Типовые задания для оценки освоенных умений

1. Правильное определение техники и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности.

2. Обоснованное применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности.

3. Правильное определение барьеров в деловом общении.

4. Обоснованное применение приемов делового общения в профессиональной деятельности.

5. Правильное определение этических аспектов в профессиональной деятельности.

6. Полнота анализа при решении психологических задач, моделирующих ситуацию взаимодействия в профессиональной деятельности.

7. Правильное определение техники и приемов предотвращения конфликтов в профессиональной деятельности.

8. Обоснованное применение техник и приемов регулирования конфликтов в профессиональной деятельности.

9. Полнота анализа и адекватность оценки последствий при решении психологических задач, моделирующих конфликтную ситуацию в профессиональной деятельности.

10. Правильное определение принципов профессиональной этики в профессиональной деятельности.

11. Обоснованное применение приемов создания собственного имиджа в профессиональной деятельности.

12. Обоснованный выбор из перечисленных слов характеристики индивида.

13. Обоснованный выбор из предложенного списка слов, характеризующие личность человека.

14. Обоснованный выбор из предложенного списка слов, относящихся к темпераменту, характеру человека, к способностям.

15. Обоснованный выбор из приведенного списка терминов, относящихся к разряду психологических факторов (что является предметом изучения психологии).

16. Используя знания о невербальных сигналах, описать, что в действительности происходит с персонажами.

17. Обоснованный выбор правил, которыми стоит руководствоваться в общении.

18. Применение афоризмов к процессу общения, «перевод» формулировок на язык современной науки.

19. Полный анализ приведенных примеров, раскрывающих вли­яние на слушателя одновременно слов и жестов.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ,
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



По учебной дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности»

 

Основные источники:

1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М. 2009 – 386с.

2. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.:ИД Форум:ИНФРА-М.2009 – 192с.

3. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.:ИД Форум:ИНФРА-М.2008 – 192с.

4. Немов, Р.С. Психология. Учебник. – М.:Юрай-Издат.2010.- 639с.

5. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология. Учебник. – М.:Юрай-Издат.2009.- 575с.

6. Психология: учебник/Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт. 2010.-660с.

7. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.2008 – 176с.

8. Соснин, В.А., Красникова, Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.2008 – 336с.

Дополнительные источники:

9. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001 – 384с.

10. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320с.

11. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 415с.

12. Леонов, Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмурстский универсистет», 2002. – 210с.

13. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. -416с.

Интернет-ресурсы:

Официальный сайт Института психологии РАН http:// www.new.psychol.ras.ru

Официальный сайт Международной Академии Психологических Наук http:// www.mapn.info

Официальный сайт Московского Института Гештальт-терапии и Консультирования http:// www.migtik.narod.ru

Сайт А.Я. Психология. Психологам... и не только. http:// www.azps.ru

Официальный сайт Психологического центра факультета психологии СПбГУ http:// www.consult.pu.ru

Официальный сайт: Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.  

Психологический словарь http:// www.psi.webzone.ru

Психологическая газета - ежедневное электронное издание http:// www.psy.su

Научно-популярный информационный психологический портал "Мир Психологии" http://psychology.net.ru

Официальный сайт журнала "Психологическая наука и образование" http:// www.psyedu.ru

Психологическая газета - ежедневное электронное издание http:// www.psy-gazeta.ru

Официальный сайт Виртуальной Психоаналитической Лаборатории http:// www.e-psy.ru

Сайт Флогистон http:// www.flogiston.ru

Сайт Познай себя и окружающих http:// www.follow.ru

Сайт Экзистенциальная и гуманистическая психология http:// www.hpsy.ru

Подборка публикаций - более 1000 статей, книг в открытом бесплатном доступе http://www.hpsy.ru

Официальный сайт HR-Лаборатории "Гуманитарные технологии". Психологические методы в кадровом менеджменте http://www.ht.ru

Сайт Психология и HR-менеджмент http://www.hr-portal.com.ru  

Официальный сайт Международного клуба «Человек» http:// www.humans.ru/humans

Официальный сайт Института психологии и педагогики развития http:// www.ippd.univers.krasu.ru

Сайт Популярной психологии http:// www.karpowww.narod.ru

Сайт: психологические тесты, оптические иллюзии, обманы зрения и феномены http:// www.log-in.ru

Психологический форум http:// www.myword.ru  

Сайт Центра стратегического позитивного мышления: домашний психолог http:// www.nacproekt.com

Официальный сайт "Психологический журнал" http:// www.new.psychol.ras.ru/08.shtml

Официальный сайт Национальной Федерации Психоанализа http:// www.nfp.oedipus.ru

Официальный сайт Профессиональной психотерапевтической лиги http:// www.oppl.ru

Сайт Психотерапия и философия http:// www.elena.romek.ru

Психологический портал развития личности http:// www.psy.com.ru

Психотехнологии в бизнесе и политике. Психология и бизнес on-line http:// www.psycho.ru

Психология на русском языке – Российское Психологическое Общество http:// www.psychology.ru/rpo

Научная и популярная психология: история, теория, практика http:// www.psychology-online.net

 

Журнал «Вопросы психологии».

 

 

Варианты контрольной работы

 

Вариант 1

Часть А

 

1. Круг явлений, изучаемых психологией. Психология: понятие, предмет, цели, теоретические и прикладные задачи.

Часть Б

1. Какими из перечисленных правил вы бы руководствовались в общении?

Ответ аргументируйте, опираясь на психологические закономерности процесса общения.

1.1. Основа отношения к нам собеседника закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

1.2. Для того чтобы люди захотели общаться с вами, вы сами должны этого хотеть, и собеседники должны это видеть.

1.3. Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать вас часами.

1.4. В разговоре как можно реже упоминайте имя собеседника.

1.5. Улыбка ничего не стоит, но много дает.

1.6. Указывайте на ошибки других прямо, а не косвенно.

1.7. Главное в общении – больше говорить, поменьше слушать и не допускать пауз.

 

2. Конфликтные личности демонстративного типа любят постоянно быть на виду, имеют завышенную самооценку. Чаще всего к этому типу относятся холерики. Им присуща бурная деятельность в разнообразных направлениях. В состоянии конфликта они пребывают как «рыба в воде», это их жизнь, среда существования.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей демонстративного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью демонстративного типа.

 

 

Вариант 2

Часть А

 

1. Характеристика основных разделов и отраслей психологии. Основные отрасли психологии: общая психология, социальная психология, психология труда; значение для профессиональной деятельности.

Часть Б

1. Выберите из ниже перечисленных определений характеристики, свойственные человеку с типом темперамента холерик.

Сдержан легко плачет, внимателен, кусает ногти, обидчив, легко внушаем, активен, мыслит быстро (схватывает информацию на лету), хорошо владеет собой в конфликте, однолюб, болезненно и долго переживает неудачи, импульсивен, ведёт себя вызывающе, в работу включается медленно, оптимистичен, стремится быть лидером, целеустремлен, с трудом заводит новые знакомства, подвержен аффектам, общителен.

Дополните список, дайте более полную характеристику, типу темперамента - холерик.

Какие рекомендации, касающиеся поведения и общения в профессиональной деятельности, можно дать человеку холерического типа.

 

2. Конфликтные личности ригидного (косного) типа честолюбивы, болезненно обидчивы, подозрительны. Они не умеют перестраиваться в соответствии с изменением ситуации и обстоя­тельств; принимать во внимание точки зрения и мнения окружающих.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей ригидного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью ригидного типа.

 

 

Вариант 3

Часть А

1. Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии. Современная психология: определение, задачи, место в системе наук о человеке.

Часть Б

1. Примените эти афоризмы к процессу общения, «переведя» на язык современной науки. Ответ аргументируйте, опираясь на психологические закономерности процесса общения.

Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. (Зенон из Китиона)

Нет ничего только внутри... поскольку все, что внутри — снаружи. (Гете)

По одежке встречают, по уму провожают. (Русская пословица)

Нет ничего отвратительнее, чем много говорить о себе. (Леопарди)

Рыбак рыбака видит издалека. (Русская пословица)

С волками жить, по-волчьи выть. (Русская пословица)

Тщеславие делает человека болтливым. (Шопенгауэр)

2. Конфликтные личности неуправляемого типа – это универ­сально-конфликтные типы личностей, которые чувствуют себя естест­венно только в состоянии конфликта. Они постоянно стремятся спровоцировать и раздуть конфликт, и лишь это приносит им в социальном плане состояние полного удовлетворения.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей неуправляемого типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью неуправляемого типа.

Вариант 4

Часть А

1. Методология и методы психологического исследования. Специфика исследовательских процедур в психологии. Задачи, функции, применение методов исследования в профессиональной деятельности.

 

Часть Б

1. Проанализируйте по приведенным примерам вли­яние на слушателя одновременно слов и жестов.

Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях?

Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вер­бальной и невербальной информации?

1.1. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручаль­ное кольцо.

1.2. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» — «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?» Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» — «Для тебя у меня всегда най­дется время...».

 

2. Конфликтные личности сверхточного типа (педанты) –эти личности всегда пунктуальны, придирчивы, занудны (хотя и исполни­тельны) и, как правило, отталкивают от себя людей.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей сверхточного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью сверхточного типа.

 

 

Вариант 5

Часть А

1. Классификация методов психологических исследований, характеристика и возможности практического применения в профессиональной деятельности. Задачи, функции, применение методов исследования в профессиональной деятельности.

Часть Б

1. Используя свои знания о невербальных сигналах, опишите, что в действительности происходит с персонажами:

1.1. «Однако бойкость ей не удавалась, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку.»

1.2. «Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем.

 

2. Конфликтные личности бесконфликтного типа сознательно уходят (убегают) от конфликта, беспринципные, ста­раются переложить ответственность в принятии решения на других даже в тех случаях, когда конфликт нарастает и развязка неизбежна. Для руководителя, если он сам относится к данному типу, неизбежно обрушивающийся на него конфликт является особенно болезненным и чреватым последствиями.    

Перечислите характерные черты конфликтных личностей бесконфликтного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью бесконфликтного типа.

 

 

Вариант 6

Часть А

1. Происхождение и развитие психики. Возникновение психики. Критерий психического отражения.

Часть Б

1. Определите, какие из ниже перечисленных свойств позволят формироваться способности человека к вашей профессиональной деятельности.

Ответ обоснуйте.

     Способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»); способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение; хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов; целостность восприятия, т.е. умение видеть части предмета в их соотношении с другими частями; полнота, яркость представлений наглядных образов; способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков; умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов; многообразный подход к решению вопроса; умение оценивать соотношение пропорций и размеров; легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию; способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки; острота наблюдательности за работой и устройством механизмов; легкое переключение от одной умственной операции к другой; точность восприятия цветовых оттенков; чуткость к языковым особенностям, способность тонко различать звуки по высоте; последовательность, обоснованность, логичность рассуждения; точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений; эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку; способность к абстрактным рассуждениям; изобретательность, находчивость в решении вопроса; умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов; способность к анализу и синтезу образного материала.

 

2. Выберите из ниже перечисленных характеристик конфликтных личностей, характерные черты конфликтной личности демонстративного типа. Дополните список описанием поведения личности данного типа.

Хотят быть в центре вни­мания;

любят хорошо выглядеть в глазах других («борцы за прав­ду»); 

их отношение к людям определяется тем, как эти люди отно­сятся к ним;

завышенная самооценка; постоянные требова­ния подтверждения собственной значимости (например, публичное объявление благодарностей, подтверждение «лучшего из лучших» и т. п.);

прямолинейность и негибкость;

скрупулезное отношение к работе;

предъявление повышенных требований к себе и к окружающим (причем, людям, ра­ботающим с ними, кажется, что к ним придираются);

обладание по­вышенной тревожностью;

чрезмерная чувствительность к «дета­лям»;

зави­симость от мнения окружающих (особенно лидеров);

излишнее стремление к компромиссу;

отсутствие достаточной силы воли;

неспособность анализировать последствия своих поступков и причины поступков окружающих;

склонность придавать излишнее значение замечаниям окру­жающих;

внезапное прекращение отношений с друзьями, знакомы­ми из-за мнимой обиды;

склонность к самостраданиям, пережива­ниям собственных просчетов, неудач (это может сопровождаться бо­лезнями — бессонницей, головными болями, неврозами и т. п.);

сдержанность во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;

нечувствительность к реальным взаимоотношениям в группе, отноше­ниям других людей к ним (например, хорошее теплое отношение к ним может восприниматься как лесть, меркантильность);

восприятие почтения со стороны окружающих как должного, а недоброжелательности как оби­ды для них;

некритичность собственных поступков;

болезненная обидчивость, повышенная чувствительность по отношению к мнимым или действительным несправедливостям;

склонны к поверхностным конфликтам;

любуются своими страданиями и стойкостью;

хорошо приспосабливаются к различным ситуациям;

импульсивны, недостаточно контролируют себя; непредсказуемы в поведении;

неустойчивость в оценках и мнениях;

легкая внушаемость;

внутренняя противоречивость;

некоторая непоследовательность поведения;

ориентировка на сиюминутный успех в ситуации без видимости перспективы;

отличаются вызывающим агрессивным поведением;

«в запале» не обращают внимание на общепринятые нормы этики поведения;

об­ладают высоким уровнем притязаний;

несамокритичны;

склонны обвинять других во многих собственных неудачах и неприятностях;

не могут грамотно спланировать свою деятельность или последова­тельно претворить имеющиеся планы в жизнь;

не обладают разви­той способностью соотносить свои поступки с целями и обстоятельст­вами;

извлекают мало пользы на будущее из своего прошлого горь­кого опыта;

отличаются преобладанием эмоционального поведения над рациональным;

планируют свою деятельность исхо­дя из ситуации и слабо воплощают ее в жизнь;

избегают кропотли­вой, систематической работы;

часто оказываются источниками кон­фликтов, но таковыми себя не считают.

Вариант 7

Часть А

1. Стадии развития психики. Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека.

Часть Б

 

1. Поясните, верно, ли что конформизму более других подвержены:

а) очень дисциплинированные люди;

б) подростки;

в) лица с низким групповым статусом;

г) дети;

д) неуравновешенные люди;

е) физически непривлекательные лица.

Ответ обоснуйте.

 

2. Выберите из ниже перечисленных характеристик конфликтных личностей, характерные черты конфликтной личности ригидного (костного) типа. Дополните список описанием поведения личности данного типа.

Хотят быть в центре вни­мания;

любят хорошо выглядеть в глазах других («борцы за прав­ду»); 

их отношение к людям определяется тем, как эти люди отно­сятся к ним;

завышенная самооценка; постоянные требова­ния подтверждения собственной значимости (например, публичное объявление благодарностей, подтверждение «лучшего из лучших» и т. п.);

прямолинейность и негибкость;

скрупулезное отношение к работе;

предъявление повышенных требований к себе и к окружающим (причем, людям, ра­ботающим с ними, кажется, что к ним придираются);

обладание по­вышенной тревожностью;

чрезмерная чувствительность к «дета­лям»;

зави­симость от мнения окружающих (особенно лидеров);

излишнее стремление к компромиссу;

отсутствие достаточной силы воли;

неспособность анализировать последствия своих поступков и причины поступков окружающих;

склонность придавать излишнее значение замечаниям окру­жающих;

внезапное прекращение отношений с друзьями, знакомы­ми из-за мнимой обиды;

склонность к самостраданиям, пережива­ниям собственных просчетов, неудач (это может сопровождаться бо­лезнями — бессонницей, головными болями, неврозами и т. п.);

сдержанность во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;

нечувствительность к реальным взаимоотношениям в группе, отноше­ниям других людей к ним (например, хорошее теплое отношение к ним может восприниматься как лесть, меркантильность);

восприятие почтения со стороны окружающих как должного, а недоброжелательности как оби­ды для них;

некритичность собственных поступков;

болезненная обидчивость, повышенная чувствительность по отношению к мнимым или действительным несправедливостям;

склонны к поверхностным конфликтам;

любуются своими страданиями и стойкостью;

хорошо приспосабливаются к различным ситуациям;

импульсивны, недостаточно контролируют себя; непредсказуемы в поведении;

неустойчивость в оценках и мнениях;

легкая внушаемость;

внутренняя противоречивость;

некоторая непоследовательность поведения;

ориентировка на сиюминутный успех в ситуации без видимости перспективы;

отличаются вызывающим агрессивным поведением;

«в запале» не обращают внимание на общепринятые нормы этики поведения;

об­ладают высоким уровнем притязаний;

несамокритичны;

склонны обвинять других во многих собственных неудачах и неприятностях;

не могут грамотно спланировать свою деятельность или последова­тельно претворить имеющиеся планы в жизнь;

не обладают разви­той способностью соотносить свои поступки с целями и обстоятельст­вами;

извлекают мало пользы на будущее из своего прошлого горь­кого опыта;

отличаются преобладанием эмоционального поведения над рациональным;

планируют свою деятельность исхо­дя из ситуации и слабо воплощают ее в жизнь;

избегают кропотли­вой, систематической работы;

часто оказываются источниками кон­фликтов, но таковыми себя не считают.

 

Вариант 8

Часть А

1. Основные особенности психики и поведения человека. Сознание как высшая форма человеческой психики.

Часть Б

1. Проанализируйте по приведенным примерам вли­яние на слушателя одновременно слов и жестов.

Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях?

Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вер­бальной и невербальной информации?

1.1.Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени по­вторяя: «Так-так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

1.2.Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать
вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, все обыс­кал — книги нет, как не было!

 

2. Выберите из ниже перечисленных характеристик конфликтных личностей, характерные черты конфликтной личности неуправляемого типа. Дополните список описанием поведения личности данного типа.

Хотят быть в центре вни­мания;

любят хорошо выглядеть в глазах других («борцы за прав­ду»); 

их отношение к людям определяется тем, как эти люди отно­сятся к ним;

завышенная самооценка; постоянные требова­ния подтверждения собственной значимости (например, публичное объявление благодарностей, подтверждение «лучшего из лучших» и т. п.);

прямолинейность и негибкость;

скрупулезное отношение к работе;

предъявление повышенных требований к себе и к окружающим (причем, людям, ра­ботающим с ними, кажется, что к ним придираются);

обладание по­вышенной тревожностью;

чрезмерная чувствительность к «дета­лям»;

зави­симость от мнения окружающих (особенно лидеров);

излишнее стремление к компромиссу;

отсутствие достаточной силы воли;

неспособность анализировать последствия своих поступков и причины поступков окружающих;

склонность придавать излишнее значение замечаниям окру­жающих;

внезапное прекращение отношений с друзьями, знакомы­ми из-за мнимой обиды;

склонность к самостраданиям, пережива­ниям собственных просчетов, неудач (это может сопровождаться бо­лезнями — бессонницей, головными болями, неврозами и т. п.);

сдержанность во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;

нечувствительность к реальным взаимоотношениям в группе, отноше­ниям других людей к ним (например, хорошее теплое отношение к ним может восприниматься как лесть, меркантильность);

восприятие почтения со стороны окружающих как должного, а недоброжелательности как оби­ды для них;

некритичность собственных поступков;

болезненная обидчивость, повышенная чувствительность по отношению к мнимым или действительным несправедливостям;

склонны к поверхностным конфликтам;

любуются своими страданиями и стойкостью;

хорошо приспосабливаются к различным ситуациям;

импульсивны, недостаточно контролируют себя; непредсказуемы в поведении;

неустойчивость в оценках и мнениях;

легкая внушаемость;

внутренняя противоречивость;

некоторая непоследовательность поведения;

ориентировка на сиюминутный успех в ситуации без видимости перспективы;

отличаются вызывающим агрессивным поведением;

«в запале» не обращают внимание на общепринятые нормы этики поведения;

об­ладают высоким уровнем притязаний;

несамокритичны;

склонны обвинять других во многих собственных неудачах и неприятностях;

не могут грамотно спланировать свою деятельность или последова­тельно претворить имеющиеся планы в жизнь;

не обладают разви­той способностью соотносить свои поступки с целями и обстоятельст­вами;

извлекают мало пользы на будущее из своего прошлого горь­кого опыта;

отличаются преобладанием эмоционального поведения над рациональным;

планируют свою деятельность исхо­дя из ситуации и слабо воплощают ее в жизнь;

избегают кропотли­вой, систематической работы;

часто оказываются источниками кон­фликтов, но таковыми себя не считают.


Вариант 9

Часть А

1. Сознание и бессознательное. Личность и ее психологическая структура.

Часть Б

1. Выберите из перечисленных слов, характеристики индивида.

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Дополните список.

 

2. Вы получили одновременно два срочных задания: от Вашего непосредственного и Вашего вышестоящего начальника. Времени, для согласования сроков выполнения задания у Вас нет, необходимо срочно начать работу.

Выберите предложенное решение, либо предложите собственный вариант.

Ответ аргументируйте.

А. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

Б. Сначала буду выполнять задание, наиболее важное, на мой взгляд.

В. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

 

 

Вариант 10

Часть А

1. Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности. Ощущения и восприятие. Внимание. Память. Воображение. Мышление и речь.

 

Часть Б

1. Проанализируйте следующую ситуацию и определите её причину:

Директор критикует работу своей смены. Это никому не нравится, но все молчат, кроме Ивана Петровича. Он один обвиняет директора в некомпетентности и пристрастном отношении к их бригаде.

Какое психологическое явление описано в данной ситуации?

Назовите группы лиц, наиболее подверженных данному феномену.

 

2. Выберите из перечисленных ниже особенностей (стилей) поведения людей, характеристики описывающие стратегию уклонение (избежание).

В ре­зультате этого оставшаяся проблема и накопленные отрицательные эмоции могут привести к взрыву.

Попытка навязать свою точку зрения в ре­шении проблемы во что бы то ни стало.

Реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании конфликта, фактическом его отрицании.

Эффективно в том случае, если оно используется в условиях, угрожаю­щих существованию организации и препятствующих достижению стратегических целей

При этом участники конфликта признают право друг друга на собствен­ное мнение и готовы понять его.

Принятие точки зрения другой стороны; от­крытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск реше­ния, приемлемого для обеих сторон.

Они анализируют причины разно­гласий и находят приемлемый для них выход из сложившейся ситуа­ции.

Действие, направленное на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом.

Человек, стре­мясь при этом уйти от конфликта, ссылается на недостаток времени, средств, полномочий; пытается доказать незначительность проблемы, породившей конфликтную ситуацию.

Ценится достаточно высоко, так как уменьша­ет недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт.

Оно предпо­лагает значительную потерю собственных интересов. Его цель — отложить разреше­ние конфликта («авось утрясется сам собой»).

Подобное пове­дение в конфликте используется тогда, когда ситуация не особенно значима, но гораздо важнее сохранить хорошие отношения с оппонен­том.

Такая стратегия поведе­ния приемлема в том случае, если предмет разногласий не представляется человеку действительно значительным либо ценным для него; если через некоторое время конфликт может разрешиться более эф­фективно, чем сейчас.

Тот, кто выбирает данный стиль поведения в разрешении кон­фликта, ищет решение проблемы, а не старается добиться своей цели за счет других.

В результате такого подхода к разрешению ситуации временно может наступить покой.

Если причина конфликта не устранена, то от­рицательные эмоции внешне не проявляются, но накапливаются.

Используя этот стиль поведе­ния, человек активно борется за свои интересы, применяет все доступ­ные ему средства для достижения поставленной цели: власть, основан­ную на принуждении, или свою официальную власть.

Недостаток подобного стиля поведения состоит в подавлении инициативы подчи­ненных и возможности повторения конфликта.

Однако через некоторое время могут проявляться и отрицательные по­следствия компромиссного решения в виде недовольства «половинча­тыми» решениями.

Форма разрешения конфликта, при ко­торой удовлетворяются интересы обеих конфликтующих сторон.

 

 

Вариант 11

Часть А

1. Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности. Воля. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, стресс, дистресс, страх, боязнь; их характеристика.

Часть Б

1. Проанализируйте следующую ситуацию.

Представьте, что Вы директор кафе. Лиц каких типов темпераментов Вы хотели бы видеть на следующих должностях: ваш заместитель, секретарь, бухгалтер, экспедитор, администратор зала, медиатор, промоутер, повар, бармен, официант.  

Выбор аргументируйте описанием свойств каждого типа темперамента относительно профессиональной пригодности к соответствующей должности.

 

2. Конфликтные личности демонстративного типа любят постоянно быть на виду, имеют завышенную самооценку. Чаще всего к этому типу относятся холерики. Им присуща бурная деятельность в разнообразных направлениях. В состоянии конфликта они пребывают как «рыба в воде», это их жизнь, среда существования.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей демонстративного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью демонстративного типа.

 

 

Вариант 12

Часть А

1. Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности. Самооценка собственного эмоционального состояния и потребителей, управление эмоциями.

 

Часть Б

1. Выберите слова, относящиеся к способностям:

Решительность, талант, задатки, профессионализм, жизнерадостность, пугливость, самоуверенность, авторитетность, трудолюбие, гениальность, склад ума, богатая фантазия, общительность, глупость, находчивость, сообразительность, бездарность, скупость, агрессивность, благородство, наглость, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, мужественность, принципиальность, эгоизм, тип нервной системы, аккуратность, лживость, инертность, уравновешенность, эмоциональность, требовательность, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции; пластичность, богатство мимики, лень, мотивация, задатки, интерес, тактичность, внимательность, потребности, направленность, воспитанность, впечатлительность.

Дополните список.

 

2. Конфликтные личности ригидного (косного) типа честолюбивы, болезненно обидчивы, подозрительны. Они не умеют перестраиваться в соответствии с изменением ситуации и обстоя­тельств; принимать во внимание точки зрения и мнения окружающих.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей ригидного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью ригидного типа.

 

 

Вариант 13

Часть А

1. Общая характеристика психологии личности. Понятие о личности в психологии. Современные теории личности. Формирование и развитие личности.

Часть Б

1. Выберите из ниже перечисленных определений характеристики, свойственные человеку с типом темперамента сангвиник.

Сдержан, легко плачет, внимателен, быст­рый, нередко от­мечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, сла­бая выносливость, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни, пугает новая обстановка,
новые люди - он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, отличается большой жизненной энергией, кусает ногти, обидчив, легко внушаем, активен, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, мыслит быстро (схватывает информацию на лету), спокойный, всегда ровный, настойчивый и упор­ный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообла­данием, хорошо владеет собой в конфликте, склонен сильно отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки, однолюб, болезненно и долго переживает неудачи, импульсивен, ведёт себя вызывающе, уходит в себя, замыкается, уединяется, в работу включается медленно, оптимистичен, стремится быть лидером, невыразителен в мимике и интонации, целеустремлен, с трудом заводит новые знакомства, подвержен аффектам, общителен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни, человек в высшей степени подвижный, ему не­достает самообладания общительный, легко сходит­ся с новыми людьми, незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы, приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго и как только они истоща­ются, у него появляется "слюнявое настроение", реаги­рующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окруже­ния, не отличается постоянством в общении, вспыльчив, необуз­дан, нетерпелив, несдержан, криклив, медленно, трудно привыкает к новым людям, продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, часто пассивен и заторможен, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, не­энергичен, ненастойчив, необщителен.

 

Дополните список, дайте более полную характеристику, типу темперамента - сангвиник.

Какие рекомендации, касающиеся поведения и общения в профессиональной деятельности, можно дать человеку сангвинического типа.

2. Проанализируйте конфликт и предложите способы его предупреждения:

Посетитель, еще не «отошедший» после ссоры с женой, спрашивает официанта с раздражением в голосе:

- Почему у вас такие высокие цены?

- Ну и идите туда, где дешевле, вас ведь здесь никто не держит!

Совершенно разъяренный посетитель уходит, бормоча себе под нос: «Не кафе, а Бог знает что».

 

 


Вариант 14

Часть А

1. Направленность личности и ее психологические проявления. Общая характеристика мотивационной сферы. Общая характеристика потребностей. Практическое проявление мотивационной сферы человека в его профессиональной деятельности.

 

Часть Б

1. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, мужественность, принципиальность, эгоизм, тип нервной системы, аккуратность, трудолюбие, лживость, инертность, уравновешенность, эмоциональность, требовательность, принципиальность, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции; пластичность, богатство мимики, лень, мотивация, задатки, интерес, тактичность, внимательность, потребности, направленность, воспитанность.

Дополните список, дайте более полную характеристику, типам темперамента.

Какие рекомендации, касающиеся поведения и общения в профессиональной деятельности, можно дать человеку меланхолического типа.

 

2. Конфликтные личности неуправляемого типа – это универ­сально-конфликтные типы личностей, которые чувствуют себя естест­венно только в состоянии конфликта. Они постоянно стремятся спровоцировать и раздуть конфликт, и лишь это приносит им в социальном плане состояние полного удовлетворения.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей неуправляемого типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью неуправляемого типа.

 

 

Вариант 15

Часть А

1.   Самосознание как составляющая психического облика личности. Общее понятие о самосознании и его структуре. Уровень притязаний и локус контроля.

Часть Б

1. Выберите, какие из перечисленных характеристик свойственны человеку с типом темперамента – флегматик.

Часто вспыхивает от раздражения; не в меру общителен; плаксив; смотрит на собеседника открытым взглядом; испытывает любовь ко всему новому; с трудом заводит новые знакомства; крайне подвержен аффектам; тихо и неуверенно говорит; спокоен; в работу включается медленно; отличается постоянством настроения; часто конфликтует с окружающими, сдержан, легко плачет, внимателен, быст­рый, нередко от­мечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, сла­бая выносливость, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни, пугает новая обстановка, новые люди - он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, отличается большой жизненной энергией, кусает ногти, обидчив, легко внушаем, активен, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, мыслит быстро (схватывает информацию на лету), спокойный, всегда ровный, настойчивый и упор­ный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообла­данием, хорошо владеет собой в конфликте, склонен сильно отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки, однолюб, болезненно и долго переживает неудачи, импульсивен, ведёт себя вызывающе, уходит в себя, замыкается, уединяется, в работу включается медленно, оптимистичен, стремится быть лидером, невыразителен в мимике и интонации, целеустремлен, с трудом заводит новые знакомства, подвержен аффектам, общителен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни, человек в высшей степени подвижный, ему не­достает самообладания общительный, легко сходит­ся с новыми людьми, незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы, приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго и как только они истоща­ются, у него появляется "слюнявое настроение", реаги­рующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окруже­ния, не отличается постоянством в общении, вспыльчив, необуз­дан, нетерпелив, несдержан, криклив, медленно, трудно привыкает к новым людям, продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, часто пассивен и заторможен, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, не­энергичен, ненастойчив, необщителен.

 

Дополните список, дайте более полную характеристику, типу темперамента - флегматик.

Какие рекомендации, касающиеся поведения и общения в профессиональной деятельности, можно дать человеку флегматического типа.

 

 

  1. Конфликтные личности сверхточного типа (педанты) –эти личности всегда пунктуальны, придирчивы, занудны (хотя и исполни­тельны) и, как правило, отталкивают от себя людей.

Перечислите характерные черты конфликтных личностей сверхточного типа.

Опишите конструктивную стратегию поведения с конфликтной личностью сверхточного типа.

 

 

Вариант 16

Часть А

1. Способности в психологической структуре личности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки. Влияние способностей на результаты профессиональной деятельности.

Часть Б

 

1. Решите задачу, определив тип трансакции и проанализировав диалог с точки зрения его эффективности.

Петров: Сейчас - сейчас, я предоставлю вам слово; я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку.

Сидоров: Могу и вообще не выступать.

 

2. Выберите из перечисленных ниже особенностей (стилей) поведения людей, характеристики описывающие стратегию сглаживание (уступчивость).

В ре­зультате этого оставшаяся проблема и накопленные отрицательные эмоции могут привести к взрыву.

Попытка навязать свою точку зрения в ре­шении проблемы во что бы то ни стало.

Реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании конфликта, фактическом его отрицании.

Эффективно в том случае, если оно используется в условиях, угрожаю­щих существованию организации и препятствующих достижению стратегических целей

При этом участники конфликта признают право друг дру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: