Глава 3. Твердость камня веры от неложных слов самой истины, Христа, Бога нашего

 

Прежде, чем Христос, Спаситель наш, установил это предивное Таинство, Он обещал дать есть Свою Плоть и сказал: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Здесь Христос, Бог наш, обещает дать есть Плоть Свою. А исполнил Он Свое обещание на тайной вечери, когда, взяв хлеб, подал ученикам Своим, говоря: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое(1 Кор. 11:24) во оставление грехов. Смотрите, как согласуются Его действия: тогда обещал, а здесь дает. А раз там обещал дать Тело Свое есть, так здесь, то есть на Тайной Вечере, делом исполняет слово и, подавая обещанное, говорит: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов. И что может быть яснее и тверже этого для утверждения нашей Православной веры? Небо и земля мимо идут, а слова Христа не мимо идут.

Ответ и лазейка противников      

Когда Христос обещает дать есть Свою Плоть, Он не говорит о Плоти Своей как свойственной, существенной и истинной, но говорит о Плоти Своей как об образе, то есть, хлеб, который Христос обещал дать и дал на Тайной Вечере, не был поистине Плотью Христа истинной и существенной, но был только образом Тела Христа. Поэтому есть Плоть Христа и пить кровь Христа есть не что иное как только веровать во Христа. Слова же Христа «Это Тело Мое» противники толкуют как «Этот хлеб есть образ Тела Моего» или как «Этот хлеб образует, или знаменует, Тело Мое». Также слова «Это Кровь Моя» толкуют как «Это вино есть образ Крови Моей» или «Это вино образует, или знаменует, Кровь Мою». Так противники в недвижимой Церкви Христовой делают себе лазейку в ограде и, не входя и не выходя через двери Православной веры, являются ворами и разбойниками. Но возьмем КАМЕНЬ Православной веры и преградим эту дыру, выкопанную ворами.

Преграда первая      

Когда Иудеи слышали Христа, обещавшего дать есть Свою Плоть, удивлялись и спорили между собою, говоря: «Как Он может нам дать есть Свою Плоть?» Что же Христос? Он не толковал им свое высказывание их кальвинским толкованием и не утолил их удивление и сомнение объяснением Своих слов как образных. Но Он только подтвердил ранее сказанное, говоря: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, (а не образно) и Кровь Моя истинно есть питие, (а не образно) (Ин. 6:55). И снова говорил, как бы давая клятву: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53‑54).      

Преграда вторая      

Многие ученики Христа, услышав, что Он хотел дать есть Свою Плоть, говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6:60). Иисус же отвечал им: Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде (Ин. 6:61‑62)? (Вы умалчиваете об этих словах). Что тогда скажете, как удивитесь! Здесь Христос утверждает чудесное Таинство Евхаристии, как бы говоря своим чудесным Вознесением на Небо: «Если плоть не может взойти на Небо по закону своего естества, то по тому же закону естества плоть не может оживлять и даваться в пищу». Иудеи и некоторые из учеников Христа думали, что Христос хотел резать Свою Плоть, как мясо, и давать им в пищу. Поэтому они удивлялись и соблазнялись (многие же возвратились и не пошли с Ним), сомневаясь в силе и премудрости Божией, в том, что должно было явиться в будущем, то есть в том, что Христос хотел дать есть Свою Плоть не под видом плоти (ибо это странно и не должно употребляться человеком в пищу), но Плоть Свою, утаенную под видом хлеба, наподобие хитрого врача, утаивающего лекарство в молоке или в сахаре и дающего больному ребенку, поскольку само по себе лекарство ребенку было бы неприятно, но об этом скажем позже.

Преграда третья      

Христос в этой беседе с Иудеями обещает дать пищу лучше, изысканнее и полезнее, чем Ветхозаветная манна, которую ели их отцы и умерли. Он говорит: Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6:49‑50). Если же Евхаристический хлеб есть только образ Тела Христова, то он не может быть лучше, изысканнее и полезнее манны. Более того, наоборот, по мнению противников, манна, как хлеб Ангельский, чудесный и обладающий всяким мыслимым вкусом, изысканнее, чем обычный Евхаристический хлеб, который обычен и является только образом Тела Христова.

Преграда четвертая      

Если присутствие Христа в Евхаристии только преобразовательно и веропостигаемо, как утверждают противники, то Ветхозаветная манна ничем не отличается от Евхаристии, ибо и она была образом Тела Христа, и Иудейское ядение манны весьма подобно христианскому причащению, ибо и они, едя манну, верили в то, что придет Мессия Христос.

Преграда пятая      

Когда Христос говорит: хлеб же, который Я дам, Он говорит о будущем времени. Как же вы, лазутчики, говорите, что ядение этой таинственной пищи всего лишь означает веру во Христа, поскольку вера относится к будущему времени; но она относится к любому времени тех, кто живет на земле в этом мире.

Преграда шестая      

Все четыре Евангелиста, как бы по согласию (хотя они писали в разное время и в местах, находящихся далеко друг от друга) говорят одно и то же о Святейшей Евхаристии.

Святой Евангелист Матфей в главе 26 говорит: И когда они (Апостолы) ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: пришлите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26‑28).      

Святой Евангелист Марк в главе 14 говорит: Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: пришлите, ядите; сие есть Тело Мое И, взяв чашу, благодарив,    подал им: и пили из нее все И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк. 14:22‑24).      

Святой Евангелист Лука в главе 22 говорит: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание Также и нашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови (Лк. 22:19‑20).      

Святой Евангелист Иоанн в главе 6: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51).      

Еще, кроме Евангелистов, и Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам в главе 11 это же говорит слово в слово: Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11:23‑25).      

Смотри, какое единогласие у всех Евангелистов, и с ними Апостола Павла. Еще следует принимать во внимание, что этому таинству научили не Евангелисты, не кто‑либо из других Апостолов, но Сам Христос, Который говорит: Ибо Я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11:23).      

Из всех этих свидетельств, Евангельских и Апостольских, складывается следующее доказательство.

1. В Евхаристии Христос дал нам есть то Тело, Которое за нас предается, и дал нам пить ту Кровь, Которая будет за нас изливаема, ибо Сам говорит: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. И снова: сие есть Тело Мое, за вас ломимое, то есть, в жертву приносимое. И снова: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. О Крови у всех Евангелистов и у Апостола пишется одинаково: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая. Или же: за многих изливаемая. Отсюда ясно видно, что в Евхаристии Христос дал есть нам то Тело, Которое предается за нас на страдания и смерть. И Он дал нам пить в Евхаристии ту Кровь, которая будет за нас изливаема.

2. Но Тело Христово было предано за нас не образно, но истинно и существенно. И Кровь Христова была за нас изливаема не образно, но истинно и существенно.

3. Поэтому Христос в Евхаристии дает нам Тело Свое не образно, но истинно и существенно, и Кровь Свою дает нам в Евхаристии не образно, но истинно и существенно.

Здесь, лазутчики, вам должно быть стыдно, трудно вам против рожна идти: этого доказательства вам не сгрызть, хотя у вас для угрызения нас зубы крепки и остры. В этом доказательстве первое положение относится к словам Самого Христа. Второе положение твердо и непоколебимо, его и вы исповедуете. Третье положение есть вывод из двух предыдущих, приводящий к истине по правилам логики.

ГОВОРИТЕ: Когда Христос говорит: сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя, Он говорит преобразовательно, как бы говоря: «Этот хлеб есть образ Тела Моего. Это вино, или эта чаша, есть образ Крови Моей».

ОТВЕЧАЮ: Это обычное для вас пустословие, но прочтите полностью Писание (которое вы обычно урезаете) и уясните себе, на чем строится доказательство, а именно, на этом: сие есть Тело Мое, за вас ломимое. И снова: хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.      

А также: сие есть Кровь Моя, за вас изливаемая. Но Тело, за нас предаваемое, было истинным Телом Христа, а не образом Тела Христа. И Кровь, за нас изливаемая, была истинной Кровью Христа, а не образом Крови Христа. Поэтому и в Евхаристии, они истинны и существенны, а не просто образы.

Преграда седьмая      

Сами слова Христа яснее солнца: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:55). Причастие Божественных Таинств происходит, как известно, не только одной верой, но и естественным ядением существенного Тела Христа и естественным питием существенной Крови Христа. Если же есть Тело Христа и пить Кровь Христа есть только веровать в Христа, как говорят противники, то зачем тогда было говорить Христу: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие? Не может ли быть вера в Христа и без этого чудесного и непостижимого таинства, совершаемого ядением и питием Тела и Крови Христовых?

Преграда восьмая      

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:52‑53).      

Здесь самые клятвенные слова Христа, суть которых истинно, истинно, являют и уверяют истинное присущие истинных Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии.

Преграда девятая      

Для Христа Бога нашего благодарить не является обычным делом, разве только в желании сотворить нечто чудесное и сверхъестественное, и благословлять неодушевленные и бесчувственные предметы, разве только желая явить ими некое чудо, о котором можно узнать от них, как это было у гроба Лазаря, при умножении хлебов, и прочее.

Но поскольку на Тайной Вечере Христово благодарение и благословение происходило над хлебом и вином, то ясно, что этим благодарением и благословением Христос хотел показать нечто чудесное (Мф. 26; Мк. 14; Лк. 22; 1 Кор. 11). Но какое чудо Он показал тогда? Мы отвечаем, что существо хлеба Он преложил в существо Своего Тела и существо вина изменил в существо Своей Крови. Это чудо выше всех чудес, и особенно – более памятное, словами псалма: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс. 110:4‑5).      

Об этом подробно сказано выше в главе 2.

Вы же, лазутчики, о каком говорите чуде, которое произошло тогда? Не чудом ли вы считаете то, что Христос дал своим ученикам обычный хлеб как образ Своего Тела? Не большее ли чудо было явлено Иудеям в пустыне, когда им была дана чудесная манна, чем Апостолам на Тайной Вечере, которым был дан обычный хлеб как образ Тела Христа?

Преграда десятая      

У святого Евангелиста Иоанна в главе 6: прежде, чем Христос стал беседовать с Иудеями об этой непостижимой Тайне, он сотворил великое чудо для народа умножением пяти хлебов, избытки которых уместились в двенадцать коробов кусков. Но почему это чудо умноженных хлебов Христос присовокупляет к Своей беседе об Евхаристическом хлебе? Потому, что чудо умножения пяти хлебов было подтверждением чуда Евхаристического хлеба. Если пять хлебов по Закону естества не могут насытить пять тысяч людей, то это может произойти только силой Божией. Так и Плоть Христова, утаенная под видом хлеба непостижимым всемогуществом Божиим, такое множество верных по всему миру питает чудесным образом. И как тогда осталось избытков двенадцать коробов кусков, так и Плоть Христова, утаенная под видом хлеба, ежедневно съедается в столь многих и различных местах и никогда не бывает снедаема.

О всемогущая Божия сила, превосходящая ум человеческий!

Преграда одиннадцатая Само пререкание ваше вас и обличает, противники. Ибо вы образ Христа и не приемлете, и приемлете. Не приемлете образ Христа, написанный на доске. Приемлете же образ Христа в хлебе вашего кальвинского причастия. И кто не посмеется над вашим безумием! Не более ли правдоподобно иметь рукописный образ Христа, с Плотью Христовой, чем обычный хлеб вашего смехотворного таинства, с Телом Христовым. Что легче: или, взирая на икону Христа, говорить: «Это рукописание есть образ Тела Христова», или воззрев на хлеб, говорить: «Этот хлеб есть образ Тела Христова». Или, отвергая рукописный образ Христа, отметайте и ваш хлебный образ Христа, или, принимая хлебный образ Христа, примите и рукописанный.

И если рукописный образ Христа вы называете идолом, то назовите и его идолом и прогоните далеко от вашей синагоги.

Преграда двенадцатая Веруете, противники, в Бога Единосущного Триипостасного, по неложным словам Святого Писания: Ибо три свидетельствуют на небе (1 Ин. 5:7). Веруете в Слово Божие, в плоти явившееся, по неложным словам Святого Писания: И Слово стало плотию (Ин. 1:14). Веруете в воскресение мертвых, по неложным словам Святого Писания: мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут (Ин. 5:15). Почему же тогда не веруете, что в Евхаристии истинное Тело Христа, по неложным словам Христа Сие есть Тело Мое. Все эти четыре члена веры равно утверждаются на Священном Писании, почему же не в равной мере вы им верите? В первые три члена, хотя в них и трудно поверить, однако веруете несомненно по Откровению Божию, и, понуждаясь неложным словом Божиим, пленяете разум в послушание веры. Почему же вы усомнились в четвертом члене и, имея непоколебимое основание в Слове Божием, колеблетесь умом и, отрицая наличие истинного Тела Христа в Евхаристии, омрачаете ее некоей образностью. Если здесь, как вы говорите, Тело Христово присутствует только как образ, а не поистине, то и Святую Троицу считайте только образом, а не истиной, и верьте, что воплощение Бога Слова только образное, а не истинное, и воскресение мертвых только образное, а не истинное.

Если же вы отвергаете их образность, то отвергните и из Евхаристии. Ибо о всех них в равной мере свидетельствует неложное Божие Откровение. Все они в равной мере утверждаются на едином основании Слова Божия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: