Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) |
ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТОВ,
Обучающихся по образовательным программам высшего
Образования - программам подготовки научно-педагогических
Кадров в аспирантуре
Направление подготовки: 40.06.01 Юриспруденция.
Реализуется для программ всех направленностей в рамках направления «Юриспруденция».
Форма обучения: очная, заочная
Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь
Москва
2018
Авторы:
Петручак Л.А., доктор юридических наук, профессор.
Мажорина М.В., кандидат юридических наук, доцент.
Рецензент:
Самсонова М.В., кандидат юридических наук, доцент.
Программа педагогической практики аспирантов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: рабочая программа / Л.А. Петручак, М.В. Мажорина — М., 2018. — 13 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Программа утверждена на заседании Ученого совета Университета имени О.Е. Кутафина (протокол №147 от «23» апреля 2018 года).
©Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…….……………………………………………………………..4
2. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………………………………….4
3. МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………..…………………………………………………………………………..5
4. ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………………………………...6
5. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ, ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ И ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ……………………………………………9
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………..………………………………..11
В программе используются следующие сокращения: ВО - высшее образование; ГИА – государственная итоговая аттестация; НИР – научно-исследовательская работа; УК - универсальные компетенции; ОПК - общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основной целью педагогической практики является формирование у аспирантов профессиональной компетентности преподавателя высшего учебного заведения.
1.2. Задачи, порядок и сроки проведения педагогической практики, формы контроля и отчетности, обязанности научного руководителя, кафедры, Института «Аспирантура и докторантура», права и обязанности аспиранта в ходе организации и осуществления практики регулируются локальным нормативным актом – Положением об организации педагогической практики аспирантов, обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (далее – Положение о практике).
1.3. Настоящая программа педагогической практики аспирантов применяется на основании Положения о практике.
1.4. Педагогическая практика является практикой по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, нацеленной на подготовку к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
1.5. Педагогическая практика является обязательной.
1.6. По способу проведения педагогическая практика определяется как стационарная, не связанная с выездом аспирантов и руководителей практики в служебные командировки.
1.7. Форма проведения педагогической практики: дискретная.
1.8. Местом проведения педагогической практики являются Университет, кафедры, филиалы Университета, иные учебные и образовательные учреждения, с которыми у Университета существуют договорные отношения.
1.9. Проезд к месту прохождения практики аспиранта, проживающего вне населенного пункта, где находится место прохождения практики, осуществляется за счет аспиранта.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
2.1. В результате прохождения педагогической практики аспирант должен:
знать:
- нормативно-правовые основы регулирования преподавательской деятельности в системе высшего образования, содержание законодательства и федеральных государственных образовательных стандартов;
- содержание и порядок реализации основных локально-правовых актов, регламентирующих деятельность Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (далее – Университета) в части осуществления преподавательской, методической и воспитательной деятельности на основе федеральных государственных образовательных стандартов;
- дидактические принципы организации учебного процесса в высшей школе;
- содержание общих образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин Университета, особенности формирования фондов оценочных средств;
- порядок организации, планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса в высшей школе с использованием современных информационных технологий обучения;
- формы и методы воспитательной работы со студентами в высшей школе;
- особенности взаимодействия со студентами, основы культуры преподавательской деятельности, морально-этические требования, предъявляемые к преподавателям высшей школы;
- о педагогическом опыте лучших методистов и преподавателей Университета;
уметь:
- спланировать и организовать учебную, учебно-методическую, воспитательную, научно-исследовательскую работу, а также самостоятельную деятельность студентов, обеспечить учебный процесс по юридическим дисциплинам в рамках направления подготовки;
- формировать общую стратегию изучения дисциплины: ставить учебно-воспитательные цели, выбирать тип и вид занятия, проектировать, выбирать и применять оптимальные образовательные технологии;
- разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы) учебных дисциплин (модулей), фонды оценочных средств по дисциплине;
- использовать современные средства обучения при организации образовательного процесса в высшей школе;
- учитывать индивидуальные особенности студентов в процессе преподавания;
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, новейших достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной отрасли;
владеть:
- педагогическими методами и методиками проведения различных типов занятий в высшей школе, образовательными технологиями, в том числе инновационными и интерактивными методами обучения;
- навыками сотрудничества со студентами, преподавателями, руководителями учебных подразделений и другими лицами, принимающими участие в обучении и воспитании студенчества;
- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, формами и способами организации самостоятельной учебной деятельности студентов;
- средствами педагогической и профессиональной коммуникации;
- технологиями профессионально-ориентированного обучения и методами формирования профессионального мышления и развития творческих способностей студентов;
- приемами и навыками оценивания результатов образовательной деятельности студентов;
– навыками учета, оформления отчетной документации и анализа итогов своей работы.
2.2. Компетенции, формируемые в результате прохождения педагогической практики:
универсальные
- способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития ( УК-6);
общепрофессиональные:
- готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-5).