Билет №22. Производственно-экономическая роль журналистики в обществе

Квалификация журналиста, его трудозатраты, тираж газеты, производственная база СМИ – все это имеет определенную стоимость. Изучением СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства занимается медиаэкономика. Медиаэкономика рассматривает поведение потребителей и производителей медиапродуктов. Одно из ключевых понятий медиаэкономики – понятие рынок - сфера оборота (купли-продажи) товаров медиаиндустрии. Для индустрии СМИ также актуально понятие географического рынка - территории, на которой распространяется продукция конкретного СМИ, с которой оно связано своим содержанием. Понятие рынок СМИ включает в себя взаимодействие медиапредприятий с социальными институтами (правительством, парламентом, антимонопольными органами, профсоюзами), оказывающими влияние на экономическую деятельность СМИ, и с аудиторией. На рынке товаров в качестве товара выступает содержание – информация, мнения, развлечения, совмещенные друг с другом и распространяемые в различных формах (газет, журналов, книг, радио- и телепрограмм, кино- и видеопродукции).

Второй рынок, на котором конкурируют СМИ – рынок услуг. Кому и какую услугу оказывают средства массовой информации? Речь идет об экономических основах взаимоотношений СМИ и рекламы: cредства массовой информации продают рекламодателям, по сути, не площадь в печатных изданиях или эфирное время, а доступ к аудитории. Размер оплаты за «организацию» доступа аудитории к рекламным сообщениям зависит не от объема рекламной информации, а от объема и характеристик аудитории, доступ к которой обеспечивается тем или иным СМИ

 

Билет №23. Духовно-идеологическая роль журналистики.

 Средства массовой информации, являясь участниками духовного производства - производство идей, представлений, художественных ценностей, необходимых в общественной жизни, воздействуют на массовое сознание, отражая и формулируя морально-нравственные стандарты, художественно-эстетические взгляды, духовные, философские и этические концепции, религиозные представления человека о мире. Уход» многих СМИ от обсуждения духовных, мировоззренческих, этических вопросов в коммерцию или развлечение публики также означает следование определенным «принципам», утверждение определенных идеалов – потребительского мышления, индифферентного социального поведения. В каждом обществе, в каждый исторический период развития бытуют представления о нравственном и безнравственном, справедливости и несправедливости, о путях достижения гармонии с собой, с обществом и природой. Ни один социальный институт не способен так полно соотнести духовные ценности с практикой, как журналистика, построенная на точной документально-фактической основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: