Книжная миниатюра и живопись

Поэтому живописцы в готическое время уходят в книжную миниатюру. Книжная миниатюра, особенно в готическую и постготическую, интернациональной готики эпоху, дает потрясающие, феноменальные произведения искусства. Я хочу показать одного из ведущих миланских мастеров того времени – Джованнино де Грасси. Неизвестно, когда он родился, умер он в 1398 году. Считался ведущим художником Ломбардии XIV в. Вся его деятельность была связана в основном с Миланом. Это, конечно, гениальный прежде всего миниатюрист. Ну, он был и скульптором, и рисовальщиком, и живописцем. Сохранился кодекс рисунков Джованнино де Грасси, который собрали его ученики после его смерти. Видимо, это были разрозненные листы, поэтому они представляют собой очень разные стили. Вот такие стилизованные буквы, например, в которые вплавлены человеческие тела или животные. Или ближе к классической готической миниатюре – такие оформления листов.

Но есть и совершенно потрясающие зарисовки животных и людей, которые можно назвать абсолютно ренессансными, потому что здесь и анатомия животного и человека соблюдается, и такой совершенно реалистический подход к предмету изображения. Как я уже сказала, настоящий вид альбом приобретает гораздо позже, в 1542 году. И мы в основном о его творчестве знаем по этому альбому. Вот это искусство Ломбардии.

Ну, если говорить об интернациональной готике, то она, конечно, не ограничивалась только Ломбардией. Это действительно было такое огромное движение искусства, именно движение, потому что мастера стали кочевать, более как-то общение стало происходить между различными школами. Поэтому если мы спустимся глубоко в Италию, ниже Ломбардии, мы тоже увидим прекрасные образцы интернациональной готики. И если выше Альп поднимемся, скажем, в Богемию, мы тоже увидим замечательные произведения этого же стиля. Вот, например, Микелино Безоццо, «Обручение святой Екатерины». Это один из сиенских художников.

Или Аньоло Гадди, Лоренцо Монако. Такие алтари встречаются даже до сих пор в храмах, не только в музеях. Я один раз путешествовала по Рейну и видела совершенно замечательные образцы и немецкой интернациональной готики, и итальянской. Ну, конечно, большая часть этих вещей сегодня в музеях.

Вот этот взрыв интереса к искусству на рубеже XIV–XV в. действительно отличен от того, что было в предыдущую эпоху. Поэтому что это – Ренессанс как возрождение искусства? Да, мы говорили о том, что Ренессанс – это не только возрождение античности, что это вообще возрождение искусства, интереса к искусству, интереса к мастерам искусства. Поэтому мы все больше и больше знаем имен. Все-таки средневековое искусство более анонимное, а здесь все время имена, новые и новые имена до сих пор открываются.

Становятся популярными гобелены, книги с миниатюрами, ювелирные изделия, геральдические изображения, игральные карты, домашние алтари, не только церковные алтари. Исследователь Средневековья Ле Гофф замечательно пишет, что до крестовых походов, скажем, средневековые замки выглядели очень уныло, грубо, без всяких украшений. А поток не только святынь, хлынувший с Востока благодаря крестовым походам, но и поток произведений искусства… Стали привозить восточные ковры, стали привозить ювелирные украшения. Он возбудил к этому интерес и у европейских прежде всего заказчиков, ну и, естественно, спрос рождает предложение – и у художников. И действительно, мы видим в эпоху позднего Средневековья и вот того, что мы назвали интернациональной готикой, или Предвозрождением, такой большой интерес к произведениям искусства даже в частной жизни, даже не у самых богатых людей.

Но, конечно, интернациональная готика, это нужно сказать, связана все-таки с придворной культурой. И здесь тоже можно увидеть как бы два центра. Если Ренессанс рождается в городах-коммунах в основном, те же самые Флоренция, Сиена и другие итальянские города-коммуны, то Бургундия, Богемия, некоторые области Германии – это, конечно, придворная культура. Готика рождена епископской культурой, потому что заказчиком огромного готического собора был всегда епископ. Романика – это ближе к культуре монастырской. Поэтому даже смена заказчиков, смена интересов – это тоже видно.

И вот эта придворная культура, такая куртуазная, тоже дает этому стилю особое изящество. Если особенно флорентийцы будут стремиться, может быть, к какой-то такой античности, античной простоте (поэтому они не любили готику с ее усложненными всякими архитектурными формами и орнаментами), то здесь мы будем видеть именно стремление к изяществу, стремление к куртуазности, стремление к украшательству и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: