Глава II. Способы проведения IPO и их информационное сопровождение

Существует три наиболее распространенных метода проведения IPO[42]:

· метод фиксированной цены (открытое предложение);

· метод аукциона;

· метод формирования книги заявок.

Существуют также «гибридные» методы проведения IPO, при которых для продажи разных траншей акций используются определенные методы:

· аукцион / открытое предложение;

· аукцион / формирование книги заявок;

· формирование книги заявок / открытое предложение — самый распространенный способ.

Чаще всего формирование книги заявок используется для продажи акций фирмы – IPO институциональным и иностранным инвесторам, а открытое предложение резервируется для мелких розничных (национальных) инвесторов.

Метод фиксированной цены, или открытое публичное предложение (Open Offer, Fixed Price, Universal Offer)

При проведении IPO по методу отрытого публичного предложения цена акций определяется заранее. При данном методе существует период сбора заявок, в течение которого инвестиционный банк собирает заявки на акции компании.

Сбор заявок продолжается до тех пор, пока не будут собраны заявки на все предлагаемые на продажу акции компании, или же эмитент не отменит размещение акций. Этот метод является весьма распространенным за пределами США, однако применяется все реже и реже, особенно на более крупных и активных рынках. Необходимость устанавливать цену акций заранее увеличивает риск провала IPO из-за утечки информации. К тому же инвесторы должны заблаговременно оплатить весь свой заказ на акции. Все это ведет к установлению относительно заниженной цены на акции компании. Тем не менее, метод публичного предложения не исчезает и в некоторых случаях остается популярным.

Причина состоит в том, что это самый экономичный способ распределить акции среди розничных инвесторов, не требующий высоких фиксированных издержек проведения «дорожного шоу» (Road Show). Как показывает практика, подобный метод позволяет собрать заявки от большого числа ранее неизвестных розничных инвесторов и не полагается на существование долгосрочных отношений между андеррайтерами и инвесторами. Для небольших рынков это может быть самым предпочтительным способом проведения IPO. Метод публичного предложения, как правило, запрещает дискриминацию между инвесторами при продаже акций компании.

Аукционы

Исторически, аукционы использовались для продажи самых разнообразных видов ценных бумаг. Они являются самым распространенным способом продажи правительственных облигаций, а также часто применяются при приватизациях. Однако для проведения первичного размещения акций они используются относительно редко. В 80-х гг. они применялись в Италии, Португалии, Швейцарии и Великобритании, в 90-х гг. — в Сингапуре. Но во всех этих странах их добровольно отвергли еще до распространения «американского» метода формирования книги заявок. В Японии и Франции аукционы использовались в течение долгого времени, но практически полностью исчезли после разрешения проведения IPO по методу формирования книги заявок. Аукционы до сих пор используются на Тайване, где применение метода формирования книги заявок разрешено, но не популярно; в Израиле, где метод формирования книги заявок является запрещенным. В Чили используются гибридные методы аукциона / формирования книги заявок, так как законодательство требует, чтобы часть акций была продана на аукционе. Многие страны экспериментировали с проведением IPO-аукционов в 80-е и 90-е гг., но за последнее десятилетие отказались от этого метода. В последнее время аукционы получили распространение для IPO, проводимых в Интернете[43].

Аукционы часто приводят к «недопродажам» акций компании, что является основным их недостатком по сравнению с методом формирования книги заявок. С точки зрения ценообразования, аукционы могут быть оптимальны в случае, когда существует значительное количество информации о компании и эта информация широко распространена среди большого количества разрозненных инвесторов. Поэтому аукционы часто выбираются для приватизации известных компаний в отраслях, которые хорошо изучены и понятны инвесторам, имеют большое количество сотрудников и значительную клиентскую базу. С другой стороны, аукционы не являются оптимальными для IPO небольших компаний в отраслях, которые многие инвесторы не понимают. В этих случаях предпочтительнее метод формирования книги заявок.

Метод формирования книги заявок

В 90-е гг. самым распространенным методом проведения IPO становится «американский» метод формирования книги заявок. Толчком для роста популярности этого метода за пределами США стало проведение приватизационных IPO в странах Западной Европы и Азии. Поскольку многие приватизационные IPO оказались слишком большими для местных фондовых рынков, к проведению данных IPO были привлечены американские инвестиционные банки, традиционно использовавшие метод формирования книги заявок. Основное отличие метода формирования книги заявок заключается в том, что этот метод дает андеррайтеру полный контроль над распределением акций компании среди потенциальных инвесторов.

Процесс формирования книги заявок начинается с объявления диапазона цены (Price Range), который носит предварительный характер, и часто окончательная цена может устанавливаться за пределами первоначального интервала. Согласно формальной процедуре сбора заявок, инвестиционные банкиры предлагают институциональным инвесторам «высказать интерес» в акциях компании. В качестве показателя интереса выступает заявка (Bid) на определенное количество акций компании. Также потенциальные инвесторы могут указать максимальную цену, которую они готовы заплатить за акцию (Limit Price). Время формирования книги заявок в среднем занимает два месяца, но иногда может затянуться до 4-х месяцев. Книга содержит заявку (Bid) каждого потенциального инвестора, название данного инвестора, количество требуемых акций и максимальную цену (Limit Price). В ней также отличена дата внесения заявки и дата всех последующих пересмотров заявки. Существует три типа заявок: 1) простая заявка (Strike Bid) на покупку определенного количества акций независимо от окончательной цены акций; 2) заявка с указанием максимальной цены (Limit Bid), в том случае, когда инвестор указывает максимальную цену, по которой он готов купить акции; 3) ступенчатая заявка (Step Bid), в которой указывается количество акций в зависимости от уровня цен.

Заявка может быть в форме денежной заявки (Currency Bid), с указанием суммы, которую инвестор готов потратить на акции данной фирмы, без фиксирования количества акций. Также заявка может быть в форме количества требуемых акций.

Таблица 12, в которой показано 11 реальных заявок на IPO, иллюстрирует сказанное выше:

Таблица 12. Применение книги заявок на IPO[44]

№ заявки Имя Заявителя Страна Величина заявки Единицы Тип заявки Максимальная цена Выделено акций
1 А Англия 1000000 GBP Strike   0
2 Б Австрия 2000000 USD Strike   24800
3 В Англия 2100000 DEM Strike   12000
4 Г Швеция 1000000   Strike    
пересмотр 1     600000 DEM Strike    
пересмотр 2     100000 DEM Strike   6000
5 Д Германия 10000 Акции Step 69  
      5000     75 3000
6 Е Германия 250000 DEM Strike   2100
7 Ж Германия 20000 Акции Limit 72 12200
35 З Англия 20000 Акции Strike   8400
94 И Англия 20000 Акции Strike   5000
97 К Швейцария 20000 Акции Strike   8000
101 Л Италия 20000 Акции Strike   8000

Первая заявка отражает интерес в покупке акций компании на 1 млн. британских фунтов независимо от цены акций (Strike Price). Однако поскольку спрос выражен в денежном выражении (Currency Bid), то при более высокой цене спрос на акции будет меньше. В последних четырех заявках выражен интерес в приобретении 20 тыс. акций на каждую заявку независимо от цены акций. В седьмой заявке указывается максимальная цена на акции. Заявка отражает интерес в приобретении 20 тыс. акций при максимальной цене $72 за одну. Пятая заявка является ступенчатой. В ней отражен интерес в покупке 10 тыс. акций по цене $69 или ниже за акцию или только 5 тыс. акций при цене от $69 до $75 за акцию, и ни одной акции, если цена будет выше $75. Четвертая заявка была пересмотрена дважды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: