Общие проблемы школьной психологии в США сказываются на состоянии школьной психологической службы. Проблемы можно подразделить на два основных класса – в профессиональной подготовке и в практической деятельности.
Подготовка психологов. Необходимо больше докторских программ для подготовки школьных психологов. Количество и качество интернатур меньше, чем их требуется, и, как правило, они охватывают очень небольшую часть специальности. Преподаватели университета имеют небольшую зарплату и перегружены работой, поэтому у них не хватает времени на исследовательскую и другую научную деятельность. Недостаточно количество стипендий для студентов.
|
Как отмечают психологи-практики, чаще всего они нуждаются в повышении квалификации, расширении арсенала методик, налаживании контактов с коллегами, уменьшении технической нагрузки (отсутствие секретаря).
|
|
В подавляющем большинстве случаев школьные психологи – белые и свободно говорящие только на английском языке. В то же время население США все более становится двуязычным и более разнообразным по национальному составу. В результате школьные психологи часто оказываются не подготовленными к обслуживанию нужд школьной популяции.
Таковы особенности работы школьной психологической службы в США.
|
торой отражены в утвержденных ПОНП «Этических стандартах психолога». В этих рамках и с учетом административно-правовых границ психологи работают независимо и самостоятельно.
Перейдем теперь к описанию деятельности специалистов центров психологического консультирования, которые решают несколько иные задачи, чем психолого-педагогические кадры, работающие непосредственно в образовательных учреждениях. Государственные центры л психологического консультирования создаются по окружному принципу. Руководитель центра назначается баварским Министерством образования и культуры. Государственный центр выполняет функции головного консультативного психологического учреждения в своем округе. Каждый сотрудник центра специализируется на деятельности в определенном типе школы. Например, в центре есть такие специалисты, как педагог-консультант по гимназиям и психолог по гимназиям, педагог-консультант по реальным школам и психолог по реальным школам и т.д.
|
|
Согласно нормативным документам, центры решают следующие задачи:
1. Консультирование по вопросам выбора и смены образовательного пути в особо сложных случаях, прежде всего при поступлении в баварские школы иностранцев или школьников из других федеральных земель.
2. Психолого-педагогическоё консультирование в особо сложных случаях.
3. Оказание консультативной помощи и методическое обеспечение практической деятельности школьных консультантов.
4. Сотрудничество со школьными и внешкольными учреждениями.
Центры выполняют также функцию контроля, осуществляя сбор и оценку отчетных материалов, ежегодно предоставляемых каждым педагогом-консультантом и психологом. Конкретные данные о работе школьных психологов можно оценить по результатам мониторинга где выделились следующие основные виды практической' работы психологов:
|
2) работа с учителями;
3) работа с другими участниками образовательного процесса (родителями, школьным руководством);.
4) системная работа со школой;
5) работа в сети прочих сервисных учреждений для обеспечения комплексного решения проблем клиентов.
Психологическая работа с учащимися.
На работу с учащимися приходится около 60% рабочего времени психологов. В рамках индивидуальной работы со школьниками основной формой является индивидуальное консультирование (50% рабочего времени), на диагностику приходится около 20 % времени, информирование, просвещение занимает примерно 16% времени.
В большинстве случаев при обращении к психологу имеет место сочетание нескольких причин. Статистика обращений такова: учебные проблемы (85%), эмоциональные проблемы (55,3%), отклоняющееся поведение (49%), выбор образовательного пути (36 %), коммуникативные проблемы (25 %).
Если говорить о контингенте клиентов из числа школьников, то обращения связаны в основном с проблемами младших школьников. В целом распределение обращений по типам школ таково: 45 % — начальная школа (I—IV классы), 15% — гимназии, 12% — средняя школа (V—IX классы), 5 % — общеобразовательная школа, 17% — реальные училища, 6 % — прочие.
Инициатива обращений принадлежит в подавляющем большинстве случаев родителям (84 %), в 10 % случаев она исходит от учителей, в 3 % — от самих учеников.
|