· Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.
· Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
· Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций (может включать МДК или его часть, части учебной и производственной практик).
· Профессиональная деятельность – это совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.
|
|
· Вид профессиональной деятельности – это одна или несколько определенных функций, которые выполняются специалистом при выполнении должностных обязанностей в процессе профессиональной деятельности.
· Практический опыт – способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственных условиях, сформированная на основе профессиональной теоретической и практической подготовки.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
Необходимая информация для разработчика программ сосредоточена в следующих нормативных документах:
· Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности III поколения;
· основная профессиональная образовательная программа СПО по специальности нового поколения;
· базисный учебный план по специальности СПО;
· примерные программы учебных дисциплин ГОС II поколения.
Информацию об укрупненной группе специальностей и направлениях подготовки специалистов можно найти в приказе Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355.
III. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
Основные подходы к разработке программ сформулированы и представлены в макетах и разъяснениях.
Федеральным институтом развития образования разработаны макеты примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Макеты программ учебных дисциплин и программ профессиональных модулей подчинены единой логике, единство требований отражено и в структуре.
Кроме того, Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации разработаны и утверждены разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин.
|
|
Макеты программ и разъяснения по формированию примерных программ объединены в единый пакет, который должен стать для разработчика «настольной книгой».
При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные письменным шрифтом к каждому пункту программ, как учебных дисциплин, так и профессиональных модулей. Прописанные комментарии не следует включать в разрабатываемую программу. А также не следует в разрабатываемую программу включать пункты макетов программ, если они по учебной дисциплине не предполагаются.
РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТЧИКУ ПРОГРАММ
УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
Общие рекомендации
Работа по разработке программ учебных дисциплин должна проходить в рамках утвержденной структуры (макет программы) и в соответствии с разъяснениями ФИРО, утвержденными Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
· Основными источниками при разработке программ учебных дисциплин являются ФГОС III поколения, базисный учебный план, примерные программы ГОС II поколения.
Конкретные рекомендации
Титульный лист. Заполняется строго по установленному образцу.
Например:
Программа учебной дисциплины
Основы философии
2010 г.
На обороте титульного листа прописывается для какой специальности данная программа учебной дисциплины предназначается.
ОУ самостоятельно принимает решение и устанавливает единообразие в заполнении этой части.
Можно пойти по пути указывания как одной конкретной специальности, так и укрупненной группы специальностей. Выбор подхода вытекает из принципа целесообразности (в зависимости от того преподается учебная дисциплина только на одной или нескольких специальностях). Список укрупненных групп специальностей и направлений подготовки разработчик может увидеть на стр. 4-5 данных рекомендаций.
Также следует обратить внимание на следующие моменты:
· название организации-разработчика пишется то, что используется в официальных документах. Например:
ГОУ СПО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова».
· указывается и прописывается то количество разработчиков, которое принимает участие в разработке (1 человек или более). Оформляется запись следующим образом:
Разработчик: Минина Е.Я., преподаватель ГОУ СПО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова» г.Екатеринбург.
· Программа должна пройти экспертизу.
Содержание.
Необходимая составная часть программы. Она является обязательной. В содержании прописываются все разделы программы с указанием страниц разрабатываемого документа.
Разделы программы: