Билет № 19. Философские и научные концепции о роли журналистики в обществе

•     «Ареопагитика» Дж. Мильтона.

Мильтон хорошо понимал силу печатного слова, силу идей, которое оно несет. И в случае преступной деятельности печати, должны действовать законы общей юрисдикции, но отнюдь не цензурные запреты.

Дж. Локк.

Локк считал, что государственной власти передается лишь часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребление власти можно только с помощью закона, которому должны подчиняться как граждане, так и само правительство

Д. Юм

В своем эссе «о свободе печати» пытался ответить на вопрос: почему только в Великобритании есть полная свобода печати? Давая людям свободу, нужно обеспечить защиту этих свобод. Вместе с тем Юм признавал, что «неограниченная свобода печати является одним из зол, сопутствующих смешанным формам правления». Вместе с тем он считал, что свобода печати должна быть во всех формах правления, кроме церковной.

Платон

полагал, что в его вымышленном идеальном государстве общество может существовать только под управлением философов, мудрецов, без одобрения которых ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу. Суждения Платона легли в основу теории подчинения печати государственному контролю.

Томас Гоббс

выступал сторонником монархической власти. В «Левиафане писал, что чем сильнее власть, тем сильнее узы, объединяющие граждан, а следовательно больше гарантий для поддержания безопасности, предотвращения смут и гражданских войн. Государство в свою очередь должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу её действий.

Ж.-Ж. Руссо

Каждый человек может иметь свои убеждения, но высказывать их в рамках дозволенности. Считал, что нужны цензурные ограничения, т.к. появляется слишком много вольностей.

Гегель  

подчеркивал, что если есть свобода говорить, то должны быть ограничения для безопасности разумного государства. По мнению Гегеля, истинное мнение выражают только великие личности, народ же говорит о том, о чем меньше всего знает.

 

 

Билет №20. Понятие «функций» и система функций журналистики.

Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе.

Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель – средства и способ действия – функционирование - результат

• Информационно-коммуникативная

• Идеологическая

• Организаторская

• Культурно-образовательная

• Рекламно-справочная

• Рекреационная

 

 

Билет №21. Информационно-коммуникативная и регулирующая роли журналистики.

Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Понятно поэтому, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция— функция общения, налаживания контакта. Кажущаяся чисто «технической», коммуникативная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит первичное знакомство МА и СИ с Ж как носителем информации.

Затем, после установления контакта, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) «потребителя» информационную политику. При позитивном результате устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ

Данная роль журналистики связана с усвоением людьми элементов культуры, социальных норм и ценностей. Общение, составляющее содержание массовой коммуникации, способствует передаче опыта, знаний, идей от поколения к поколению. Информационно-коммуникативная роль СМИ способствует согласованию всех элементов социальной системы, их взаимодействию, осознанию членами общества своих прав, обязанностей, статуса и функций.

Регулирующая:

Для взаимоотношений с СИ — это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности

Роль СМИ в самоуправлении общества представлена в научных исследованиях концепциями гражданского (самоуправляемого) общества, решающего свои проблемы без вмешательства «сверху». Средства массовой информации в этой концепции – площадка для диалога между социальными группами, объединениями граждан, ассоциациями.. Будучи частью социальной системы, она регулирует общественное развитие, включая граждан в общественные процессы, информируя социальные группы, меняя уровень социальной напряженности. СМИ являются как каналом передачи информации от тех, кто принимает политические решения, так и каналом «обратной связи», умелое пользование которым позволяет субъектам политики корректировать свои решения, действия, пропагандистские кампании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: