Европейской федерацией профессиональных психологических ассоциаций (European Federation of Professional Psychologists Associations, далее – EFPPA) с октября 1994 г. по март 1997 г. специально изучался вопрос о подготовке и организации работы психологов в европейских странах. Всем ассоциациям, входящим в EFPPA, были разосланы специальные опросники.
Опираясь на отчет EFPPA «Психологи в системе европейского образования» (Psychologists in the Educational System in Europe. April, 1997), мы свели обобщенные данные об особенностях работы психологов образования в Европе в специальную таблицу.
Из этой таблицы видно, что основной работодатель для школьных психологов и психологов образования – государственные или местные власти, а также органы управления образованием. Психологические службы находятся под патронажем государства, даже если они функционируют в частных образовательных учреждениях. Нагрузка школьных психологов достаточно велика; практически во всех странах на одного психолога приходится более 1000 детей (в среднем в Европе один психолог обслуживает 4700 детей). Психологической помощью обеспечиваются все дети до 18 лет, вне зависимости от того, где они обучаются (детский сад, школа, гимназия и т.п.). Интересным для отечественных специалистов представляется наиболее сходный с российским опыт Бельгии, где психолого-медико-социальные центры оказывают поддержку школьной психологической службе.
В большинстве европейских стран психолог образования должен пройти многолетний специальный курс обучения (хотя, в отличие от США, в некоторых странах Европы не требуется специального образования, достаточно иметь диплом профессионального психолога). Обычно специалист обязан иметь лицензию на работу школьным психологом (психологом образования), пройти программу профессиональных тренингов, практику в избранной области специализации.
|
обязательно. Психологические ассоциации способствуют обмену опытом между коллегами, разрабатывают нормативные документы, защищают интересы клиентов и самих психологов образования, поддерживают высокий профессиональный стандарт деятельности специалистов-практиков.
|
ясно показывает, что сугубо индивидуальные проблемы учащихся в строгом смысле оказываются явлением весьма редким, так как учебные способности и достижения отдельного учащегося просто не удается рассматривать изолированно от других факторов — от поддержки и требований его семьи, от уровня профессиональной и социальной компетентности учителей, от особенностей взаимоотношений с другими учащимися и т.д. Наличие этих взаимосвязей становится еще более очевидным при работе с социальными проблемами учащихся.
Системная работа со школой.
Можно с уверенностью говорить о все усиливающейся тенденции к системной психологической работе. По данным мониторинга, это направление занимает второе место в практической деятельности психологов, на него приходится около 20% рабочего времени психологов.
В рамках системной работы со школой психологи занимаются организационным консультированием с целью разработки внутренней концепции школы, оптимизации организационного и рабочего климата в рамках школы, развития корпоративной идентичности школы как образовательного учреждения. Системная работа — это также деятельность по оптимизации отношений школы с ее партнерами, что обеспечивает открытость школы. Одна из важнейших задач работы психологов в рамках данного направления состоит в том, чтобы способствовать адекватному восприятию школой государственного и социального заказа.
Системная работа со школой осуществляется психологами, как правило, в форме реализации различных проектов и мероприятий.
|
поведенческих стратегий в случаях отклоняющегося поведения школьников (срыв уроков, прогулы), а также отклонений от среднего уровня развития (частичные нарушения способностей, высокая одаренность). И, наконец, учителя обращаются к психологам с проблемами, касающимися их собственного профессионального положения (проблема профессионального «выгорания», проблемы учительского коллектива и др.).
На организационное и системное консультирование приходится 17% всех видов работ в рамках этого направления.
Супервизорская работа с различными группами учителей (педагоги-консультанты, учителя различных типов школ) составляет 11%. Формы работы различные: просвещение, беседы, тренинги для учителей, школьников и их родителей, а также разъяснение психологической составляющей действующих программ. 10 % деятельности приходится на работу с классом как с коллективом — разъяснение правил «общежития» в классе, помощь в оптимизации атмосферы и климата в классе, налаживание отношений «класс — учитель» и т.д.