важный и ответственный участок в уборке. К их чистоте предъявляются, пожалуй, самые высокие гигиенические требования. В туалетах, как, впрочем, и в других санитарных помещениях (душевых, саунах, банях, раздевалках) есть вероятность появления микробов, которые могут стать источником распространения инфекций. Микроорганизмы, некоторые из которых являются опасными для здоровья, встречаются преимущественно в тех местах, где часто происходит непосредственный контакт с кожей. Такими местами являются: сиденья унитаза, кнопки спуска воды, ершики для унитаза, ручки дверей и зоны вокруг них, дозаторы мыла, краны и смесители, держатели для туалетной бумаги, диспенсеры для салфеток и т. д. Из вышесказанного понятно, почему в таких зонах нужна особая степень гигиены.
Гигиена — раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья1.
В настоящее время высококлассные отели, в большинстве своем, оснащены сантехникой с автоматическими электронными элементами.
|
|
Современное оборудование для туалетных комнат с использованием инфракрасных датчиков выглядит привлекательно и продуманно конструктивно с учетом принципа «неприкасаемости». Бесконтактное открывание кранов (вода течет только тогда, когда руки находятся непосредственно под краном) — это не только гигиена, но и экономия воды. Нечего беспокоиться, если кто-то забыл слить воду, сантехника с инфракрасным управлением сделает это автоматически.
Сравнения экономического характера говорят сами за себя: то, что кажется более дорогим вариантом, оказывается нередко самым дешевым, поскольку окупается неожиданно быстро благодаря экономии воды, затрат на уборку и отсутствию необходимости замены вышедших из строя кнопок слива и механических смесителей2.
Автоматические краны и смесители для умывальников. Они различаются и по дизайну, и по способу установки (настенные или встроенные), и по возможности термоподготовки воды (на двух- или однотрубные системы), и по виду срабатывания инфракрасного датчика (на присутствие рук на расстоянии до 0,3 м или на присутствие человека на расстоянии 0,7 м). Время выключения воды после удаления объекта можно выбрать с помощью дистанционного управления в пределах от 0,25 до 7,75 с. Смесители работают как от сети (через безопасный блок питания 24 В), так и от батарейки 9 В.
Устройства для автоматического смыва воды в унитазах туалетов. Они предназначены только для установки на напорный трубопровод с унитазами без бачка. Инфракрасные датчики реагируют на присутствие человека перед ним на расстоянии до 0,7 м. Смыв происходит через 2 с после выхода человека из зоны чувствительности. Предусмотрены возможность дополнительного смывания вручную кнопкой (например, при уборке) и автоматическое смывание после каждого восьмого пользования туалетом.
|
|
Устройства для автоматического смыва воды в писсуаре (или группе писсуаров). Они реагируют на присутствие человека перед писсуаром более 7 с на расстоянии до 0,7 м от датчика. Продолжительность смыва настраивается с помощью дистанционного управления в пределах от 0,5 до 15,5 с. По истечении 24 часов от последнего срабатывания вентиля происходит автоматический «гигиенический» смыв. Система может работать от батарейки 9 В, срок службы которой составляет около 2 лет при 4000 включениях за месяц. В общественных санузлах целесообразно использовать антивандальные потолочные устройства смыва1.
Для большей гигиены и экономичности желательно использовать в общественных туалетах бесконтактные дозаторы (раздатчики) бумажных полотенец (салфеток) и туалетной бумаги. Они сокращают расход бумаги на 30 %. Даже в самых высококлассных отелях нельзя исключить случаи вандализма. В связи с этим данное оборудование должно надежно закрываться на ключ, иметь закрытые закрепляющие винты. Корпус раздатчика бумажных полотенец (салфеток) или туалетной бумаги должен быть выполнен из небьющегося пластика или хромированной стали, что в некоторой степени предохраняет его от ударов и прожигания оставленными окурками. Небольшое смотровое окошко на корпусе раздатчика бумаги позволит определить наличие и количество полотенец (салфеток) или туалетной бумаги. Раздатчики для туалетной бумаги могут быть для 2 или для 3 рулонов. Когда подхо- i дит к концу один рулон, его автоматически заменяет другой и I клиенты никогда не останутся без бумаги.
| Общественные туалеты современных гостиниц оборудованы
I дозаторами жидкого мыла. В отличие от обычного кускового ' мыла, индивидуальная порция мыла для каждого клиента из до- I затора предотвращает перенос инфекции. Идеальной моделью
I |
f дозатора жидкого мыла в общественных туалетах для гостиниц
I является дозатор бесконтактной подачи мыла с сенсорной элек
троникой.
Помимо бесконтактного принципа работы дозаторы жидкого
■ мыла должны отвечать еще ряду требований:
ш: • иметь надежную конструкцию;
I • обладать коррозийной устойчивостью;
• обладать способностью полного опорожнения контейнера
1 |
1; от мыла в целях экономии;
• иметь запасную емкость, обеспечивающую бесперебойную
работу дозатора до очередного заполнения;
• иметь небольшой смотровой экран на корпусе для контро
ля заполнения его жидким мылом;
/ • иметь защитные антивандальные механизмы и крепления.
В гостиницах встречаются двойные и тройные конструкции I дозаторов жидкостей. Они могут быть заполнены разными про-I дуктами (крем-мыло, лосьон для рук, мыльная пена) или содер-| жать большое количество одного продукта. В настоящее время I самыми экономичными признаны дозаторы мыльной пены. Ис-| следования ученых университетской клиники города Фрайбурга | (Германия) показали, что время, затрачиваемое на мытье рук с использованием дозатора мыльной пены по сравнению с дозато-| ром крем-мыла, уменьшилось на 24 %. При использовании доза-I- торов мыльной пены по сравнению с дозаторами крем-мыла снизился расход: мыла — на 54 %; платы за воду — на 32 %. Экономия на издержках составила 66 %. В итоге общая экономия, включая расходы на удаление отходов, составила около 58 %.
Наряду с дозаторами (раздатчиками) полотенец и салфеток, общественные туалеты в гостиницах укомплектованы электросушилками для рук. Наиболее оптимально (по сравнению с кнопочным управлением) обеспечивают гигиену сушилки с полностью бесконтактным сенсорным включением/выключением (инфракрасным датчиком). Сенсорное управление позволяет снизить потребление электроэнергии и увеличить срок службы устройства. Немаловажными требованиями, предъявляемыми к сушилкам для рук, являются:
|
|
• присутствие электроники;
• наличие защитного температурного предохранителя;
• наличие тихого мотора, обеспечивающего долговечность работы и ударопрочного шумопоглощающего корпуса;
• скорость (ориентировочное время для сушки рук — 8—10 секунд);
• наличие устройства защиты от кражи;
• современный элегантный дизайн, компактность.
Гостям высококлассных отелей помимо дозаторов бумажных полотенец (салфеток) и сушилок для рук в туалетах предоставляются также текстильные салфетки. У клиентов есть возможность выбирать более подходящий и приятный для них вариант.
Санитарные комнаты и расположенные там унитазы и писсуары — это место, где необходима особая степень гигиены. В отдельных труднодоступных частях унитазов и писсуаров могут скапливаться микробы, которые часто являются переносчиками опасных заболеваний. Зная об этом, многие клиенты с большой опаской прибегают к услугам туалетных комнат в общественных местах.
Развеять их сомнения в соблюдении гостиницей всех необходимых санитарно-гигиенических норм не помогают никакие графики уборки, вывешенные в туалете; ни безупречная визуальная чистота туалетов. Как же убедить клиентов безбоязненно, не рискуя здоровьем, пользоваться унитазами?
Выход из сложившейся ситуации есть, и выход простой! Он неоднократно применялся и прекрасно зарекомендовал себя в различных областях человеческой деятельности — дать клиенту возможность самому обеспечить свою гигиену.
Сиденье гигиеническое Hygolet. Принцип работы Hygolet очень прост: на стульчак надета специальная тонкая труба гигиенического покрытия, под крышкой корпуса скрыт механизм перемотки с двумя втулками: с одной из них гигиеническое покрытие и перематывается, проходя по всему диаметру стульчака. Использованное покрытие, перед тем как намотаться на приемную втулку, разрезается встроенным лезвием, так что повторно его использовать уже невозможно.
|
|
; Существуют две основные модели Hygolet: автоматическая и
механическая. Автоматическая меняет покрытие на стульчаке при нажатии кнопки электропривода, механическая при враще-
: нии рукоятки. Автоматические модели могут работать как от сети, так и от батареек. Специальный индикатор, размещенный на корпусе сиденья, проинформирует о том, что гигиеническое покрытие подходит к концу, это служит сигналом обслуживающему персоналу. Потребуется не более 3 минут, чтобы заменить
I рулон новым.
Каждый сменный рулон гигиенического покрытия рассчитан на 100 посещений. В качестве защиты от любопытных и вандалов корпус сиденья закрывается на замок. О вандалоустойчиво-сти Hygolet свидетельствует то, что он выдержал полугодовые
; испытания в обычных вагонах российских поездов дальнего следования — попробуйте найти полигон страшнее. Используя сиденье Hygolet, клиент, вращая ручку или просто нажимая на кнопку, видит, как использованное покрытие заменяется новым, чистым, одноразовым.
Сиденье моющееся Unisan. В таком изделии наглядность антибактериальной обработки достигла своего совершенства! Для включения механизма очистки сиденья нет необходимости касаться чего бы то ни было руками, Unisan все сделает самостоятельно. Достаточно лишь провести ладонью над специальным экраном — и механизм оборудования начнет дезинфекцию стульчака. Процесс очистки занимает ровно 15 секунд. Выглядит это так: часть корпуса Unisan — эдакая «лапа» — выдвигается и устанавливается над стульчаком, насос подает дезинфицирующую жидкость в полость, ограниченную двумя щетками, специальный привод начинает вращать стульчак, и, при проходе его под лапой, одна щетка равномерно наносит специальную жидкость на все сиденье, а другая насухо его вытирает. После того как стульчак проделал полный оборот, «лапа» возвращается на прежнее место. Быстро, бесшумно, безопасно! Цветные символы на экране дисплея сообщают: зеленый — все чисто, микробов нет, желтый — процесс пошел, красный — после предыдущего клиента еще не убрано. Unisan не требует присоединения к системам водо- и энергоснабжения. Восемь батареек Energizer alkaline обеспечат 4000 циклов очистки, два литра дезинфицирующей жидкости — 1250 циклов. Использующееся в системе средство не вызывает аллергических реакций и абсолютно безвредно для окружающей среды. Как и Hygolet, специальный ключ защищает Unisan от любопытных и злонамеренных пользователей.
Чистота везде и всегда достигается стерильным покрытием и антибактериальной обработкой. Вся сложность заключалась в реализации этих принципов в таком необычном приложении. И вот оба они воплощены в компактных автоматических или полуавтоматических устройствах, простых в эксплуатации и обеспечивающих не только саму чистоту, но и наглядность этой чистоты для клиента. Клиенты, как завороженные, будут следить за действиями этих аппаратов и. проникнутся к ним, а заодно и к заведению, небывалым уважением. Для установки обоих вариантов оборудования не требуется даже замены имеющейся сантехники. И Hygolet, и Unisan легко крепятся на большинстве стандартных унитазов1.
Те гостиницы, которые по финансовым соображениям не могут позволить себе приобрести гигиенические и самомоющиеся сиденья для унитазов, могут установить в санитарных кабинах более простые и доступные по цене раздатчики одноразовых покрытий для унитазов.
Для устранения неприятных запахов в общественных туалетах отели высокого уровня обслуживания используют программируемые освежители воздуха с вентиляторами. Более правильно заправлять такие освежители воздуха натуральными ароматическими веществами на растительной основе с низким содержанием летучих органических соединений. Это позволит создать здоровый и приятный климат в помещении.
Наличие вышеперечисленного прогрессивного санитарно-гигиенического оборудования в оснащении общественных туалетов, которое, безусловно, помогает в уборке, не означает уменьшение обязанностей персонала занятого уборкой таких зон. Напротив, обслуживание современных санитарно-гигиенических приборов и автоматов требует от персонала новых знаний и умений и накладывает на него большую ответственность.
Горничные самостоятельно либо совместно с супервайзера-ми должны уметь справляться с заменой использованных рулонов бумажных полотенец (салфеток), туалетной бумаги или гигиенического покрытия; пополнением запасов дозаторов для всевозможных жидкостей; заменой батареек и т. д. Обязанность горничной следить за тем, чтобы все оборудование нормально (функционировало, а в случае поломок оперативно давать заявки
на ремонт.
I Приступая к уборке общественных туалетов, горничная
должна надеть средства защиты (специальный прорезиненный фартук, резиновые перчатки).
Общественные (гостевые) туалеты в гостиницах состоят, как \ правило, из двух отделений. При уборке общественных туалетов горничные придерживаются следующей последовательности выполнения работ. Следуя правилу «от чистого — к грязному», начинать уборку следует с первого отделения.
Здесь подлежат уборке: зеркала, туалетные столики, раковины, металлическая арматура, керамическая плитка, поверхности i всего санитарно-гигиенического оборудования, стены и дверь, ведра для мусора и пепельницы, пол. Зеркала должны быть безупречно чистыми. На туалетных столиках не допустимы загрязнения, капли воды, мыльная пена и т. д. В отелях с высочайшими стандартами обслуживания от горничной требуется протирать от влаги раковину и туалетный столик после каждого посещения; клиентом гостевого туалета.
В тех отелях, где для вытирания рук предусмотрены текстильные салфетки, горничные пополняют запасы чистых и ре- \ гулярно освобождают контейнеры (корзины) для использованных салфеток. Краны, смесители, металлические фрагменты санитарно-гигиенического оборудования необходимо натирать до I блеска и не оставлять следов от высохших капель воды.
Следует регулярно опустошать емкости для мусора и пепельницы. Хорошим вариантом для туалетной комнаты в гостинице считается двойное ведро для мусора, у которого:
• имеется большая удобная педаль для бесконтактного от
крывания крышки;
• внешнее ведро (корпус) изготовлено из металла, которое
' легко моется;
• внутреннее ведро изготовлено из пластика с антибактериальным покрытием, легко вынимающееся для санитарной обработки;
• резиновое основание защищает напольное покрытие и обеспечивает высокую устойчивость;
• верхний резиновый ободок создает герметичность и пре-
I дотвращает распространение запаха.
Что касается пепельниц, то в туалетных комнатах многих отелей они предоставлены к услугам гостей. Пепельницы должны быть всегда чистыми и дополнены спичками с фирменной символикой.
Убрав первое отделение общественного туалета, горничная приступает к уборке второго отделения, где находятся санитарные кабины и писсуары (принадлежность мужских туалетных комнат).
В этом отделении поочередно подлежат уборке: писсуары и керамическая плитка рядом с ними; стены и двери санитарных кабин; ручки, крючки, бумагодержатели или диспенсеры для туалетной бумаги, диспенсеры для гигиенических пакетов в женском туалете; емкости для мусора; пол. В случае засоров сантехники горничные используют различные очистители труб. Для удаления неприятных запахов применяют различные ароматизаторы для унитазов и писсуаров. Но пользоваться ими следует умеренно, так как они наносят некоторый вред окружающей среде.
В высококлассных гостиницах для людей с ограниченными двигательными возможностями (инвалидов) предлагаются соответствующие услуги и специально оборудованные номера. В общественных туалетах также должны быть отведены места для такой категории гостей. Чтобы облегчить жизнь инвалидам, в туалетах для них предусмотрены всевозможные поручни, держатели, подставки и многое другое. Чтобы больной человек мог без посторонней помощи пользоваться туалетной комнатой в гостинице, унитаз должен быть высотой не более 50 см, максимальная высота расположения раковины от пола 80 см, зеркало крепится на высоте 90 см от пола. Рядом с унитазом должны быть поручни. Горизонтальные поручни устанавливаются на высоте не более 80 см от пола, вертикальные — на расстоянии 110 см от унитаза. Горничная следит за тем, чтобы пол на этом участке всегда был сухими и не скользким.
В общественных (гостевых) туалетах высококлассных отелей всегда присутствуют цветы. Обязанность горничной следить за их состоянием в течение всей смены.
Туалет — место, по состоянию которого клиенты судят о заведении в целом. Плюс к этому чистота туалетов — залог здоровья людей. Туалеты требуют высокого уровня чистоты и подлежат уборке круглосуточно.
В отдельных гостиницах уборка оздоровительного центра полностью возложена на поэтажный персонал, т. е. горничных В других гостиницах уборка оздоровительного центра осуществляется силами самих сотрудников оздоровительного центра. Руководство гостиниц вправе выбирать более подходящий для себя вариант. О комплексе уборочных работ в оздоровительном центре будет подробно изложено в разделе о технологии работы и функциях персонала оздоровительного центра. В данный момент хочется еще раз подчеркнуть то, что в оздоровительном центре есть зоны (туалеты, душевые, раздевалки, сауны), которые представляют собой сложные области в процессе уборки помещений отеля и требуют особой степени гигиены.
Пристального внимания требует зона бассейна. Каждое утро до прихода клиентов дно бассейна подвергается чистке специальным приспособлением. В зоне бассейна необходимо до блеска натирать металлические поручни, очищать от загрязнений бортики бассейна, полностью протирать кафельную плитку на стенах, тщательно мыть пол.
Оздоровительные центры отелей находятся под постоянным контролем городских санитарно-эпидемиологических станций.
Салон красоты (Beauty Salon) в отеле часто бывает самостоятельной структурой, лишь арендующей площадь у отеля. В таком случае уборка помещения салона красоты осуществляется собственным штатом сотрудников. Тем не менее не исключен вариант, когда уборку салона красоты производит персонал отеля по договору с фирмой-арендатором. Высококлассный отель как правило, имеет свой собственный салон красоты, персонал которого входит в штат отеля.
Специфика уборки в салоне красоты заключается в том что в данном помещении находится большое количество парикмахерских принадлежностей, дорогостоящего косметологическо-го оборудования, всевозможных препаратов и аксессуаров. Чистоту и порядок рабочих мест, как правило, поддерживают сами специалисты салона красоты. Горничным поручается такая работа, как: мытье раковин; уборка подоконников (если имеются) и отопительных радиаторов; удаление загрязнений со стен, дверей, перегородок; вынос мусора, мытье полов. Во время уборки горничная должна спросить у сотрудников салона красоты, что ей следует дополнительно и конкретно убрать. При необходимо сти сотрудники салона красоты просят горничную выполнить определенные виды работ.
Далее горничные переходят к уборке служебных лифтов и лестниц. Уборка этих объектов во многом схожа с уборкой гостевых лифтов и лестниц.
Уборка бизнес-центра. Ее следует производить за максимально короткое время, чтобы не мешать посетителям и персоналу Приступая к уборке бизнес-центра, как и любого другого офиса в часы его работы, горничной следует попросить сотрудника разрешения на уборку. Уборка бизнес-центра почти аналогична уборке административного блока службы приема и размещения
Уборка холлов и зон отдыха на жилых этажах. В этих помещениях расположена удобная мягкая мебель для отдыха гостей присутствует много цветов и декоративной зелени (возможен зимний сад), есть предметы украшения (картины, напольные вазы, гобелены, небольшие фонтаны). В план работы горничной на данных объектах входит: уборка пола; удаление пыли с мебели; удаление загрязнений со стен, плинтусов, подоконников отопительных радиаторов; полив и уход за растениями; контроль чистоты штор и предметов украшения.
Нет необходимости подробно останавливаться на технологии уборки в вечернюю и ночную смену, так как она во многом повторяет технологию работы горничных в утреннюю смену.
№.40. Униформа сотрудников отеля. Правила использования униформы. Порядок выдачи и смены служебной одежды
Фирменная (форменная) одежда как важный элемент маркетинга1.
Униформа — одна из составляющих успешного бизнеса гостиничного предприятия. Слово униформа можно перевести как «единый вид» (от «уния» — единый, общий).
Безупречный внешний вид персонала — показатель высокого уровня сервиса, свидетельство классности и репутации заведения. Сотрудники заведения должны выглядеть профессионально и уже один их вид должен вызывать доверие у клиентов. Работники гостиницы, имеющие корпоративную одежду, чувствуют себя единой командой, что неминуемо положительно сказывается на имидже предприятия и его производительности. У сотрудников, одетых в удобную и красивую одежду, появляется чувство корпоративной гордости, которая во многом влияет на их желание качественно и «с душой» трудиться.
Форменная одежда — неотъемлемая часть концепции заведения. Фирменный стиль — это и корпоративный дух организации, и оформление интерьеров, единый стиль рекламной продукции, и хорошо продуманная одежда персонала. Внешний вид сотрудников должен строго соответствовать корпоративному стилю заведения, причем в этом стиле должна быть выдержана одежда всех служб отеля. Над созданием корпоративной одежды работают имиджмейкеры, психологи, медики, специалисты по управле нию персоналом, дизайнеры. Профессиональная одежда — часть индустрии моды. Всемирно известные фирмы регулярно выпускают новые коллекции, издают специализированные каталоги. Современная рабочая одежда — это изящество линий, качественные ткани, расцветки и фасоны, а также продуманные детали, придающие одежде стилевую завершенность. Фирменная одежда должна соответствовать назначению и стилю предприятия, быть удобной, устойчивой к обработке (стирке, химической чистке), быть гигроскопичной, износостойкой, влагостойкой, прочной, воздухопроницаемой, не мяться, соответствовать сезону, иметь специальные функциональные детали (передники, головные уборы, карманы).
Одним из важнейших требований к униформе является то, что при ее изготовлении должны использоваться специальные ткани повышенной износостойкости, рассчитанные на ежедневную носку, частые стирки и химчистку. Важно, чтобы ткани, из которых изготовлена униформа, не теряли своих изначальных характеристик в процессе долгого использования. Форменная одежда подвергается более интенсивной эксплуатации, чем даже повседневная нерабочая. Ткани для униформы отбираются очень тщательно, так как они должны соответствовать роду деятельности и ритму работы. Профессиональная одежда должна быть удобной, «дышать», не терять форму. Хорошо зарекомендовали себя такие ткани, как TREVIRA (разновидность 100 % полиэстера), PREMIUM (60 % — шерсть, 38 % — полиэстер, 2 % — лайкра), OPTIMA (55 % — полиэстер, 45 % — шерсть). Наиболее часто при пошиве одежды для ресторанов, гостиниц, казино используют габардин, габардин-стрейч, спандекс, костюмные полушерстяные ткани, блузочные креп-атлас, кашибо-креп.
Одним из показателей качественной униформы является простота ее эксплуатации — у персонала не должно возникать проблем при стирке, химчистке, а также глажении. В настоящее время для пошива изделий используются самые современные ткани и технологии, позволяющие стирать даже мужские пиджаки, не пользуясь услугами химчистки, что в значительной мере облегчает уход за ними, особенно в условиях гостинично-ресто-ранного комплекса.
Кроме соответствия фирменному цвету, интерьеру заведения, возрасту сотрудников, выполняемым ими функциям одежда должна иметь фирменную символику: логотип, торговый знак, бренд, девиз или имя сотрудника.
Пунктом 14 «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.97 г. № 490 предусмотрено, что материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории.
В пункте 10 «Требования к персоналу и его подготовке (внешний вид персонала)» раздела 15 «Требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий» Системы классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденной Приказом Федерального агентства по туризму от 21.07.05 г. № 86 указана обязательность использования форменной одежды обслуживающим персоналом для гостиниц с категорией (**) и выше.
Поскольку нормы, устанавливающие порядок выдачи и срок службы форменной одежды для гостиниц законодательно не регламентируются, руководство гостиниц разрабатывает для внутреннего использования Положение о порядке выдачи форменной одежды с указанием должности сотрудников, которым выдается одежда, вид выдаваемой одежды, срок ее службы и т. д.