Турнир-викторина по гайдару 3 страница

Сцена была оформлена так. Ширма. На ней с одного угла — чум и береза, с другого — котел людоеда и лиственница. Задник: на простыне изображен масляными красками темный лес, река Синя, таинственные горы.

...Наступил долгожданный день первого спектакля. Большой класс не вмещает ребят. Пришли женщины-ханты в своих нацио­нальных костюмах. Они приехали из тундры за детьми, чтобы увезти их домой на каникулы. Шум, радость встреч...

Вдруг свет в классе выключается, луч проекционного фонаря выхватывает из темноты верхнюю часть ширмы и задник. Впечат­ление такое, будто это происходит в действительности.

Когда появился менгкиги (людоед), малыши ахнули и разда­лись голоса:

14.Я его не боюсь, он не настоящий.

15.Ага тебе, Нина Васильевна говорила, что Юрий Николаевич
в лесу его поймал, в своем кабинете кормит мясом.

Поначалу это походило на правду, потому что менгкиги (а его водил я) так рявкнул, так зарычал, что малыши от страха схва­тились друг за друга. Через минуту уже все весело смеялись над тем, как маленький мальчик обманывает такого большого и глу­пого людоеда...

«ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК»— гайдаровская операция, цель которой увековечить память героев, отдавших свою жизнь за Родину, в тех местах, где это еще не было сделано.

Участниками операции являются школьники разного возраста и их старшие друзья. Лучше всего, если она будет проводиться силами добровольцев.

Операция может быть совершена в районе своей школы (пионерского лагеря) или во время похода — в содружестве с местными школьниками и взрослыми.

Возможные варианты операции

11.создание своими руками первого памятника всем жителям данного населенного пункта, погибшим в бит­вах Великой Отечественной войны;

12.создание первого памятника герою в его родном городе, селе;

13.создание первого памятника герою (или группе героев) на месте его подвига;

14.создание первого памятника бойцам и команди­рам воинского подразделения (или партизанского сое­динения), сражавшегося в данной местности.

Первый памятник создается из местных материалов и может представлять собой мемориальную доску, обелиск, стрелу, курган, пирамиду из камней, мемори­альную рощу и т. д.

Примерный ход операции

Комплектование коллектива участников, оформление первичных коллективов (звеньев, отрядов, команд и т. п.), выборы «совета дела» — штаба операции — из представителей всех первичных коллективов.

Сбор и изучение всеми участниками материалов о тех, чьей памяти посвящается операция.

Выбор места для памятника всеми участниками или специальной «разведгруппой».

Конкурс между первичными коллективами на лучший проект памятника. Рассмотрение и обсуждение на общем сборе всех проектов. Принятие одного из представленных проектов или оформление сводного проекта штабом или выделенной группой. Распределение
работы по воплощению проекта в жизнь. Можно создать для этого несколько сводных бригад по профилям, на­ пример таких: «строители» (обработка материала), «художники» (оформление памятника), «поэты» (напи­сание текстов) и др.

Строительство памятника.

Подготовка к торжественному открытию памят­ника, в частности можно составить Памятную записку, в которой будет сказано, в честь кого, когда, кем постав­ лен этот первый памятник, будет обращение к тем, кто заменит временный памятник постоянным.

Торжественное открытие памятника — марш, ли­нейка, минута молчания. Зачитывается, подписывается участниками операции и закапывается (или замуровывается) в запечатанном виде Памятная записка. Звучит песня, может быть — клятва...

В дальнейшем необходимо постоянно заботиться об этом памятнике (посадка деревьев и кустарников, уход за ними, художественное обновление сооружения и т. д.), проводить походы к нему, устраивать торжественные линейки с приемом в пионеры, в комсомол, продолжать работу по увековечению памяти героев.

Операция «Первый памятник»— отличное средство идейно-политического, нравственного, трудового, эстети­ческого воспитания в их единстве.

АНТОНИНА ИВАНОВА, ТАМАРА КУЧЕРЕНКО, АЛЛА МАСЛЕННИКОВА

ОПЕРАЦИЯ «П-54»

Из материалов работы КиМ в Тосненском районе Ленинградской области

I

Вступление. Цель операции

В январе 1942 года 54-я армия Волховского фронта завязала ожесточенные бои, пробиваясь к Любани на соединение со второй ударной армией, и вышла на берега реки Тигоды. Здесь стояла она насмерть два года.

На карте-схеме боев за Ленинград — вытянутая на юго-запад дуга. Это передовая линия 54-й армии. В основании дуги — линия железной дороги Мга — Кириши. В конце ее, обращенном к Лю­бани,— точка и слово «Смердыня». Это деревня, ставшая местом двухлетних сражений.

Что сейчас в этих краях? Как увековечена память героев? Что удастся сделать для этого нам? Какой будет наша операция «П-54» — «Памяти 54-Д армии»?

Снявшись с Андиановской базы, наш отряд во главе с новым дежурным командиром Ритой Бесовой и новыми командирами звеньев движется в район Смердыни. Автобус, электричка, снова автобус. Деревня Липки — конец комфорта. Команда «По коням!» и марш-бросок.

Вечер. Разбитая лесная дорога. Впереди 18 километров. Ночь Неизвестность...

И вот получаем ответ на первый вопрос. Что сейчас в этих краях. Вдоль дороги заросшие лесом и густой травой, едва угады­ваемые фундаменты домов, следы старинных аллей; потом — буй­ные луга, кустарник, молодой лес. Там, где стояли десятки сел, — рвы бывших окопов (наших и немецких), ямы на месте блинда­жей и дзотов, проржавевшие каски, патроны, остатки автоматов, снарядов. На месте Смердыни — два дома. В одном живет егерь, в другом — семья рабочего Любанского совхоза...

II

Из протокола общего сбора КиМ на месте деревни Смердыни (бывший передний край)

Встретились

— с бригадиром Любанской сенокосной бригады Леонидом Михайловичем Ефимовым.

Слушали:

16.его рассказ, а также сообщения кимовцев о результатах разведки. Вот что узнали и увидели сами:

17.до войны это был цветущий край. Вдоль реки, по обоим берегам, тянулись села, в каждом не менее 100—150 домов; здеш­ние колхозы славились своим животноводством: луга здесь бога­тейшие, кормовые травы отличные;

18.во время войны все эти деревни были сожжены, а жители ушаны немцами; бои в этих местах были кровопролитными: на одном только поле перед Смердыней, как рассказывают, во время атаки погибло более полутора тысяч наших бойцов;

19.особенно жестокие сражения развернулись у деревни Доброе Село — там в 1942 году лично командовал Климент Ефремович Ворошилов;

20.по окончании войны целых 4 года в этой местности рабо­тали саперы, но до сих пор остались закрытые участки, которые не удалось до конца обезвредить; останки погибших воинов были собраны и захоронены в Любани... Много еще страшных следов поймы хранит здешняя земля;

21.в послевоенные годы селиться в этих местах не разрешали, хотя оставшиеся в живых старожилы хотели здесь отстраиваться (коверное, было опасно); дорога сюда очень плохая, зимой и после дождя можно проехать только на тракторе. И все-таки Летом здесь трудятся на сенокосе рабочие совхоза и заготавливают много отличного корма;

— в недалеком будущем здесь развернется большое строитель­ство. Будут проложены дороги, на берегах Тигоды возникнут со­ временного типа поселки, снова закипит жизнь.

Решили:

22.поставить памятник бойцам 54-й армии. Для этого между звеньями нашего отряда провести конкурс на лучший проект па­мятника; найти место для памятника, изготовить его и торжест­венно открыть;

23.снять фильм о работе над памятником;

24.продолжить вместе с педагогами и ребятами ленинградских и тосненских школ изучение боевого пути 54-й армии, разыскать оставшихся в живых командиров и бойцов, создать мемориальные уголки и музеи;

25.сделать все необходимое, чтобы вдоль всего бывшего перед­ него края 54-й армии установить памятники ее героям;

26.принять участие в создании самого важного, самого луч­шего памятника тем, кто здесь сражался, в возрождении этого края;

— написать об этом нашем решении в Памятной записке.

Пусть ее подпишет каждый участник рейда на торжественной линейке как клятву.

И пусть эта записка хранится у подножья памятника.

III

Только один день...

С утра заработали головы: каждое звено думало над проектом памятника. В четырех местах нашего лагеря шел приглушенный разговор, пускались в ход карандаши, из хаоса смутных образов появлялись даже макеты.

Через час по сигналу нового дежурного командира Лиды Ше­велевой, принявшей вчера на «огоньке» эстафету командования от Риты Бесовой, все собрались на Общий сбор. Началась защита проектов.

По очереди выступали представители звеньев. Показывали ри­сунки, макеты, рассказывали о замысле, называли текст надписей. Не было недостатка в вопросах, обращениях к авторам, в крити­ческих репликах и одобрительных замечаниях. То и дело вспыхи­вали страсти, которые приходилось гасить дежурному командиру.

Открывают защиту своего проекта представители первого звена: наша студентка Люда Введенская и двое ребят—Галя Во­ронина и Женя Низовских. Они демонстрируют макет. Три бере­зовых ствола поставлены в виде пирамиды. К стволам прибита большая звезда. Площадка выложена из дерна. Внутри «пира­миды» — каска и автомат. Текст: «Остановись и почти память бойцов 54-й армии, сражавшихся здесь. Они выстояли против на­тиска фашистов, против снегов, болот и мороза, защищая Родину и Ленинград».

Второе звено предлагает два проекта. Первый: сделать пло­щадку из камней, в середине поставить большой камень. На нем

с одной стороны надпись: «Здесь с 1942 по 1944 г. стояли насмерть бойцы 54-й армии»; с другой — слова М. Дудина: «Здесь смерть была, как жизнь, необходима, и жизнь была, как песня, хороша». На этой же стороне нарисовать значок КиМ. У подножья камня положить каску и автомат.

Другой их проект: выложить из дерна ступенчатую пирамиду и поставить на ее верхнюю площадку камень четырехугольной формы. Надписи на камне — такие же, как в первом проекте.

Затем от третьего звена держал речь Юра Афанасьев. Он предложил выложить из камней треугольную пирамиду, посадить три березки у ее подножья (близ углов) и уложить кольцами камни вокруг площадки. На камнях написать: «Памяти здесь павших».

И в заключение на наш суд представило свой проект четвер­тое звено. На рисунке, выполненном этим звеном, мы увидели три березовых ствола, расположенных как орудийные стволы. Лафет этого орудия — возвышение из дерна. На нем — каски наших бой­цов. Надпись на верхнем (самом длинном) стволе: «За Ленин­град!». На других стволах: «Помни! Суровой зимой 1942 года про­билась сюда героическая 54-я и стояла здесь насмерть».

Нелегким делом было выбрать самый лучший проект. Ведь в каждом было что-то хорошее, ценное.

Посовещались по звеньям. Выбрали «совет дела» — штаб опе­рации, — по одному человеку от каждого звена, и предложили ему через 15 минут, учитывая мнение звеньев, представить единый проект, объединяющий все лучшее в проектах.

И через 15 минут Юра Афанасьев, выбранный начальником штаба, доложил общему сбору не только такой проект (он, дейст­вительно, понравился всем!), но и предложения штаба о том, как этот проект осуществить.

За основу была взята идея «орудия». За врытыми в землю стволами — ступенчатая пирамида. На ней — несколько касок. Над­писи вырезаны на стволах: «За Ленинград!» и «Памяти бойцов 4-й армии». Где-то внизу нарисован кимовский значок. Вокруг памятника — дорожка из гравия. А стихи М. Дудина использовать» тексте Памятной записки.

Юра объявил запись в сводные бригады: в строительную (за­дача: найти в лесу, обработать и принести на место памятника три небольших березовых бревна), в поисковую (найти каски), и разведбригаду (найти подходящее место для памятника) и п бригаду ПОХ (поэты, обед и художники).

Каждую бригаду возглавлял один из членов штаба. Распре­делились мы без особых затруднений. Один только конфликт при­шлось разрешить. Дело в том, что Галка Воронина, семиклассница lit Марьинского детского дома, как член штаба с восторгом взялся командовать поисковой бригадой. В ее бригаду вошли Люда Максимова, Люда Тетерская, Вера Животовская и Людмила Павловна, сотрудница детского дома. Однако возчик (один из рабочих сонхоза) заявил: «Ребят не возьму. Только взрослых!». Слезы I алки на него не подействовали, должность комсводбригады и звание члена штаба — тоже. Действительно, экспедиция отправ­лялась в опасное место. Но ничего, Галку «приютила» развед-бригада, в которую входили Игорь Петрович и двое мальчишек.

Строительная бригада Во Главе с Юрой Афанасьевым (мы тут же окрестили себя «стройбатом») отправилась в лес. В чаще леса нашли высокую березу (разрешение на то, чтобы спилить одно дерево, нам дал бригадир совхозной бригады). Аня Кучина и Галя Рогачева стали пилить. С волнением ждем той минуты, когда упа­дет наша желанная... Стараемся угадать, на какую сторону... Раз­дается треск. Ура! Но... она на половине пути застревает в ветвях соседней ели. Что делать?

Наш командир находит огромный шест из сухостоя, и все на­чинают усиленно подталкивать застрявший ствол. Но он даже не шевелится. Приходится распиливать его по частям. Нижнюю часть отпилили. Снова принялись сталкивать березу вниз, кое-какие сдвиги появились, но макушка так же прочно сидит на елке; от­пиливаем еще одно бревнышко. Вот только теперь можем заставить ее свалиться с подпорки.

Впереди новая задача: отнести бревна до переправы. Распре­деляемся по 4 человека. «Длинное бревно несут длинные, а корот­кое — короткие!» — командует Юра.

Ох. и тяжело! Тащим, как муравьи. Еле пробиваемся сквозь чащобу. Но вот и обрыв к переправе. Что делать дальше? Тащить через речку и потом снова в гору или...? Да, отличная мысль! Сплавить по воде! Бревна одно за. другим скатываются с обрыва. и плюхаются в воду. Юра снимает брюки, остается в плавках, носках и босоножках. В таком костюме он выполняет функции сплавщика: то идет по дну, то плывет, подталкивая бревна.

Мы сопровождаем его по более безопасному месту — бежим по берегу и даем «ценные указания».

Впереди серьезное препятствие: рыболовные сети. «Болель­щики» в панике: как бы сплавщик не попал туда вместе с грузом! Но Юра находит выход: ложится на бревна, как на плот, исполь­зует руки в качестве весел и... проплывает над сетями.

Еще сотня метров — и крутой поворот реки. Дальше нельзя: на дне могут быть мины, там самый опасный участок. Но именно здесь, на горке перед поворотом, — лучшее место для нашего па­мятника (разведбригада выполнила свою задачу!) Стволы «орудия» будут направлены как раз в ту сторону, где когда-то вцепились в нашу землю фашисты, — на противоположный берег Тигоды.

Вытаскиваем бревна из воды и выносим их на вершину холма. Связной от дежурного командира: «Обедать!» Возвращаемся в ла­герь. Обед — это хорошо, но плохо то, что до сих пор не верну­лась наша поисковая бригада. Не случилось ли что-нибудь? Страшно и подумать... Нарастает волнение. «Добровольцы» устраи­вают наблюдательный пункт над переправой. То и дело к ним при­бегают из лагеря: «Приехали?». Дозорные с досадой отмахиваются. И вот наконец-то радостный вопль: «Едут!!!» На противопо­ложном берегу — фигурки. Хором пересчитываем: «Один! Два! Три! Четыре! Все!!! Полный комплект!!!».

Ну и досталось же нашим «смельчакам»! Оказывается, они и не спешили. Показывают найденные каски. У одной из них отбит целый кусок. Молчим и думаем, как это было...

Опоздавшие, давясь, проглатывают обед. Потом все торопимся к месту будущего памятника. Заработал наш муравейник.

Валя Ночевкина и вездесущий Юра копают яму, целая бригада во главе с дежурным командиром Лидой Шевелевой отправляется к реке за гравием. Ныряют, как водолазы, но гравия на дне нет. Стеша приносит в доказательство три камешка. Отправляются искать кирпичи. Другие снимают вдалеке дерн, подносят, уклады­вают его в пирамиду... Вот уже вкопаны наклонно березовые стволы, начинается самая тонкая работа: вырезаем в коре буквы текста, покрываем вырезы краской. Одновременно с работой рез­чиков и художников достраивается пирамида, на нее укладываются каски, приготавливается толченый кирпич, делается дорожка.

Надо поставить дату: 1942—1944. Где? Тоже вырезать на стволах? А может быть, использовать «дула»? Верно! Только вот краской — плохо. Идея! Давайте используем декоративные гвоз­дики с золотистой шляпкой (как хорошо, что «на всякий случай» привезли их с собой)!

До верхнего дула никому не дотянуться. Никому, кроме Юры. Он ужасно доволен, что ему досталась такая «ювелирная» работа.

Вначале его деятельность была раскритикована всеми нами: цифра «один» получилась кривая. Юра вытаскивает все гвозди и начинает снова. И вот минут через 20 сверкает золотом: «1942»...

Надо теперь выбивать «1944». Но у нашего «орудия» не два дула, а три... Новая мысль: пусть будут обозначены все три года, когда сражались здесь наши:

«1942—1943—1944»

...Вечер. Памятник готов. Наш новый очередной кинооператор Вера Животовская завинчивает крышку камеры. Можно идти в ла­герь, но не хочется. Решаем завтра с утра нарвать побольше по­левых цветов. Как-то пройдет открытие?

IV

На всю жизнь...

Раздается голос дежурного командира Лиды Шевелевой, и звенья начинают строиться. Замолкают шутки, разговоры...

Сквозь леса густые, белые снега

Шли бойцы на запад, по следам врага!

С этой песней Коммуна подошла и построилась у памятника. Надолго запомнится это утро— 11- июля 1966 года.

Говорит Игорь Петрович. Говорит о тех, кто стоял насмерть in нашу Родину. Мы, наверное, много раз слышали подобные слова. Но сейчас они звучат для нас по-особому. Может быть, по­тому, что этот памятник создан нашими руками. И создавая его, не один из нас думал о том, что вот когда-нибудь этот простой памятник сменит монументы из гранита, бронзы, мрамора...

Валя Ночевкина читает Памятную записку и первой ставит смою подпись.

За ней одна за другой появляются подписи всех кимовцев, из детского дома, их воспитателя Людмилы Павловны, придира совхозной бригады Леонида Михайловича Ефимова.

Эта записка будет храниться у подножья памятника. Ребята И кимовцы возлагают цветы. Лида тихо говорит: «Почтим память погибших на этой земле минутой молчания».

Секунды, как годы...

О чем думает каждый из нас в эту минуту г1

О тех кто сложил свою голову на берегах Днепра и Волги, у стен Сталинграда и Севастополя, Одессы и Ленинграда...

Вечная слава... Вечная память...

ПОДАРОК ДАЛЕКИМ ДРУЗЬЯМ, или «ОПЕРА­ЦИЯ ПДД»,— гайдаровский сюрприз; проводится обычно к празднику — всенародному или традиционному празднику коллектива, например Дню рождения.

Участниками такой операции в школе могут быть ребята одного класса и их старшие друзья или союз старшего и младшего классных коллективов (пионер­ского отряда и октябрятской группы, комсомольской группы и пионерского отряда), объединение параллель­ных классов или весь школьный коллектив.

Решение о проведении очередной операции ПДД принимает общий сбор коллектива во время коллектив­ного планирования жизни на следующий период или дополнительно, в случае какого-либо экстренного изве­стия или события. Для руководства работой может быть избран «совет дела»— штаб операции — из представи­телей всех коллективов, участвующих в ней.

Коллективный подарок может быть послан как отдельным людям, например ветеранам революции, Оте­чественной войны и труда, их семьям, так и целым кол­лективам — детскому саду, школе, строителям, полярни­кам, воинам, морякам, геологам, метеорологам и т. д.

Операция ПДД может проводиться как для хорошо знакомых («для старых друзей»), так и для тех, о ком участники операции узнали что-либо важное, например, п.ч газеты.

В качестве подарка могут быть подготовлены и по­сланы: игрушки, в том числе елочные, рисунки, фотогра­фии, макеты и модели, коллекции, сочиненная ребятами пьеса, рассказ-эстафета и журнал-эстафета (см. па­мятки).

Операция ПДД включает также коллективное на­писание письма далеким друзьям, которым посылается подарок.

Возможные способы подготовки подарков и писем

18)по постоянным микроколлективам, например октябрятским звездочкам, пионерским звеньям и их сою­зам; каждый микроколлектив (или союз) готовит свой подарок или письмо, потом эти подарки и письма отправ­ляются вместе;

19)по сводным бригадам любителей (художников, фотографов и др.) из одного класса, или из союза старшего и младшего классных коллективов, или из всех классов и т. д.;

— «эстафетой» от одного коллектива к другому; так создаются, например, рассказ-эстафета и журнал-эста­фета;

22по общему проекту, составленному на сборе всех участников, готовится один подарок — вначале по частям (одновременно работают сводные бригады), потом вместе; письмо также пишут коллективно — по предло­жениям всех участников.

Для подготовки подарка может использоваться тру­довая ролевая игра, например Фабрика (комбинат, мастерская и т. п.), Издательство, Почта.

Перед отправкой проводятся смотр («защита») и обсуждение подарков, затем выбирается делегация для оформления и отправки посылки и письма (из предста­вителей каждого коллектива участников или по жребию) или это поручается штабу операции.

Систематическое проведение операции ПДД откры­вает широкие возможности для создания и укрепления традиций общей заботы старших и младших, ребят и взрослых о далеких друзьях, для решения в процессе такой заботы задач нравственного и умственного, трудо­вого и эстетического воспитания в их единстве, для воспитания школьников в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

 

НИНА СИДОРОВА

НА РАДОСТЬ РЕБЯТАМ В ДАЛЕКОЙ ТАЙГЕ

Из материалов методической практики в 3 классе школы №^509 Ленинграда

Однажды я рассказала ребятам своего класса о далекой се­верной школе в поселке Овгорт. И предложила: «Не сделать ли им подарок к Новому году? Как вы думаете?». И октябрятам так понравилось это предложение!

Не приходилось напоминать о принятом решении. Уже на следующий день в классе появились большие свертки с игруш­ками. Инициатива забила ключом: стали тащить в класс не только игрушки, но и книжки, карандаши, тетради, краски... Но больше всего было, конечно, елочных игрушек, особенно самодельных. А куда складывать все эти дары? В чем послать? Советуюсь с ребятами: как лучше?

На следующий день Света И. купила на почте самый большой посылочный ящик. Теперь ребята только вокруг него и толпились. А какие красивые игрушки! С любовью ребятишки перекладывали каждую вещицу. Каждая нравилась всем. Все такими радостными, счастливыми глазами смотрели друг на друга.

Ребятам было очень приятно, что они делают подарок далеким товарищам.

За два дня наш большущий ящик заполнился.

Теперь оставалось самое приятное — отправить посылку.

Написали записку, вложили в посылку. А кто будет ее отправ­лять? Собирали все, а вот отправить поручили первой звездочке, победительнице литературного турнира.

И вот после уроков собралась целая экспедиция на почту. Драгоценный ящик водрузили на санки, всем хотелось идти рядом.

На почте ребята сами заполняли почтовые бланки, старались, чтобы все было написано красиво.

А назавтра объявили конкурс на лучшее письмо далеким друзьям. Конкурс прошел хорошо. По содержанию письма были разными, но писались они с большим увлечением.

Больше всего ребята беспокоились, чтобы посылка дошла вовремя: успеют ли северные ребятишки повесить игрушки на свою новогоднюю елку?

ПОЧТА ГАЙДАРОВСКАЯ — трудовая ролевая игра; дает возможность ребятам и их старшим друзьям, подра­жая в этой игре работникам связи, укреплять в коллек­тиве отношения взаимной заботы и заботы об окружаю­щих людях.

Участники игры предварительно знакомятся с рабо­той почтового отделения (посещение почты, встречи-беседы с сотрудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сборе-старте придумывают название для своего почтамта, распределяют участки работы (отделы, операции), решают, кого и когда будут обслу­живать, договариваются об оформлении своего учрежде­ния и своих отличительных знаках.

В гайдаровском почтамте могут действовать такие, например, отделы: приема писем и открыток, приема телеграмм, приема бандеролей и посылок, доставки кор­респонденции (почтальоны).

Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности — и простых, и более сложных,— создается отличная возможность объедине­ния в этой игре старших и младших ребят, руководимых взрослыми (в качестве «инструкторов», «консультантов» и т. д.). Например, младшие выполняют функции по­чтальонов, сортировщиков, упаковщиков, являются по­мощниками телеграфистов, заведующих отделами и дру­гих старших сотрудников.

Игра проводится обычно в канун праздника (в тече­ние одного или нескольких дней) или во время празд­ника — в школе, у шефов, в микрорайоне, в пионерском

лагере и др.

В школе, например, сотрудники гайдаровской почты могут обслуживать младших ребят своей школы и их учителей, всех участников и гостей дружинного сбора или весь школьный коллектив.

Приходящие на почту «клиенты» могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить телеграмму, отправить бандеролью свои ри­сунки или книжку, отправить посылкой самоделки... Адресатами ребят-клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, вожатые и т. д., адресатами взрос­лых— их дети, ученики, товарищи по работе.

«Сотрудники» почты и прежде всего старшие ребята и взрослые учат неопытных клиентов всем «таинствам» почтовых операций: как правильно надписывать конверт, составить телеграмму и т. д.

В работу почты нужно вносить как можно больше игровых, творческих моментов, в частности можно при­думать интересные формы «оплаты» почтовых услуг, например оплаты заказного письма ответом на загадку, телеграммы — сочинением небольшого рассказа из та­кого же количества слов, сколько содержится в теле­грамме.

«Почтальоны» (лучше, если они действуют неболь­шими бригадами из 2—3 человек) доставляют коррес­понденцию адресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микрорайоне школы), при этом, как положено, телеграммы доставляются в первую очередь.

Гайдаровская почта — творческое дело с большими возможностями. Ее можно использовать не только в связи с праздником. Так, она может действовать при комитете ВЛКСМ, совете дружины: почтальоны пере­дают письма и телеграммы в комсомольские группы, собирают письма, открытки с мнениями и предложе­ниями классных коллективов, ребят и учителей, напри­мер, после выхода в свет газеты-молнии или в период коллективного планирования.

ВАЛЕНТИНА КОТОВА, ЛЮДМИЛА ТЕТЕРСКАЯ ГЛАВПОЧТАМТ И ЕГО ЗАБОТЫ

Из материалов совместной работы КиМ с коллективом

Ульяновской средней школы Ленинградской области

...Всякому учреждению нужен начальник. У нас им стал де­сятиклассник Валера. Остальные добровольцы-«сотрудники» (ребята от 4 до 8 класса) тоже нашли себе дело по душе: кто стал поч­тальоном или телеграфистом, кто сортировщиком или кассиром.

Но почтамт нужно еще «строить». Поэтому начальник отдает приказ: «Срочно привести помещение в соответствующий вид».

И дело пошло! Почтальоны и кассиры стали на время снаб­женцами (добывали клей, бумагу, краски, ножницы), художниками, столярами. Не обошлось, конечно, без горячих споров, так как каждый вносил свои предложения, как лучше расставить мебель, распределить рабочие места. Но так как цель у всех была одна— как можно лучше подготовиться к приему посетителей, — быстро приходили к общему мнению.

Работали дружно, перебрасывались шутками. За два часа сде­лали главное.

На следующий день закончили подготовку к открытию нашего почтамта.

Да, теперь действительно стало уютно и радостно. Может быть, еще и потому, что сегодня отличный денек и солнце ласко­выми лучами вливается в комнату. А может быть, из-за приподня­того настроения ребят, взволнованных ожиданием чего-то интерес­ного, необычного...

Первые посетители пришли отправить поздравительные теле­граммы своим товарищам, учителям, родным. Телеграфистка Галя тщательно подсчитывает количество слов и просит «оплатить» те­леграмму.

А расплачиваются у нас не совсем обычно. За телеграмму, в которой, например, 13 слов, пришлось написать короткий рас­сказ с таким же количеством слов, начинающихся с буквы «о».

Клиенты отлично справлялись с этой задачей и в подарок по­лучали... свое же произведение (или отправляли его письмом в ад­рес своих друзей).

Вслед за первыми стали приходить все новые и новые посе­тители — октябрята, пионеры, «солидные» старшеклассники и даже учителя, решившие поближе познакомиться с нашим учрежде­нием. И каждый приносил и уносил с собой рассказ, шутку, сти­хотворение, куплет новой песни...

Немало пришлось потрудиться почтальонам в этот и следую­щий день. Они доставляли открытки, письма, телеграммы (в пер­вую очередь, конечно, телеграммы). И где бы они ни появлялись— люди сначала удивлялись, а потом улыбались и радовались.

И в этом — главное наше трудовое достижение.

РЕЙД ГАЙДАРОВСКИЙ — трудовая операция, про­водимая силами добровольцев — ребят и взрослых; представляет собой поход с целью разнообразной заботы об окружающих людях; длится обычно несколько дней, а иногда и дольше (2—3 недели), например во время летних каникул.

Гайдаровский рейд — трудовая операция комплекс­ного характера не только потому, что имеет своей целью разнообразную заботу о людях, но и потому, что вклю­чает в себя в качестве средств для достижения этой сложной цели гайдаровские операции других видов: разведку, сюрпризы, десанты, атаки — секретные, полу­секретные, открытые (см. памятки).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: