Психологическая помощь жертвам сексуального насилия

Помощь детям, пережившим сексуальное насилие

Выделяют несколько стадий переживания ребенком сексуального на­силия, которые являются психологическими признаками совершенного в от­ношении ребенка сексуального злоупотребления:

1-я стадия - первичная реакция: бессонница, утрата аппетита, паниче­ский страх, ночные кошмары, тревожность, нарушения концентрации вни­мания, восприятия, провалы в памяти, депрессия, отношение к себе как к грязному, ущербному, резкая смена поведения.

2- я стадия- аккомодация: обеспечение максимальной безопасности (нежелание ложиться спать, оставаться наедине с насильником), использование определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений, повышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния (без подтверждения этих состояний клиническими исследованиями), неадекватная реакция на подарки, сладости.

3-я стадия- отдаленные последствия: эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, де­прессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, на­правленного на более слабых, на животных, на самого себя; посттравматиче­ские стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бес­сонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость, «провалы в памяти», спонтанные сенсорные ощущения (визуальные, слухо­вые, тактильные), связанные с сексуальным насилием (запах одеколона, му­зыка, холодные влажные пальцы, цвет обоев и др.), вызывающие картину насилия, ночные кошмары, навязчивые мысли; когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкну­тости, пассивности, регрессе в развитии.

Как правило, у жертв сексуального насилия формируется специфиче­ская модель поведения- сексуализированное поведение. Условно можно выделить несколько стадий выраженности данной поведенческой модели:

первая стадия, когда дети демонстрируют сексуальные познания и сек­суальную озабоченность, не свойственные возрасту;

вторая стадия выражается в интенсивной мастурбации, демонстрации интимных частей тела;

третья стадия характеризуется вовлечением в сексуальную активность других детей или взрослых. На этой стадии дети могут проявлять агрессив­ность, начинают употреблять алкоголь и наркотики, уходят из дома, нередко совершают попытки суицида. У подростков формируются защитные меха­низмы: беспорядочные половые связи (чаще у девочек), идентификация себя с насильником (чаще у мальчиков).

Критерии степени психологического вреда сексуального насилия в отношении ребенка Существенными факторами, определяющими степень воздействия на ребенка происшедшего сексуального злоупотребления, являются: продолжительность насилия, его частота и изощренность, характер взаимоотношений насильника и жертвы, применение силы и/или угроз для того, чтобы заста­вить ребенка скрыть правду, возраст ребенка, позиция родителей (опекунов): если взрослый не верит ребенку, не защищает его, опыт насилия становится более травматичным; если взрослый реагирует на произошедшее насилие сверх меры, ребенок может чувствовать свою вину и ответственность за это. Перечисленные факторы следует рассматривать как кластер: чем их больше, тем сильнее психологическая травма ребенка, тем больше потребность в психологической помощи. Детям, ставшими жертвами сексуального наси­лия, свойственны беспомощность, глубокое чувство вины (они считают, что каким-то образом заслужили произошедшее с ними), стремление забыть, преодолеть травму, потребность в поддержке и эмоциональном тепле.

Помощь ребенку - жертве сексуального насилия Она включает следующие задачи:

· идентификация сексуально оскорбленного ребенка;

· лечение острых медицинских проблем;

· получение и запись аккуратного воспроизведения насилия с получе­нием ответов на вопросы: кто? где? когда? что? как? С маленькими детьми специалист работает, используя игру, рисование. Не рекомендуется проведе­ние расспроса более трех раз, так как каждый повтор травматичен для ре­бенка и влечет вторичную травматизацию. Интервьюирование ребенка-жертвы сексуального насилия проводится только в присутствии взрослых, законных представителей ребенка, представителей органов опеки и других;

· преодоление острой эмоциональной травмы ребенка и его семьи;

· предотвращение дальнейшего сексуального преследования ребенка (при необходимости изоляция ребенка из семьи);

· назначение дальнейшей медицинской и психологической помощи ребенку, направленной на достижение его благосостояния;

- сбор необходимых свидетельств сексуального преступления для пра­воохранительных органов.

Решением всех перечисленных задач занимаются различные специали­сты, взаимодействуя друг с другом: врачи, психологи, юристы, социальные работники.

Проведение расспроса- наиболее сложный и ответственный этап ра­боты с ребенком - жертвой сексуального насилия. Этот этап включает в себя пять стадий:

1. Установление эмоционального контакта и доверительных Отноше­ний с ребенком. Целесообразно начать беседу с безопасных для ребенка тем, например рассказа психолога о себе и своей роли.

2. Оценка развития ребенка, уровня его психологической зрелости, в том числе его способности понимать происшедшее событие.

3. Получение необходимой информации. Если не удается вызвать ре­бенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о слу­чившемся. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (времени и обстоятельствах, характе­ре насилия, о человеке, совершившим насилие и т. д.). Вопросы с несколь­кими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы можно задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффект.

4. Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить призна­тельность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодо­творна была беседа. Кроме того, необходимо успокоить ребенка, если он взволнован, укрепить уверенность в его защищенности.

5. Анализ полученных сведений. При этом важно учитывать информа­цию, полученную из разных источников. Для этого необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, с родственниками и с ребенком, о распорядке дня ребенка, его интересах и увлечениях, о его отношениях со сверстниками, как он учится в школе, каков он по характеру. Эти сведения помогут дополнить рассказ ре­бенка и увидеть случившееся в более широком контексте.

Оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное зло­употребление, как показывает многолетний опыт работы, является групповая психотерапия

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: