Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонение от плановых заданий, нормативов, стандартов).
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки и анализа.
Основные задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и её результатах (функция - учет);
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, заявление отклонений от стандартов, плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
анализ причин отклонений дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
В процессе контроля выделяются три этапа.
1. Выработка стандартов и критериев.
Этот этап непосредственно связан с функцией планирования. Здесь устанавливаются стандарты и критерии оценки деятельности объекта управления, которые определяются как планирование.
2. Сопоставление фактических результатов с ожидаемыми (плановыми)
На этом этапе сопоставляются фактически достигнутые результаты функционирования объекта управления с установленными стандартами.
3. Принятие корректирующих мер.
На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений, выбирается один из трех вариантов поведения:
- ничего не предпринимать;
- устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные
проблемы;
- пересмотреть стандарты.
Характеристика основных видов контрольной деятельности
Вид контроля | Содержание |
Предварительный | Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам |
Текущий | Осуществляется в процессе исполнения принятых решений. Назначение - своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником |
Заключительный | Осуществляется после реализации решений для проверки правильности его исполнения |
Стратегический | Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы |
Оперативный | Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий |
Финансовый | Ориентирован на конечные результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объем продаж, инвестиции и эффективность их использования, финансовое состояние организации (платежеспособность, ликвидность) |
Административный | Распространяется на процессы деятельности и управления, имеет иерархическую структуру |
Полный | Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре |
Выборочный | Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований |
Технология контроля очень сложна и содержит в себе несколько операций.
1. Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка).
2. Определение целей контроля (целесообразность, правильность,
регулярность и эффективность контроля).
3. Установление норм контроля (этические, производственные,
правовые).
4. Выбор методов контроля (диагностический, предварительный,
текущий, заключительный).
5. Определение объема в области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).
Проведение эффективного контроля возможно на следующих условиях:
- установление осмысленных, понятных стандартов;
- установление двустороннего общения;
- избежание чрезмерного контроля;
- установление жестких, но достижимых стандартов;
- вознаграждение за достижение стандарта.
Вопросы для самоконтроля
1.Понятие контроля, его задачи.
2.Сущность предварительного, текущего, заключительного контроля.
3. Назовите основные этапы проведения контроля.
4. Укажите условия проведения эффективного контроля.
Практическое занятие 6. Составление плана-схемы проведения контроля.
Задание 6. Составить план проведения контроля для конкретного предприятия (структурного подразделения предприятия).