Глава 2. Претыкание о камень собственного суемудрия

 

Претыкание первое      

В почитании святых мощей есть страх идолопоклонства, ибо за почитанием следует поклонение. Поклонение же должно быть одному Богу, по сказанному: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10).      

Исправление претыкающимся      

Почитание святых мощей не только не приводит к идолопоклонству, но, более того, прогоняет всякое идолопоклонство. Если кто почитает мощи мученика, низложившего идолов и пострадавшего за их сокрушение, тем самым показывает, что он думает так же, как и мученик, и радуется низложению идолов, и показывает, что он против идольского нечестия. Поэтому при перенесении честных мощей Святого священномученика Вавилы верные, ликуя, пели эту песнь: Да посрамятся все, кто кланяется истуканам (Пс. 96:7). Об этом пишет историк Руфин в книге 1, в главе 35.

Поклонение же святым мощам не таково, как должно воздаваться Самому Богу и называется по‑гречески Латрией, но это поклонение, подобающее многим священным предметам.

ГОВОРИТЕ, что почитание мощей напоминает колдовство, подобное бабьему чародейству, имея в виду освящение прикосновением одежды, или мертвых костей, или раки, в которой лежат мощи. Все же эти освящения и почитания не могут быть соединены с истинной верой.

ОТВЕЧАЮ: Была ли чародейкой жена, прикоснувшаяся к ризе Христовой (Мф. 9)? Были ли чародеями притекавшие к сени Апостола Петра (Деян. 5)? Были ли чародеями те, кто возлагал на больных платки и опоясания Павла (Деян. 19:12)? Был ли чародеем Антоний Великий, в великой чести хранивший одежду из рогожи Павла Фивейского? Ответьте нам, противники, и по образу того, как вы нам ответите, ответим и мы вам. Но не это ли же и вы делаете, когда почитаете одежду, или перстень, или золотой сосуд, или нечто подобное от своих умерших родителей, причем тем в большей мере, чем больше вы любили их живыми? Однако эти предметы не святы и им не должно поклоняться, хотя вы и любите их. По‑другому следует рассуждать о вещах, прикоснувшихся к святым телам, которые обретают святость от прикосновения к святыне, как это видно на примере платков и опоясаний Павла.

СПРАШИВАЕТЕ: Как безжизненная вещь может быть достойна почитания?

ОТВЕЧАЮ: А как же Ветхозаветный Ковчег и бывшие в нем скрижали, и жезл Ааронов, эти безжизненные предметы, были в такой чести, что кроме священников к ним никому нельзя было прикасаться? Почему и преславный царь Давид, облаченный в ефуд, провожал Ковчег с таким торжеством и ликованием, с трубными и музыкальными гласами (1 Парал. 15)? Неужто и Давид был чародеем, по вашему злоумию?

Если и не имеют жизни мощи святых, однако они живы, поскольку им воздается честь через вещи, к которым они прикасались. Поэтому почитаются не только тела или кости святых, но и их одежда, и волосы, и покрывала, и прочее, к чему они прикасались, особенно орудия их мучений, не потому, что показывают нечестие мучителей, но потому, что они орудия победы и торжества страдальцев Христовых и знамения в воспоминание их подвигов и страданий, подобно тому, как мы почитаем и Крест Христа, и копье, и бичи, и трость, и терние, как и меч, или копье, которым Давид победил Голиафа (3 Цар. 21) и которое с почетом хранилось в храме Божием, как знамение победы и торжества.

Равно же Господь Бог совершает чудеса мощами святых, как и их одеждой, что мы познаем на своем опыте. Поэтому к Ризе и Поясу Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Восточная Церковь отнеслась с таким благочестием, что установила специальный праздник и воздвигла преславный храм. Герман же, святой Патриарх Константинопольский, воздал ему похвалу, и там произошло много чудес. Смотри в Минеях, 3 июля и 31 августа.

Претыкание второе      

Зачем вы зажигаете свечи и ставите их перед мощами? Разве это не должно знаменовать их почитание, которое должно оказываться только Богу? И как в связи с этим вы не боитесь идолослужения?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Почему перед Ковчегом завета у алтаря всегда горит огонь (Лев. 6)? И почему Ветхозаветные священники не боялись идолослужения, поддерживая неугасимый огонь перед ковчегом? Ответьте нам, и мы ответим так же.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Зажигание свечей это знамение чести, которую должно воздавать не только одному Богу, ибо свечи ставятся к мощам не как жертвы, но как знамение или свидетельство любви к святому, или в знамение радости и торжества, как обычно зажигаются огни ради торжества победителей. Или в знамение главы мученика, сияющего, яко солнце, в Царствии Небесном. Или в знамение жизни, когда при погребении мертвых держим горящие свечи в руках, как бы возвещая, что лежащий угас только телом, но не душой. Или в знамение этой жизни, по подобию свечи временно светящейся, а потом гаснущей. И особенно возжигаем свечи при мощах в честь святого, и делаем это с благочестием также во время чтения Евангелием. И святым иконам воздаем такую же честь, почитая в образе первообразное.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Христос не требовал возлияния миро на Свою голову, и мощи святых не нуждаются в горящих свечах, однако как жена, которая возлила миро, получила одобрение от Господа, так и те, кто зажигает свечи перед святыми мощами, получают награду по вере своей.

Претыкание третье      

Тела святых не те, что были раньше, они потеряли прежний вид, иногда и истлели, иногда превратились в прах. Поэтому они не достойны почитания.

Исправление претыкающимся      

Золото остается золотом и не теряет своей цены, цело ли оно или стерто в прах, светло оно или почернело, и ценится не за свое качество, но за естество. Так должно рассуждать и о святых мощах.

Разве вы не читали в беседе Златоустого на Послание к Римлянам в последней Беседе, что он хотел увидеть прах тела Павла. Он говорит «прах», а не «тело». Смотри об этом выше, в части первой, в главе третьей. Если же мощи такого святого, такого Апостола Златоуст называет прахом, то это может быть и в случае мощей других святых. Но если вселенский учитель святой Иоанн Златоуст чтит прах тела Павла, так и мы должны почитать прах мощей других святых. Здесь же имею в виду не все мощи, а только некоторые, а многие тела нетленны, в нашей Великой России, и в Малороссии, в Киевских пещерах и в других местах.

Претыкание четвертое      

Часто бывают поддельные мощи, и не имеющие отношения к святым. Иногда же вместо святых костей предлагаются для почитания кости преступников или зверей, и тем самым многие впадают в прелесть, неистовство и соблазн. Поэтому почитание мощей должно отвергнуть.

Исправление претыкающимся      

Если бы кто‑нибудь почему‑либо ошибся и поклонился простому человеку, думая, что это царь, разве из‑за этого надо запрещать кланяться истинному царю? Вовсе нет. Похвально поклоняться истинному царю, хотя иногда может случиться и ошибка в распознании и поклонении. Так следует рассуждать и о поклонении истинным мощам святых. Здесь бы можно было говорить и спорить об истинных святых мощах от имени всей Церкви, а особенно от имени иерархов и от всего освященного Собора, о мощах освидетельствованных, просиявших прежде смерти святой богоугодной жизнью, чудотворением, или прежде смерти, или после смерти, или и до, и после смерти прославленных, а не о мощах каких‑либо неведомых, не имеющих церковного свидетельства и неложного известия, и ни честной жизнью, ни честной смертью, ни чудесами не прославившихся.

Претыкание пятое      

Неоднократно в разных местах появляются мощи под одним и тем же именем, что говорит о явной лжи и обмане поклоняющихся им. Или один и тот же святой имел много тел, или во многих местах мощи ложные и подставные.

Исправление претыкающимся     

Тело одного и того же святого может быть в разных местах по частям, а не целиком. Бывает и такое, что мощи разных святых выставлены под одним и тем же именем, и в течение длительного времени считается, что речь идет об одном и том же святом. Но мы говорим не об этом. А том, что должно почитать истинные святые мощи, по поводу которых не возникает подобного рода сомнений. Если же когда и случится какой обман, это не изменит закономерность, и то, что происходит случайно, не считается закономерностью.

   Претыкание шестое      

Мертвые тела могут быть неподвластны тлению длительное время, или же вследствие благоприятного месторасположения и воздуха, где они находятся, как в Киевских пещерах, как бы специально для этого созданных. Или же из‑за особенной подготовки тела умершего, а также помазания благовонными маслами. Поэтому суетно почитать мертвые тела, поскольку их нетление обманчиво.

Исправление претыкающимся      

Вы сами обманываете и обманываетесь, противники, с гордыней и уничижением упрекая праведников в беззаконии. Скажите мне, разве вы не прилагаете усилий к тому, чтобы не было зловония от трупов ваших любимых и родных? Не тратите ли вы свое состояние на их помазание? Не изымаете ли (чтобы не было вони) все их внутренности?

Не ставить ли их гробы в места, специально для этого отведенные? И почему ни один из ваших трупов до сегодняшнего дня не стал нетленным, не только на сотни, но и на десятки лет? Не таковы мощи наших святых, которые, по Апостольским словам, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:37‑38), в болотах, у озер, в водной ржавчине, среди оводов и мошек, скорбя и томясь. Будучи еще живыми, они в своем теле носили мертвость господню и работали Господу умерщвлением плоти. Так страдал преподобный отец наш Аврамий у вод Великого Ростовского озера. Таковы были святые Леонтий, Иаков Ростовские, таковы Никита и Даниил Переяславские, Никита и Антоний, Новгородские чудотворцы, посреди вод, причем вод мутных, гнилостных, полных змеями, не имевшие ни одного утешения. После своей кончины они в этих потопных водах были и погребены, а через много лет прославлены явившимся нетлением. И как, и кем, вы считаете, было устроено их нетление, так что и доныне Господь хранить их тела целиком, не только кости, на ваше посрамление.

Но и Киевские пещеры явно обличают вашу ложь. Ибо если бы тела умерших сохранялись от тления благодаря благоприятному месторасположению и хорошему воздуху, то всякий труп, который там лежал, был бы нетленным. Но сам наш жизненный опыт показывает, что это не так. Ибо во времена нечестивого Батыя, разорившего все Российское царство и пришедшего в Киев, многие люди укрывались в пещерах, и кто погиб там от голода, кто от острия меча пришедших варваров, и, не будучи погребенными, истлели и сгнили, и доныне в пещерах видны напоминающие кости останки сгнивших трупов. Мощи же святых далеки от тлена.

Претыкание седьмое      

Иноземным еретикам уподобляются и наши русские еретики раскольники, которые соблазняются словами святого Златоуста в толковании на Евангелие от Матфея, в Беседе 34, лист 428, где написано так: «Как демоны притекают ко гробу, так и многие любящие, сидящие у гроба, уподобляются душой демонам», и так далее.

Соблазнившиеся этими словами Златоуста говорят: «Зачем нам почитать мощи святых и приходить к их гробам на поклонение, если за это нас Златоуст назовет демонами?»

Исправление претыкающимся      

Это нравоучение святой Златоуст написал о тех, кто после смерти своих любимых друзей, знакомых и родственников плачет безмерно и, приходя к их гробам, рыдают и бьются, а не о святых мощах, над которыми никто не рыдает о смерти, а только славит Бога, прославившегося во святых Своих, и молится о спасении их молитвами.

Рыдающих же и одержимых безмерной печалью по своем умершем Златоуст не одобряет и, чтобы отвлечь их от этого неполезного обычая, уподобляет таковых демонам, любящим жить в Еллинских гробах, как тот бесноватый в земле Гадаринской, которых жил не в доме, а в гробах.

Вот в чем суть вашего претыкания, противники, о камень вашего суетного мудрствования. Но когда уже придете в чувства и, лежа во гробах нечувствия и сердечного окаменения, перестанете бесстыдно оскорблять почивающие на своих ложах мощи святых!

Вещь, поистине ужасная! Ни тление не коснулось святых мощей, ни черви, мертвыми обладающие, к ним не устремились. А вы, порождения ехиднины, на мощи святых изострили свои ядовитые зубы сильнее злейших червей. Сам Бог (перед Ним честна (...) смерть праведных Его (Пс. 115:6)) прославляет тела Своих святых угодников чудотворением. Их почитают Ангелы Божии. устрашаются демоны и убегают от них. а вы смеетесь смехом, достойным плача и рыдания.

И кто не вострепещет от такой дерзости вашей, кто не заплачет о вашей погибели! Не годится вам гнать живых угодников Божиих, но и если устремитесь на почивающих во гробах, уподобитесь больше зверям, пожирающим трупы, а не людям.

Но что сможет ваша звериная ярость? Праведники живут вечно, умертвить их никто не может. Праведные души в руке Божией, язык ваш злоречив и к ним не прикоснется. Праведники в вечной памяти, и вы не сможете помрачить их забвением.

Разве вы не слышите, как Святой Дух ублажает их устами Сираха: Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего (Сир. 46:13‑14). Истинны эти слова, мы явно видим, что они сбываются, и кости святых процветают. Разве не процветают кости святых от своего места, когда на месте, которое избрал Господь, от их гробов и от мертвых костей проистекает столько благодеяний и происходит столько чудес? Не процвел ли гроб Елиея, когда его прикосновением ожил умерший?

Разве не процвел гроб святого первомученика Стефана, когда у его святых мощей слепые прозревали и больные исцелялись?

Но кто может сосчитать райские цветы, которые и ныне процветают, не только исцеляя наши тела, но и принося неизреченную пользу душе. Когда мы смотрим на мощи первомучеников, из них для нас процветают мужество и великодушие, побуждая нас к подобным подвигам и к страданию за Христа.

Когда мы видим мощи святых исповедников, в нас процветает подражание их добродетелям и желание тесного и прискорбного пути, ведущего в жизнь вечную. Когда смотрим на мощи и кости святых дев, в наших душах процветает чистота, которой они угодили Богу, угасив пламень плотской похоти.

Когда смотрим на мощи иных святых, или иноков, или супругов, или высокого происхождения, или низкого, от всех них нам процветает образ, призывающий последовать за ними, чтобы мы не искали причины в нашей лености, чтобы мы не говорили, что немощны, отягощены плотью, пребываем в супружестве, живем посреди мира и потому не можем быть свободными от греха. Разве не были и они людьми, подобными нам плотью и отягощенными немощью, живущими посреди мира, пребывающими в супружестве, однако они победили и мир, и плоть, и сатану. Поэтому да будет память их в благословение их, и кости процветут от места своего.

Особенно же процветут от своего места мощи святых в последние времена, при воскресении праведных, когда их смертное облечется в бессмертие, и их тленное облечется в нетлении. Тогда приближающаяся весна воссияет им, иссушенным зимой нынешнего века, погубившей их красоту, благоуханным райским светом.

Как роса, ниспадающая на цветы, воскрешает и оживляет их, так и роса благодати Божией упадет в то время на мертвые кости и оживит их для вечного бессмертия. И поэтому о них говорится у Пророка Исаии: Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19). И снова у Исаии говорится: кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов своих Он разгневается (Ис. 66:14). О как различаются орошения в последний день! Как ливень, низведет Он сети на грешников; огонь, сера и вихрь бурный (Пс. 10:6), а на праведников низведет росу Своей благости.

Видите, противники, что и в этом причина почитания святых мощей, которых Сам Бог оросит росой Своей благодати и оживит их. И тогда совершенно расцветут их кости на своем месте, и в прославленной плоти просияют, как солнце в Царствии Отца Небесного, Которому вместе с Присносущным Сыном и животворящим Его Духом слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: