В рамках консультирования детско-родительских отношений наиболее часто представлены проблемы:
Пик обращения родителей к помощи психолога возникает в возрасте детей 5 -6лет(родители озабочены предстоящим обучением в школе).
ü Проблемы детско-родительских отношений возникают при невыполнении семьей функций. Это может быть недостаток материальных средств, интеллектуальных возможностей.
Возникает проблема. Причины этой проблемы возникли раньше. Основы гармоничного развития личности зарождаются в первый год жизни:
· Формируются черты социального поведения. Ребенок различает людей по степени их значимости. Выражает эмоции Главная задача – научить родителей навыкам стимулирующего общения с ребенком
· В старшем дошкольном возрасте возникает новая личностная составная: умение выбирать то, что наиболее существенно (мотивация поведения ) Родители часто не замечают, что, что многие поступки и действия стимулируются родителями
1.Например, -Девочка гуляет с бабушкой на детской площадке, где гуляет маленький карапуз. Он упал и стал громко плакать. Девочка успокаивает его, дает свои игрушки, угощает конфетами.
|
|
- Бабушка похвалила девочку
Дома: Девочка просит у бабушки конфет, чтобы угостить маму и папу. Реакция бабушки: «Не надо маме конфет.Она и без того толстая. А у папы зубы болят… Проблема с которой семья обратилась к психологу: «патологическая жадность ребенка»
2. Например. - Проблема «Детская агрессивность.»
- Определим параметры проявления агрессии в поведении ребенка.Эрих Фромм в «Анатомии человеческой деструкции с позиции гуманистического психоанализа выделяет агрессию:
ü Злокачественную – страсть к абстрактному господству над живым существом
ü Доброкачественная – поведение связанное с самообороной
o Непреднамеренная агрессия – случайное нанесение вреда человеку. Не чувствует тормозов в игре или шалости в результате все сносит на своем пути.
o Оборонительная агрессия – сопровождается гневом, за нарушение значимой для него ценности. Например, «Уребенка отбирают игрушку. – Слабый астеничный ребенок = плачет, сильный ребенок стеничный = дерется, кусается, щиплется.
o Инструментальная агрессия – вид агрессии обеспечивающий реализацию цели: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Сфера ребенка может быть различна, но главное «ХОЧУ» - стремление овладеть
§ Способы работы с гневом.
Рассматривают 4 фазы такой работы:
ü 1 фаза - представить детям практически приемлимые методы для выражения подавленного гнева.
ü 2 фаза - помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, которые они могут сдерживать.
|
|
ü 3 фаза – дать возможность прямого контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нудно сказать обидчику.
ü 4 фаза – обсуждать проблему гнева: 1. Что заставляет тебя гневаться
2. Что ощущаешь в этой ситуации.
ВЗРОСЛЫЕ ВЛИЯЮТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ.
ü Младший школьник возраст.
Проблема:
o Знание о соответствии развития возрасту
o Плохая успеваемость
Младший школьный возраст – это период всплеска родительских запросов
§ Биологические причины:
ü Низкий темп психической активности (корковая незрелость)
ü Гиперактивность (незрелость подкорковых зон)
ü Вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (ослабленная вегетативная нервная система)
ü Нарушения в области функционирования анализаторов. (мелкая моторики незначительное нарушение слуха)
ü Хроническое заболевание
o Социально-психологические причины.
§ Педагогическая запущенность, социальная депрвация
§ Жесткий нормативный стиль поведения в семье.
v Причины неуспеваемости.
o Психологическая неготовность ребенка к систематической, целенаправленной работе
o В беседе с ребенком мы акцентируем внимание на выделение психологических факторов, имеющих место в школьном обучении.
Причины неуспеваемости могут быть мнимые и истинные.
Истинные причины неуспеваемости. – выяснение этих причин за счет медицинского исследования.
· Приведение в соответствие обучения с возможностями ребенка
· Определении способностей и склонностей ребенка
· Рекомендации по оказанию коррекционной помощи
· Вера в результат
o Подростковый возраст.
В подростковом возрасте на первый план выходит проблема САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная проблема является следствием неправильного воспитания в семье.
ü Ограничение самостоятельности ребенка
ü Направленность на лучший результат при ограничении самостоятельности
Особое внимание уделяется внешнеблагополучным семьям, где эти проблемы часто «возникают внезапно»
Работая с родителями необходимо выслушать их, и выделить заявленную родителями проблему
= Необходимо: ОГРАНИЧИТЬ ЗАДАЧУ ВО ВРЕМЕНИ И В ОБЪЕМЕ.
v Личностный потенциал консультанта определяется уровнем саморазвития.
Ø Умение любить людей
Ø Относиться к людям без предвзятости и осуждения
Ø Стремление помочь