Кризисная интервенция как форма психологической помощи женщинам, пострадавшим от сексуального насилия

В практике психологической помощи женщинам - сексуальным жерт­вам используются две модели индивидуальной психотерапии: модель кри­зисной интервенции и модель краткосрочной психотерапии. Рассмотрим мо­дель кризисной интервенции, т. е. вмешательства в кризис.

Главная цель кризисной интервенции - помочь женщине избавиться от психологической травмы, возникшей вследствие пережитого насилия; ин­тегрировать опыт пережитого насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей. Для этого психологу необходимо выполнить следующие за­дачи:

1. сформировать у женщины-жертвы адекватное и ясное представле­ние о происшедшем;

2. научить потерпевшую управлять своими чувствами и реакциями, помочь в преодолении аффекта;

3. способствовать формированию поведенческих моделей, позволяю­щих преодолеть последствия травмы.

Предлагается следующая схема кризисной интервенции:

1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризис­ной службой для женщин.

2. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей.

3. Признайте тяжесть происшедшего. Девальвируйте событие: беда, но не катастрофа.

4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы. Возможность рас­сказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях помогает женщине избавиться от чувства беспомощности, стыда, в связи с воспоминанием о насилии. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слуша­нием.

5. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и у них возникают сходные реакции.

6. Выясните, что известно женщине о травматическом воздействии сексуального насилия, что она думает о своих действиях до и во время изна­силования. Объясните, что многие пострадавшие имеют неверные представ­ления о мере своей ответственности за случившееся. На самом деле женщи­на, пережившая насилие, не может быть виновата в том, что она оказалась жертвой. Даже если женщина кокетничала, даже если позволила себя поце­ловать - это не значит, что она давала согласие на все «остальное». Всегда, во всех случаях ответственность лежит на насильнике за то зло, которое он причинил. Мы с детства впитываем доверительное отношение к миру и к людям, и страшная вина лежит на тех, кто разбивает это доверие.

Задача психолога состоит в том, чтобы женщина смогла прийти к пониманию и пе­реосмыслению происшедшего.

1. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе решения проблемы.

2. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и уста­новить приоритеты, т.е. выявить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь. Убедите женщину принять этот опыт и научиться жить с ним, в конце концов, теперь она понимает в жизни чуть-чуть больше, чем прежде. Восприятие и усвоение травматического опы­та на когнитивном уровне поможет пострадавшей контролировать свои ре­акции, укрепить уверенность в себе и будет способствовать возвращению к привычному образу жизни.

7. Вместе составьте план действий, необходимых для решения важ­нейших проблем, вызванных пережитым насилием. Обсудите, что сделала, сказала бы жертва, если бы такое случилось с ее (его) подругой (другом). Предложите альтернативные решения для каждого из обсуждаемых вопро­сов. Параллельно происходит обучение приемам саморегуляции, позволяю­щим пострадавшей справиться с симптомами посттравматического стрессо­вого расстройства. Для этого используются: релаксация (расслабление) и ре­дукция (снижение) стресса; физические упражнения; снижение сензитивно-сти (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения). Укрепите появившуюся у женщины уверенность, что она контроли­рует ситуацию, подчеркивая, что принимает решения она сама и будет вы­полнять их так, как считает нужным; что именно она несет ответственность за то, что будет происходить в ее жизни дальше.

10. Проверьте способность женщины-жертвы справиться с последст­виями насилия. Узнайте, кто из ее близких или друзей может оказать ей под­держку. Просвещение и защита интересов пострадавшей являются важной частью терапевтического процесса.

11. Подготовьте пострадавшую к возможным реакциям на травму.

Необходимо отметить, что женщины, пережившие сексуальное наси­лие в детстве, нуждаются в особом подходе. Они могут обратиться за помо­щью спустя многие годы, вдруг осознав, что травма, полученная ими в дет­стве или давным-давно, мешает им жить, заставляет страдать. В этом случае перед психологом стоят следующие задачи:

1. Помочь женщине полнее осознать то, что с ней случилось в детстве. Это становится возможным благодаря раскрытию «ужасной тайны», которая хранилась многие годы. И вот впервые на приеме у психолога женщина по­лучает возможность открыто говорить и вспоминать о своей боли.

2. Помочь избавиться от чувства одиночества вследствие раскрытия секрета.

1. Помочь женщине в понимании возникающих у нее чувств и умении их выражать. Важным моментом является диссоциация (отделение) негатив­ных чувств во времени, т.е. осознание женщиной того, что все произошед­шее уже в прошлом.

3. Сформировать у пострадавшей чувства ответственности за себя и свою жизнь.

4. Избавить женщину от чувства вины.

5. Поддержать стремление женщины к новому образу жизни, к заботе о себе, наметить цели на будущее. Осознав, что с ней произошло, женщина учится получать то, чего была лишена многие годы. Она должна решить, как жить дальше, изменить ли что-то в семейной ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: