Глава 5. Твердость камня веры, основанного на доказательствах от Священного Писания

 

Доказательство первое      

А. То, что в чести перед Богом, не должно быть в бесчестии перед людьми.

В. Но мощи святых угодников Божиих в чести перед Богом.

Г. Поэтому мощи святых угодников Божиих перед людьми не должны быть в бесчестии. Первое утверждение истинно. Создание, насколько возможно, должно быть согласно и сообразно своему Создателю. Поэтому то, что в чести перед нашим Создателем, должно быть в чести и у нас.

То, что в чести перед нашим земным царем, то в чести и перед нами, его подданными.

Второе утверждение. То, что мощи святых угодников Божиих в чести перед Богом, ясно из Священного Писания. Ведь Псалмопевец говорит: Честна пред Господом смерть праведных Его (Пс. 115:6). Если же честна пред Господом смерть, принятая ради Бога, то честна пред Господом и кровь, пролитая за Христа, честны члены, за Христа претерпевшие муку, честны раны, полученные за Христа, честны кости их и прах, а также честно само место, где они почивают. Поэтому святой Иоанн Златоуст так сильно желал видеть прах от тела Апостола Павла, о чем говорилось в третьей главе. Святой Амвросий в Слове о мученике Назарии говорит: «Почтим блаженных мучеников, начальников веры, заступников мира, проповедников Царствия, сонаследников Божиих».

В Священном Писании также показано, в чем именно честны пред Господом мощи святых. Ведь Псалмопевец говорит: Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится (Пс. 33:21). Писание открывает истину не только потому, что наступит воскресение из мертвых в последний день, но и потому, что по особому промыслу Божию, почитающему святые мощи, явилось много святых тел, Богом хранимых.

Поистине удивительно, что в последнее время появляются тела неких Пророков, Апостолов и мучеников, в разное время ушедших из жизни, память о которых всячески пытались нечестивые цари и народы. Но сохранил Господь кости и мощи их, верным Своим во утешение, в подражание и пользу, и, как некое бесценное сокровище, благоизволил явить для духовного обогащения. Так, по повелению царя Феодосия Великого кости святого Игнатия Богоносца были с большим почетом перенесены в Антиохию, и в их память был установлен праздник 29 января.

Читай об этом древнего историка Евагра, в Книге первой, в разделе 16.

Так, во времена царствования Аркадия были перенесены мощи святого Пророка Самуила из Палестины в Царьград.

Читай об этом у Иеронима, против Вигилантия, и у Барония о событиях 406 года.

Так, честные мощи святого Иоанна Златоуста через тридцать пять лет после его смерти были перенесены в Царьград с великими почестями.

Читай об этом житие Феодорита в Книге пятой, в разделе 36, и в Минеях на 27 января.

Так и просиявший первым в благочестии царь Константин Великий в неизреченной чести перенес честные мощи святых всехвальных Апостолов Андрея, Луки и Тимофея в свой город Константинополь. Об этом пишет Иероним, против Вигилантия.

Из этих и прочих многочисленных свидетельств каждый может увидеть, как хранит Господь кости и мощи угодников Своих и передает их, как некие честные дары, на сохранение своим верным. Вам же, противники, стыд и срам, если лишитесь столь древнего и святого обычая Первенствующей Церкви и, кощунствуя, презрев мощи святых, эти семена славы небесной, будете лишены радостной жатвы в будущем веке.

Доказательство второе      

А. То, что почитают Ангелы Божии, должно почитать и людям.

В. Но мощи святых Ангелы Божии почитают.

Г. Поэтому мощи святых должно почитать и людям.

Первое высказывание истинно. Ведь Ангелы ̶‑ людям наставники, на путь спасения и на всякое дело благое нас наставляющие, наши хранители, на руках своих нас невидимо носящие, как сказано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя (Пс. 90:11), и из темницы греховной (как прежде Апостола Петра, Деян. 12) к свету Богоразумия выведут. То, что они почитают, должны почитать и мы.

Второе высказывание о том, что Ангелы Божии почитают мощи святых, явно следует из Священного Писания, в котором читаем, как тело Моисея было погребено Ангелами, так что даже до сего дня людям неизвестно место его погребения (Втор. 34).

Это же можно понять и из Послания Иуды, в котором святой Апостол Иуда говорит так: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретить тебе Господь» (Иуд. 1:9;, зачало 77. Смотри также Исх. 2, Деян. 7). Существует троякое толкование этих слов святого Апостола Иуды.

Во‑первых, когда Архангел Михаил совершал погребение Моисея, диавол от зависти не мог видеть такой чести, воздаваемой телу Ангелом, и говорил, что Мосей недостоин такого почитания. Поскольку Моисей действительно убил Египтянина, в этой распре Архангел мог укорить диавола в бесстыдстве, но не стал этого делать, а только сказал диаволу: да запретить тебе Господь.      

Во‑вторых, на том месте, где был погребен Моисей, неверные почитали диавола. Поэтому он не терпел возле своего капища тела Моисея, погребенного Ангелами, боясь, что его выгонят с этого места или заставят замолчать.

В‑третьих, есть более общее толкование. Причина распри Архангела с диаволом состояла в том, что поскольку Моисей был сокрыт во гробе Ангелами с таким почетом, что никто из людей не достоин был посмотреть на него, диавол не мог этого выдержать и хотел, чтобы Иудеи узнали, где тело и гроб Моисея, чтобы привлечь Иудеев к идолослужению. Вполне вероятно, что они стали бы почитать тело Моисея, своего вождя и законодателя, как некоего бога, особенно потому, что после смерти (по мнению некоторых) лицо Моисея излучало свет, что происходило и со многими другими святыми.

ГОВОРИТЕ: И мы поступаем так, как Архангел. Мы и сейчас готовы так поступать, что мы и делаем, когда запрещаем вам идолослужение и мощи, которые вы почитаете, сожигаем и разными способами уничтожаем.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Если бы вы поступали так, как Архангел, то не кощунствовали бы, не сожигали бы, с таким бесчестием уничтожая святые мощи, ибо Архангел не поступал так по отношению к телу Моисея, а, наоборот, с почестями сохранил мощи Моисея, что и вы бы делали, если бы действительно поступали так, как Архангел. Но вы больше похожи на диавола, который от зависти не мог выдержать смотреть на тело Моисея, почитаемое Ангелами, таковы и вы, когда видите, как мы почитаем святые мощи. Поэтому и мы вместе с Архангелом говорим вам: «Да запретит вам Господь». Хотите ли еще услышать о нас истину? Не так мощи святых, как богатая утварь при святых мощах, золотой или серебряный памятник, драгоценные камни, жемчуг и другие небедные украшения, вот что вам колет глаза и ранит сердце. Поэтому вы прикрываете свое лихоимство и намерения похитить (что вы и делаете повсеместно) покрывалом ревности о идолопоклонстве, по подобию предателя Иуды, который, увидев, как на главу Христа изливается миро, сказал слова, подобные тем, что и вы произносите: Для    чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин. 12:5). Он сказал так не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вором.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Существует большая разница между нами, утвержденными в Православной вере, и Иудеями. Они действительно склонны к идолопоклонству, поэтому Архангел Михаил правильно поступил, храня от взглядов на тело Моисея. У нас же, по благодати Божией, нет страха идолопоклонства, ибо мы утверждаемся на камне Православной веры и не почитаем мощи святых вместо богов. Но и Иудеи не всегда были столь безумны и когда возвратились из вавилонского плена и видели чудотворные мощи Пророка Елисея, своим прикосновением оживившего мертвеца, однако не стали их почитать вместо Бога. Смотри 4 Книгу Царств, главу 13.

О телах мучеников в Новой Благодати, которых почитали Ангелы, известно из Церковных историй. Так, тело святой великомученицы Екатерины Ангелы с почестями похоронили на Синайской горе. Смотри в Минее 24 ноября.

Мощам святого Климента Ангелы сделали гроб посреди моря. Смотри в Минее 25 ноября.

Мощи Апостола Варфоломея, плывущие по морю в каменной раке, сохранились целыми и пристали к острову Липар. Смотри в Минее 25 августа.

Но что говорит и Евангелие: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16:22).      

Из этих и других примеров ясно, что Ангелы Божии почитают мощи святых угодников Божиих, как своих слуг и сограждан. Уж если Ангелы почитают мощи, не имея от них никакой пользы, то как мы, люди, пренебрежем должным почитанием мощей святых, от которых, как от источника спасения, многократно черпаем исцеления души и тела.

Доказательство третье      

А. Если бы Бог был против почитания святых мощей, то были бы против и святые Его.

Б. Но Божии святые не против почитания святых мощей.

В. Поэтому Бог не против их почитания.

Первое утверждение истинно. Если, живя в мире сем, святые всячески себя соблюдали, то как они могли быть противны Богу? Тем более этого не могло быть в той премирной стороне, где нет места каким‑либо противоборствам, но обитает мир, превосходящий всякое разумение. Поэтому то, что противно Богу, не может быть угодно святым Его.

Второе утверждение о том, что Божии святые не против почитания святых мощей, основывается на житиях святых. Если бы святой Иоанн Предтеча был против почитания его честной главы, он бы не стал извещать некоторых монахов о сокровении своей главы.

Читай об этом в Минеях и в Прологах 24 февраля, а также 25 мая. Это же читаем и о святом первомученике Стефане, который сам открыл Лукиану, некоему пресвитеру, о сокровенных своих мощах. Читай в Минеях и в Прологах 2 августа. Это же читаем и о Лонгине, сотнике и мученике, 16 октября, и о мощах многих других святых, которые были обретены откровением самих святых тем, кто их почитал. Если бы Бог и святые Божии были против почитания святых мощей и боялись идолопоклонства, то какими бы они были безумцами, открывая свои сокровенные мощи христолюбцам, искореняя всякое идолопоклонство.

Бог не против почитания святых мощей, а даже наоборот, Богу угодно во святых Своих быть дивным и прославляемым, потому что Он один свят по естеству и существу, а остальные святы причастием Его святыни. Как раскаленное железо не само по себе жжет и печет, а от причастия огня, так рассуждай и о святых Божиих. Святы будьте, ибо свят Я (Лев. 19:2). Поэтому, почитая мощи святых, почитаем Самого источника святыни Бога, почивающего во святых своих. Но святые Божии не против почитания их мощей, ибо, по слову псалма, возрадуются на ложах своих (Пс. 149:5), то есть, на местах, где почивают их мощи, видят свои останки, творящие чудеса, являясь виновниками Божией славы.

Почитаем мощи святых, как жилища Святого Духа, по слову Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6:19). И снова говорит Бог: вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6:16). Почитаем их, как царскую порфиру, ибо человеческое тело в этой жизни, как одежда души: как одеждой покрывается тело, так телом покрывается душа. И как тело человека, идущего к ночному сну, совлекается своих одежд, так душа совлекается тела человека, отходящего к смертельному сну. И если тело грешного человека, по исходу из него, как рубище нищего, мерзкого и скверного, на гноище поверженного, то тело святого человека, по исходу из него души, как царская драгоценная порфира, которой воздаются почести и облекаясь в которую, он будет царствовать со Христом в Небесном Царствии. И насколько сильно различаются худое рубище нищего и царская порфира, настолько различаются труп грешника и мощи святого.

Почитаем мощи святых, поскольку они соединятся со своими святыми душами и будут жить, соцарствуя Христу. Как мы почитаем царя не только бодрствующего, но и спящего, зная, что он станет с нами беседовать, когда проснется, так мы должны почитать и святых угодников Божиих, стремящихся стать соцарственниками Христа, желая, когда воспрянут от смертельного сна, удостоиться беседы с ними.

Почитаем мощи святых, как источники исцелений. Почитаем их, как врача, оказывающего нам благодеяние, по слову Духа Святого: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего ̶‑ врачевание (Сир. 38:1‑2). Так мы должны почитать и мощи святых, источающих для нас различные исцеления. Их должно почитать больше, чем врачей, которые лечат только тело, а мощи лечат и тело, и душу. Врачи прилагают много трудов при немалом томлении больного, а мощи исцеляют одним лишь прикосновением с верой.

Почитаем мощи святых, поскольку их тленное облечется в нетление, и их смертное облечется в бесссмертие, и будут они восхищены на облаке, для Сретения Господня в воздухе, и всегда будут там со Господом как Ангелам сограждане, Архангелам содружны, Херувимам и Серафимам соликовственники, венценосцы пресветлые, Престолу Божественной славы предстоятели пречестнейшие, преславные Бога собеседники, сыны возлюбленные Отца Небесного, наследники жизни вечной.

Почитаем мощи святых, как орудия, которыми творит чудеса дивный Бог во святых Своих, как живые члены Тела Христова, как вместилища Божией благодати, как будущие приятели славы Небесной, как неумолимые устрашения для демонов, как звезды на тверди небесной, и как солнце, которое засияет в Царствии Отца Небесного, по неложному слову Христа, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43).      

Почитаем мощи святых, среди которых одни пролили свою кровь за Христа, другие же томили себя повседневным умервщлением самих себя, выказав себя добровольными бескровными мучениками, другие же другими праведными делами сделавшиеся любезными Богу. Мы же, взирая ныне на их честные мощи, вспоминаем их подвиги и труды и все добрые дела, которыми они угодили в этой жизни Христу Богу, и получаем от их богоугодной жизни большую пользу нашим душам, и побуждаемся их образом к богоугождению.

Почитаем мощи святых, как славных друзей Божиих, о которых Давид говорит Богу: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17), которыми прославляется Сам Бог, дивный во святых Своих (Пс. 68:36), и дивно открывает Господь волю Свою (Пс. 15:3).      

Почитаем мощи святых, душам которых, упокоеваемым на светлых местах и предстоящих Богу, мы молимся, чтобы они молились о нас Владыке, и верим, что они молятся, и за это они нас почитают, молясь за нас. (Но об этом будет в другом Догмате, где расскажем о призывании святых). Мы видим, какова любовь Церкви, торжествующей на Небесах, к своей сестре, Церкви, воинствующей на земле. Она принимает души святых, оставляя в залог своей любви тела святых, которые хранит в чести.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: