Штурманская справка на переход

 

Составляется с целью изучения района плавания и является основой для выбора курсов и скоростей движения и методов контроля за положением движущегося судна, планирования мер по обеспечению навигационной безопасности. Все сведения в штурманской справке должны быть краткими, конкретными, имеющими непосредственное отношение к переходу. Материал представляется в табличной форме. В тексте указать только особенности плавания, не вошедшие в таблицы.

 

5.2.1 Навигационно-гидрографические и гидрометеорологические
особенности перехода (таблицы по отдельным участкам маршрута)

 

Сведения о навигационно-географических характеристиках района плавания приводятся в таблице 10 (Очерк в начале лоций). Среднестатистические гидрометеоусловия по участкам перехода: в таблице 11. Использовать

для Тихоокеанских вод побережья России «Сводное описание» (адм. № 4440) ИМ ГУНиО вып. 1 (адм. № 9956) и др. 

           При плавании в районах Тихого океана необходимо иметь сведения о тропических циклонах в период выполнения рейса и по маршруту плавания. На основе сведения лоции определять признаки их приближения, указать возможную информацию на факсимильных картах, привести правило Бейс-Балло по определению центра тайфуна, указать способы маневрирования судна для расхождения с ним. Лоции – гидрометеорологический очерк.

Схема расхождения с тропическим циклоном – из лоций часть 1 Морей (приложение Л).


Таблица 10 – Сведения о навигационно-географических характеристиках
района плавания

Район перехода Берега, острова Грунт Глубины Магнетизм
Японское море, южная часть Гористые, обрывистые Ил, песок Средняя глубина 200 м, местами 800 м Склонение 6 – 7 W

 

 

Таблица 11 – Среднестатистические гидрометеоусловия по участкам
перехода

Характеристики

Единицы

измерений

Районы перехода

Японское море Охотское море Берингово море
Направление ветра Повторяемость ветра Скорость ветра Число дней со штормами Волнение Повторяемость волнения Максимальная высота волны Средняя высота волны Температура:    воздуха днем    воздуха ночью    воды Видимость Повторяемость Число дней с туманами Средняя продолжительность тумана Облачность Осадки Градусы   % м/с   – баллы   %   м   м   С С С мили % –   ч     баллы мм/год

 

 

(По лоциям – гидрометеорологический очерк, по описаниям портов)

 

 

 

5.2.2 Плавание в узкостях, навигационные особенности, «подъем
карты» в узкостях, учет изменения осадки и малых глубин, приливы,
постоянные течения и характеристика возможных убежищ-укрытий
от неблагоприятных погодных факторов

 

Дать краткую характеристику узкостей при следовании по маршруту, наличие навигационных опасностей, расстояний (кратчайших) до них, глубины по маршруту перехода. При малых глубинах необходимо рассчитать приливы в данном районе на время прохода. Если нет конкретного дополнительного пункта, то выбираются данные по рядом расположенному дополнительному пункту.

Данные о течениях (таблица 12) могут быть выбраны из лоций данного моря (части океанов), или из справочных карт. По всему переходу подбираются возможные убежища-укрытия от неблагополучных гидрометеорологических факторов. Если протяженность маршрута велика (до 2000 миль), то подбирают 3 укрытия. Если протяженность 1500 – 1200 миль и меньше – 2 укрытия. Это могут быть заливы, берега которых имеют характер, который позволит укрыть судно от господствующего ветра. Глубины могут позволить стать на якорь за пределами территориальных вод иностранного государства.

 

Таблица 12 – Сведения о постоянных течениях по маршруту перехода

Участок перехода, № карты

Название

течения

Элементы течения

Устойчивость

Источники сведений, с

Кт Узлы
           

При плавании у своего побережья этой проблемы нет, но надо составить донесение капитана по форме таблицы 13.

 

Таблица 13 – Сведения о местах укрытия и якорных стоянках

Пункт   № карты плана   Лоция адм. №, с   Удаление от маршрута, мили Глубины якорной стоянки   Обеспечиваемость укрытия, виды факторов, волнение

Указать эти карты и лоции и иметь их в судовом комплекте

 

    5.2.3 Штурманское обеспечение по маршруту

 

Сведения об используемых СНО, РЛМК, РЛМК (отв), РНС, СРНС, DGPS (ККС, широкозонные системы).

Прорабатывается возможность использования всех СНО, РТСНО на переходе. Вначале анализируется использование визуальных средств, с помощью «Огней и знаков» по участкам маршрута (навигационных ориентиров) и карт (путевых и генеральных). После выполнения предварительной прокладки определяются те маяки, знаки и створы, которые могут быть видны и использоваться для обсервации. Особенно при выходе, проходе узкостей, при входе в пункт прибытия. Необходимо определить значение D для учета, когда высота глаза наблюдателя на судне е отличается от 5 м:

,

,

где ДК – карточная дальность видимости (ДК с морской карты).

При большом количестве СНО, которые возможно использовать в целях обсервации на маршруте, можно ограничиться лишь маяками (таблица 14).

Таблица 14 – Маяки, используемые на маршруте

№ Мк из пособия Название h от уровня моря Характеристика наличие РЛПО Дп Шир =..., долг = № карты
             

 

Определяется возможность использования РЛМК всех типов по маршруту движения: РЛМК и РЛМК (отв) (таблица 15). Используют РТСНО Тихого и Индийского океанов, Admiralty List of Signals V2.

Таблица 15 – Возможность использования РЛМК всех типов по маршруту движения

№ РЛМК пособие Название тип Координаты φ =..., λ = Опознавательный сигнал Дальность и сектор действия

Все они наносятся на генеральную карту – графический переход

5.2.4 Особенности режима плавания: сведения о территориальных водах, запретных, ограниченных для плавания районах; сигналы при плавании в территориальных водах,  поднимаемые военными
 кораблями и подводными лодками

 

Составляются таблицы ширины территориальных вод, «и запретных», и ограниченных для плавания районов по маршруту (таблицы 16 – 19).

Используется ИМ выпуск 1, «Режим плавания» (адм. № 4440), «Ширина территориальных вод» (адм. № 9001).

 

Таблица 16 – Территориальные воды

Государство

Порядок

отсчета вод

Ширина

Дополнительные сведения

территориальных вод специальных зон

«9001»

         

 

Таблица 17 – Запретные и ограниченные для плавания районы

Участок маршрута Карта № Государство Название, район Характер ограничений Источник сведений

«4440 ИМ вып. 1»

 

Таблица 18 – Сигналы, подаваемые судном при плавании в территориальных
водах

Государство

Значение

сигнала

Вид сигнала

Район

подъема

сигнала

Район

спуска

сигнала

днем ночью

ИМ вып. 1

           

 

Таблица 19 – Сигналы, поднимаемые береговыми постами и военными
кораблями

Государство

Значение

сигнала

Вид сигнала

Рекомендуемые

ответные

действия судна

днем ночью

ИМ вып. 1

         

 

 

5.2.5 Обеспечение навигационной безопасности плавания: сведения о рекомендованных путях по маршруту, о системах разделения
движения, расписание работы радиостанций для получения
навигационной, гидрометеорологической информации и факсимильных
передач

 

В этом разделе необходимо использовать сведения из руководств:  адм. № 3004, 3005, 3006, 3008, 3011, 3012 и 3013, а также генеральные карты последних лет издания.

Вначале указать рекомендованные маршруты и системы разделения движения в виде таблиц 20 – 21.

Таблица 20 – Рекомендованные маршруты

Участок маршрута   Генеральные карты (адм. №) № и название рекомендованного маршрута Источник сведений   Минимальные глубины по маршруту
         

 

Таблица 21 – Системы разделения движения

Район, карта (адм. №)   Система разделения движения   Направление, градусы длина, мили   Ширина полосы движения, зоны разделения (мили) Гарантированная глубина  

Лоции, ИМ вып. 1

 

Делается выписка о работе радиостанций, передающих навигационные предупреждения, гидрометеорологические сообщения и факсимильные радиопередачи по маршруту плавания (таблица 22).

 

Таблица 22 – Выписка о работе радиостанций

Район обслуживания по маршруту Название радиостанции, позывной Частота, режим Содержание сообщения Время передачи Пособие, №
Сангарский пролив Кусиро JNX 427 кГц А2А   00.18; 06.18  

 

5.2.6 Курсы предварительной прокладки по генеральным картам
с дальнейшей прокладкой на путевых, составление таблицы расчет общего
расстояния и общего времени перехода

 

Выполнение приложения В к пояснительной записке.

       В ВКР кратко даются основные правила плавания судна по различным участкам маршрута. Обязательно используются рекомендации [3], лоции данного участка океана (в конце навигационного очерка), выбранные рекомендованные маршруты (таблица20), системы разделения движений (таблица 21) и другие данные.

На подобранных генеральных картах выполняется предварительная прокладка от места точки якорной стоянки или швартовки у пирса в порту выхода до места постановки на якорь, швартовки к пирсу в порту прихода. Проводятся линии курсов с точностью до градуса. Определяются точки поворотов (желательно вблизи навигационных ориентиров). Снимаются расстояния частных курсов с генеральной карты (по боковой рамке карты в районе средней данного отрезка маршрута в милях до 0,1). Задается скорость на переходе. Все используемые рекомендации по выбору курсов по маршруту делаются с указанием источников и номеров страниц. Далее все данные сводятся в таблице 23.

В графе «Оперативное время» первый отсчет на первом курсе 00. 00 и в результате расчета, ниже строчки последнего курса получается общее время плавания (ходовое время).

В графе «Фактическое время» первый отсчет – время начала плавания и дата, а ниже строчки последнего курса получается время прибытия в порт прихода.

Время плавания на «данном курсе» (после расчета t = S / V) прибавляют к оперативному времени и фактическому времени, получая отсчеты их на следующем (ниже) курсе.

 

Таблица 23 – Курсы, расстояния и время плавания.

кур-

са

К

S,

миль

V,

узлов

Время плавания

Поворотные точки: название ориентира

П, D или координаты

На данном курсе оперативное фактическое
1 Пер. 4,5 9 0ч 30 мин 00ч 00мин 12ч 00мин 5. 05. 14г. Мк Кузнецова
2 135 22,5 13 1ч 30 мин 00ч 30 мин 12ч 30мин ИП = 240 D =2,5 мили
3         02ч 00мин 14ч 30мин шир= долг =
4              
5              

Пройдено 753 мили                               за 52 ч 00 мин ходового времени

 

Графа «Поворотные точки» требует снять с карты пеленг и расстояние от данной точки на расположенный вблизи навигационный ориентир. Если такого ориентира нет, то с карты снимаются φ и λ заносятся в графу. Эти данные используют при прокладке на путевых картах.

При прокладке курсов учитывается следующее:

– в прибрежном плавании курсы прокладываются в максимальном расстоянии от берега с расчетом, чтобы были видны хотя бы два маяка, т. е. на расстоянии 0,6 – 0,8 дальности видимости Мк;

– дальность действия РЛС и отражательные особенности берега;

– без особой надобности ближе двух миль к берегу не рекомендуется подходить;

– наличие навигационных опасностей по маршруту плавания;

– при плавании вблизи территориальных вод иностранных государств осуществлять заход в соответствии с правилами [4,5];

– для судов с осадкой до 10 м изобата 20 м является предостерегательной;

– при плавании в районе Курильских островов не рекомендуется прокладывать курсы за пределы 100 м изобаты;

– при подходе к берегу, к якорной стоянке, порту курсы прокладываются перпендикулярно направлению изобат;

– при проходе следует придерживаться правой стороны;

– при плавании по нанесенным на карту фарватерам курсы прокладываются посредине между осью фарватера и его правой кромкой;

– в районах разделения движения судов строго придерживаются полосы одностороннего движения;

– если в системе разделения предусмотрена подача информации по радио, необходимо описать, как это делается, и привести текст радиограммы и содержание информации по радиотелефону.

На линиях курсов сверху пишут «К =120° S =180 миль». У точек поворотов и других расчетных точек подписывают фактическое время плавания, дату.

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: