Основные проблемы школьной психологии

Общие проблемы школьной психологии в США сказываются на состоянии школьной психологической службы. Проблемы можно подразделить на два основных класса – в профессиональной подготовке и в практической деятельности.

Подготовка психологов. Необходимо больше докторских программ для подготовки школьных психологов. Количество и качество интернатур меньше, чем их требуется, и, как правило, они охватывают очень небольшую часть специальности. Преподаватели университета имеют небольшую зарплату и перегружены работой, поэтому у них не хватает времени на исследовательскую и другую научную деятельность. Недостаточно количество стипендий для студентов.

20
Практическая деятельность. Очень высок показатель ухода из специальности; многие покидают работу после 10 лет практики. Вероятно, это обусловлено тем, что оплата труда не всегда соответствует сложности работы и объему профессиональных обязанностей школьного психолога.

Как отмечают психологи-практики, чаще всего они нуждаются в повышении квалификации, расширении арсенала методик, налаживании контактов с коллегами, уменьшении технической нагрузки (отсутствие секретаря).

В подавляющем большинстве случаев школьные психологи – белые и свободно говорящие только на английском языке. В то же время население США все более становится двуязычным и более разнообразным по национальному составу. В результате школьные психологи часто оказываются не подготовленными к обслуживанию нужд школьной популяции.

Таковы особенности работы школьной психологической службы в США.

 

21


­торой отражены в утвержденных ПОНП «Этических стандартах психолога». В этих рамках и с учетом административно-правовых границ психологи работают не­зависимо и самостоятельно.

Перейдем теперь к описанию дея­тельности специалистов центров психо­логического консультирования, которые решают несколько иные задачи, чем психолого-педагогические кадры, работаю­щие непосредственно в образовательных учреждениях. Государственные центры л психологического консультирования создаются по окружному принципу. Руководитель центра назначается баварским Министерством обра­зования и культуры. Государственный центр выполняет функции головного кон­сультативного психологического учреж­дения в своем округе. Каждый сотрудник цент­ра специализируется на деятельности в определенном типе школы. Например, в центре есть такие специалисты, как пе­дагог-консультант по гимназиям и пси­холог по гимназиям, педагог-консультант по реальным школам и психолог по ре­альным школам и т.д.               

Согласно нормативным документам, центры решают следующие задачи:

1. Консультирование по вопросам выбора и смены образовательного пути в особо сложных случаях, прежде всего при поступлении в баварские школы иностранцев или школьников из других федеральных земель.

2. Психолого-педагогическоё консуль­тирование в особо сложных случаях.

3. Оказание консультативной помо­щи и методическое обеспечение прак­тической деятельности школьных кон­сультантов.

4. Сотрудничество со школьными и внешкольными учреждениями.

Центры выполняют также функцию контроля, осуществляя сбор и оценку отчетных материалов, ежегодно предоставляемых каждым пе­дагогом-консультантом и психологом. Конкретные данные о работе школь­ных психологов можно оценить по ре­зультатам мониторинга где выделились сле­дующие основные виды практической' работы психологов:

7
1) работа со школьниками;

2) работа с учителями;

3) работа с другими участниками об­разовательного процесса (родителями, школьным руководством);.

4) системная работа со школой;

5) работа в сети прочих сервисных учреждений для обеспечения комплекс­ного решения проблем клиентов.


Психологическая работа с учащимися.

На работу с учащимися прихо­дится около 60% рабочего времени пси­хологов. В рамках индивидуальной работы со школьниками основной формой явля­ется индивидуальное консультирование (50% рабочего времени), на диагности­ку приходится около 20 % времени, ин­формирование, просвещение занимает примерно 16% времени.

В большинстве случаев при обраще­нии к психологу имеет место сочетание нескольких причин. Статистика обра­щений такова: учебные проблемы (85%), эмоциональные проблемы (55,3%), от­клоняющееся поведение (49%), выбор об­разовательного пути (36 %), коммуника­тивные проблемы (25 %).

Если говорить о контингенте клиен­тов из числа школьников, то обраще­ния связаны в основном с проблемами младших школьников. В целом распре­деление обращений по типам школ та­ково: 45 % — начальная школа (I—IV классы), 15% — гимназии, 12% — сред­няя школа (V—IX классы), 5 % — обще­образовательная школа, 17% — реаль­ные училища, 6 % — прочие.

Инициатива обращений принадле­жит в подавляющем большинстве слу­чаев родителям (84 %), в 10 % случаев она исходит от учителей, в 3 % — от са­мих учеников.

8
При опросе психологов обнаружи­лось, что они все в большей мере стре­мятся строить свою работу в соответст­вии с новой парадигмой, т.е. стремятся рассматривать и решать частные пробле­мы в более широком контексте школь­ной жизни в целом. Эффект от такой работы, как правило, выходит за пре­делы единичного случая, оказывая не­прямое влияние на других школьников и на учителей. Таким образом, индиви­дуальное консультирование оказывается «переходным мостиком», первым шагом для работы с системой школы. С точки зрения самих психологов их практиче­ская работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: