Часть I. Камень Православной Веры

 

Истинное и существенное Христа, Спасителя нашего, присущие, хотя и невидимое в Таинстве Евхаристии, и Дары, предложенные на Божественной Трапезе, то есть хлеб и вино, при истинном освящении истинным священником изменяются, или претворяются, или прелагаются, или пресуществляются (все это одно и то же по сути) в существо Тела и Крови Христовых, что происходит при освящении Даров не по отношению к существу хлеба, но к существу Тела Христова, утаенного под видом и покрывалом хлеба, и не по отношению к существу вина, но к существу Крови Христовой, утаенной под видом и покрывалом вина.

Это Апостольская вера, вера Вселенских Соборов, вера святых Отцов, Церковных светил и столпов, вера Православная Кафолическая, твердая и несомненная, и вратами адовыми, то есть еретическими устами, неодолимая.

 

 

Глава 1. Твердость камня веры от проображения этого таинства в Ветхом Завете

 

Таинство Святейшей Евхаристии имеет много прообразов в Ветхом Завете.

ВО‑ПЕРВЫХ: Хлеб и вино Мелхиседека (Быт. 14).

ВО‑ВТОРЫХ: Овца, или Агнец пасхальный (Исх. 12).

В‑ТРЕТЬИХ: Манна (Исх. 16).

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Кровь Завета и Ветхозаветные жертвы, тельцы, волы, овцы, козлы, птицы (Исх. 14).

В‑ПЯТЫХ: Предложение хлебов (Исх. 15).

В‑ШЕСТЫХ: Камень, источающий воду (Исх. 17).

Эти и другие подобные им образы были прообразами Таинства Святой Евхаристии, то есть Тела и Крови, по общему толкованию святых Отцов. Этими прообразованиями Господь Бог хотел предызобразить Таинство Евхаристии, чтобы люди, созерцая истину в образах, лучше поверили этому непостижимому Таинству.

Так, например, некий царь, желая представить своим подданным своего сына в качестве царя, посылает им образ своего сына, чтобы, глядя на образ, они стали надеяться на появление будущего царя и лучше его восприняли. Это согласуется с нашим доказательством.

В Ветхом Завете Евхаристию предваряли различные образы, раскрывающие ее Таинство. Ибо Евхаристия не только образ Тела и Крови Христовых, но и содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо образ есть образ истины, а не образ образа. Поэтому и Ветхозаветные образы Евхаристии были образами истинных Тела и Крови Христовых, а не образных. Так, Ветхозаветные Патриархи Моисей, Исаак, Иосиф были образами истинного Мессии Христа, а не образами образа.

     Подтверждение первое      

Если Евхаристия есть образ Тела и Крови Христовых (как утверждают противники), то Евхаристия ничем не отличается от тех прежних образов, о которых говорилось выше, ибо и те были образами Тела и Крови Христовых, и эти – образ Тела и Крови Христовых. Этого же совершенно не может быть, ибо образ далеко отстоит от образуемой вещи, как, скажем, образ царя очень отличается от самого царя. Если в Ветхом Завете эти описания были образами Тела и Крови Христовых, то Евхаристия, как вещь образуемая, содержит в себе истинные Тело и Кровь Христову. Иначе бы не было различий между Ветхой Сенью и Новой Благодатью.

Подтверждение второе      

Сам Христос показывает, как сильно отличается Ветхозаветная манна от Евхаристического хлеба, и говорит Иудеям: Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6:49‑50). Если Ветхозаветная манна, которая не могла дать жизнь, была образом Тела Христова, то Евхаристический хлеб, дающий жизнь, есть истинное Тело Христово.

Подтверждение третье      

Ветхозаветные образы не имеют такого совершенства, как образуемые явления Новой Благодати. Поэтому Апостол Павел в Послании к Евреям, в главе 8, называет ветхие образы тенью будущих благ. И в главе 7 в Послании к Евреям он говорит: ибо Закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда (Евр. 7:19). Если же Евхаристия не имеет в себе истинного, присущего Тела и Крови Христовых, но всего лишь только образ Тела и Крови Христовых, то ветхозаветные образы имеют большее совершенство, чем образы Новой Благодати. Ибо пасхальный агнец более очевидный образ Тела Христова, чем Евхаристического хлеба, но он не есть истинное Тело Христово. И чудесная манна, особенная на вкус, называемая Ангельским хлебом, более изысканна, чем Евхаристический хлеб, который прост, по мнению противников. И тогда будет явное противоречие словам Апостола Павла, который называл ветхозаветные образы тенью будущих благ и говорил, что их не совершил Ветхий Завет (Евр. 10:1).

Из всего, что здесь сказано, каждый может ясно понять, что если в Ветхом Завете были предварены образы, описывающие Евхаристию, то есть Таинство Тела и Крове Христовых, то Евхаристия не праздный образ Тела и Крови Христовых, но поистине содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо какая нужда прообразовывать образ образами и предосенять сень сенью?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: