Психокоррекционные стратегии работы с нарушениями мотивационно-потребностной сферы

 

Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. К направлению психологической коррекции относится мотивационно-потребностная сфера личности. Личность – психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Потребность – отражение в форме переживания нужды индивида для поддержки организма и развития личности. У человека потребность как состояние личности всегда связано с чувством неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение. Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое. При одной и той же потребности мотивами человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие «мотив», как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри побуждает человека к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребностей. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием и особыми сочетаниями потребностей, которые у человека и проявляются в разнообразных мотивах. Большинство их осознаются, но существуют и неосознаваемые мотивы – установки и влечения. Сознание, как высший уровень отражения человеком действительности, является личностным образованием, позволяющим человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать его как часть самого себя. Одним из компонентов сознания является особая активность целеполагания, что значимо для коррекционной работы с личностью в целях формирования у нее социальных представлений. Осознаваемые переживания могут иметь определенные трудности в межличностных отношениях, в выборе профессии и так далее.

Коррекция включает в себя следующие процедуры: установление конструктивных межличностных отношений, анализ и проработка личностной позиции во взаимодействии и общении с окружающими людьми, в малой группе социума, развитие самопознания (инсайта), переориентация.

– Наблюдение поведения и коррекция его в межличностных отношениях.

– Управление решением.

– Релаксационный тренинг.

– Коррекция качеств личности, таких как: несдержанность, неуравновешенность в общении.

– Коррекция волевых качеств личности.

– Коррекция эмоциональной реактивности в общении.

– Саморегуляция эмоциональных состояний.

– Обучение навыкам общения и умению проявлять чуткость к окружающим, соотносить свои желания и потребности с желаниями и потребностями других.

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

 

5. Теоретические основы стратегии работы с механизмом проблемы клиента + 6. Этапы и методы стратегии работы с механизмом проблемы клиента.

В.В. Столин:

1. Сбор информации, определение проблемы, постановка цели, выявление ресурсов.

2. Рабочая стадия. Определение подхода, выдвижение гипотезы, определение методов; работа с проблемой.

3. Принятие конкретных решений о действиях клиента

«Вы будете это делать? Вы сделаете это?»

Р. Кочюнас:

4. Этап деятельности клиента (вне встреч)

5. Обратная связь

Поиск позитивного, как общетеоретический принцип консультирования

Поиск позитивного это одно из условий псих. помощи и механизм раскрытия ресурсов клиента.

Л. Тайлер стала одной из первых говорить о важности поиска позитивного, психолог должен меньше времени уделять проблеме, трудностям, а больше времени тратить на позитивное (цель).

Цель поиска позитивного – переосмысление жизни и проблем клиента с позитивной точки зрения:

- изменение взгляда на ситуацию («А что в этой проблеме позитивного?»);

- изменение оценки или интерпретации поведения в более позитивном ключе;

- выявление сильных сторон личности клиента;

- исследование ресурсов;

- переосмысление жизненного опыта на более позитивных началах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: