Обращение к читателям и некое предисловие

 

         

Канул я в глубину морскую, и бурные воды потопили меня (Пс. 68:3), ‑ говорит Псалмопевец. Может ли быть глубина большая, чем эта пречудное Таинство Евхаристии, человеческим умом неизмеримое и быстротой Ангельских умов непостижимое! Здесь будут уместны слова Апостола Павла, который говорит: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал суд Господень? Или кто был советником Ему (Рим. 11:33‑34)? Кто дерзнет переплыть такую глубину своим скудоумием, неизбежно утонет, подобно фараону, как камень в сильные воды (Неем. 9:11).     

Если же кто поплывет на корабле Святой Православной Церкви, наставляемый ветром Духа Святого, открывающего тайны, управляемый Самим Христом, штурвал этого корабля держащим, обладая якорем надежды и упования на Бога, располагающего бурями морскими, утверждаем: таковой неизмеримую глубину благополучно переплывет и достигнет Небесного пристанища.

И таковы мы, сыны Православной Церкви, не дерзающие измерять глубину своим малоумием, держимся только одного корабля Святой Апостольской Кафолической Церкви, пленяя разум в послушание веры и полностью понимая, что корабль, Кормчий которого Сам Христос, Сын Божий, не может утонуть или заблудиться, отклонившись от пути, ведущего в пристанище небесное.

Противники же, не держась за этот корабль, но плывя в новых своих ладьях, по своему разумению устроенных, наставляемые кормчим в лице собственного суемудрия, плывут очень неумело и, тщась измерить неизмеримую пучину веревкой любопытства, впадают в пучину неверия и тем самым жестоко погибают.

Не так, нечестивые, не так. Вспомните прежние дни, когда ваши отцы держались этого благодатного корабля. О, сколь благополучно было тогда плавание, когда у веровавшего народа были одно сердце и душа. В чем причина того, что вы, родное племя праотцов, выскакиваете из этого корабля? (Деян. 4).

Но отложим аллегорические выражения и скажем об истине явно. Начиная от Христа и от времен Апостольских, все верные на Востоке и Западе твердо и без сомнений верили, что в Евхаристии, то есть в предложенных в Жертву Богу Дарах, после должного освящения, под видом хлеба есть истинное Тело Христово, и под видом вина есть истинная Кровь Христова. Этому Догмату Православной веры тысячу лет от Рождества Христова никто не дерзал прекословить. После того, как прошла тысяча лет, из бездны адской вышел диавол и вселился в некоего Беренгария, первого ересиарха на Западе, не покорившегося этому Догмату. Он учил, что предложенные Дары, хлеб и вино и после освящения не становятся истинными Телом и Кровью Христа, а остаются только образами Тела и Крови Христа.

Здесь уместно вспомнить известное видение из Апокалипсиса, о котором святой тайнозритель Иоанн пишет так: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (Откр. 20:1).     

У нас может возникнуть сомнение, не тот ли это сатана, связанный на тысячу лет и потом освобожденный, что вошел в этого ересеначальника Беренгариа, поскольку он начал засеивать свои бесовские плевелы как раз когда прошла тысяча лет, точнее, в 1004 году (смотри Барония, на 1004 год).

Но этот ересиарх Беренгарий, который жил и прельщал на Западе, так и был проклят на западных Соборах и испустил свою душу.

Минуло немало времени, и пришел некий Виклеф, в 1359 году, дышащий той же бесовской пагубностью, но и он погиб с шумом.

Также в 1527 году, при Лютере, явился некий Звинглий, возобновив душепагубную ересь Беренгария и Виклефа, а после него пришли Кальвин, Буцер, Беза и прочие служители семиглавого змея, которые так укоренили эту проклятую ересь, что и доныне этот неизлечимый змеиный яд в различных царствах и провинциях поражает многих людей.

Но бесконечная благодарность Богу за то, что наша Восточная Православная Церковь очень далека от этих диавольских плевел и жесточайшей пагубы. Все эти еретические лжесловия, родившиеся на Западе, отнюдь не коснулись Востока благодаря Солнцу правды, Христу Богу нашему. Восток свой охраняющему от еретической ночи.

Однако да не встретится нам, сынам Евы, сатана, прельстивший нашу праматерь Еву. Надеемся в этом Православном Догмате достойно написать, ради крепчайшего утверждения благочестивых, об этой непостижимой тайне и показать истинное исповедание Апостольское, святоотеческое и от Вселенских Соборов.

Как обычно, весь этот Догмат разделим на две части. В первой рассмотрим Камень Православной веры, во второй Камень претыкания и соблазна. Но прежде, нежели приступим к самому делу, выдвинем некоторые положения.

Положение первое     

Здесь нам предстоят споры и прения и кальвинистами и лютеранами. Кальвинисты учат, что предложенные на Божественном Престоле Дары, хлеб и вино, и после освящения не становятся истинными Телом и Кровью Христовой, а только образом Тела и Крови Христа. Лютеране же учат, что в предложенных Дарах, то есть в хлебе и вине, есть истинное Тело и Кровь Христовы, однако не в результате изменения, преложения, пресуществления, но совокупления обоих, то есть, существо хлеба совокупно с существом Тела Христова, а также существо вина совокупно с существом Крови Христовой.

Положение второе     

Четыре образа, которыми может быть кто‑либо где‑либо присущий.

ПЕРВЫЙ, знамением, или начертанием, или изображением. Так царь бывает присущим в своем образе.

ВТОРОЙ, мыслью и мнением. Так друг бывает присущим другу, когда о нем мыслит.

ТРЕТИЙ, действием. Так солнце бывает присуще нам светом и теплом, которые посылает на землю.

ЧЕТВЕРТЫЙ, самим собою. Так солнце присуще на небе.

Положение третье     

Между нами и противниками нет споров и сомнений в том, что тремя названными первыми образами Христос присущ в причастии Божественных Таинств. ПЕРВЫЙ по преобразованию, ибо Тело и Кровь Христовы являются в виде хлеба и вина, как некие знамения и образы. ВТОРОЙ по веропостижению, ибо причащающиеся устами, мыслью, то есть верой, постигают Христа. ТРЕТИЙ по действию, ибо причастие Таинств Божественных действует в нас по‑разному благодатью силы Божией. В этих трех образах Христос был присущ и в ветхозаветных Таинствах и жертвах. Первый – прообразами Христа. Второй – верой Иудеев в будущего Христа. Третий – желанием прихода Христа и получением Иудеями благодати Его будущими заслугами.

Положение четвертое     

Все наши усилия относятся к раскрытию четвертого положения, то есть, к тому, что Христос присутствует в Таинстве Евхаристии не только преобразовательно, не только веропостигаемо, не только действительно, но и Сам по Себе, существенно и истинно. Кальвинисты не исповедают этого четвертого присухщия, а только три, указанные до него.

Отсюда ясно, что, по их мнению, Христос не иначе присущ в Евхаристии, как раньше был присущ в ветхозаветных жертвах, то есть преобразовательно, веропостигаемо и действительно, а не Сам по Себе, существенно и истинно. Но мы говорим противоположное этому и верим, что Христос присущ в Таинстве Евхаристии всеми четырьмя вышеперечисленными образами, то есть, и образно, поскольку Он скрыт под образами хлеба и вина, и веропостигаемо, поскольку твердо верим, что там Христос, и действительно, поскольку причастие Божественных Таинств действует в причащающихся действием сверхъестественной силы, и существенно, поскольку в Таинстве Евхаристии участвует истинное и сущее Тело и Кровь Христова.

Положение пятое     

Истинное и сущее присутствие Христа, Спасителя нашего, трояко. Первое – видимое, в жизни вместе с людьми с людьми, но страдательное и смерти подлежащее. Таким Христос присущ нам от Рождества Своего и до Воскресения. Такого присущия Христа, видимого, в жизни вместе с людьми и страдательного, сейчас нет. О таковом присущии Сам Христос говорит: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете (Мф. 26:11). Второе Христово присущие невидимое и не подлежащее страданию, но истинное и существенное. Таким было присущие Христа, когда Иудеи хотели побить Его камнями: но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8:59). Таким было присущие Христа, когда Иудеи хотели свергнуть Его с горы, но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк. 4:30). Таким было присущие Христа в Еммаусе, где Он в Теле явился двоим ученикам после Воскресения, после чего стал невидимым. Хотя Он и был невидимым, однако был присущ в Теле истинно и существенно. Таково присущие Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии, истинное и существенное, но невидимое. Третье присущие Тела Христова видимое, исполненное Небесной славы, в котором Он придет и будет судить живых и мертвых.

Положение шестое     

Предстоит знать и о том, что у нас нет намерений говорить здесь о словах, сопровождающих пресуществление Даров, так как об этом в Догмате речь не идет – к нему относится спор о пресуществлении, а не о времени пресуществления. Об этом достаточно написано другими, показавшими, что пресуществление происходит по наитию Святого Духа в молитвенном священническом призывании. Эти же слова Христа: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. (...) пийте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф. 26:26‑28), – были сказаны тогда Апостолам, и ныне произносятся на литургиях в память исторических событий, происходивших во время Тайной Вечери.

Совершенно уяснив это себе, пойдем дальше.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: