Задание 7. Рассмотреть конкретные конфликтные ситуации и найти пути их разрешения.
Методические указания
Сообразуясь с ситуацией, руководитель должен применять различные стили управления конфликтами, однако стиль «решение проблемы» должен быть основным, так как именно он делает конфликт функциональным.
Методика разрешения конфликта через решение проблемы.
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. Определите решения, применимые для обеих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах
другой стороны.
4. Обеспечьте атмосферу доверия, в которой возможен эффективный обмен информацией.
5. В процессе выработки совместного решения (ведения переговоров) следуйте принципам и правилам делового общения. Более успешно
управляют конфликтами руководители, обладающие адекватным уровнем самоуважения.
Правила разрешения конфликта:
1. Выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена
предмета в процессе конфликта.
2. Не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий,
особенно эмоционального характера. Нельзя сразу разобраться во всех
проблемах отношений - надо выявить главную, которая является
стержнем конфликта: взаимная неприязнь, деловое соперничество или
просто зависть.
|
|
3. Надо знать, как развивается конфликт. Он проходит три стадии:
возникновение напряженности в отношениях - предвестник конфликта;
взаимная неприязнь выходит наружу; начинаются стычки, прекращаются личные отношения; разрешение конфликта следующими путями:
уход от конфликта (бегство в болезнь, увольнение и т. д.); сглаживание (примирение);
конфронтация (переход в новую фазу и на новый уровень); компромисс (взаимные уступки).
4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим
сторонам - «инициатору» и «обвиняемому». Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта - его цели; деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т. п. Инициатор конфликта должен предложить позитивное решение, а не только наказующее.
5. Нужна правильная оценка руководителем обеих сторон. Надо
знать психологические механизмы оценки (о чем писалось выше). В
конфликте не должно быть победителей, чтобы конфликт не развился
дальше.
6. Нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать других.
Нельзя одних все время поощрять, других наказывать, а третьих просто не замечать.
7. Особое внимание надо проявлять к конфликтным личностям. В
каждом коллективе есть своя «баба-яга», и нужно не давать расцвести
пышным цветом её злому началу. Бывает четыре типа конфликтных
личностей:
|
|
• демонстративный - чаще всего это холерики, которым присуща
бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них
конфликт, как для рыбы вода, а жизнь, среда существования. Они
любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку;
• ригидный (косный) - люди этого типа не умеют перестраиваться,
т. е. учитывать в своем поведении изменения ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность;
• педант - личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, зануда, хоть и исполнительна, отталкивает от себя людей;
» «бесконфликтный» - личность сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает, как снежный ком, и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя;
8. Надо помнить, что каждый человек - индивидуальность и уметь
вставать на точку зрения другого, а не смотреть на все «со своей колокольни».
9. Чем ближе отношения, тем сложнее в конфликтной ситуации.
Особенно это проявляется в группе. Не заводите сугубо личных привязанностей в коллективе, которым руководите.
10. Не пытайтесь полностью переделывать, перевоспитывать другого - это неблагодарное занятие. Лучше займитесь самовоспитанием и психологическим анализом своего поведения.
11.Помните, что в группе объединяются мужские и женские особенности психологии. У женщин своя женская логика, которая отличается интуитивностью. Мужчины же предпочитают точный расчет, сопоставление факторов, логический анализ и рациональный подход.
Черты женского характера - мягкость, доброта, слабость, высокая
чувствительность, эмоциональность, а у настоящего мужчины в характере преобладают самостоятельность, надежность, склонность к
риску, твердость.
Мужчины и женщины по-разному чувствительны к своей индивидуальности. Женщине нравится положительная оценка её внешности (включая и одежду), эмоциональности, женственности. Женщины очень чувствительны к тону разговора и манере поведения людей. Мужчины ценят в себе деловые качества, интеллект, способность принимать оригинальные решения, надежность и мужественность.
12.Необходимо накапливать «багаж» положительных знаний о другом человеке, а не усиливать отрицательную доминанту, все время
подпитывать её воспоминаниями об отрицательных качествах и по
ступках.
13.В социальной группе необходимо следить за прохождением
информации по возможности и без искажения. Рождение слухов всегда
будоражит людей и вызывает ненужные столкновения. Если к человеку
есть претензии, руководителю лучше всего наедине спокойно с ним
поговорить и все выяснить, прежде чем выносить на общее собрание.
Самое положительное отношение людей - к публичной похвале, самое
отрицательное - публичному пропозированию.
14. Надо очень внимательно следить за тоном и формой разговора с
человеком, стараясь избегать категоричного тона и резкой формы,
уметь располагать к себе людей.
Опираясь на исследования психологов, особенно такого специалиста по общению, как Д. Карнеги, можно дать несколько советов об умении располагать к себе людей.
1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям.
Вникайте во все.
2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
3. Запоминайте имя человека и всё, что можно о нем знать (его
хобби, семейное положение, слабости и т. д.).
4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
5. Никогда не унижайте человека, даже если он неправ и оказался
побежденным в споре.
|
|
6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его
компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
7. Начинайте с искреннего признания достоинств человека.
8. Обращая внимание на людей и их ошибки, делайте это в косвенной форме.
9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных
ошибках.
10. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
11. Давайте человеку возможность спасти свое лицо.
12. Хвалите человека за каждый его даже скромный успех и будьте при этом искренни.
13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь ~ легко выполнимым.
14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы
хотите.
15. Спора лучше избегать, но уж если вы в него вовлечены, то придерживайтесь определенных правил:
- не прибегайте к силовому нажиму;
- не переходите, если нет деловых доводов, на личные;
- сохраняйте деловой и доброжелательный тон;
- внимательно слушайте и анализируйте все доводы партнера
(слушайте, а не делайте вид, что слушаете);
- забудьте личные предубеждения против партнера;
- не спешите с заключениями и обобщениями;
- проявляйте уважение к личности партнера;
- если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно;
- с самого начала покажите свое дружеское отношение;
- ставьте вопросы так, чтобы ваш собеседник с самого начала был
вынужден сказать «да»;
- пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему;
- честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого;
- проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей;
- взывайте к благородным побуждениям;
- придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их;
- бросайте вызов.