Школьные психологические службы чаще всего работают по 6 направлениям:
1) индивидуальное тестирование с учениками, нуждающимися в специальном внимании. Оцениваются уровень когнитивного развития, эмоциональные, социальные и лингвистические характеристики. В качестве инструмента используются образовательные и психологические тесты;
успеваемость данного ребенка в предыдущем звене школьного обучения, результаты выполнения им пробных заданий.
Далее консультант и учителя предлагают родителям описание различных образовательных путей для их ребенка. Консультант дает родителям характеристику ребенка, отмечает его сильные и слабые стороны, предлагает рекомендации по преодолению трудностей. Отметим еще раз: основную работу в подобных ситуациях проводит именно педагог-консультант. Психолог привлекается лишь при особой необходимости. Если говорить о работе собственно психологов, то их основная сфера — это психолого-педагогическое консультирование (второе направление, выделенное в рекомендациях министерства), т.е. непосредственная психологическая работа, как в индивидуальном, так и в групповом вариантах, включающая все ее виды и формы, от психодиагностики до психотерапии, по всему спектру возникающих проблем, а также превентивная работа. Психологи оказывают помощь в преодолении учебных и поведенческих проблем у школьников, в разрешении конфликтных ситуаций (в классе, в учительском коллективе, между школьниками и учителями и т.д.); в разрешении острых и кризисных ситуаций (внезапное падение успеваемости, прогулы аутоагрессия и т.п.); проводят групповые занятия со школьниками, родителями, учителями (по развитию учебных и социальных навыков, приемов самоорганизации, релаксации и т.д.).
Ситуация с обеспеченностью психологами различается в зависимости от типа школы. В настоящее время в Германии по рекомендациям федерального министерства культуры и образования на 5000 учащихся должен приходиться один школьный психолог.
В целом по Баварии специальные школы наиболее обеспечены психологами.
В Баварии на одного школьного психолога приходится: в спецшколах 5441, в гимназиях— 8245, в начальной и главной школах — 9827 и в реальной школе — 11011 школьников. В Баварии сегодня работает около 500 школьных психологов.
|
|
(ПОНП) была провозглашена смена парадигмы психологической работы в системе образования. Суть нового подхода заключается в переориентации от индивидуально-центрированного способа работы к системной работе со школой. Смена парадигмы должна привести к формированию нового психологического мышления, согласно которому даже при решении единичного проблемного случая от психолога требуется системное видение ситуации. Имеется в виду, что для решения проблемы ученика психолог не может ограничиваться только лишь анализом его конкретной ситуации, он обязан принимать во внимание: факторы, относящиеся к более широкому контексту (стилю школьного руководства, стилю учительского поведения, школьному и домашнему окружению и др.), используя их как потенциал для осуществления позитивных перемен.
Согласно предложениям секции школьной психологии ПОНП, работа школьных психологов должна базироваться на следующих основных принципах.
Во-первых, это принцип добровольности обращения за помощью.
Во-вторых, это принцип свободного доступа, который означает, что услуги школьного психолога всегда доступны, но вопрос об их использовании — это вопрос инициативы клиента.
В-третьих, это принцип конфиденциальности.
В-четвертых, это принцип разделения сфер компетенции.
Таким образом, сотрудничество всех участников образовательного процесса должно осуществляться по принципу разделения сфер компетенции, с соблюдением рамок профессиональной и административной ответственности каждой стороны.
Психологи представляют не только интересы школы, но и в равной мере интересы учащихся и родителей. Позиция школьных психологов определяется соблюдением нейтралитета. Услуги школьных психологов являются бесплатными (за исключением частнопрактикующих специалистов).
|
2) прямое вмешательство, способствующее когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. Используются такие формы работы, как обучение, тренинг, каунслинг и различные виды терапии;
3) непрямое вмешательство: работа с родителями, учителями, другими специалистами в области педагогики. Обычно непрямое вмешательство включает в себя тестирование, участие в обучающих группах, каунслинг, консультации и сотрудничество;
4) исследовательская и научная деятельность;
5) супервизорство и административная работа: разработка и создание планов для школьных психологических служб, прием на работу и супервизорство, повышение квалификации школьных психологов, сотрудничество с другими психологическими и социальными службами;
6) предупреждение и уменьшение различных негативных последствий отклоняющегося поведения. В основном эти программы ориентированы на девиантных подростков (нарко- и алкогольная зависимость, суициды, бросание школы, школьное насилие, ранняя беременность).