По учебной дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности»

 

Тема 1. Введение в психологию. История психологии

Содержание учебного материала

1 Введение в психологию. История психологии. Круг явлений, изучаемых психологией. Характеристика основных разделов и отраслей психологии. Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии.

Самостоятельная работа

  1. Создание схемы «Место психологии в системе наук».
  2. Создание схемы «Отрасли психологии». Конспектирование, анализ теоретического материала и подготовка к пересказу по теме «Основные отрасли психологии».

Тема 2. Методология и методы психологического исследования

Содержание учебного материала

1 Методология и методы психологического исследования. Специфика исследовательских процедур в психологии. Классификация методов психологических исследований, характеристика и возможности практического применения в профессиональной деятельности.

Практические занятия

Изучение и применение методов исследования в психологии методом выполнения проблемно-поисковых заданий и в индивидуальной психодиагностике.

Самостоятельная работа

Создание карты наблюдения за профессиональной деятельностью специалиста сферы торговли, общественного питания и услуг.

 

Тема 3. Происхождение и развитие психики. Основы психологии личности. Психические процессы и состояния

Содержание учебного материала

1 Происхождение и развитие психики. Возникновение психики. Критерий психического отражения. Стадии развития психики. Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека.
2 Основы психологии личности. Основные особенности психики и поведения человека. Сознание как высшая форма человеческой психики. Сознание и бессознательное. Личность и ее психологическая структура.
3 Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности. Ощущения и восприятие. Внимание. Память. Воображение. Мышление и речь. Воля. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, стресс, дистресс, страх, боязнь; их характеристика. Самооценка собственного эмоционального состояния и потребителей, управление эмоциями.

Практические занятия

Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения особенностей памяти, внимания, закономерностей восприятия, силы воли, тревожности, собственного эмоционального состояния.

Самостоятельная работа

1. Работа в малых группах с целью подготовки и защиты проектов по теме «Психические процессы и состояния».

Тема 4. Психологические свойства личности человека

Содержание учебного материала

1 Общая характеристика психологии личности. Понятие о личности в психологии. Современные теории личности. Формирование и развитие личности.
2 Направленность личности и ее психологические проявления. Общая характеристика мотивационной сферы. Общая характеристика потребностей. Практическое проявление мотивационной сферы человека в его профессиональной деятельности.
3 Самосознание как составляющая психического облика личности. Общее понятие о самосознании и его структуре. Уровень притязаний и локус контроля.
4 Способности в психологической структуре личности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки. Влияние способностей на результаты профессиональной деятельности.
5 Темперамент в составе психического облика человека. Понятие и типы темпераментов. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
6   Психология характера. Определение и структура характера. Типологии характеров. Формирование и изменение характера. Черты характера, способствующие и препятствующие работе человека в сфере торговли и услуг.

Практические занятия

1. Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения особенностей мотивационной сферы.

2. Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения типа темперамента и акцентуации характера.

3. Выполнение инструкций упражнений и анализ собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на осознание собственных черт характера.

Самостоятельная работа

1. Конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи (учебного материала) на тему «Типологии характеров».

2. Создание шкалы профессионально-значимых личностных характеристик специалиста (по специальностям). Самооценка личностных свойств и качеств в соответствии с созданной шкалой.

3. Работа в малых группах с целью создания и защиты проектов по теме «Темперамент и индивидуальный стиль деятельности» (презентация собственного типа темперамента).

Тема 5. Психология общения

Содержание учебного материала

1 Психология общения. Содержание общения. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.
2   Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Коммуни­кативные барьеры, социальные и психологические причины их возникнове­ния. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения.
3 Структура общения. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимо­действия между общающимся индивидами. Виды социальных взаимодей­ствий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.
4 Структура общения. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понима­ние друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы соци­альной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих про­цессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др. Интерпретация причин пове­дения другого человека - явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция. Закономерности процесса общения.
5 Принципы ведения партнерской беседы. Партнерская беседа: понятие, сущность, принципы, подготовка, выбор индивидуального стиля с учетом собственных психологических эмоциональных возможностей. Умение слушать и вести беседу. Психология слушания. Виды слушания. Слушания публичного выступления. Ведение беседы. Эффективность беседы. Запрещенные приемы во время деловой беседы.

Практические занятия

1. Индивидуальное психологическое тестирование с целью определения коммуникативных и организаторских склонностей, уровня эмпатии, стратегии поведения во взаимодействии.

2. Выполнение инструкций упражнений и анализ собственной деятельности (поведения) в коммуникативных играх и упражнениях направленных на изучение, осознание и понимание закономерностей в общении.

3. Анализ результатов индивидуального психологического тестирования с целью определения ведущей стратегии восприятия, уровня «Активного слушания» и собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на формирование навыков активного (эффективного) слушания.

Самостоятельная работа

1.   Подготовка и защита рефератов по теме «Принципы ведения партнерской беседы (по предложенной тематике).

Тема 6. Группа как социально-психологический феномен

Содержание учебного материала

1 Группа как социально-психологический феномен. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Формирование и развитие группы как коллектива.
2   Влияние группы на личность и лидерство. Явление группового давления и конформизма. Групповые нормы и эффект групповой поляризации. Лидерство в группе.
3 Условия эффективной групповой деятельности. Понятие об эффективной групповой деятельности. Влияние структуры группы на эффективность деятельности. Зависимость эффективной групповой деятельности от взаимоотношений в группе.

Практические занятия

Анализ результатов индивидуального психологического тестирования с целью определения групповой сплоченности и межличностных отношений, и собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на осознание феноменов возникающих в процессе взаимодействия в группе.

 

Тема 7.Конфликты в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

1 Конфликты в профессиональной деятельности Конфликты:понятие, виды, причины возникновения в профессиональной деятельности; функции (конструктивная и деструктивная). Проблема типологии и дефиниции конфликта. Конфликты в организации. Управление или урегулирование конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации. Посредничество как метод урегулирования и разрешения конфликтов.

Практические занятия

Выполнение инструкций упражнений и анализ собственной деятельности (поведения) в коммуникативных играх и тренинговых упражнениях направленных на осознание собственного конструктивного (неконструктивного) поведения в конфликте, на формирование навыков управления конфликтной ситуацией и конструктивного поведения в конфликте.

Самостоятельная работа

Анализ конфликта с применением метода «Картография конфликта».

 

Тема 8. Психологические особенности трудовой деятельности

Содержание учебного материала

  Психологические особенности трудовой деятельности. Психология деятельности. Общее понятие от деятельности и ее психологической структуре. Основные виды деятельности.
1 Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности. Психология профессий. Психологическая подготовка к трудовой деятельности. Психологическая готовность к деятельности. Психологическая адаптация к труду.
2 Психология профессиональной деятельности. Специфика трудовой деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг. Профессиография: понятие, содержание, назначение. Психологические требования к персоналу. Психограмма.
3 Профессиональная этика. Этика: понятие, история возникновения и развития, назначение. Профессиональная этика: понятие, основные принципы. Понятие о корпоративном имидже. Содержание корпоративных стандартов.

Практические занятия

  1. Анализ результатов индивидуального психологического тестирования с целью определения типа личности в зависимости от предмета труда и собственной деятельности (поведения) в тренинговых упражнениях, направленных на формирование профессионально значимых навыков в процессе трудовой деятельности.
  1. Работа в малых группах с целью разработки рекомендаций профессионального поведения персонала, стандартов работы для рабочих специальностей и их защита.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: