Турнир-викторина по гайдару 2 страница

Долго не отпускали со сцены Юру Афанасьева, который пока­зал пантомиму.

Горячо была принята и последняя концертная часть нашего альманаха, в которой чередовались лирические стихи и песни.

Особо хочется отметить стойкость участников выступления U-и кимовцев, и их младших товарищей, ребят из детского дома. На этот раз «Солнышко» светило, действительно, как настоящее: в пе­реполненном зале стояла ужасная духота, а со сцены «дышала» на нас жаром огромная лампа — наверное, в миллион свечей! Но ни один из нас «не дрогнул» до конца. Только изредка кое-кто вы­бегал за кулисы стереть с лица катившийся градом пот.

Зато как приятно было слышать дружное «Мо-лод-цы!», гре­мевшее в зале!

Это выступление принесло нам огромную творческую радость. Когда мы прощались, местные жители просили нас приезжать почаще.

ЭСТАФЕТА ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ — познаватель­ное дело-обозрение, во время которого каждый из чле­нов коллектива по очереди знакомит остальных со своим любимым занятием, рассказывает о том, что он увлекся этим делом, о своих поисках, удачах и неудачах, о своих планах, показывает свои материалы, отвечает на во­просы, дает советы товарищам.

В числе любимых занятий, с которыми члены кол­лектива знакомят друг друга, могут быть:

—рисование и лепка,

—вышивание,

—коллекционирование,

—выпиливание, выжигание по дереву, моделиро­вание,

—чтение книг: сказок, о путешествиях и т. д.,

—чтение стихов и сочинение собственных,

—рассказывание 'интересных историй,

—решение занимательных задач — ребусов, головоломок, кроссвордов и др.,

—выращивание цветов и других растений,

—уход за домашними животными,

—фотографирование,

— занятие тем или иным видом спорта и др.'
Лучше всего проводить эстафету любимых занятий на сборах-встречах небольших коллективов (микроколлективов) — октябрятских звездочек, пионерских звеньев, бригад старшеклассников и т. п. Нужно, чтобы такие встречи происходили в приятной, как бы семейной об­становке, носили непринужденный характер, когда даже самый застенчивый поделится своим заветным 'Инте­ресом.

Особенно успешно проходит эстафета любимых за­нятий на сборе микроколлектива в гостях у старшего друга, например у родителей одного из ребят.

Много дает для взаимного благотворного влияния старших и младших, для укрепления товарищеских от­ношений между ними эстафета любимых занятий на сборе-встрече двух разновозрастных микроколлекти­вов— пионерского звена и «подшефной» октябрятской звездочки.

Эстафету любимых занятий можно проводить в два тура, причем в первом туре происходят встречи по ми­кроколлективам (или их союзам), а для второго тура может быть использован один из следующих примерных вариантов:

эстафета любимых занятий между микроколлек­тивами происходит на общем сборе: каждый микроколлектив после первого тура выделяет одного из своих членов для выступления с наиболее ярким любимым делом; на общем сборе по очереди выступают эти «делегаты»;

эстафета любимых занятий между «союзами» микроколлективов происходит на объединенном сборе стар­шего и младшего коллективов — например пионерского отряда и октябрятской группы; выступают по очереди представители каждого союза «пионерское звено — октябрятская звездочка»;

эстафета любимых занятий между бригадами лю­бителей; происходит на общем сборе классного коллектива «ли на объединенном сборе старшего и младшего коллективов, на встрече нескольких параллельных клас­сов и т. д.; предварительно все участники создают свод­ные объединения по интересам; каждая бригада готовит коллективное выступление для остальных с рассказом о своем любимом деле.

В любом из вариантов эстафета любимых занятий помогает раскрывать интересы и способности ребят; осуществлять обмен интересами, знаниями, умениями, воспитывать заботливое отношение каждого к своему коллективу и уважение коллектива к каждому своему члену, побуждает к самовоспитанию.

Полезна такая эстафета еще и тем, что обычно дает толчок к новым коллективным творческим делам, удов­летворяющим разнообразные интересы, которые прояви­лись и усилились во время эстафеты. От нее легко перейти к таким познавательным делам, как вечер разгаданных и неразгаданных тайн, «пресс-конференция», устный журнал и т. д. (см. памятки).

Взрослые — учителя, родители, вожатые — кроме об­щей организации эстафеты могут выполнять и другие функции: консультировать ребят при подготовке сборов-встреч, быть ведущими на этих встречах и участниками эстафеты, т. е. тоже делиться с ребятами своими инте­ресами, любимыми занятиями.

ИННА КУЗЬМИНА

ДВА ТУРА ОТКРЫТИИ

Из материалов методической практики во 2 классе школы № 509 Ленинграда

Вместе с Валентиной Васильевной Батраковой, заслуженной учительницей РСФСР, мы организовали октябрятскую эстафету лю­бимых занятий.

Первый тур проходил у каждой звездочки дома. Октябрятам помогали родители и старшие товарищи — пионеры 6 класса.

В классе 8 звездочек. Каждая из них выдвинула одного пред­ставителя на второй тур — общеклассную эстафету.

У ребят из разных звездочек оказалось много общих интере­сов. Так, например, выяснилось, что большинство мальчиков увле­каются сбором марок. Те, кто их коллекционирует, принесли свои альбомы с марками, показывали марки всему классу и рассказы­вали, как они его делают, с чего начинали и планы свои на даль­нейшее. В результате эстафеты ребята решили создать свой кру­жок по сбору марок.

Многие девочки показывали свои рисунки, вышивки. Одна ученица рассказывала о выращиваемых вместе с членами ее семьи растениях, оказалось, что дома у нее чуть ли не целая оранже­рея, различные сорта кактусов и других растений. Она была не­сколько раз в Ботаническом саду — там узнала и увидела много интересного и обо всем этом рассказывала товарищам.

Те, у кого любимое занятие — чтение сказок, рассказывали классу самые интересные из прочитанных ими дома.

Ребята приносили в класс свои альбомы с открытками на раз­личные темы, фотографии артистов.

Эта эстафета побудила каждого октябренка задуматься, есть ли у него какое-то свое любимое дело, не теряет ли он даром сво­бодное время, дала возможность заинтересовать друг друга по­лезными занятиями, а также выявила общие интересы...

ЭСТАФЕТА - «РОМАШКА» — познавательная игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задачи на импровизацию, решают их и по очереди показывают свои решения.

Участниками игры могут быть постоянные микрокол­лективы (звездочки, звенья и т. п.) или сводные команды — не более 10—15 человек в каждой. В послед­нем случае организаторы игры могут заранее пригото­вить из бумаги или картона значки-жетоны стольких вариантов (разных рисунков), сколько предполагается создать команд. Каждый участник вытаскивает какой-либо значок и таким образом попадает в определенную команду.

Организаторы игры делают «ромашку» — картонный круг желтого цвета диаметром 15—20 см и лепестки из белой плотной бумаги с булавками в основании каждого лепестка. Количество лепестков должно совпадать с чис­лом команд или быть вдвое больше этого числа, если решено, что каждая команда будет решать не одну, а две веселые задачи.

Затем организаторы игры выбирают — в соответствии с составам участников — веселые задачи (перечень по­добных задач см. в памятке «Вечер веселых задач»), и на каждом лепестке записывают начало одной из та­ких задач, например:

19Придумать и показать несколько сценок на тему...

20Придумать и исполнить рассказ, который начи­нается так:...

21Изобразить пантомимой следующие пословицы и поговорки:

1)...

2)...

3)...  и т. д.

Многоточием обозначается та часть задачи, которая будет придумана уже во время самой игры.

Ход игры

Сама игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед началом игры участники садятся в круг по командам, каждая выбирает капитана и придумывает себе шуточное название. В центре круга ведущие кладут (на стол или стул) «ромашку» так, что лепестки (не скрепленные с желтой «сердцевиной») обращены вверх той стороной, на которой нет текста.

1-й этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда при­думывает вторую часть задачи и записывает ее вместо многоточия, оставленного организаторами. На это дается 5—10 минут. Первый этап завершается тем, что капи­таны снова составляют из лепестков ромашку в произ­вольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изме­нить расположение лепестков.

2-й эта п. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда го­товит — одновременно с остальными, но по секрету от них — решение доставшейся задачи (или двух задач). На это дается 20—30 минут. В конце этого срока веду­щие собирают команды, которые снова занимают свои места в кругу.

3-й этап. Один из ведущих вручает любому из ка­питанов желтую сердцевину «ромашки». Капитан объяв­ляет доставшуюся им задачу. Затем команда показы­вает свое решение, после чего капитан прикалывает лепесток к сердцевине и передает эстафету любой дру­гой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вручит ведущим полностью составленную ромашку (если команды гото­вили по две задачи, то можно провести эту эстафету II два тура).

Советы организаторам

Помните, что эстафета-«ромашка» —это непри­нужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора, что эта игра удовлетворяет потребность ребят» драматизации, выявляет индивидуальные творческие способности младших и старших, объединяет участников и различных видах коллективного поиска..

— Не стоит вводить оценку очками, баллами и т. п.— пусть каждое выступление рассматривается участни­ками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок на радость всем собравшимся.

16)Этой игре все возрасты покорны! Не нужно бояться разновозрастного состава команд (например, октябрята и их старшие друзья — пионеры и взрос­лые),— наоборот, решения веселых задач тем неожи­даннее и ярче, чем разнообразнее состав команд. Эстафета-«ромашка» сближает младших и старших подобно общей игре в кругу семьи.

17)Эстафета-«ромашка» — отличное средство для сплочения классного коллектива, для преодоления разобщенности параллельных классов, для объединения ребят и педагогов на классных и школьных вечерах.






Часть III

Трудовые дела

Атака гайдаровская     

Десант гайдаровский    

Кукольный театр    

«Первый памятник»       

Подарок далеким друзьям  

Почта гайдаровская     

Рейд гайдаровский     

«Салют ветеранам»     

«Снежная сказка»       

Сюрприз гайдаровский праздничный

Фабрика гайдаровская  

 

АТАКА ГАЙДАРОВСКАЯ — трудовая операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замечен­ных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить своими силами — коллектива и его друзей.

Такие «атаки» совершаются в короткий срок, в тече­ние одного или нескольких часов.

Примеры гайдаровских атак

6. расчистка территории (например, детского сада) от снега, листьев и др.;

17.посыпка песком обледенелых дорожек;

7. украшение общественных зданий (например, клуба), памятников и т. п.;

18.постройка и ремонт пешеходных мостиков;

8. подготовка к зиме общественных садов, скверов, бульваров и др.;

9. заготовка дров для отдельных семей и учрежде­ний, например для детских яслей, сельской начальной школы, больницы и др.

Трудовые атаки являются разновидностью гайдаров­ских операций и, как все такие операции, успешнее всего совершаются ребятами разного возраста вместе с их взрослыми друзьями. Это позволяет строить наиболее целесообразно работу (разделение труда!) и на деле крепить содружество старших и младших.

Гайдаровские атаки проводятся либо после специаль­ной разведки (см. памятку) или по любому сигналу о за­меченных в окружающей жизни недостатках.

Лучше всего, если для участия в гайдаровской атаке вызываются желающие и создается сводный отряд доб­ровольцев, выбирающий своего командира. Этот сводный отряд затем отчитывается о проведенной атаке перед всем коллективом (октябрятской группой, пионерским отрядом, классным комсомольским коллективом и т. п.)

или перед руководящим органом (советом дружины, ко­митетом ВЛКСМ и др.).

Очень важно, чтобы гайдаровская атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или по крайней мере знали о ней только ответственные лица, с которыми нужно договориться перед началом атаки, чтобы не получилось недоразумения.

Систематическое проведение гайдаровских атак играет исключительно важную роль в формировании постоян­ной готовности приходить на помощь людям, беско­рыстно заботиться о них, улучшать окружающую жизнь.

ВЕРА ЖИВОТОВСКАЯ

ОПЕРАЦИЯ «ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ»

Из материалов воспитательной работы учителя 1 класса школы № 81 Ленинграда

Сегодня отличный день! Кончились уроки, и я сказала своим первоклассникам, что сегодня можно было бы устроить для малышей-детсадовцев тимуровский сюрприз: неожиданно выпал снег, а из него можно вылепить много разных фигур. Конечно, радости было много! Но в детском саду нам сказали, что полезнее было бы сейчас просто очистить от снега игровую площадку. Снега столько, что дошколята не могут гулять.

Я подумала, что эта операция сложна для первоклассников: здесь надо проявить ловкость, силу (лопаты тяжелые, большие), упорство и взаимопомощь в напряженном физическом труде. И даже смекалку — ведь можно по всей площадке разбежаться, а дела не сделать. Волновалась. Но командиры звездочек решили: операция состоится, называться будет «Последний снег». На опе­рацию пойдут самые ловкие, быстрые, сильные. Всего отобрали 10 человек. Взяли только одну девочку. И не ошиблись.

Вышли из школы, пришли на территорию детского сада. Са­рай открыт. Взяли лопаты, командиры распределили участки, и ра­бота закипела. Работали всего один час, но очень дружно. Полу­чили благодарность от сотрудников детского сада. (Они, как мы потом узнали, наблюдали все это из окон.)

Но вот что еще произошло. И остальные октябрята по одному пришли и работали вместе с нами, кому же хочется быть нелов­ким, несильным! Я сделала вид, что ничего не замечаю. А в это прими группа продленного дня вышла на прогулку. Там была часть детей из моего класса и часть—из параллельного, 1-а. Увидели мне через улицу, и пока их руководительница смотрела, как мы грудимся, ребята выпросили ломики и лопаты (уже школьные) и шли скалывать лед с крыльца школы и расчищать школьный цветок Мои «продлешки» были в восторге: они тоже — ловкие!

Затем вышла Другая группа продленного Дня (3—4 классы) И тоже взялась за дело.

Мы, закончив свою операцию, ушли, а они продолжали дружно работать.

Учительница была удивлена и стала потом мне показывать, какую огромную работу проделали ребята. (Мне было очень приятно и смешно почему-то.) И я увидела и убедилась, какова сила примера.

Моя роль в этой операции? Ее, кажется, и не было. Я нахо­дилась в подчинении у Вовки — командира добровольцев, скромно работала и была не сильнее и далеко не расторопнее всех. А я, — честное слово! — старалась.

ЛЮДМИЛА ТЕТЕРСКАЯ, МАРГАРИТА БЕСОВА

ОПЕРАЦИЯ ЭСВС

Из материалов работы КиМ в Тосненском районе Ленинградской области

Первым объектом наших трудовых атак стал местный клуб. Нельзя оставлять его в таком виде! — таков был единодушный приговор Коммуны. Быстрейшему проведению операции способст­вовал, конечно, и тот факт, что мы собрались выступать с нашим устным альманахом — «Солнышком», а разве можно допустить, чтобы его лучи осветили... голые стены клуба?

Был создан сводный отряд особого назначения. Вошли в него и несколько местных ребят. Командиром общий сбор назначил Риту Бесову. Кроме своих деловых качеств, она имела еще то преимущество, что участвовала в разведке по клубному маршруту.

По предложению Риты операция получила название ЭСВС, что означает «Эстетику — в село!».

Отряд до зубов вооружился бумагой, гуашью, акварельными красками, ножницами и т. д. и т. п. Все это мы предусмотри­тельно захватили из Ленинграда, предвидя, конечно, подобную за­дачу. Еще более кстати оказались комплекты репродукций и ри­сунков.

Добраться от базы до клуба — дело нехитрое. Гораздо труд­нее оказалось попасть внутрь клуба. Поиски заведующего снова (как и в день разведки) ни к чему не привели: он отбыл в неиз­вестном направлении. А его «заместитель»—уборщица тетя Лиля— заболела ангиной.

Все же ключ был найден, и мы вторглись в запретный храм. Творческая дискуссия прошла в короткие сроки, и вот уже зара­ботали ножницы, кисточки, карандаши.

Решено было «по-современному» украсить клуб, т. е. нарезать различные геометрические фигуры из цветной бумаги и приклеить их на стены. Затем решили сделать выставку репродукций: «Юмор художника Щеглова» и «Русские женщины в произведениях рус­ских художников».

Валя Ночевкина возглавила бригаду, делающую выставку о русских женщинах. Тоня и К0 заняты «Юмором», а Аннушка Кучина вместе с группой ребятишек увлеклась оформлением. Вот уже заблестел чистый пол клубного помещения: уже не шуршит под ногами шелуха от семечек. Кипит работа и на сцене, которая украшается огромным изображением солнца, — надо подготовить фон для завтрашнего нашего выступления с устным альманахом.

Но, пожалуй, с 'наибольшим волнением делается еще одна выставка: из случайно уцелевших произведений Екатерины Але­ксеевны Рубцовой-Вахтер, умершей после того, как фашисты сожгли почти все ее картины (она отказалась сотрудничать с оккупан­тами). Наши «следопыты» Люда Максимова, Верочка Животовская и другие девчата не только узнали о ее жизни, о ее трагической судьбе, но и отыскали немногие из ее картин, которые хранились у местных жителей.

Вот так и появилась в Андриановском клубе эта необыкновен­ная выставка в память о славной русской женщине-художнице и патриотке.

ГАЛИНА РОГАЧЕВА, ГАЛИНА ВОРОНИНА

НОЧНЫЕ ТРУДОВЫЕ АТАКИ

Из материалов работы КиМ в Тосненском районе Ленинградской области

Вернувшись в свой лагерь после выступления в клубе и игр-молний с ребятишками, мы, как водится, с пристрастием обсудили на вечернем «Огоньке» свои действия. И решили, не откладывая и долгий ящик, этой же ночью выполнить данное в устном альма-млхе обещание: практическими делами позаботиться о своих новых друзьях. Почему ночью? Да ведь еще гайдаровский Тимур дока-:1пл, что ночь — это лучшее время для секретной работы на пользу людям. К тому же мы решили завтра в полдень отправиться дальше, так что увидят андриановцы плоды наших трудов уже без наг. И это тоже хорошо: если похвалят, так за глаза (а может 6i.ni,. поругают?).

Наметили четыре трудовые атаки: из них две на школу — сКрыльцо» и «Дрова», на автобусную остановку («Будка») и («МОСТ»).

II полночь. Самое темное время. Вокруг костра — столпотворение: составляются сводные отряды. Юра Афанасьев, командир операции «Мост», — в плотном кольце мальчишек. Здесь все ни детдомовцы и еще несколько ребяг, удравших, подобно Тому • "нору, оставив теплые постели.

Собирается снаряжение: топоры, пила, гвозди, банки с краской, кисти, электрические фонарики. Еще минута — и в лагере ос гнется никого. Юрин отряд растворяется в чаще леса..

У нашего отряда — самый длинный путь. Километра три то­паем вдоль берега реки, потом — по пустынной улице села. Но вот и старинное одноэтажное здание начальной школы!

Подходим к крыльцу. Школа, конечно, на замке: лето! Вдруг — оглушительный лай собаки откуда-то из-за школы. Мы в панике: «Как бы она не разбудила всю деревню!». Но наши де­вочки (воспитанницы детдома) Галя, Римма и Ира, уверив нас в том, что этот пес их хорошо знает, отправились к нему исполь­зовать знакомство в наших общих интересах. И верно — пес бы­стро умолк, как будто поняв всю важность таинственной тишины... Правда, нам все-таки пришлось потревожить «хозяйку школы», чтобы попросить кисти и пилы (нашу единственную пилу взяла Юрина бригада), так что она невольно стала нашей сообщ­ницей...

Разделились на две команды. Одна принялась за оформление крыльца, а другая, вооружившись пилами и теплыми напутствиями «хозяйки школы», отправилась к сараю.

Да, это совсем не простое дело: пилить дрова! Подойдя к по­леннице, мы столкнулись с первой трудностью: не было козел. Пришлось соорудить довольно сложные установки из бревен и по­леньев. Они не были, конечно, образцом передовой техники, но все же кое-как держали бревно, а это было самое главное.

Мы разделились по трое: двое пилят, а третий сидит верхом на бревне и держит его всеми возможными способами.

Вот первые бревна положены на импровизированные козлы, и... тут-то и началось! Пилу ставишь на бревно прямо, а пилишь почему-то вкось. Да еще и пилу не сразу вытянешь к себе. А если вытянешь, так она вдруг сама начинает тебя тянуть вперед и на­зад, приходится за ней бегать туда и обратно, от бревна и опять к бревну...

Но вот последнее бревно одолели. Подошли к крыльцу школы, которое украшали рисунками наши художники. Работа была в са­мом разгаре. Стали ожидать конца и подбадривать живописцев. Но вот и конец. Полюбовались веселым солнышком на фронтоне, звездами, ракетными кораблями и пошли домой.

Стали подходить к автобусной будке: никого нет, а будка стоит и сияет свежей краской. Это постарались наши подруги из КиМ во главе с Инной Аванесян.

Через речку шли по новому мостику. Это сделали Юра Афа­насьев и мальчики.

Пришли в палатки, и спать не хотелось. Но все же как только легли, сразу уснули...

ДЕСАНТ ГАЙДАРОВСКИЙ — трудовая операция, проводимая силами ребят и их старших друзей; пред­ставляет собой выход или выезд добровольцев с целью оказать помощь другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле — ту помощь, ко­торая может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или несколь­ких дней напряженной, ударной работы.

Гайдаровский десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руково­дящих органов, по инициативе самого коллектива, на­пример в результате гайдаровской разведки (см. па­мятку).

Примеры жизненно важных задач, решаемых в гайдаровских десантах

19.помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и дру­гих сельскохозяйственных работах;

20.помощь лесничеству и другим коллективам в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и дру­гими стихийными бедствиями;

21.помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных сооружений;

22.помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т. д.

Решение о посылке гайдаровского десанта принимает экстренный общий сбор или совет коллектива. Участ­вуют в десанте только добровольцы — целые коллективы (например, пионерские звенья и отряды) или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) коллектива и несет перед ним полную ответ­ственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве комиссаров, членов штаба, рядовых бойцов.

В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполне­нию задачи идет «на ходу».

Гайдаровский десант может включать в себя секрет­ные гайдаровские атаки и праздничные гайдаровские сюрпризы (см. памятки).

Гайдаровские десанты воспитывают потребность и умение приходить на помощь людям в любое время и в любых условиях; заботиться о них бескорыстно и само­отверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллек­тивом — основу сознательной дисциплины.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР — ролевая трудовая игра, за­ключающаяся в подготовке и показе спектаклей для своего коллектива и окружающих людей.

Участниками этого дела могут быть учащиеся одного класса — октябрятской группы, пионерского отряда и т. п. и их взрослые друзья, но лучше, если будут действо­вать в содружестве старшие и младшие ребята, напри­мер пионеры и октябрята старшего и младшего классов.

«Строительство» театра начинается на общем сборе коллектива или всех участников (если предварительно была произведена запись желающих участвовать). На этом сборе сообща решается вопрос о том, какие цехи (отделы) будут в составе театра, затем создаются свод­ные бригады по цехам, выбираются командиры бригад (начальники цехов), составляется «совет дела»— дирек­ция театра, в которую входят начальники цехов и глав­ные руководители (директор, художественный руководи­тель)— взрослые и старшие ребята.

Так же сообща решается вопрос о выборе пьесы: если решено поставить готовую пьесу, то проводится конкурс между сводными бригадами на лучшее предло­жение о том, какую именно пьесу взять; если же решено in мим написать пьесу (например, инсценировать извест­ную сказку, рассказ и др.), то дальнейшая работа над ней может пойти разными путями: выбирается литера­турная бригада (литературный цех), которой и пору­чается коллективно написать пьесу, или проводится кон­курс между первичными коллективами (октябрятскими звездочками, пионерскими звеньями) или сводными бригадами (цехами) на лучшие предложения о сюжете пьесы. На следующем общем сборе все предложения обсуждаются, а затем уже выбирается специальная литературная бригада, которая пишет пьесу; пьесу также можно создать приемом «эстафеты»—передачей от

одного первичного коллектива к другому, как рассказ-эстафету (см. памятку).

После создания пьесы дирекция распределяет работу между цехами (бригадами).

Примерная структура кукольного театра

1. Дирекция — главные руководители и начальники цехов (командиры бригад). 2. Литературный цех. 3. Кукольный цех (изготовление кукол). 4. Актерский цех (бригада кукловодов). 5. Бутафорский цех (изготов­ление реквизита). 6. Декоративный цех (работа над декорациями). 7. Световой цех (сценические звуки, шумы, музыкальное сопровождение).

Во время работы над спектаклем на совещаниях дирекции обсуждается ход работы по цехам, согласовы­ваются все детали.

Подготовленный спектакль показывается младшим ребятам, родителям, соседним школам, жителям поселка микрорайона.

После каждого представления коллектив театра обсуждает его. Что было хорошо? Что не получилось? Что предлагается? Каждый цех высказывает свои мне­ния и предложения.

Одновременно с показом подготовленного спектакля может начаться работа над другой пьесой, новым спек­таклем. Можно послать свою пьесу далеким друзьям (в школу), для того чтобы они тоже, по-своему, поставили ее и поделились опытом.

ЮРИИ АФАНАСЬЕВ

ВСЕ САМИ, НАЧИНАЯ С ПЬЕСЫ...

Из материалов воспитательной работы в Овгортской школе

 Ямало-Ненецкого национального округа

Любой школе не трудно купить куклы, сделать ширму и по­казать «Репку». Другое дело — самим сделать куклы, самим напи­сать сказку. В этом деле будут заняты не 5—6 человек, а 20—30 и более. В этом гораздо больший воспитательный смысл. Трудно ли это? Да, трудно, но и доступно любой школе.

Я задумал построить работу кукольного театра по цехам: а) дирекция, б) актерский цех, в) бутафорский, г) шумовой, д) осветительный, е) цех оформителей.

Сразу это не получилось. Работа началась с того, что при ку­кольном театре появились «сказители», сначала 3, затем 6, 10 и, наконец, 15. Затем стали приходить любители послушать сказку. Их становилось все больше, и мы стали планировать отдельно рас­сказывание сказок для записи и для любителей послушать.

У народности ханты удивительно много сказок, и все они ни в коей степени не повторяются. Любой хант — сказитель. Я заметил, что и ребята у них обладают удивительной памятью и рассказы­вают самым подробнейшим образом. Они и сочиняют сами. Так, например, Валера Е. рассказал мне 2 сказки. Я посчитал, что это старые сказки, но он сказал, что «вчера сочинил», и даже оби­делся,. когда я посмотрел на него с недоверием.

Трудно объяснить такое обилие сказок, но причина, возможно, кроется в том, что ханты месяцами, годами живут в тайге. При встрече с новыми людьми у них появляется потребность говорить не о делах, а о чем-нибудь отвлеченном, интересном.

Скажи русскому: «Послушай анекдот», и он весь уйдет в слух. Почему хантами выбрана форма сказок? Возможно, потому, что в природе многое для этих людей было загадочно, непонятно, и они, естественно, отвлекаясь от реального, фантазировали. Стоит отметить, что этим сказкам не чужды мечтательность, есть в них воспитательные моменты, уважение к сильному, честному, ирония и т. д. Преобладают у них три вида сказок: волшебные, о живот­ных, бытовые. Многие сказки не обходятся без упоминания о пище.

Интересен своеобразный обряд перед рассказыванием сказок. Зашедшему «на огонек» говорят: «Ты без головы, с одной ногой и без них никуда не уйдешь». И гость обязан рассказать 2 сказки, т. е. «восстановить» свою голову и «отпавшую» ногу. Тот, кто съел в гостях налимью голову, обязан рассказать 7 сказок.

Итак, я прослушал 40 сказок, рассказанных ребятами. По мо­тивам этих сказок была написана одна: «Бабушкин внук и лю­доед».

Интересен был поиск того, как должен выглядеть людоед (ведьма). Однако и с этой задачей мы успешно справились. В до­словном переводе с хантыйского ведьма — это «женщина, делаю­щая жилы». У нее не такие руки и не такое тело, как у человека. Но как же ее изобразить? И тут Наташе Куртямовой пришло и голову: «у нее глухариные лапы!». Вместо рук мы вставили во­лосатые глухариные лапы, и кукла действительно приобрела «лю­доедский» вид.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: