Методические указания

Конфликт ~ это отсутствие согласия между двумя и более сторона­ми. Это могут быть отдельные люди, группы людей. Каждая личность или сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения.

Когда люди думают о конфликте, они чаше всего связывают его с агрессией, угрозами, враждебностью. Вместе с тем существует два вида конфликтов: функциональный и дисфункциональный. Для функцио­нальных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и её членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для со­трудничества, взаимопонимания.

Дисфункционапьные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в неприязнь и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.

Изучите четыре основных типа конфликтов: внутриличностным, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

Изучите также основные причины возникновения конфликтов. К ним относятся:

- распределение ресурсов;

- взаимосвязь задач;

- различия в манере поведения;

- различия в представлениях и ценностях;

- различия в целях;

- неудовлетворительные коммуникации.

49


Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности создают у человека склонность или предраспо­ложенность к конфликтным ситуациям.

Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким ка­чествам относятся:

- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной;

- стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это воз­можно и невозможно;

 

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказывани­ях и суждениях;

- критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

- определенный набор эмоциональных качеств личности - тревож­ность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозритель­ность, болезненная обидчивость.

В процессе изучения темы обратите особое внимание на способы управления конфликтами.

Различают два способа управления конфликтами: структурные и межличностные.

К структурным относятся следующие методы: разъяснение требо­ваний к работе; координационные механизмы разрешения конфликтов; общие организационные механизмы разрешения конфликтов; исполь­зование системы вознаграждения.

К межличностным относятся следующие методы: уклонение, сгла­живание, принуждение, компромисс, решение проблемы.

Важное значение для руководителя имеет управление стрессами.

Стресс (от англ. 51геяь - напряжение) - это физическое и, главным образом, психическое напряжение организма. Стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Первый проявляется в ситуациях, когда человек не справляется с обрушивающимся на него потоком ин­формации, второй возникает в ситуациях житейских или производст­венных неурядиц, угроз, опасности, обиды, тревоги и т. д.

Психологические стрессы вызываются не только каким-нибудь од­ним даже очень сильным потрясением, а также серией мелких, посто­янных, каждодневных волнений.

Незначительный стресс неизбежен и безвреден. Но часто встреча­ются чрезмерные ситуации, они создают проблемы для личности и ор­ганизации.


Для того чтобы управлять стрессами, менеджер должен изучить факторы, вызывающие стресс: организационные и личностные. К организационным факторам относятся:

- перегрузки;

- конфликт ролей;

- неопределенность ролей;

- неинтересная работа и др.

К личностным факторам можно отнести:

- смерть близких людей;

- увольнение с работы;

- уход на пенсию;

- развод;

- привлечение к суду и др.

Менеджер должен научиться различать допустимую степень стрес­са и чрезмерный стресс.

Тот тип стресса, который имеет отношение к деятельности руково­дителя, характеризуется как функциональное напряжение.

 симптомы стресса:

1. Проблемы со здоровьем.

2. Проблемы со сном.

3. Нервозность и напряжение.

4. Хроническое перенапряжение.

5. Неспособность к отдыху.

6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение.

7. Чувство неспособности справиться с чем-либо.

8. Эмоциональная неустойчивость.

9. Впечатлительность и легкая ранимость.

Чтобы избежать стресса менеджеру необходимо, создавать и под­держивать у подчиненных мажорное настроение. Необходимо также знать, что стресс обычно овладевает теми, кто усиленно печется о своей значимости, кто эгоистичен и сторонится других. Замечено, что люди, обладающие чертами коллективиста, всегда прибывают в мажорном настроении.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие конфликта, основные виды и типы конфликтов.

2. Основные причины возникновения конфликтов.

3. Структурные методы управления конфликтами.

4. Межличностные методы управления конфликтами.

5.! 1онятие стресса, основные факторы, вызывающие стресс.

6. Методы снятия стрессовых ситуаций.

51






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: