, и радующихся духовно. Да и как не почитать, иначе прогневаем их, вознегодует Бог и слуги Его, ведь они угождают Богу, и оттого Его угодники и веселятся. В псалмах и похвалах и духовных песнопениях с умилением молясь о милости, наверняка угодим святым. Которые особенно угодили Богу. Поставим им столпы, видимые образы, и сами будем их душевными столпами и подражанием образам добродетелей».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: