Базовое психологическое образование имеют лишь 46% специалистов (реально эта цифра, вероятно, еще ниже), остальные либо получили второе высшее психологическое образование, либо закончили курсы повышения квалификации, либо имели иную психологическую подготовку.
Отметим, что альтернативные образовательные учреждения не всегда гарантируют высокое качество профессиональной подготовки выпускников. Из имеющих базовое психологическое образование большинство обучалось в педагогических институтах на психолого-педагогических факультетах.
Вообще, сегодня основные кадры школьных психологов рекрутируются из людей с педагогическим образованием, у большинства школьных психологов стаж педагогической работы значительно превышает психологический: средний педагогический стаж составляет 5,75 года, психологический – 2,74 года, т.е. сотрудники работают педагогами в среднем в два раза дольше, чем психологами.
В целом, как видно из имеющихся данных, психологическая служба образования Москвы укомплектована кадрами, но большинство школьных психологов не имеют базового психологического образования и на данный момент нет единого профессионального стандарта подготовки специалистов-практиков.
Практическая деятельность школьных психологов.
Направление к психологу.
Дети, нуждающиеся в помощи, попадают на прием к школьному психологу различным образом:
· по направлению школы – 29,7%;
· по инициативе родителей – 32,6%;
|
• Достижение признания и уважения психологической работы со стороны всех участников образовательного процесса, а также представителей науки, общественности, политиков.
• Действенность: качество профессиональной работы, личная отдача, сотрудничество, режим работы, связи с общественностью, ведение документации и т.д.
• Эффективность: затраты времени на работу, применение специальных знаний и технологий, внедрение инноваций, творчество.
• Личная удовлетворенность.
• Удовлетворенность клиентов.
Проблема определения роли и функций психологической службы в образовании встает перед школьными психологами практически всех стран и активно ими обсуждается. Та или иная модель, принимаемая обществом, зависит как от состояния экономики, так и от организации самого образования, идеологии и других социокультурных факторов. Соответственно, модели школьной психологической службы, несмотря на наличие общих черт, заметно различаются. Модели психологической поддержки образования во многом зависят от тех целей, которые ставит система образования перед службой. Эти цели и определяют структурно-функциональную организацию, нормативную базу, инструментарий и т.д., причем в ходе развития системы образования цели могут меняться и, соответственно, меняются модели психологической службы. В системе образования Германии также сложилась своеобразная модель психологической службы, основными структурно-функциональными единицами, которой являются педагоги-консультанты, школьные психологи и государственные центры психологического консультирования. Законом об образовании и Министерством образования и культуры, как на федеральном, так и на земельном уровнях, для каждого из этих звеньев определены направления, цели и задачи их деятельности. Анализ системы психологической поддержки образования Германии, на наш взгляд, может быть полезен при разработке моделей психологической службы образования в нашей стране.
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА