Метод математической статистики для доказательства эффективности формирующего этапа и подтверждения гипотезы

Y - критерий Мак-Немара.

Задача: В ходе исследования была проведена оценка уровня эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы «А».

1 ряд: 10, 10, 14, 5, 15, 8, 5, 10, 6.

После проведения цикла мероприятий была проведена повторная диагностика.

2 ряд: 15, 12, 15, 15, 15, 15, 11, 15, 7.

Составим вспомогательную таблицу.

«До» «После» «Сдвиг»
1 10 15 5
2 10 12 2
3 14 15 1
4 5 15 10
5 15 15 0
6 8 15 7
7 5 11 6
8 10 15 5
9 6 7 1

«+» - 8

«-» - 0

«0» - 1

Y = 0


Задача: В ходе исследования была проведена оценка уровня эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы «Б».

1 ряд: 6, 9, 14, 7, 10, 10, 5, 8, 6, 15.         

После проведения цикла мероприятий была проведена повторная диагностика.

2 ряд: 7, 15, 15, 11, 15, 11, 10, 11, 7, 15.

Составим вспомогательную таблицу.

«До» «После» «Сдвиг»
1 6 7 1
2 9 15 6
3 14 15 1
4 7 11 4
5 10 15 5
6 10 11 1
7 5 10 5
8 8 11 3
9 6 7 1
10 15 15 0

«+» - 9

«-» - 0

«0» - 1

Y = 0


Общий вывод: в двух группах Yэмп. находится в зоне значимости, значит принимается положительное решение. «Сдвиг» является значимым.

Гипотеза подтвердилась.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь искусств в процессе проведения праздника позволяет развивать умения у младших школьников слушать и слышать музыку.

Заключение

Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка.

Комплексный подход к решению задач музыкально воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Гармоничность музыкально воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности.

Музыкально — эстетическое воспитание в школьных учреждениях осуществляется учителем музыки. Особая роль в решении задач воспитания детей принадлежит праздничным мероприятиям.

Здесь активизируется познавательная и умственная деятельность.

На праздниках ребенок знакомится с музыкальными произведениями, приобретая первоначальные навыки культуры слушания; овладевает умениями и навыками в пении, ритмических движениях, а также навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания школьников является искусство. Произведения искусства — богатый источник радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, хореография. Каждый вид искусства своеобразно отражает и оказывает особое влияние на ум и чувства ребёнка. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, изобразительное искусство даёт богатые зрительные образы, устное народное творчество, детская литература создаёт предпосылки для словесного творчества детей.

Взаимопроникновение искусств позволяют активизировать процесс восприятия музыки в музыкальной деятельности школьников. Рассматривая лучшие образцы живописи, слушая литературное произведение, изучая устное народное творчество, школьник глубже проникает в средства музыкальной выразительности, усваивает категории музыкального восприятия, учиться любить и понимать музыку. Приобщение детей младшего школьного возраста к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры происходят при условии правильной организации педагогом художественной деятельности детей. Одна из форм — праздничное мероприятие. Смысл такого мероприятия в том, что определенная тема раскрывается через различные виды искусства: музыки, живописи, художественного слова, театрализации, фольклора.

Сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.

Занятия представляет собой яркое средство развития музыкального восприятия ребенка, и представляют собой интеграцию различных видов искусств. Они развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становление личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений. Занятия, связанные с искусством способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать сочетание тех или иных видов искусств при проведении занятии. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия музыки на детей и в то же время выступают как самостоятельные факторы для более глубокого восприятия музыки.

В результате нашего исследования мы установили роль музыкальных занятий в развитии младших школьников. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что музыкальные занятия способствуют развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки:

- использует на музыкальных занятиях различные виды искусств;

- проводит интегрированные занятия, сочетающие в себе литературу, изобразительное искусство, музыку, устное народное творчество;

- использует взаимосвязь искусств на праздниках, в развлечениях и досугах.

В связи с этим мы даем методические рекомендации учителям музыки в СОШ:

·  необходимо использовать различные методы работы с детьми по видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на дет­ских инструментах, что способствует развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку;

·  важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, рит­мично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных му­зыкальных инструментах. Самое существенное — развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих прояв­лениях;

·  уровень музыкально-эстетического воспитания учащихся начальных классов становится значительно выше при глубинной и осознанной совмест­ной работе учителя с учениками в процессе прослушивания учебных и вне­программных произведений, в других видах музыкальной деятельности де­тей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития музыкально-эстетических чувств;

·  учитель должен разными средствами стремится внести чувст­во радости в общение детей с музыкой, важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.

Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уро­ки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высо­кого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной шко­лы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слабораз­витых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

Подводя итог можно сказать, что использование различных видов искусств на музыкальных занятиях влияет на музыкально — эстетическое развитие младших школьников, позволяет внести в процесс музыкально-эстетического воспитания более глубокое понимание детьми музыкально-жанрового разнообразия, различных видов искусств — театра, живописи, литературы, устного народного творчества.


Список литературы:

1. Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах / Э.Б. Абдулин. - М., 1985. – С. 87.

2. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств (композиционно-методологический аспект проблемы) / И.А. Азизян //Советское искусствознание.- 1975.—№ 224.— 344 с.

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении / Б.В. Асафьев. — М: Просвещение, 1973. — С. 23 —24.

4. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. / Избранные статьи о музыкальном просвещении в образовании/ Б.В. Асафьев. —  М.: Педагогика, 1986. – 86 с.

5. Аристархова Л. В. О чем и как говорит музыка?.. /Л. В. Аристархова. -  Искусство, 1999 №7 – С.39.

6. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслов. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — С. 39—41.

7. Взаимодействие и синтез искусств / Под. ред. д.д. Благой, Б.Ф. Егоров и др.—Л.: Наука, 1978.— С. 269.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968. — С. 26.

9. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. — М.: Наука, 1960.—С. 35—68.

10. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений./ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С. 89.

11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста/ А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. – С. 304.

12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский.— М.: Просвещение, 1978. — С. 98 —99.

13. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца/  Д.Б. Кабалевский.— М.: Просвещение, 1981. – С. 197.

14. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы/ Д.Б. Кабалевский.— М.: Просвещение, 1980. – С. 57

15. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ М.С. Каган // Музыка в школе. — 1987.— № 9.— С. 28— 32.

16. Медушевский В.В. Музыка в семье искусства / В.В. Медушевский// Музыка в школе.—1984.—№1.—С.31—35.

17. Музыка в школе. Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 г. – С. 96.

18. Порфирьева А.Л. Музыкальная классика и современность. М., 2002г. – С. 48

19. Психология. Словарь под ред. А.Петровского, М.: Политиздат, 1990. – С. 306.

20. Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. — М.: Просвещение,1990.—С. 164-197.

21. Терентьева Н.А. Художественно — творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства/ Н.А. Терентьева / М — во нар. образования РСФСР. —М.: Прометей, 1990. — С. 184.

22. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.О. – Москва: Просвещение 1987. – С. 45.

23. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001. – С. 63.


 



Приложение 1

Таблица №1. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы А в процессе музыкального занятия (констатирующий этап).

№ п/п Ф. И. I II III IV V VI
1. Лера А. 3 1 2 2 2 10
2. Володя Е. 2 2 2 2 2 10
3. Света Ж. 3 2 3 3 3 14
4. Павел З. 1 1 1 1 1 5
5. Ира Л. 3 3 3 3 3 15
6. Игорь Н. 1 2 2 2 1 8
7. Женя Р. 1 1 1 1 1 5
8. Даша Ч 3 2 2 2 1 10
9. Вера Ш. 1 1 2 1 1 6

I – сосредоточенность внимания

II – продолжительность восприятия

III – двигательная активность

IV – наличие действий с музыкальными инструментами

V – желание ребенка слушать музыку

VI – количество баллов



Приложение 2

Таблица №2. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей контрольной группы Б в процессе музыкального занятия (констатирующий этап)

№ п/п Ф. И. I II III IV V VI
1. Олег А. 2 1 1 1 1 6
2. Андрей Б. 2 2 1 2 2 9
3. Оксана Г. 3 2 3 3 3 14
4. Сергей К. 2 1 1 2 1 7
5. Лена О. 2 2 2 2 2 10
6. Надя П. 2 2 2 2 2 10
7. Сергей Т. 1 1 1 1 1 5
8. Таня У. 2 1 2 2 1 8
9. Юра Ш. 1 1 2 1 1 6
10. Лиза Щ. 3 3 3 3 3 15

I – сосредоточенность внимания

II – продолжительность восприятия

III – двигательная активность

IV – наличие действий с музыкальными инструментами

V – желание ребенка слушать музыку

VI – количество балов

Приложение 3

Таблица №3. Уровни развития умений слушать и слышать музыку детей экспериментальной группы А в процессе музыкальной деятельности (констатирующий этап).

№ п/п

Ф. И.

Уровни

Высокий Средний Низкий
1. Лера А.   +  
2. Володя Е.   +  
3. Света Ж. +    
4. Павел З.     +
5. Ира Л. +    
6. Игорь Н.   +  
7. Женя Р.     +
8. Даша Ч.   +  
9. Вера Ш.     +
  Всего 2 4 3
  Всего в % 22.2 44.5 33.3

Приложение 4


Таблица №4. Уровни развития умений слушать и слышать музыку у детей контрольной группы Б в процессе музыкальной деятельности (констатирующий этап).

№ п/п

Ф. И.

Уровни

Высокий Средний Низкий
1. Олег А.     +
2. Андрей Б.   +  
3. Оксана Г. +    
4. Сергей К.   +  
5. Лена О.   +  
6. Надя П.   +  
7. Сергей Т.     +
8. Таня У.   +  
9. Юра Ш.     +
10. Лиза Щ. +    
  Всего 2 5 3
  Всего в % 20 50 30


Приложение 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: