Уравнение механической характеристики двигателя постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения имеет вид:
,
где UC – напряжение подводимое к якорной цепи двигателя:
UC=UH=220 В;
M – электромагнитный момент, развиваемый двигателем, Н·м;
RДВ – сопротивление цепи якоря:
;
kФН – конструктивный коэффициент двигателя;
ω0 – скорость идеального холостого хода:
,
Δω – перепад скорости.
Приведенное уравнение преобразуем в уравнение электромеханической (скоростной) характеристики:
,
где I – сила тока в нагрузке.
Обе характеристики представляют собой прямые линии. Поэтому их построение осуществляется по двум точкам в координатах (ω0, I=0, ωН, I=IH). Номинальная угловая скорость рассчитана в подразделе 1.3:
.
Статические характеристики привода при питании от сети приведены на рисунке 2.1.1.
Из графика определяем
,
(при Ф=0,5Фн) и
, следовательно,
.
Диапазон регулирования в первой зоне:
.
Диапазон регулирования во второй зоне:
.
Полный диапазон регулирования:
.

Рисунок 2.1.1 – Электромеханические характеристики двигателя при питании от сети
Жесткость механической характеристики:
.
Статизм характеристики:
.
Построение электромеханических характеристик двигателя при питании от преобразователя в разомкнутой системе и при допущениях непрерывности тока вплоть до I=0 можно осуществить по формуле
.
Характеристики строим при углах управления
н (обеспечивает получение номинальной скорости
Н при номинальном токе нагрузки);
=1,5×
н и
=
max (обеспечивает минимальную скорость при номинальной нагрузке).
Значение
н можно найти по формуле:
,
.
Значение
найдем в точке (2Iн, w=0), тогда
, т.е.
.
Расчетные значения для построения характеристик приведены в таблице 2.1, характеристики – на рисунке 2.1.2.
Таблица 2.1 – Результаты расчета характеристик привода при питании от ТП
|
| 1,5 |
| ||||||
| I | 0 | IH | 2IH | 0 | IH | 2IH | 0 | IH | 2IH |
| 113,54 | 83,78 | 34,02 | 124,24 | 74,48 | 24,72 | 99,52 | 49,76 | 0 |

Рисунок 2.1.2 – Электромеханические характеристики двигателя при питании от тиристорного преобразователя в разомкнутой системе регулирования
Жесткость характеристик:
.
Статизм характеристик:
.
2.2 Составление расчетной функциональной схемы РЭП и определение входных параметров (
)
Расчетная функциональная схема РЭП показана на рисунке 2.2. На схеме приняты следующие обозначения: ЗС – задатчик скорости; ЗИ – задатчик интенсивности;
– напряжение задания;
– напряжение управления во внешнем контуре, определяемое разностью между
и сигналом обратной связи по скорости
; НЗ2 – нелинейное звено в регуляторе скорости – зона насыщения;
– напряжение сравнения в зоне насыщения; РС – регулятор скорости;
– коэффициент усиления регулятора скорости;
– выходное напряжение регулятора скорости;
– напряжение управления во внутреннем контуре, определяемое разностью между
и разностным значением сигнала обратной связи по току и опорным напряжением в НЗ1; РТ – регулятор тока;
– выходное напряжение регулятора тока; ТП – тиристорный преобразователь;
– напряжение на выходе тиристорного преобразователя; Д1 – статорная часть электродвигателя;
– момент сопротивления;
– ток двигателя; Д2 – якорная часть двигателя; ДТ – датчик тока; НЗ1 – нелинейное звено в контуре тока – зона нечувствительности;
– угловая скорость;
– напряжение сравнения в контуре тока; ТГ – тахогенератор – реализует обратную связь по скорости;
– коэффициент передачи по скорости; ПУ – промежуточный усилитель в цепи обратной связи по скорости или делитель напряжения.
В схеме используется отрицательная обратная связь по скорости и отрицательная обратная связь по току с отсечкой.
Цепь обратной связи по току выполнена зоной нечувствительности
, а входной каскад усилителя насыщается при
.
Требуемый коэффициент усиления разомкнутой системы, необходимый по соображениям заданного статизма σЗ, определяется следующим образом:
,
где D – заданный коэффициент регулирования скорости,
- заданный перепад скорости:
;

Рисунок 2.2 - Расчетная функциональная схема двухконтурной САУ РЭП
- заданный относительный перепад двигателя при номинальной нагрузке,
- перепад скорости в разомкнутой системе:
,
- коэффициент передачи двигателя.
Таким образом,
.
Значения коэффициентов усиления по контурам управления определим из выражения:


Необходимый коэффициент обратной связи по скорости
,
.
По полученному значению
выбираем тахогенератор с
:
.
Выбираем тахогенератор типа ТГ-04 (
).
Коэффициент согласующего промежуточного усилителя в цепи ОС:
.
Н = 18,88°
Н = 28,32°
max = 45,16°






