Труды Мартини в Неаполе

Между этими двумя работами в Палаццо Пубблико, «Маэста» и портретом Гвидориччо да Фальяно, который он написал через несколько лет, Симоне Мартини работал в Неаполе, где он создал алтарь святого Людовика Тулузского. Это считается первой алтарной картиной Симоне Мартини и вообще переходом от таких готических алтарей уже к жанру алтарной картины, когда не много святых даже вокруг Спасителя и Богородицы, а представляется какой-то один большой сюжет. Внизу, на панели здесь еще и житие Людовика Тулузского. Сам выбор этого нового святого (его не так давно канонизировали) и то, что он коронует Роберта Неаполитанского, тоже говорит о стилях интернациональной готики.

Здесь даже рама сделана в виде французских лилий, видно влияние именно французской культуры. Известно, что Людовик согласился стать епископом только при условии, что ему позволят вступить в нищенствующий францисканский орден, о чем он договорился с папой Бонифацием VIII.

Считается, по житию, во всяком случае, это известно, что святой Людовик прожил жизнь в бедности, в чистоте, был бессребреником. Может быть, действительно на фоне расцветающей симонии это и прозвучало как великий подвиг, что вот даже епископ оставался в бедности. Правда, рисует его Симоне Мартини во вполне шикарных одеждах, в роскошных.

В архиве были найдены счета анжуйского двора, и в одном из них король назначает годовое жалование в 500 унций золота некоему Simone Martini milite, т.е. «рыцарю». Можно считать, что Симоне Мартини был посвящен в рыцари, может быть, королем неаполитанским. И это тоже интересный факт, потому что это такая средневековая черта, она должна была бы как бы в Италии и не сильно кого-то волновать, но придворная культура, на которую, собственно, интернациональная готика завязана, наоборот, культивировала это. Все больше и больше в рыцари посвящали людей, может быть, и не очень знатного сословия, которые добились доблести не на полях сражения, не знатностью рода, а вот именно, например, искусством. И вот Симоне Мартини, скорее всего, был посвящен в рыцари. И вот этот коленопреклоненный король перед святым Людовиком Тулузским, французским святым, может напомнить и сцену самого посвящения в рыцари Симоне Мартини.

Триптих «Благовещение»

Самое известное и самое, может быть, замечательное произведение Симоне Мартини – это «Благовещение». Это триптих, мы его рассмотрим. Здесь все изящество стиля Симоне Мартини, все его готические и ренессансные черты – все отражено. Может быть, это самое высокое, пик его творчества.

Известно, что в 1324 году Симоне Мартини женится на Джованне – дочери художника Меммо ди Филлиппуччо и сестре художника Липпо Мемми. Он входит в эту очень известную сиенскую семью Липпо, у которой была богатая мастерская, несколько поколений художников. И вместе с Липпо Мемми, братом своей жены, они пишут этот триптих. Липпо Мемми, скорее всего, принадлежат две боковые фигуры святых. Это святой Ансано – тоже покровитель Сиены, мы его уже упоминали, и святая Джулитта. А центральную часть, конечно это видно, пишет Симоне Мартини.

И, опять же, эта сцена похожа на сцену куртуазную, придворную. Очень изящно склонился архангел, преподнося красивую веточку, хотя и с шипами остролиста. А она так жеманно отстраняется от него. И между ними очень красивый букет белых лилий.

Мадонна сидит с книжкой. Книга вообще очень характерный для западной традиции элемент Благовещения, как для восточной традиции характерен в Благовещенье моточек пряжи, потому что по восточному преданию в момент Благовещенья Богородица пряла пряжу, из которой потом был соткан занавес в иерусалимском храме – та завеса, которая разодралась в момент распятия. А по западному преданию Мадонна читала пророка Исайю и раскрыла ее – обычно даже видно, если книга раскрыта, иногда даже написано – на словах пророчества «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил». Здесь книжечка прикрыта пальчиком Мадонны, но очень красиво.

Все сделано с каким-то изяществом, вкусом и красотой. Орнаментальный золотой обрез книги Священного Писания – и при этом золотой фон. При этом все тонет в золоте. При этом все обволакивается вот этим нежным сиянием. Но это золото уже воспринимается скорее как сама красота, как драгоценность, а не только как сияние Царства Небесного. Вот в этом весь Симоне Мартини.

Фрески в Ассизи

Но не только в этом. Мы уже не раз обращались к фрескам Ассизи, церкви Сан-Франческо – это действительно памятник редкостный для изучения итальянского искусства. Здесь тоже Симоне Мартини приложил свою руку.

Причем я считаю, что его часть в этом ансамбле – самая лучшая. Обычно превозносят Джотто. Джотто здесь написал больше всего, это правда, самая грандиозная часть написана Джотто. Но самая изящная, самая интересная в иконографическом плане, самая, может быть, эстетическая – это, конечно, Симоне Мартини.

Вот отдельно капелла нижней церкви Симоне Мартини, где вот такие разгранки стены идут, и там изображения жития Мартина Турского. Создание ансамбля Сан-Франческо заняло вообще более полутора веков. Сначала были сделаны, как мы говорили, росписи нижней базилики, там работали Чимабуэ и Мастер св. Франциска, которого не идентифицируют по имени. Затем в верхней части – Чимабуэ, Джотто. В нижней – Джотто, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти, мы с вами тоже это видели. Но вот мне кажется, повторюсь, что часть, написанная Симоне Мартини, – самая интересная.

Фердинандо ди Болонья, итальянский исследователь творчества Мартини, считает, что сначала Симоне Мартини приехал в Ассизи, чтобы готовить рисунки оконных витражей для капеллы Сан-Мартино. Сначала не предполагалось, что он будет что-то расписывать. Но, видимо, заказчикам так понравились его рисунки, что они дали ему всю капеллу. Он их покорил, видимо, своей такой удивительной свободой и изяществом. И уже в 20-е годы он здесь расписывает.

Это десять сцен из жизни святого Мартина Турского, очень популярного на Западе святого. Основываются они на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Сама по себе «Золотая легенда» – удивительное произведение, тоже готическое, даже не поздней, а такой высокой готики, написанное около 1260 года. Вообще-то она была назвала «Легенда о святых», Legenda Sanctorum. («Легенда» тогда значило не то, что сегодня, а «то, что читают». Это потом «легенда» стала сказкой.) Но в народной традиции ее стали называть «Золотой легендой», Legenda Aurea. И святой Мартин, как я сказала, один из любимых святых на Западе, занимает там большое место. И самые интересные сцены из этой легенды как раз и иллюстрирует Симоне Мартини.

Сначала скажу, что здесь есть и портрет заказчика, он здесь изображен. Заказчиком строительства и украшения капеллы был бывший францисканский монах, потом получивший титул кардинала, по имени Сан Мартино аи Монти[i]. Поэтому он считал святого Мартина Турского своим покровителем. Он входил в ближайшее окружение папы Бонифация VIII, того самого, которому дали пощечину и который был низвергнут французским королем.

Этому самому кардиналу Мартино папа Климент V поручил привезти папскую казну из Перуджи в Авиньон, когда уже папы обосновались в Авиньоне. Это все та же самая история Авиньонского пленения. В расходной книге кардинала Мартино в марте 1312 г. помечено, что ему выделена крупная сумма на строительство и отделку капеллы святого Мартина. Но кардиналу не суждено было увидеть исполнение своего заказа. 27 октября 1312 г. он скончался в Лукке по пути в Авиньон, видимо, и казну не довез. Такая вот история, тоже очень характерная для этого времени. Если он ехал с казной, то вполне возможно, что и смерть наступила не по доброй воле, что называется.

В здании нижней церкви была пробита стена, в результате чего погибли написанные по его заказу фрески. Т.е. первые заказанные фрески погибли, и как раз в память об этом Симоне Мартини пишет фрески новые. Видимо, францисканцы были как раз на стороне кардинала Мартино и решили эти фрески возобновить, несмотря на то, что казна погибла и деньги не прибыли. Поэтому среди жития святого Мартина появляется и сам кардинал. Он стоит на коленях перед святым Мартином, как бы просит у него прощения или благословения, т.е. это такая посмертная уже фреска.

Ну, самый всегда главный сюжет, связанный со святым Мартином – это когда он, еще будучи офицером римской армии императора Юлиана, встречает нищего и отдает ему часть плаща. Он буквально своим мечом отрубает ему часть плаща и отдает. И потом оказывается, что этим нищим был Христос. Естественно, он получает благословение от небес, и его христианские подвиги начинаются вот с такого акта милосердия.

А дальше идут уже сцены из его епископского жития, тоже очень интересные. Насколько возможно, раздвинуто пространство, архитектурные кулисы. Может быть, менее смело, чем у Джотто. Поэтому Джотто, практически его современника, больше ценят за то, что он все-таки пробил эту стену и дал возможность как-то воздуху войти хоть немножечко в картину. Здесь, конечно, путем таких живописных ухищрений создается иллюзия глубины, но все равно еще никакой перспективы нет. Тем не менее здесь интересно другое: здесь интересно, что Симоне Мартини вводит… Ну, нельзя сказать, что это психологические вещи, но вещи эмоциональные. Он показывает состояние человека. Например, «Размышления святого Мартина».

Он сидит, задумавшись, уже в епископском одеянии, закрыв глаза и так глубоко погрузившись в свои размышления, что даже не видит своих собеседников, один из которых так осторожно его трогает за плечо, видимо, приводя в чувство.

Ну, это погребение, кончина святого Мартина Турского, где тоже попытка чуть-чуть раздвинуть это пространство и дать многочисленной толпе войти в эту сцену.

Интересно, опять же, как говорится, аппетит приходит во время еды: совсем не предполагалось сначала, что здесь будут другие какие-то сцены, другие фигуры. Заказ был подписан только на житие святого Мартина. Тем не менее Симоне Мартини дали заказ на восемь святых, среди которых, конечно, Франциск, и в этом смысле этот ансамбль тем интересен, что здесь разные художники очень по-разному изображают Франциска. Здесь вот тоже Антоний Падуанский и Франциск – два любимых францисканских святых. И другие святые: Мария Магдалина, Екатерина…

Они в разной степени сохранности. Вот эта фреска, может быть, в лучшей сохранности – святая Клара и Елизавета Венгерская. И тоже здесь видны готические обрамления, повторяющие готическую архитектуру, такие одежды… Ну, монашеские одежды более традиционны, светские одежды Елизаветы Венгерской, конечно, по моде того времени или, по крайней мере, с некоторым сдвигом в эту сторону.

Но еще более интересными здесь оказываются сцены музыкантов – тех уличных музыкантов, которые играли на улицах Флоренции, Авиньона, Милана и Сиены. Наши представления о средневековых музыкантах больше всего мы можем почерпнуть отсюда. Вот эти менестрели, циркачи – потому что очень часто представления были не только музыкальные, но и цирковые. Вспоминается замечательный жонглер Богородицы… Это тоже очень новый и очень смелый шаг: внутрь житийных сцен включаются сцены, я бы сказала, из городской жизни.

И у некоторых персонажей – попытка показать какую-то эмоциональную реакцию, может быть, не психологическую, до психологии еще далеко, но какую-то яркую эмоциональную реакцию. Это тоже говорит очень много о Симоне Мартини как о человеке, сильно продвинувшем, раздвинувшем рамки искусства этого времени.

Алтарь Орсини

К 30-м годам относится замечательное тоже произведение Симоне Мартини – алтарь Орсини. Его датируют примерно 1333 годом. К сожалению, он не сохранился как алтарь, он разрознен, и его разные части оказались в разных музеях. Я просто покажу два фрагмента: это «Несение креста» и «Снятие с креста». Достаточно увидеть реакцию Марии Магдалины, которая возвышается над толпой с поднятыми руками. Попытка, опять же при золотом фоне, немножечко раздвинуть пространство за счет сильно насыщенной толпы и удаления архитектуры, замка или города, из которого эта толпа буквально как поток вываливается.

На переднем плане Христос в багрянице, но эта багряница тоже украшена золотым орнаментом, как будто это не багряница, на которой потеки крови, а золотая одежда придворного. Здесь опять же Симоне Мартини – человек вот этой придворной культуры, интернациональной готики. Но тем не менее он и человек своего времени: он пытается каждого человека как бы вывести из этой толпы. Но как вывести? Пространственно не очень получается. Тогда за счет его индивидуальной эмоциональной реакции. Т.е. у каждого из этих действующих лиц – своя реакция на происходящее. У кого-то более сдержанная, у кого-то более эмоциональная, но тем не менее он пытается каждому придать свой характер.

И вот «Снятие с креста», где он хочет подчеркнуть вот это движение по лестнице вниз этого отяжелевшего тела и тоже эмоциональную реакцию участников и свидетелей этой сцены. Ну, конечно, верность средневековой традиции – у Креста, прямо буквально над черепом Адама, стоит заказчик, молящийся и созерцающий сцену. Это, конечно, чисто Средневековое. Поэтому искусство действительно как маятник – то качнется в сторону уже ренессансных черт, то снова маятник уходит в сторону таких вот средневеково-готических воспоминаний.

Авиньонские работы

Мы знаем о пребывании Симоне Мартини в Авиньоне. Мы начали с Авиньона как с одного из центров интернациональной готики, где пересеклись пути особенно французских и итальянских художников, и вот это движение пап из Рима в Авиньон тоже перенесло центр культуры на французскую землю. Если говорить о работах Симоне Мартини в Авиньоне, их сохранилось не очень много. Но зато одна из них хранится в нашем Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Это небольшая икона Мадонны, створка диптиха. Она хуже сохранилась, чем Благовещение, которое мы с вами смотрели, но видно: эта изящная рука, пальчиком заложенная книга, этот S-образный поворот фигуры, силуэтность, роскошное одеяние Богородицы…

Вторая створка обнаружилась в одном из американских музеев. На ней архангел. Сейчас этот диптих разрознен, но тем не менее исследователи находят между ними много общего и в орнаменте, и в подаче, скорее всего, это был один и тот же диптих.

Эрмитажная Мадонна происходит из собрания графа Строганова. Он жил в Риме и, видимо, там и приобрел эту замечательную вещь. В 1911 году, согласно завещанию владельца, она была перенесена в Эрмитаж.

Немножко сохранилось в Авиньоне фресок, которые связаны или приписываются Симоне Мартини. Вот одна из них: это фреска из церкви Нотр-Дам-де-Дом, Христос-Вседержитель с ангелами. Я показываю только среднюю часть, видно, что она не очень хорошо сохранилась, но тем не менее почерк и стиль Симоне Мартини здесь можно было бы вполне увидеть.

Последние годы жизни Симоне Мартини провел при папском дворе в Авиньоне. Здесь его рафинированное творчество было очень высоко оценено и, собственно, оказало влияние и на французских живописцев, на готическую живопись. Симоне Мартини добился признания и славы при жизни, сделал блестящую карьеру, стал известным во всех высоких кругах не только в Италии, но и в Европе и получал очень большие заказы. В частности, здесь же, в Авиньоне, он сделал фронтиспис к манускрипту Вергилия – сегодня он хранится в Библиотеке Амброзиана в Милане. В Авиньоне он подружился с Петраркой. Для Петрарки Симоне Мартини написал портрет Лауры – к сожалению, он не сохранился. Их многое сближало, и вот эта любовь к Прекрасной Даме тоже, может быть, через поэзию Петрарки перекочевала и в произведения Симоне Мартини.

Джорджо Вазари так писал о Симоне Мартини: «Он обладал изобретательностью от природы и очень любил рисовать с натуры, и в том он был признан лучшим мастером своего времени». Ну, опять же возьмем это в кавычки, потому что да, можно, конечно, так охарактеризовать Симоне Мартини, но Джорджо Вазари не был свидетелем жизни этого замечательного художника, и рисовал ли тот с натуры – сказать трудно. Но он явно обладал очень хорошим чувством натуры, и это чувствуется во многих его произведениях.

Дальше он говорит о том, что он был аристократическим художником, поддерживал связи с высшими слоями общества и т.д. – это все правда. В 1344 году, видимо, предчувствуя скорую смерть, Симоне Мартини написал завещание. По этому завещанию он оставил наследство – достаточно хороший дом, виноградники, немалую сумму денег – своей жене Джованне, а также своим племянникам и племянницам. Детей у него не было. Через месяц Симоне Мартини скончался в Авиньоне.

Вот такой замечательный мастер и такой интересный центр – Авиньон. Центр, который перетягивал славу художников из Италии во Францию. Но только 70 лет длилось Авиньонское пленение пап, в конце XIV в. они снова возвращаются в Рим, и снова центр культурной тяжести приходится на Италию. Там уже будет господствовать Флоренция.

 

[i] Сан Мартино аи Монти – францисканский монах Джентиле Партине да Монтефьоре (1240-50 – 1312), ставший кардиналом с титулом Сан Мартино аи Монти.

Материалы

· Астахов Ю.А. Симоне Мартини. М., 2014.

· Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

· Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001.

· Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1-2. М., 1978.

· Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. М., 1999.

· Умберто Эко. Эволюция средневековой эстетики. М., 2004.

· Хейзинга Й. Осень средневековья. М, 1995.

Галерея (72)

Апрель. 1411–1416
Великолепный часослов герцога Беррийского. Художники – Братья Лимбурги (ок. 1385–1416). Музей Конде, Шантийи

 

Йохан Хейзинга (нидерл. Johan Huizinga, 1872–1945)

 

 

 

Грехопадение и изгнание из Рая. 1411–1416
Великолепный часослов герцога Беррийского. Художники – Братья Лимбурги (ок. 1385–1416). Музей Конде, Шантийи

 

Битва архангела Михаила с драконом. 1411–1416
Великолепный часослов герцога Беррийского. Художники – Братья Лимбурги (ок. 1385–1416). Музей Конде, Шантийи

Луи Куражо (фр. Louis Courajod, 1841 – 1896)
Мемориальный рельеф в Орбэ-л'Абай, Франция

 

Август. 1411–1416
Великолепный часослов герцога Беррийского. Художники – Братья Лимбурги (ок. 1385–1416). Музей Конде, Шантийи

 

Юлиус фон Шлоссер (нем. Julius von Schlosser, 1866–1938). 1925

 

Якоб Буркхардт (нем. Jacob Burckhardt, 1818–1897)

 

Эрвин Панофский (нем. Erwin Panofsky, 1892–1968). 1932

Процессия св. Григория. 1411–1416
Великолепный часослов герцога Беррийского. Художники – Братья Лимбурги (ок. 1385–1416). Музей Конде, Шантийи

 

Миланский собор. 1386–1965

 

Миланский собор

 

Проект фасада Миланского собора, предложенный Карло Буцци. XVII в.

 

Интерьер Миланского собора

Милан, Ломбардия

 

Алфавит. Ок. 1390
Художник – Джованнино де Грасси (итал. Giovannino de Grassi, ок. 1350–1398). Городская библиотека Бергамо

 

Царь Давид. Ок. 1380–1390
Часослов Висконти. Художник – Джованнино де Грасси (итал. Giovannino de Grassi, ок. 1350–1398). Национальная библиотека Флоренции

 

Олень. Ок. 1380–1390
Художник – Джованнино де Грасси (итал. Giovannino de Grassi, ок. 1350–1398). Городская библиотека Бергамо

 

Обручение св. Екатерины. Ок. 1420
Художник – Микелино да Безоццо (Michelino da Besozzo, 1370–1455). Национальная пинакотека Сиены

Полиптих из церкви Санта Мария дельи Анджели. 1387–1388
Художники – Аньоло Гадди (итал. Agnolo Gaddi, 1350–1396) и Лоренцо Монако (итал. Lorenzo Monaco, 1370–1425)

 

Жак Ле Гофф (фр. Jacques Le Goff; 1924-2014)

 

Коронование Девы Марии. Ок. 1400
Художник – Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, 1370–1427). Пинакотека Брера, Милан

 

Авиньон, Прованс

 

Филипп IV Красивый. XVI в.
Миниатюра из книги Жана де Тилле «Короли Франции». Национальная библиотека Франции, Париж

Папа Бонифаций VIII. Ок. 1300
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1338). Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим

 

Данте Алигьери. XIV в.
Фрагмент фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла св. Магдалины, Барджелло

 

Папа Климент V
Гравюра. Национальная библиотека Франции, Париж

 

Папский дворец, Авиньон

 

Аркада Папского дворца, Авиньон

Свод часовни св. Марциала
Папский дворец, Авиньон

 

Миниатюра из «Кодекса св. Георгия». 1325–1330
Ватиканская апостолическая библиотека

 

Распятие. 1320–1330
Художник – Мастер «Кодекса св. Георгия». Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Мадонна Мизерикордия. 1308–1310
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Национальная пинакотека Сиены

 

Мадонна с Младенцем. 1305–1310
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Национальная пинакотека Сиены

Интерьер Палаццо Публико, Сиена

 

Маэста. 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Маэста. Фрагмент (центральная часть). 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Маэста. Фрагмент. Богородица с Младенцем. 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Маэста. Фрагмент. Св. Урсула. 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

Маэста. Фрагмент. Св. Ансано. 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Маэста. 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Маэста. Фрагмент. Папа Григорий. 1315
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Гвидориччо да Фольяно. Ок. 1330
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Палаццо Публико, Сиена

 

Алтарь св. Людовика Тулузского. 1317
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Музей Каподимонте, Неаполь

Благовещение. 1333
Художники – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344) и Липпо Мемми (итал. Lippo Memmi, ок. 1291–1356). Галерея Уффици, Флоренция

 

Благовещение. Фрагмент. Дева Мария. 1333
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Галерея Уффици, Флоренция

 

Благовещение. Фрагмент. 1333
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Галерея Уффици, Флоренция

 

Благовещение. Фрагмент. Ангел. 1333
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Галерея Уффици, Флоренция

 

Церковь Сан Франческо, Ассизи

Интерьер капеллы Сан Мартино
Церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Интерьер капеллы Сан Мартино
Церковь Сан Франческо, Ассизи

 

Сцены из жизни св. Мартина Турского. 1313–1318
Цикл фресок. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Сцены из жизни св. Мартина Турского. 1313–1318
Цикл фресок. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Кардинал Джентиле Партино (Сан Мартино аи Монти) перед св. Мартином. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

Св. Мартин отдает плащ нищему. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Размышления св. Мартина. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Св. Мартин. 1313–1318
Фрагмент фрески. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Кончина и погребение св. Мартина. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Св. Антоний Падуанский и св. Франциск. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

Св. Мария Магдалина и св. Екатерина Александрийская. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Св. Клара и св. Елизавета Венгерская. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Музыканты. 1313–1318
Фрагмент фрески. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Чудо с воскресшим ребенком. Фрагмент. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Ассизи

 

Алтарь Орсини. Несение креста. 1333–1337
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Лувр, Париж

Алтарь Орсини. Снятие с креста. 1333–1337
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Королевский музей изящных искусств, Антверпен

 

Мадонна из сцены «Благовещение». 1340–1344
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Архангел из сцены «Благовещение». 1340–1344
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Национальная галерея искусства, Вашингтон

 

Мадонна из сцены «Благовещение». 1340–1344
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Христос Вседержитель с ангелами. Фрагмент. Ок. 1341
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Собор Нотр-Дам-де-Дом, Авиньон

Фронтиспис к рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. 1340
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Амброзианская библиотека, Милан

 

Святое семейство. 1342
Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Художественная галерея Уолкер, Ливерпуль

 


























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: