Информационное сопровождение

Подготовка инвестиционного меморандума и проспекта ценных бумаг

По существу, проспект ценных бумаг – это документ, который содержит информацию, необходимую инвесторам для принятия аргументированного и обоснованного решения о совершении инвестиций.

Задолго до подачи окончательного варианта проспекта, андеррайтер совместно с компанией-эмитентом готовят предварительный проспект – инвестиционный меморандум. Этот документ, также как и полноценный проспект ценных бумаг должен содержать всю необходимую для принятии инвестиционного решения информацию, за исключением:

· окончательной цены за акции;

· конечного количества акций, которые будут предложены на IPO.

Напечатанный типографским способом предварительный проспект известен под названием «копченая селедка» или «приманка» – Red Herring. Такое забавное название он получил, благодаря тому, что на его обложке красным цветом набран текст примерно следующего содержания: «Настоящий документ не является проспектом эмиссии. Информация, содержащаяся в настоящем инвестиционном меморандуме, не является исчерпывающей и может в дальнейшем корректироваться. Продажа акций общества возможна только после завершения всех установленных действующим законодательством процедур, обеспечивающих допуск акций общества на (название биржевой площадки), включая регистрацию проспекта эмиссии в Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР России). Настоящий инвестиционный меморандум не является прямым предложением о продаже акций общества и служит исключительно для презентации общества потенциальным инвесторам»[45].

Поскольку все инвестиционные меморандумы выполнены в неком едином формате, на первый взгляд они все выглядят одинаково. Но, несмотря на то, что общие требования к составу и последовательности расположения информации в этом документе достаточно стандартизированы, при подготовке материала у составителей есть значительное пространство для маневра и творчества.

Статья 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определяет обязательный характер раскрытия проспекта эмиссии акций для открытого общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации (публичное размещение и обращение акций) [46].

А требования к составу и содержанию проспекта представлены в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и Приказе ФСФР «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Проспект ценных бумаг должен содержать:

· краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

· краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

· основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

· подробную информацию об эмитенте;

· сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

· подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

· сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

· бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

· подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

· дополнительные сведения об эмитенте и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг также должен содержать введение, в котором кратко излагается основная информация, приведенная далее в проспекте[47].

Публичное обращение ценных бумаг, проспект которых не зарегистрирован, не допускается[48].

PR – сопровождение

Основной составляющей PR-сопровождения является реклама, которая сопровождается пропагандой и другими формами продвижения.

Согласно определению рекламы, данному в Федеральном законе «О рекламе»: «Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[49].

В применении к публичному размещению акций «реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об эмитенте, его менеджменте и акционерах, стратегии развития, акциях и правах, которые они предоставляют, о финансовом положении эмитента, его рисках и т.д.»[50]. Эта информация предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать интерес к публично размещаемым акциям и способствовать их реализации.

Как уже не раз отмечалось, IPO ориентировано на широкий круг инвесторов. Именно поэтому публичное размещение предполагает активную информационную политику. Как правило, ее проведение делится на 4 этапа[51]:

1. Подготовительный. Его цель – подготовить инвесторов к восприятию ценных бумаг как перспективных и интересных. Обычно этот этап начинается за 3 – 6 мес. до IPO и протекает достаточно спокойно, включая в себя аналитические публикации о перспективности рынка, новых проектах и достижениях эмитента, намеки на его «активные размышления» о возможности публичного размещения акций и т.д.

2. Объявление об IPO. Основной характеристикой этапа является высокая информационная активность, сконцентрированная вокруг одного информационного повода – предстоящего размещения акций. На этом этапе (около 1 мес.) организуются публикации в СМИ о будущем IPO, а также пресс-конференции, интервью с топ-менеджерами, Интернет-конференции и т.д. нормальным результатом второго этапа можно считать 50 – 70 публикаций в СМИ, что практически гарантирует получение большинством потенциальных инвесторов информации о предстоящем IPO.

3. Поддержка интереса к эмитенту и постепенное раскрытие информации (1-2 мес. перед IPO). На этом этапе реализуют значительную часть разработанных ранее информационных поводов. Минимальный уровень информационной активности – один информационный повод в неделю.

4. Активизация в преддверии IPO (за 3-4 недели перед размещением). На данном этапе PR-кампания должна быть заметно активизирована – большой поток информации повлияет на принятие инвесторами решения о приобретении акций. Необходимый уровень информационной активности – не менее одного информационного повода каждые 2 дня.

Investor relations (связи с инвесторами)

В общих чертах IR – программа – это последовательная и комплексная реализация акционерным обществом действий, направленных на осуществление информационного взаимодействия с инвестиционным сообществом с целью:

· формирования справедливой рыночной стоимости акций компании;

· достижения максимально возможного уровня ликвидности акций компании;

· получения возможности привлечения капитала с фондового рынка.

Деятельность в области IR называют искусством формирования стоимости компании на рынке через управление ожиданиями[52].

Начинать думать об организации службы по связям с инвесторами нужно до того, как компания становится публичной, а лучше сразу после объявления о проведении IPO. Мероприятия, проводимые компаниями в области связей с инвесторами, можно разделить на те, которые регламентированы законодательством (например, требование об обязательном раскрытии информации) и те, которые не являются обязательными, но способствуют достижению цели IR – обеспечению справедливой оценки компании рынком.

Достижение данной цели возможно путем тщательного планирования и реализации программы коммуникаций с различными аудиториями и организациями, которые могут оказать влияние на стоимость акций компании[53]. 

Какие же это аудитории? Можно выделить следующие основные группы информационного воздействия:

· акционеры компании;

· аналитики;

· специализированные информационные агентства и системы.

Среди акционеров компании прежде всего необходимо выделить портфельных инвесторов – держателей акций компании, в качестве которых могут выступать инвестиционные компании, банки, фонды и их клиенты. именно они, являясь активными участниками фондового рынка, в первую очередь обеспечивают ликвидность акций компании.

Аналитики инвестиционных компаний и банков, если рассматривать их как группу информационного воздействия, играют одну из ключевых ролей в успехе IR – программы. Именно они формируют мнение инвесторов об инвестиционной привлекательности тех или иных акций. Поэтому принципиально важно обеспечить периодическое предоставление аналитикам информационно-аналитических материалов и их участие во встречах и конференциях с участием руководства компании.

Специализированные информационные агентства и системы – это источник информации для инвесторов и аналитиков, и в этом смысле значение данной группы информационного воздействия трудно переоценить.

Что касается «средств донесения информации»[54] о компании инвестиционному сообществу, то их круг достаточно широк. Но наиболее значимыми для российского рынка являются:

· Профессионально подготовленные и сделанные исключительно из расчета на потенциального инвестора презентации. Серии презентаций, которые составляют основу любого «дорожного шоу» (road show), - это возможность продемонстрировать силу, амбиции и умение менеджеров и членов «IPO команды» вести диалог с будущими акционерами – именно это больше всего ценят и ищут инвесторы, занятые поиском «спящих красавиц»[55].

· Годовые отчеты и новостные ленты. Последние должны быть регулярным источником информации о компании и спроецированы в ракурсе, наиболее приемлемом для восприятия, с точки зрения инвестора.

· Личные контакты и корпоративность. Инвесторам важно знать менеджмент компаний-эмитентов.

Немаловажный аспект успешной IR – программы – поддержание обратной связи с инвестиционным сообществом (IR-Playback). Можно выделить два основных компонента этого потока:

· Во-первых, менеджмент должен знать своих инвесторов. Эта задача решается при помощи предоставление IR-компанией стандартного отчета-анкеты, который включает в себя три основные составляющих: контактную информацию инвестора, его инвестиционные критерии и оборот его портфеля.

· Во-вторых, менеджмент должен ориентироваться в рынке и соответственно получать информацию о ходе торгов и рыночные сводки. Следовательно, необходимо регулярное получение информации о динамике котировок, об относительных характеристиках движения акций, о рыночных индексах, рыночных и секторных комментариях и о поведении покупателей и продавцов акций компании, о чем было упомянуто в табл.4.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: