В широком смысле планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческих решений, направленных на достижение желаемого результата, которая предусматривает следующее:
1. Цели и задачи. На современном этапе экономического развития
осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой -
неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности.
2. Пути средства. Для достижения поставленных целей выбираются
методы совокупности взаимосвязанных действий.
3. Ресурсы, необходимые для выполнения, поставленных
Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
4. Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства - важнейшее условие его эффективности.
5. Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается
диалектическая связь плановой работы с конечной целью производства.
удовлетворению потребностей общества.
|
|
Стратегическое управление - это стратегическое планирование с обратной связью.
Стратегия разрабатывается и формируется высшим руководством, но её реализация предполагает участие всех уровней управления.
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, необходимый для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.
Общий стратегический план представляет собой программу, которая направляет деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, а конфликтные и социальные обстановки вынуждают его корректировать.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов.
18
Миссия организации | Цели организации | Анализ и оценка внешней среды | . | Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации | |||||||||
|
|
| |||||||||||
А | 1 |
|
|
|
|
| |||||||
|
| ||||||||||||
Оценка стратегии | Реализация стратегии | Выбор | Анализ | ||||||||||
|
| стратегии |
| стратегических альтернатив |
| ||||||||
|
Рис. 1. Процесс стратегического планирования
Миссия организации - понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее, в общем, сферу её деятельности.
Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты:
1. Круг удовлетворения потребностей.
2. Характеристику продукции предприятия и её конкретных пре
имуществ.
3. Перспективу роста бизнеса.
|
|
Цели устанавливаются на основе миссии. Цель придает осмысленность любым действиям.
Миссия должна поддерживаться её социальной значимостью. Прибыль не может быть провозглашена главной целью организации, это внутренняя проблема организации, хотя и очень важная.
Оценка и анализ внешней среды проводятся по таким факторам как: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, социальные, международные факторы.
Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации проводят по следующим элементам: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.