Цель работы – определить содержание меди в растворе фотометорическим методом анализа.
Оборудование: мерные колбы, пипетки, фотоэлектроколориметр (КФК-3).
Реактивы: стандартный раствор соли меди, дист. вода, 10% раствор аммиака.
Ход определения.
Приготовление стандартного раствора соли меди (II). Навеску 3,9270 г химически чистого сульфата меди СuSО4 х 5Н2О переносят в мерную колбу вместимостью 1000 мл, растворяют, приливают 5 мл концентрированной серной кислоты плотностью 1,84 г/см3 и доводят водой до метки. В 1 мл этого раствора содержится 1 мг Сu2+-ионов.
В шесть мерных колб емкость по 50 мл вносят пипеткой соответственно 25, 20, 15, 10, 5, 3 мл стандартного раствора соли меди. В каждую из колб прибавляют по 10 мл 10% раствора аммиака и доводят объемы жидкостей в колбах дистиллированной водой до метки.
Измерение оптической плотности начинают с раствора, имеющего наибольшую концентрацию меди. Для этого раствор из колбы наливают в кювету с рабочей длиной 1 см. Измерение оптической плотности проводят при красном светофильтре. (Измеряют три раза и определяют среднее значение).
|
|
С (в мг/мл) | 25 | 20 | 15 | 10 | 5 | 3 |
А | Ср. | Ср. | Ср. | Ср. | Ср. | Ср. |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Строят градуировочный график, откладывая по оси абсцисс концентрацию ионов меди (в мг/мл), а по оси ординат оптическую плотность раствора.
По графику определить содержание ионов Сu2+ в неизвестном растворе.
С (Сu2+) = г/мл.
Лабораторная работа № 21.
Определить железо (III) в питьевой воде фотометрическим методом анализа.
Цель работы – определить железо (III) в питьевой воде.
Оборудование: мерные колбы, пипетки, фотоэлектроколориметр (КФК-3).
Реактивы: сульфосалициловая кислота, раствор с концентрацией 10%; стандартный раствор железоаммонийных квасцов FeNH4(SO4)2 ·12 H2O - в мерной колбе вместимостью 1 л растворяют в дистиллированной воде 0,8636г квасцов, подкисляют серной кислотой до рН = 2 (контроль по универсальной индикаторной бумаге), доводят водой до метки, перемешивают; 1 мл приготовленного раствора содержит 0,1 мг Fe 3+; серная кислота, 0,5 моль/л раствор.
Ход определения.
Для построения градуировочного графика в 6 мерных колб пипеткой помещают последовательно 0;2;4;6;8;10 мл стандартного раствора железоаммонийных квасцов. В каждую колбу добавляют по 3 мл раствора сульфосалициловой кислоты и 1 мл серной кислоты, доводят дистиллированной водой до метки, перемешивают. Получают серию окрашенных в красно-фиолетовый цвет растворов. Содержащих в 50 мл соответственно 0;0,2;0,4;0,6;0,8;0,1 мг Fe 3+. Оптическую плотность растворов измеряют на фотоэлектроколориметре при длине волны 490 при зеленом светофильтре 3 раза и определяют среднее значение. В качестве контрольного раствора используют раствор, содержащий все указанные реактивы, кроме Fe 3+.
|
|
С | 0 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 |
А | Ср. | Ср. | Ср. | Ср. | Ср. | Ср. |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
По полученным данным строят градуировочный график в координатах: содержание Fe 3+, мг/50мл – оптическая плотность. (график № 3).
В мерную колбу вместимостью 50 мл помещают 25 мл анализируемой питьевой воды, добавляют 3 мл раствора сульфосалициловой кислоты и 1 мл серной кислоты, доводят дистиллированной водой до метки, перемешивают. Измеряют оптическую плотность полученного раствора в приведенных выше условиях, по градуировочному графику находят содержание ионов железа (3) в 50 мл раствора, т.е. в 25 мл анализируемой питьевой воды.
Содержание Fe 3+ (Q, мг/л) рассчитывают по формуле
Q = q · 1000 / 25 =
где q – масса Fe 3+ в 25 мл анализируемой питьевой воды, мг.
Лабораторная работа № 22.
Определение содержания сахара в растворе рефрактометрическим методом анализа.
Цель работы – определить содержание сахара в растворе..
Оборудование: мерные колбы, пипетки, рефрактомет.
Реактивы: сахар, дист. вода.
Ход определения.
На техно-химических весах в пяти стаканах вместимостью 50 мл отвешивают соответственно 1, 2, 4, 8, 16 г сахара. Навеску сахара количественно переносят в мерные колбы вместимостью 100 мл, доводят до метки дистиллированной водой и тщательно перемешивают.
С помощью рефрактометра определяют показатель преломления каждого раствора. По полученным результатам строят градуировачный график в координатах концентрация сахара (в г/л или %) - показатель преломления (график № 4). После этого измеряют показатель преломления исследуемого раствора. Концентрацию сахара в исследуемом растворе находят по градуировочной кривой.
При определении содержания сахара в рефрактометре-сахариметре сначала определяют с помощью пикнометра плотность исследуемого раствора (в г/см3). Определение плотности и показателя преломления раствора проводят при одной и той же температуре.
Содержание сахара в растворе С (в г/л) пересчитывают на концентрацию его х (в %) следующим образом:
Х = С х 100 / 1000 d = С / 10 d
где d – плотность, г/см3.
Лабораторная работа № 23.
Определить содержание хлорида натрия в рассолах.
Цель работы – определить содержание хлорида натрия (г) в рассоле.
Оборудование: капилляр, термостат, химический стакан на 50 мл, рефрактометр.
Реактивы: растворы хлорида натрия с известной концентрацией.
Ход определения.
В химический стакан готовят серию водных растворов хлорида натрия известной концентрации. По 2-3 раза измеряют показатель преломления приготовленных растворов при температуре (20 ± 0,2) 0С, вычисляют среднеарифметическое значение n и по этим данным строят градуировочный график в координатах: содержание хлорида натрия, г/100 мл раствора – показатель преломления.
Анализируемый раствор (1-2 капли) капилляром наносят на нижнюю призму рефрактометра и измеряют показатель преломления при температуре (20 ± 0,2) 0С. Измерения повторяют 3-4 раза. По градуировочному графику определяем содержание хлорида натрия в 100 мл анализируемого рассола (график № 5).