Основное содержание запросов учителей касается способов преодоления повседневных трудностей школьной жизни. Чаще всего учителей волнуют следующие проблемы:
• оптимизация проведения занятий (стиль воспитательных воздействий, взаимодействие «учитель — ученик», климат в классе, источники напряженности и конфликтов);
•оптимизация профессиональной деятельности (развитие педагогических навыков, расширение их репертуара);
• разрешение конфликтных ситуаций (стратегии взаимодействия со школьниками, родителями, коллегами и руководством школы);
• повышение удовлетворенности профессиональной деятельностью (преодоление стресса, организация собственной деятельности, выход из ролевых конфликтов);
• средства оптимизации школьной жизни в целом.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЗА РЕБЕЖОМ.
|
|
Краткий обзор организации психологической службы за рубежом свидетельствует, что в большинстве стран деятельность психологической службы строго регламентирована и регулируется законодательством и различными нормативными документами, разработанными профессиональными сообществами профессиональных психологов. Как правило, имеются наборы национальных стандартов, относящихся к практической деятельности и образованию специалистов психологической службы. Эффективным регулятором деятельности психологов образования являются этические стандарты (кодексы поведения, четко сформулированные этические принципы работы с клиентами и т.д.).
Многоступенчатое образование психолога обычно требует нескольких лет и обязательно сочетается с практикой в избранной области специализации (обычно с супервизорством); каждый этап обучения завершается присвоением определенной квалификации (степени) и подтверждается дипломом, сертификатом или иным документом. В некоторых странах (например, в Великобритании) существуют единые Регистры, без учета в которых практическая психологическая деятельность для конкретного специалиста невозможна. Государственные органы управления (обычно министерства образования или подобные) и многочисленные профессиональные ассоциации строго контролируют деятельность работников психологической службы.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ.
Этапы формирования государственной психологической службы образования
В первые десятилетия XX в. в России бурно развивалось такое направление науки, как педология, шли поиски методов практической работы с детьми, разрабатывались и применялись в школах измерительные психологические инструменты (тесты). К сожалению, в 1936 г. процесс становления педологии был директивно прерван постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Развитие науки было заморожено на долгие годы, и лишь в конце 60-х гг. XX в. стали возникать условия для возрождения практической психологии в школе.
|
|
|
отношения с коллегами (8 %), специальные профессиональные темы (7%), общая профессиональная ситуация (5 %).
Основные формы работы психологов с учителями — это курсы повышения квалификации, организуемые на региональном и межрегиональном уровнях; курсы повышения квалификации для учителей отдельной школы (педагогические дни, тренинги, тематические вечера); индивидуальное консультирование и супервизия.