Ранние работы Симоне Мартини

Итак, Симоне Мартини – главный герой нашего сегодняшнего рассказа, потому что он очень яркий представитель, можно сказать, именно интернациональной готики. Хотя, конечно, его ставят в ряд и Проторенессансных художников, или художников совсем раннего Ренессанса. Он родился в 1284 г. в Сиене, а умер в 1344 г. в Авиньоне. Наряду с Дуччо, учеником которого он считается, и Амброджо Лоренцетти он считается крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Но работал он не только в Сиене и в Авиньоне, где он закончил свою жизнь, но и в Неаполе, Орвието, Ассизи и других городах.

Самым ранним произведением Симоне Мартини (его можно назвать иконой) называют «Мадонну Мизерикорде». Это очень распространенный в это время сюжет, когда Божья Матерь своим покровом (у нас бы это назвали «Покров Божьей Матери»), своим плащом как бы закрывает, покрывает молящихся. Среди них могут быть члены какого-то ордена, гильдии или разных сословий, как вот представлено у Симоне Мартини. Тут и епископы, и миряне, и монахи, женщины и мужчины. Вот они все находят свое убежище или прибежище под Покровом Богородицы.

Но если и есть доля правды в том, что это Симоне Мартини, это, наверное, одно из ранних произведений его, когда он еще не оторвался от очень характерных черт сиенской школы. Он, конечно, на фоне сиенской школы очень отдельный. При всей замечательности Дуччо ди Буонинсенья, у которого, скорее всего, он учился, потому что это крупнейший художник Сиены, Симоне сильно от него отличается. Мы тоже посмотрим, у него есть именно такие готические элементы в гораздо большей степени, чем у других художников.

Вот тоже «Мадонна с младенцем», она из Сиенской пинакотеки, ее тоже относят к ранним произведениям Симоне Мартини. Но здесь как раз ярко выражены именно черты сиенской школы. Мы видим и влияние вот этой манеры «греко»: золотой фон, такая иконность, отрешенность и т.д. Все это потом будет эволюционировать в совершенно другую форму.

«Маэста» Симоне Мартини

Как мы помним, главным зданием Сиены был Палаццо Пубблико, где мы с вами видели замечательное произведение Амброджо Лоренцетти – аллегории доброго и дурного правления. И в одном из залов, наверное, одном из главных, Симоне Мартини тоже написал свою фреску.

Это фреска «Маэста». Мы разбирали с вами замечательное произведение Дуччо на эту тему, может быть, одно из первых таких грандиозных прославлений Богоматери, и вот вариант «Маэста», который представляет в Палаццо Пубблико Симоне Мартини. Это совершенно другое толкование, уже, я бы сказала, не иконное и даже, может быть, не столько религиозная тема, сколько такая придворная, очень характерная для интернациональной готики интерпретация этой сцены. Это именно придворная сцена: на подиуме, на троне сидит Богоматерь под балдахином. Такие балдахины очень часто устраивали над тронами королей или каких-то важных лиц. И вокруг стоят святые, как и у Дуччо Буонинсенья, но в более свободных позах. Кто-то смотрит на Богородицу, кто-то смотрит на зрителя, хотя общее движение, конечно, все равно к центру. Вокруг еще такая великолепная рама, где тоже в медальонах святые. Но все-таки от Дуччо это сильно отличается и живописно, и в смысле интерпретации.

Действительно, такая, я бы сказала, придворная сцена: Богородица, как царица небесная, сидит в очень красивых одеждах. Просто видно, прямо ощутима эта красивая ткань! Это уже почти натуралистическая одежда, с полупрозрачными складками, с какими-то вкраплениями и т.д. И лик ее тоже уже менее иконный, чем у прекрасного Дуччо. Нельзя сказать, что она более земная, но она скорее соответствует идеалу красоты этого времени, когда еще и готическая красота присутствует, но уже и женственность такая… Ну вот культ Прекрасной Дамы. Чем интересно готическое искусство, особенно интернациональная готика – это особый культ Прекрасной Дамы. И здесь Богородица представлена именно как Прекрасная Дама, и два ангела подносят ей цветы в золотых блюдах. На ней одежда исключительно королевская, по моде того времени. Это уже начинает перемежаться небесное и земное – то, что мы будем видеть у великолепных флорентийцев, когда Мадонны будут просто выступать в модных одеяниях того времени.

Это новые черты, но они одновременно и ренессансные, и готические. Ренессансные они в том, что здесь художник чувствует красоту материала: шелковистость ее платка, прозрачность ее одежд, блеск украшений. Интересно, что это же фреска – в саму штукатурку он вставлял кристаллы, битые стеклышки, свинец, чтобы это все еще давало действительно материальное ощущение вот этого блеска, недостаточно ему было красками это сделать. И уже появляется очищенная, но все-таки уже чувственность. Это ощущается, что он любуется красотой этой Мадонны, а не только ее духовностью.

И другие персонажи тоже, вот святая Урсула и другие персонажи. Здесь так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены – святой Ансано, святой епископ Савин, святой Кресченций, святой Виктор.

Столбы, на которых крепится балдахин, поддерживают апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Иоанн Креститель. Они осмысливаются как столпы Церкви, но в то же время они больше похожи действительно на придворных. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Т.е. Богородица здесь представлена как Юнона. Это чисто ренессансная черта – соединение Богородицы и античной богини. Вот такой Симоне Мартини в этом своем главном сиенском произведении. А потом мы увидим его другие, в том числе и авиньонские работы. Вот замечательно тут – папа с открытыми книгами.

Напротив, на стене, Симоне Мартини изобразил Гвидориччо да Фальяно, сиенского полководца, который взял две крепости, собственно говоря, здесь он между ними и изображен. Это такой кондотьер, герой Сиены, и две крепости, которые он покорил — Монтемасси и Сассофорте. Это было в 1328 году, примерн о вскоре после этого эта фреска и написана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: