| Тема 1. Введение в психологию. История психологии | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Введение в психологию. История психологии. Круг явлений, изучаемых психологией. Характеристика основных разделов и отраслей психологии. Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии. |
| Самостоятельная работа | |
| |
| Тема 2. Методология и методы психологического исследования | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Методология и методы психологического исследования. Специфика исследовательских процедур в психологии. Классификация методов психологических исследований, характеристика и возможности практического применения в профессиональной деятельности. |
| Практические занятия | |
| Изучение и применение методов исследования в психологии методом выполнения проблемно-поисковых заданий и в индивидуальной психодиагностике. | |
| Самостоятельная работа | |
| Создание карты наблюдения за профессиональной деятельностью специалиста сферы торговли, общественного питания и услуг.
| |
| Тема 3. Происхождение и развитие психики. Основы психологии личности. Психические процессы и состояния | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Происхождение и развитие психики. Возникновение психики. Критерий психического отражения. Стадии развития психики. Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека. |
| 2 | Основы психологии личности. Основные особенности психики и поведения человека. Сознание как высшая форма человеческой психики. Сознание и бессознательное. Личность и ее психологическая структура. |
| 3 | Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности. Ощущения и восприятие. Внимание. Память. Воображение. Мышление и речь. Воля. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, стресс, дистресс, страх, боязнь; их характеристика. Самооценка собственного эмоционального состояния и потребителей, управление эмоциями. |
| Практические занятия | |
| Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения особенностей памяти, внимания, закономерностей восприятия, силы воли, тревожности, собственного эмоционального состояния. | |
| Самостоятельная работа | |
| 1. Работа в малых группах с целью подготовки и защиты проектов по теме «Психические процессы и состояния». | |
| Тема 4. Психологические свойства личности человека | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Общая характеристика психологии личности. Понятие о личности в психологии. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. |
| 2 | Направленность личности и ее психологические проявления. Общая характеристика мотивационной сферы. Общая характеристика потребностей. Практическое проявление мотивационной сферы человека в его профессиональной деятельности. |
| 3 | Самосознание как составляющая психического облика личности. Общее понятие о самосознании и его структуре. Уровень притязаний и локус контроля. |
| 4 | Способности в психологической структуре личности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки. Влияние способностей на результаты профессиональной деятельности. |
| 5 | Темперамент в составе психического облика человека. Понятие и типы темпераментов. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. |
| 6 | Психология характера. Определение и структура характера. Типологии характеров. Формирование и изменение характера. Черты характера, способствующие и препятствующие работе человека в сфере торговли и услуг. |
| Практические занятия | |
| 1. Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения особенностей мотивационной сферы. | |
| 2. Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения типа темперамента и акцентуации характера. | |
| 3. Выполнение инструкций упражнений и анализ собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на осознание собственных черт характера. | |
| Самостоятельная работа | |
| 1. Конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи (учебного материала) на тему «Типологии характеров». 2. Создание шкалы профессионально-значимых личностных характеристик специалиста (по специальностям). Самооценка личностных свойств и качеств в соответствии с созданной шкалой. 3. Работа в малых группах с целью создания и защиты проектов по теме «Темперамент и индивидуальный стиль деятельности» (презентация собственного типа темперамента). | |
| Тема 5. Психология общения | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Психология общения. Содержание общения. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. |
| 2 | Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. |
| 3 | Структура общения. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимся индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. |
| 4 | Структура общения. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др. Интерпретация причин поведения другого человека - явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция. Закономерности процесса общения. |
| 5 | Принципы ведения партнерской беседы. Партнерская беседа: понятие, сущность, принципы, подготовка, выбор индивидуального стиля с учетом собственных психологических эмоциональных возможностей. Умение слушать и вести беседу. Психология слушания. Виды слушания. Слушания публичного выступления. Ведение беседы. Эффективность беседы. Запрещенные приемы во время деловой беседы. |
| Практические занятия | |
| 1. Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения коммуникативных и организаторских склонностей, уровня эмпатии, стратегии поведения во взаимодействии. | |
| 2. Выполнение инструкций упражнений и анализ собственной деятельности (поведения) в коммуникативных играх и упражнениях направленных на изучение, осознание и понимание закономерностей в общении. | |
| 3. Анализ результатов индивидуального психологического тестирования с целью определения ведущей стратегии восприятия, уровня «Активного слушания» и собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на формирование навыков активного (эффективного) слушания. | |
| Самостоятельная работа | |
| 1. Подготовка и защита рефератов по теме «Принципы ведения партнерской беседы (по предложенной тематике). | |
| Тема 6. Группа как социально-психологический феномен | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Группа как социально-психологический феномен. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Формирование и развитие группы как коллектива. |
| 2 | Влияние группы на личность и лидерство. Явление группового давления и конформизма. Групповые нормы и эффект групповой поляризации. Лидерство в группе. |
| 3 | Условия эффективной групповой деятельности. Понятие об эффективной групповой деятельности. Влияние структуры группы на эффективность деятельности. Зависимость эффективной групповой деятельности от взаимоотношений в группе. |
| Практические занятия | |
| Анализ результатов индивидуального психологического тестирования с целью определения групповой сплоченности и межличностных отношений, и собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на осознание феноменов возникающих в процессе взаимодействия в группе.
| |
| Тема 7.Конфликты в профессиональной деятельности | |
| Содержание учебного материала | |
| 1 | Конфликты в профессиональной деятельности Конфликты:понятие, виды, причины возникновения в профессиональной деятельности; функции (конструктивная и деструктивная). Проблема типологии и дефиниции конфликта. Конфликты в организации. Управление или урегулирование конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации. Посредничество как метод урегулирования и разрешения конфликтов. |
| Практические занятия | |
| Выполнение инструкций упражнений и анализ собственной деятельности (поведения) в коммуникативных играх и тренинговых упражнениях направленных на осознание собственного конструктивного (неконструктивного) поведения в конфликте, на формирование навыков управления конфликтной ситуацией и конструктивного поведения в конфликте. | |
| Самостоятельная работа | |
| Анализ конфликта с применением метода «Картография конфликта».
| |
| Тема 8. Психологические особенности трудовой деятельности | |
| Содержание учебного материала | |
| Психологические особенности трудовой деятельности. Психология деятельности. Общее понятие от деятельности и ее психологической структуре. Основные виды деятельности. | |
| 1 | Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности. Психология профессий. Психологическая подготовка к трудовой деятельности. Психологическая готовность к деятельности. Психологическая адаптация к труду. |
| 2 | Психология профессиональной деятельности. Специфика трудовой деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг. Профессиография: понятие, содержание, назначение. Психологические требования к персоналу. Психограмма. |
| 3 | Профессиональная этика. Этика: понятие, история возникновения и развития, назначение. Профессиональная этика: понятие, основные принципы. Понятие о корпоративном имидже. Содержание корпоративных стандартов. |
| Практические занятия | |
| |
| |






