Психологическая работа с учителями

Основное содержание запросов учителей касается способов преодоления по­вседневных трудностей школьной жиз­ни. Чаще всего учителей волнуют сле­дующие проблемы:

• оптимизация проведения занятий (стиль воспитательных воздействий, взаи­модействие «учитель — ученик», климат в классе, источники напряженности и конфликтов);

•оптимизация профессиональной деятельности (развитие педагогических навыков, расширение их репертуара);

• разрешение конфликтных ситуаций (стратегии взаимодействия со школьни­ками, родителями, коллегами и руковод­ством школы);

• повышение удовлетворенности про­фессиональной деятельностью (преодо­ление стресса, организация собственной деятельности, выход из ролевых кон­фликтов);    

• средства оптимизации школьной жизни в целом.

10
Основные причины обращений учителей к психологам распределяются сле­дующим образом: проблемы с ученика­ми (52 %), проблемы с классом (18%), детско-родительские отношения (10%),

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЗА РЕБЕЖОМ.

Краткий обзор организации психологической службы за рубежом свидетельствует, что в большинстве стран деятельность психологической службы строго регламентирована и регулируется законодательством и различными нормативными документами, разработанными профессиональными сообществами профессиональных психологов. Как правило, имеются наборы национальных стандартов, относящихся к практической деятельности и образованию специалистов психологической службы. Эффективным регулятором деятельности психологов образования являются этические стандарты (кодексы поведения, четко сформулированные этические принципы работы с клиентами и т.д.).

Многоступенчатое образование психолога обычно требует нескольких лет и обязательно сочетается с практикой в избранной области специализации (обычно с супервизорством); каждый этап обучения завершается присвоением определенной квалификации (степени) и подтверждается дипломом, сертификатом или иным документом. В некоторых странах (например, в Великобритании) существуют единые Регистры, без учета в которых практическая психологическая деятельность для конкретного специалиста невозможна. Государственные органы управления (обычно министерства образования или подобные) и многочисленные профессиональные ассоциации строго контролируют деятельность работников психологической службы.

 

 

 
24


ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ.

Этапы формирования государственной психологической службы образования

В первые десятилетия XX в. в России бурно развивалось такое направление науки, как педология, шли поиски методов практической работы с детьми, разрабатывались и применялись в школах измерительные психологические инструменты (тесты). К сожалению, в 1936 г. процесс становления педологии был директивно прерван постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Развитие науки было заморожено на долгие годы, и лишь в конце 60-х гг. XX в. стали возникать условия для возрождения практической психологии в школе.

25
Современная система психологической поддержки образования начала формироваться в бывшем СССР в 80-е гг.; впервые психологи стали работать в школах Эстонии (в общеобразовательных – с 1980 г., в спецшколах для трудных подростков – с 1975 г.). На начальном этапе деятельность школьных психологов была разрозненной, не имела четких организационных форм, не были определенно сформулированы ее цели и задачи, отсутствовало научное и методическое обеспечение. Теоретические и методические основы формирования психологической службы разрабатывались в Лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ ОПП АПН СССР (ныне Психологический институт РАО); был проанализирован зарубежный опыт организации психологической службы. Сотрудники лаборатории провели многолетний эксперимент (начат в 1982 г.) по введению в школах должности психолога, по проверке двух моделей психологической школьной службы: 1) практическая работа психолога непосредственно в школе; 2) работа психолога в роно для обслуживания всех школ района. В 1989 г. на основе анализа результатов этого эксперимента было разработано «Положение о психологической службе народного образования», сделан вывод о необходимости сочетания двух моделей организации психологической службы.

отношения с коллегами (8 %), специ­альные профессиональные темы (7%), общая профессиональная ситуация (5 %).

Основные формы работы психологов с учителями — это курсы повышения квалификации, организуемые на регио­нальном и межрегиональном уровнях; курсы повышения квалификации для учителей отдельной школы (педагогиче­ские дни, тренинги, тематические вече­ра); индивидуальное консультирование и супервизия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: