• «Ареопагитика» Дж. Мильтона.
Мильтон хорошо понимал силу печатного слова, силу идей, которое оно несет. И в случае преступной деятельности печати, должны действовать законы общей юрисдикции, но отнюдь не цензурные запреты.
• Дж. Локк.
Локк считал, что государственной власти передается лишь часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребление власти можно только с помощью закона, которому должны подчиняться как граждане, так и само правительство
• Д. Юм
В своем эссе «о свободе печати» пытался ответить на вопрос: почему только в Великобритании есть полная свобода печати? Давая людям свободу, нужно обеспечить защиту этих свобод. Вместе с тем Юм признавал, что «неограниченная свобода печати является одним из зол, сопутствующих смешанным формам правления». Вместе с тем он считал, что свобода печати должна быть во всех формах правления, кроме церковной.
• Платон
полагал, что в его вымышленном идеальном государстве общество может существовать только под управлением философов, мудрецов, без одобрения которых ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу. Суждения Платона легли в основу теории подчинения печати государственному контролю.
• Томас Гоббс
выступал сторонником монархической власти. В «Левиафане писал, что чем сильнее власть, тем сильнее узы, объединяющие граждан, а следовательно больше гарантий для поддержания безопасности, предотвращения смут и гражданских войн. Государство в свою очередь должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу её действий.
• Ж.-Ж. Руссо
Каждый человек может иметь свои убеждения, но высказывать их в рамках дозволенности. Считал, что нужны цензурные ограничения, т.к. появляется слишком много вольностей.
• Гегель
подчеркивал, что если есть свобода говорить, то должны быть ограничения для безопасности разумного государства. По мнению Гегеля, истинное мнение выражают только великие личности, народ же говорит о том, о чем меньше всего знает.
Билет №20. Понятие «функций» и система функций журналистики.
Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе.
Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:
Цель – средства и способ действия – функционирование - результат
• Информационно-коммуникативная
• Идеологическая
• Организаторская
• Культурно-образовательная
• Рекламно-справочная
• Рекреационная
Билет №21. Информационно-коммуникативная и регулирующая роли журналистики.
Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Понятно поэтому, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция— функция общения, налаживания контакта. Кажущаяся чисто «технической», коммуникативная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит первичное знакомство МА и СИ с Ж как носителем информации.
Затем, после установления контакта, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) «потребителя» информационную политику. При позитивном результате устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ
Данная роль журналистики связана с усвоением людьми элементов культуры, социальных норм и ценностей. Общение, составляющее содержание массовой коммуникации, способствует передаче опыта, знаний, идей от поколения к поколению. Информационно-коммуникативная роль СМИ способствует согласованию всех элементов социальной системы, их взаимодействию, осознанию членами общества своих прав, обязанностей, статуса и функций.
Регулирующая:
Для взаимоотношений с СИ — это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности
Роль СМИ в самоуправлении общества представлена в научных исследованиях концепциями гражданского (самоуправляемого) общества, решающего свои проблемы без вмешательства «сверху». Средства массовой информации в этой концепции – площадка для диалога между социальными группами, объединениями граждан, ассоциациями.. Будучи частью социальной системы, она регулирует общественное развитие, включая граждан в общественные процессы, информируя социальные группы, меняя уровень социальной напряженности. СМИ являются как каналом передачи информации от тех, кто принимает политические решения, так и каналом «обратной связи», умелое пользование которым позволяет субъектам политики корректировать свои решения, действия, пропагандистские кампании.