Составляется с целью изучения района плавания и является основой для выбора курсов и скоростей движения и методов контроля за положением движущегося судна, планирования мер по обеспечению навигационной безопасности. Все сведения в штурманской справке должны быть краткими, конкретными, имеющими непосредственное отношение к переходу. Материал представляется в табличной форме. В тексте указать только особенности плавания, не вошедшие в таблицы.
5.2.1 Навигационно-гидрографические и гидрометеорологические
особенности перехода (таблицы по отдельным участкам маршрута)
Сведения о навигационно-географических характеристиках района плавания приводятся в таблице 10 (Очерк в начале лоций). Среднестатистические гидрометеоусловия по участкам перехода: в таблице 11. Использовать
для Тихоокеанских вод побережья России «Сводное описание» (адм. № 4440) ИМ ГУНиО вып. 1 (адм. № 9956) и др.
При плавании в районах Тихого океана необходимо иметь сведения о тропических циклонах в период выполнения рейса и по маршруту плавания. На основе сведения лоции определять признаки их приближения, указать возможную информацию на факсимильных картах, привести правило Бейс-Балло по определению центра тайфуна, указать способы маневрирования судна для расхождения с ним. Лоции – гидрометеорологический очерк.
|
|
Схема расхождения с тропическим циклоном – из лоций часть 1 Морей (приложение Л).
Таблица 10 – Сведения о навигационно-географических характеристиках
района плавания
Район перехода | Берега, острова | Грунт | Глубины | Магнетизм |
Японское море, южная часть | Гористые, обрывистые | Ил, песок | Средняя глубина 200 м, местами 800 м | Склонение 6 – 7 W |
Таблица 11 – Среднестатистические гидрометеоусловия по участкам
перехода
Характеристики | Единицы измерений | Районы перехода | ||
Японское море | Охотское море | Берингово море | ||
Направление ветра Повторяемость ветра Скорость ветра Число дней со штормами Волнение Повторяемость волнения Максимальная высота волны Средняя высота волны Температура: воздуха днем воздуха ночью воды Видимость Повторяемость Число дней с туманами Средняя продолжительность тумана Облачность Осадки | Градусы % м/с – баллы % м м С С С мили % – ч баллы мм/год |
(По лоциям – гидрометеорологический очерк, по описаниям портов)
|
5.2.2 Плавание в узкостях, навигационные особенности, «подъем
карты» в узкостях, учет изменения осадки и малых глубин, приливы,
постоянные течения и характеристика возможных убежищ-укрытий
от неблагоприятных погодных факторов
|
|
Дать краткую характеристику узкостей при следовании по маршруту, наличие навигационных опасностей, расстояний (кратчайших) до них, глубины по маршруту перехода. При малых глубинах необходимо рассчитать приливы в данном районе на время прохода. Если нет конкретного дополнительного пункта, то выбираются данные по рядом расположенному дополнительному пункту.
Данные о течениях (таблица 12) могут быть выбраны из лоций данного моря (части океанов), или из справочных карт. По всему переходу подбираются возможные убежища-укрытия от неблагополучных гидрометеорологических факторов. Если протяженность маршрута велика (до 2000 миль), то подбирают 3 укрытия. Если протяженность 1500 – 1200 миль и меньше – 2 укрытия. Это могут быть заливы, берега которых имеют характер, который позволит укрыть судно от господствующего ветра. Глубины могут позволить стать на якорь за пределами территориальных вод иностранного государства.
Таблица 12 – Сведения о постоянных течениях по маршруту перехода
Участок перехода, № карты | Название течения | Элементы течения | Устойчивость | Источники сведений, с | |
Кт | Узлы | ||||
При плавании у своего побережья этой проблемы нет, но надо составить донесение капитана по форме таблицы 13.
Таблица 13 – Сведения о местах укрытия и якорных стоянках
Пункт | № карты плана | Лоция адм. №, с | Удаление от маршрута, мили | Глубины якорной стоянки | Обеспечиваемость укрытия, виды факторов, волнение |
Указать эти карты и лоции и иметь их в судовом комплекте |
5.2.3 Штурманское обеспечение по маршруту
Сведения об используемых СНО, РЛМК, РЛМК (отв), РНС, СРНС, DGPS (ККС, широкозонные системы).
Прорабатывается возможность использования всех СНО, РТСНО на переходе. Вначале анализируется использование визуальных средств, с помощью «Огней и знаков» по участкам маршрута (навигационных ориентиров) и карт (путевых и генеральных). После выполнения предварительной прокладки определяются те маяки, знаки и створы, которые могут быть видны и использоваться для обсервации. Особенно при выходе, проходе узкостей, при входе в пункт прибытия. Необходимо определить значение D для учета, когда высота глаза наблюдателя на судне е отличается от 5 м:
,
,
где ДК – карточная дальность видимости (ДК с морской карты).
При большом количестве СНО, которые возможно использовать в целях обсервации на маршруте, можно ограничиться лишь маяками (таблица 14).
Таблица 14 – Маяки, используемые на маршруте
№ Мк из пособия | Название | h от уровня моря | Характеристика наличие РЛПО | Дп | Шир =..., долг = | № карты |
Определяется возможность использования РЛМК всех типов по маршруту движения: РЛМК и РЛМК (отв) (таблица 15). Используют РТСНО Тихого и Индийского океанов, Admiralty List of Signals V2.
Таблица 15 – Возможность использования РЛМК всех типов по маршруту движения
№ РЛМК пособие | Название тип | Координаты φ =..., λ = | Опознавательный сигнал | Дальность и сектор действия |
Все они наносятся на генеральную карту – графический переход |
5.2.4 Особенности режима плавания: сведения о территориальных водах, запретных, ограниченных для плавания районах; сигналы при плавании в территориальных водах, поднимаемые военными
кораблями и подводными лодками
Составляются таблицы ширины территориальных вод, «и запретных», и ограниченных для плавания районов по маршруту (таблицы 16 – 19).
Используется ИМ выпуск 1, «Режим плавания» (адм. № 4440), «Ширина территориальных вод» (адм. № 9001).
Таблица 16 – Территориальные воды
|
|
Государство | Порядок отсчета вод | Ширина | Дополнительные сведения | |
территориальных вод | специальных зон | |||
«9001» | ||||
Таблица 17 – Запретные и ограниченные для плавания районы
Участок маршрута | Карта № | Государство | Название, район | Характер ограничений | Источник сведений |
«4440 ИМ вып. 1» |
Таблица 18 – Сигналы, подаваемые судном при плавании в территориальных
водах
Государство | Значение сигнала | Вид сигнала | Район подъема сигнала | Район спуска сигнала | |
днем | ночью | ||||
ИМ вып. 1 | |||||
Таблица 19 – Сигналы, поднимаемые береговыми постами и военными
кораблями
Государство | Значение сигнала | Вид сигнала | Рекомендуемые ответные действия судна | |
днем | ночью | |||
ИМ вып. 1 | ||||
5.2.5 Обеспечение навигационной безопасности плавания: сведения о рекомендованных путях по маршруту, о системах разделения
движения, расписание работы радиостанций для получения
навигационной, гидрометеорологической информации и факсимильных
передач
В этом разделе необходимо использовать сведения из руководств: адм. № 3004, 3005, 3006, 3008, 3011, 3012 и 3013, а также генеральные карты последних лет издания.
Вначале указать рекомендованные маршруты и системы разделения движения в виде таблиц 20 – 21.
Таблица 20 – Рекомендованные маршруты
Участок маршрута | Генеральные карты (адм. №) | № и название рекомендованного маршрута | Источник сведений | Минимальные глубины по маршруту |
Таблица 21 – Системы разделения движения
Район, карта (адм. №) | Система разделения движения | Направление, градусы длина, мили | Ширина полосы движения, зоны разделения (мили) | Гарантированная глубина |
Лоции, ИМ вып. 1 |
Делается выписка о работе радиостанций, передающих навигационные предупреждения, гидрометеорологические сообщения и факсимильные радиопередачи по маршруту плавания (таблица 22).
Таблица 22 – Выписка о работе радиостанций
|
|
Район обслуживания по маршруту | Название радиостанции, позывной | Частота, режим | Содержание сообщения | Время передачи | Пособие, № |
Сангарский пролив | Кусиро JNX | 427 кГц А2А | 00.18; 06.18 |
5.2.6 Курсы предварительной прокладки по генеральным картам
с дальнейшей прокладкой на путевых, составление таблицы расчет общего
расстояния и общего времени перехода
Выполнение приложения В к пояснительной записке.
В ВКР кратко даются основные правила плавания судна по различным участкам маршрута. Обязательно используются рекомендации [3], лоции данного участка океана (в конце навигационного очерка), выбранные рекомендованные маршруты (таблица20), системы разделения движений (таблица 21) и другие данные.
На подобранных генеральных картах выполняется предварительная прокладка от места точки якорной стоянки или швартовки у пирса в порту выхода до места постановки на якорь, швартовки к пирсу в порту прихода. Проводятся линии курсов с точностью до градуса. Определяются точки поворотов (желательно вблизи навигационных ориентиров). Снимаются расстояния частных курсов с генеральной карты (по боковой рамке карты в районе средней данного отрезка маршрута в милях до 0,1). Задается скорость на переходе. Все используемые рекомендации по выбору курсов по маршруту делаются с указанием источников и номеров страниц. Далее все данные сводятся в таблице 23.
В графе «Оперативное время» первый отсчет на первом курсе 00. 00 и в результате расчета, ниже строчки последнего курса получается общее время плавания (ходовое время).
В графе «Фактическое время» первый отсчет – время начала плавания и дата, а ниже строчки последнего курса получается время прибытия в порт прихода.
Время плавания на «данном курсе» (после расчета t = S / V) прибавляют к оперативному времени и фактическому времени, получая отсчеты их на следующем (ниже) курсе.
Таблица 23 – Курсы, расстояния и время плавания.
№ кур- са | К | S, миль | V, узлов | Время плавания | Поворотные точки: название ориентира П, D или координаты | ||
На данном курсе | оперативное | фактическое | |||||
1 | Пер. | 4,5 | 9 | 0ч 30 мин | 00ч 00мин | 12ч 00мин 5. 05. 14г. | Мк Кузнецова |
2 | 135 | 22,5 | 13 | 1ч 30 мин | 00ч 30 мин | 12ч 30мин | ИП = 240 D =2,5 мили |
3 | 02ч 00мин | 14ч 30мин | шир= долг = | ||||
4 | |||||||
5 | |||||||
Пройдено 753 мили за 52 ч 00 мин ходового времени |
Графа «Поворотные точки» требует снять с карты пеленг и расстояние от данной точки на расположенный вблизи навигационный ориентир. Если такого ориентира нет, то с карты снимаются φ и λ заносятся в графу. Эти данные используют при прокладке на путевых картах.
При прокладке курсов учитывается следующее:
– в прибрежном плавании курсы прокладываются в максимальном расстоянии от берега с расчетом, чтобы были видны хотя бы два маяка, т. е. на расстоянии 0,6 – 0,8 дальности видимости Мк;
– дальность действия РЛС и отражательные особенности берега;
– без особой надобности ближе двух миль к берегу не рекомендуется подходить;
– наличие навигационных опасностей по маршруту плавания;
– при плавании вблизи территориальных вод иностранных государств осуществлять заход в соответствии с правилами [4,5];
– для судов с осадкой до 10 м изобата 20 м является предостерегательной;
– при плавании в районе Курильских островов не рекомендуется прокладывать курсы за пределы 100 м изобаты;
– при подходе к берегу, к якорной стоянке, порту курсы прокладываются перпендикулярно направлению изобат;
– при проходе следует придерживаться правой стороны;
– при плавании по нанесенным на карту фарватерам курсы прокладываются посредине между осью фарватера и его правой кромкой;
– в районах разделения движения судов строго придерживаются полосы одностороннего движения;
– если в системе разделения предусмотрена подача информации по радио, необходимо описать, как это делается, и привести текст радиограммы и содержание информации по радиотелефону.
На линиях курсов сверху пишут «К =120° S =180 миль». У точек поворотов и других расчетных точек подписывают фактическое время плавания, дату.