Особенности профессиональной подготовки психологов образования

Базовое психологическое образование имеют лишь 46% специалистов (реально эта цифра, вероятно, еще ниже), остальные либо получили второе высшее психологическое образование, либо закончили курсы повышения квалификации, либо имели иную психологическую подготовку.

Отметим, что альтернативные образовательные учреждения не всегда гарантируют высокое качество профессиональной подготовки выпускников. Из имеющих базовое психологическое образование большинство обучалось в педагогических институтах на психолого-педагогических факультетах.

Вообще, сегодня основные кадры школьных психологов рекрутируются из людей с педагогическим образованием, у большинства школьных психологов стаж педагогической работы значительно превышает психологический: средний педагогический стаж составляет 5,75 года, психологический – 2,74 года, т.е. сотрудники работают педагогами в среднем в два раза дольше, чем психологами.

В целом, как видно из имеющихся данных, психологическая служба образования Москвы укомплектована кадрами, но большинство школьных психологов не имеют базового психологического образования и на данный момент нет единого профессионального стандарта подготовки специалистов-практиков.

Практическая деятельность школьных психологов.

Направление к психологу.

 Дети, нуждающиеся в помощи, попадают на прием к школьному психологу различным образом:

· по направлению школы – 29,7%;

· по инициативе родителей – 32,6%;

27
· по собственной инициативе -26,1%;

• Достижение признания и уважения психологической работы со стороны всех участников образовательного процесса, а также представителей науки, общест­венности, политиков.

• Действенность: качество профессио­нальной работы, личная отдача, сотруд­ничество, режим работы, связи с обще­ственностью, ведение документации и т.д.

• Эффективность: затраты времени на работу, применение специальных зна­ний и технологий, внедрение инноваций, творчество.

• Личная удовлетворенность.

• Удовлетворенность клиентов.

Проблема определения роли и функ­ций психологической службы в образо­вании встает перед школьными психо­логами практически всех стран и актив­но ими обсуждается. Та или иная мо­дель, принимаемая обществом, зависит как от состояния экономики, так и от организации самого образования, идеологии и других социокультурных фак­торов. Соответственно, модели школьной психологической службы, несмотря на наличие общих черт, заметно различают­ся. Модели психологической поддержки образования во многом зависят от тех целей, которые ставит система образо­вания перед службой. Эти цели и опре­деляют структурно-функциональную организацию, нормативную базу, инстру­ментарий и т.д., причем в ходе разви­тия системы образования цели могут ме­няться и, соответственно, меняются мо­дели психологической службы. В систе­ме образования Германии также сложи­лась своеобразная модель психологиче­ской службы, основными структурно-функциональными единицами, которой являются педагоги-консультанты, школь­ные психологи и государственные цент­ры психологического консультирования. Законом об образовании и Министер­ством образования и культуры, как на федеральном, так и на земельном уров­нях, для каждого из этих звеньев опре­делены направления, цели и задачи их деятельности. Анализ системы психоло­гической поддержки образования Гер­мании, на наш взгляд, может быть по­лезен при разработке моделей психоло­гической службы образования в нашей стране.

 

 
13



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: