Конфликт ~ это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Это могут быть отдельные люди, группы людей. Каждая личность или сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения.
Когда люди думают о конфликте, они чаше всего связывают его с агрессией, угрозами, враждебностью. Вместе с тем существует два вида конфликтов: функциональный и дисфункциональный. Для функциональных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и её членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.
Дисфункционапьные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в неприязнь и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.
Изучите четыре основных типа конфликтов: внутриличностным, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.
|
|
Изучите также основные причины возникновения конфликтов. К ним относятся:
- распределение ресурсов;
- взаимосвязь задач;
- различия в манере поведения;
- различия в представлениях и ценностях;
- различия в целях;
- неудовлетворительные коммуникации.
49
Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным ситуациям.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной;
- стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях;
- критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;
- определенный набор эмоциональных качеств личности - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.
В процессе изучения темы обратите особое внимание на способы управления конфликтами.
Различают два способа управления конфликтами: структурные и межличностные.
К структурным относятся следующие методы: разъяснение требований к работе; координационные механизмы разрешения конфликтов; общие организационные механизмы разрешения конфликтов; использование системы вознаграждения.
К межличностным относятся следующие методы: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
|
|
Важное значение для руководителя имеет управление стрессами.
Стресс (от англ. 51геяь - напряжение) - это физическое и, главным образом, психическое напряжение организма. Стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Первый проявляется в ситуациях, когда человек не справляется с обрушивающимся на него потоком информации, второй возникает в ситуациях житейских или производственных неурядиц, угроз, опасности, обиды, тревоги и т. д.
Психологические стрессы вызываются не только каким-нибудь одним даже очень сильным потрясением, а также серией мелких, постоянных, каждодневных волнений.
Незначительный стресс неизбежен и безвреден. Но часто встречаются чрезмерные ситуации, они создают проблемы для личности и организации.
Для того чтобы управлять стрессами, менеджер должен изучить факторы, вызывающие стресс: организационные и личностные. К организационным факторам относятся:
- перегрузки;
- конфликт ролей;
- неопределенность ролей;
- неинтересная работа и др.
К личностным факторам можно отнести:
- смерть близких людей;
- увольнение с работы;
- уход на пенсию;
- развод;
- привлечение к суду и др.
Менеджер должен научиться различать допустимую степень стресса и чрезмерный стресс.
Тот тип стресса, который имеет отношение к деятельности руководителя, характеризуется как функциональное напряжение.
симптомы стресса:
1. Проблемы со здоровьем.
2. Проблемы со сном.
3. Нервозность и напряжение.
4. Хроническое перенапряжение.
5. Неспособность к отдыху.
6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение.
7. Чувство неспособности справиться с чем-либо.
8. Эмоциональная неустойчивость.
9. Впечатлительность и легкая ранимость.
Чтобы избежать стресса менеджеру необходимо, создавать и поддерживать у подчиненных мажорное настроение. Необходимо также знать, что стресс обычно овладевает теми, кто усиленно печется о своей значимости, кто эгоистичен и сторонится других. Замечено, что люди, обладающие чертами коллективиста, всегда прибывают в мажорном настроении.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие конфликта, основные виды и типы конфликтов.
2. Основные причины возникновения конфликтов.
3. Структурные методы управления конфликтами.
4. Межличностные методы управления конфликтами.
5.! 1онятие стресса, основные факторы, вызывающие стресс.
6. Методы снятия стрессовых ситуаций.
51