Авиньонское пленение пап

Особую роль в распространении интернациональной готики сыграл Авиньон, будучи одним из крупных центров интернациональной готики. Это очень интересный город, потому что, во-первых, он связан с тем, что здесь 70 лет пребывали папы (так называемое Авиньонское пленение, кратко я, может быть, расскажу об этом), покуда в 1377 году святая Екатерина Сиенская не увела папу Григория XI в Рим. Т.е. буквально увела – она уговорила его, и он даже в тайне от своих приближенных покинул Авиньон и вернулся в Рим. Но 70 лет здесь была папская резиденция. И благодаря этому центр католической Церкви как бы переместился во Францию. Вообще это связано с борьбой гвельфов и гибеллинов, потом уже черных гвельфов и белых гвельфов, я не буду во все это вас погружать, но важно, что итальянских пап сменяют французские папы. И французским папам, конечно, на своей родине гораздо уютнее. Поэтому Климент V, папа-француз, после поражения Бонифация VIII (а у Бонифация XVIII был конфликт с королем Филиппом IV Красивым)… Правда, у кого только не было конфликта с этим королем! Климент V переселяется в Авиньон и даже выкупает его как свою собственность. Потом следующий папа начинает здесь строительство, и т.д.

Это тоже относится к культуре этого времени, потому что меняется как бы полюс власти в мире. Если в Средневековье на Западе это один папа и много королей, и папа, конечно, главенствует, папа даже заставляет одного из королей, Генриха IV, идти и на коленях просить у папы прощения (мы говорили об этом – шествие в Каноссу), то Филипп берет реванш. После того, как в 1302 году была обнародована папская булла Unam sanctam, где Бонифаций VIII изложил свою концепцию двух мечей: что у папы есть и светская власть, и духовная власть, что он неподотчетен никому, а уж тем более королям, Филипп, конечно, восстал против этого и все сделал для того, чтобы папу уничтожить.

Филипп IV послал в Италию своего приближенного Гийома Ногаре с отрядом, чтобы схватить папу Бонифация VIII и доставить его во Францию. У Гийома Ногаре был помощник Шарра Колонна, который был итальянцем и ярым врагом папы, потому что семейство Колонна воевало против папы. Это было такое очень влиятельное семейство. И даже есть легенда, что Колонна дал папе пощечину, что было невозможно. Бонифаций, может быть, и заслужил какого-то такого не очень приязненного отношения, но явно не заслуживал ни пощечин, ни тем более унижения. Он умер в темнице, и даже потом на соборе многие свидетельствовали, что все его обвинения – в симонии, в содомии, во всех смертных грехах – беспочвенны.

Тем не менее Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада, где как раз пребывают симониты. Ну, это тоже понятно, потому что Данте был в другой партии, которая воевала против папы, и как раз когда взяла главенство папская часть гвельфов, Данте был изгнан из Флоренции. Интересно, что не только Данте помещает Бонифация в ад, но и «Декамерон» Бокаччо проходится по нему и тоже говорит, что он симонит и т.д., и даже в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле тоже помещает этого папу среди тех, кто влачит жалкое существование в аду.

Но если мы посмотрим дальше на то, кто сидит в аду у Данте, то и противник Бонифация Климент V тоже заслуживает той же самой участи. Поэтому, конечно, папство в кризисе, и это тоже одна из черт этой эпохи, когда светское берет верх над церковным. И светская культура входит и в церковную культуру. И эта вот придворная культура начинает свои черты распространять и на светскую.

Итак, Авиньон – прекрасный город с огромным папским дворцом. Этот дворец строила тоже целая интернациональная команда, где были архитекторы и из Франции, и из Италии, и художники из Франции и из Италии. И вот сюда в 40-х годах приезжает художник из Сиены Симоне Мартини.

Но прежде чем мы к нему возвратимся, потому что он будет сегодня главным героем нашего повествования, я покажу тоже прекрасного художника из Авиньона. Он аноним, его имя неизвестно, его часто называют по самому известному кодексу автором кодекса Святого Георгия из Ватикана. Собственно, это тоже такой яркий представитель стиля интернациональной готики, где пышно расцветают готические элементы.

Но появляются и ренессансные элементы под влиянием опять же его общения с итальянскими художниками. Потому что даже Симоне Мартини приехал с целой группой итальянских художников сюда, они вносят свои элементы – разворот фигур в пространстве, как мы видим на этом распятии, более эмоциональное, не такое уже отрешенное предстояние даже перед крестом или перед Спасителем и т.д. Т.е. вот эти элементы начинают перемешиваться. Те завоевания Проторенессанса, Дученто, Треченто в Италии тоже начинают влиять на французских художников. В то же время готические элементы появляются. Например, они ярко выражены у Симоне Мартини.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: