Работа отечественных СМИ с зарубежной аудиторией

Можно сказать, что Запад закупоривает свои информационные каналы для российских радиокомпаний, и одновременно «Свобода», «Голос Америки», Би-би-си, «Немецкая волна» вещают не только в прямом эфире, но и через российские радиостанции, в том числе государственную «Радио России». Директор-распорядитель Всемирной службы Би-би-си Марк Байфорд утверждает, что «в Москве находится большое количество наших ретрансляторов, т.е. тех, кто вставляет наши программы в свои сетки вещания»[63].

На пресс-конференции в Кремле с участием 500 журналистов, включая 200 иностранных, Президент В.В. Путин, отвечая на вопрос одного из них, назвавшего «зловещей» Доктрину информационной безопасности, заметил, что «мы уже совсем открыты, полностью, а вот нам иногда создают некоторые препятствия». Президент привел пример: «Радио Свобода» у нас действует как национальное СМИ, а вот когда Минпечати обратилось к США с просьбой предоставить такую же возможность на таких же условиях «Радио России» или радиостанции «Маяк», нам отказали»[64].

У нашей страны есть огромный опыт радиовещания за рубеж. Государственная радиовещательная компания «Голос России» ведет передачи на зарубежные страны с 1929 г. Вещает на русском и более 30 иностранных языках. Работает во Всемирной компьютерной сети, ведет вещание в режиме Real Audio на русском, английском, немецком, испанском, французском, японском языках. Аудитория «Голоса России» в 160 странах достигает 100 млн. человек. Занимает третью позицию (после Би-би-си и «Голоса Америки») в рейтинге крупнейших международных радиовещателей мира[65].

Прорывом в данном направлении можно назвать начало работы 10 декабря вещания 24-часовой англоязычного канала Russia Today. Через спутник сигнал передается на Европу, США и ряд регионов Азии.

Большая часть эфирного времени канала отдана под выпуски новостей - получасовой выпуск каждый час. Кроме того, каждые 15 минут на экран будут выводиться заголовки главных событий дня. В промежутках между новостями будут транслироваться документальные фильмы, тематические новости о России, программа "Россия в деталях" и другие.

"Естественно, мы будем освещать международные события тоже, но мы будем освещать их, в том числе, под тем углом, как они отражаются на России и какие существуют точки зрения на эти события в России, какие мнения, какую реакцию это вызывает в нашей стране, - говорит Симоньян. - Мы будем очень много показывать просто России, какие-то интересные места, интересных людей, явления, тенденции"[66].

"Это будет взгляд на мир из России. Мы не хотим менять профессиональный формат, отлаженный такими телеканалами, как BBC, CNN, Euronews. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна", - заявила Симоньян, отметив, что зарубежные СМИ не всегда адекватно отражают происходящие в России события. По ее словам, канал будет стараться показать Россию такой, какой иностранцы видят ее, когда приезжают в страну[67].

 

3. Пропаганда

Многие исследователи отмечают, что при конструировании имиджа следует учитывать «определенную инертность и консервативность массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа»[68]. Кроме того, на невнимательную аудиторию, какой, безусловно, является массовое сознание, сильнее действуют не рациональные аргументы, а эмоциональные аспекты. Использование эмоциональных, опора на иррациональное начало в психике человека во многом сближает понятия управления политическим имиджем и пропаганды, техники и приемы из арсенала которой успешно применяются современными имиджмейкерами.

Использование политической пропаганды достигло особого размаха во время I и II мировых войн, и особенно в период «холодной войны», когда умение управлять общественным мнением стало настоящим искусством. Однако и после падения «железного занавеса» пропаганда остается мощнейшим оружием в руках политиков. По мнению О. Березкиной, «современная политическая пропаганда, представляющая собой некое рационально сконструированное идеологическое построение, объединяющая самые действенные их пропагандистских и рекламных методов, стало довольно серьезным средством манипуляции общественным сознанием»[69]. Специалисты в области пропаганды неоднократно принимали попытки классифицировать все многообразие приемов и техник, используемых политиками. Согласно одной из наиболее распространенных классификаций, разработанной Институтом Анализа Пропаганды США, выделяются семь основных приемов:

Ø приклеивание ярлыков (name-calling).

Данный прием связывает страну с каким-либо негативным смыслом. В результате этого, у аудитории складывается негативное отношение к данной стране не на основе рациональных выводов, а из-за негативного отношения к используемому символу. Примером может служить такой ярлык, как страна третьего мира. 

Ø сверкающие неопределенности (glittering generality).

Представляет собой прием, обратный описанному мной выше, так как заключается в использовании слов с положительной коннотацией. Он строится на использовании представлений аудитории о чем-то, что имеет для нее безусловный авторитет или престижность, и перенос этого отношения на что-то иное. Данный прием опирается на использование широко известных символов для того, чтобы вызвать необходимые эмоции.

Ø перенос (transfer).

Этот прием строится на использовании представлений аудитории о чем-то, что имеет для нее безусловный авторитет или престижность, и перенос этого отношения на что-то иное. Данный прием опирается на использование широко известных символов для того, чтобы вызвать необходимые эмоции.

Ø свидетельство (testimonial).

Переносе авторитета к человеку или организации, озвучивающей определенную точку зрения.

Ø подтасовка карт (card stacking).

Ø фургон с оркестром (band wagon).

В основе этого приема лежит апелляция к «стадному» чувству, когда аудиторию призывают делать что-то, так как все это делают.

4. Лидеры мнений

В соответствии с определением Г.В. Пушкаревой, «лидеры мнений – это люди, чьи суждения, оценки, утверждения воспринимаются аудиторией как значимые, заслуживающие доверия»[70]. Как правило, каждый лидер мнения имеет определенную аудиторию, т.е. определенный круг слушателей, который всегда готов согласится с ним.

Можно выделить следующие типы лидеров мнений, которые могут повлиять на имидж страны:

Ø Экспертов (люди, которые воспринимаются как специалисты в данной области; к их мнению относятся как к компетентному).

Ø Людей престижа (звезды кино и эстрады, известные писатели, актеры, спортсмены и пр., люди, любимые аудиторией).

5. Интернет

Одним из основных средств распространения информации, в том числе политической, в настоящее время является Интернет. Интернет- это средство массовой коммуникации, которое отличается от остальных СМИ преимущественно способом распространения и предоставления информации. К числу других отличий относятся бóльшая точность измерения эффективности ПР-кампании, бóльшая скорость в получении характеристик по ходу проведения кампании и лучшая возможность оперативного реагирования в соответствии с получаемыми в ходе акции показателями эффективности.

 

Возможности интерактивного взаимодействия были по достоинству оценены пользователями Интернета, число которых с каждым днем неуклонно растет. Общение в Интернете приобрело совершенно иные свойства, чем в реальной жизни, оно может происходить между географически удаленными субъектами, что особенно актуальнов связи с темой моего исследования.

 

Сегодня для России стоит задача расширения присутствия в сети Интернет порталов и сайтов, касающихся основных политических, экономических, культурных и пр. аспектов ее жизни. Так, например, сайт радиостанции «Голос России» признан одним из лучших в сети Интернет. Редакторы крупнейшей Интернет-энциклопедии «Британика», проводившие в сети отбор наиболее интересных страниц, оценили оперативность и точность информации, размещенной на сайте, авторитет авторов, дизайн, простоту в общении. По всем критериям сайт «Голоса России» признан самым удачным, он дает наиболее полное представление о жизни России[71]. Радивещание и возможности сайта предлагают на выбор 32 наиболее распространенных языков в мире[72]. (см. Приложение 2)

 

Кроме этого, я считаю необходимым развитие концепции «электронного правительства», которая не только повысит эффективность внутренней работы государства, но и повысит престиж России в глазах мировой общественности и поднимет степень информированности зарубежной аудитории о процессах, происходящих в нашем государстве, именно в том ракурсе, который нам выгоден.

Уточню, что Электронное правительство - это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах "электронное правительство" только создается, а в некоторых странах оно давно и успешно функционирует. Однако сегодня "электронное правительство", за редким исключением, пока еще не стало реальностью.

В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) - правительство правительству; G2B (government to business)- правительство бизнесу; G2C (government to citizens) – правительство гражданам.Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти. По поручению Президента Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет.

Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям возможные сервисы сугубо информационного характера, работающие с пользователем во внешнем информационном контуре. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются он-лайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создан справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск. Проект "электронного правительства" с 2002 года определен как приоритетный в Федеральной целевой программе "Электронная Россия на 2002-2010 годы".

 

6. Выставки, конференции, форумы

Участие в международных выставках и конференциях в разных отраслях (экономика и финансы, военно-промышленный комплекс, искусство и др.) является важным фактором продвижения имиджа России на мировой арене. Кроме этого,

необходимо не только участвовать в международных выставках, но организовывать тематические выставки за рубежом. Так, например, 19-20 апреля в Лондоне прошел Российский экономический форум, призванный поддержать положительный имидж российского делового сообщества и проводимые правительством реформы.

7. Создание лоббистских центров

Бывший канцлер Германии, а ныне председатель наблюдательного совета Северо-Европейского газопровода (СЕГ) Герхард Шредер предложил российским властям создать лоббистскую структуру по продвижению интересов России на Западе.

Предложение создать лоббистский центр в Германии впервые прозвучало на неформальных переговорах с помощником российского президента Виктором Ивановым, когда тот в середине февраля приезжал в Берлин по приглашению Германского комитета по внешней политике. По замыслу экс-канцлера одним из центральных направлений деятельности новой структуры должно стать формирование позитивного имиджа России в немецких СМИ и сопровождение совместных российско-немецких проектов, в том числе и балтийского газопровода.

Руководителем нового центра Шредер предложил назначить своего старого друга Фолькера Рюэ, в 90-е годы возглавлявшего министерство обороны Германии в правительстве Гельмута Коля. Основную часть финансирования этого института, по мысли экс-канцлера, должна взять на себя Москва через пожертвования российских корпораций.

К предложению экс-канцлера неоднозначно отнеслись и в Берлине, и в Москве – германских экспертов смущает, что финансировать работу центра предлагается из средств российского бизнеса, а в Кремле опасаются, что все это может негативно повлиять на отношения Кремля с нынешним канцлером ФРГ Ангелой Меркель[73].

Стратегия формирования имиджа России на современном этапе:

Понятие «стратегия» можно опреде­лить как долговременную линию поведения, соединяющую науку и искусство в достижении перспективной цели. С этой точки зрения стратегия формирования международно­го имиджа России представляет собой не столько единую доктрину, сколько метод анализа складывающихся для страны ситуаций, оценку направлений их возможного раз­вития, сопоставление образа России, каким он видится из-за рубежа, с собственными интересами и выбор на этой основе наиболее подходящего момента и наиболее эффективных средств для реализации намеченной цели - позитивного имиджа страны.

Стратегия формирования позитивного имиджа России лежит в плоскости международной деятельности государст­ва и обладает всеми присущими ей атрибутами. Поэтому, зная их, можно выстроить в порядке иерархии последова­тельность действий государства как субъекта мировой ци­вилизации на имиджевом поле:

1. Стратегический анализ внутренней и международ­ной политики, особенностей сложившегося к данному моменту ближайшего международного окружения и роли третьих стран, их устремлений, интересов, целей и задач.

2. Формулирование своих задач и, следовательно, рос­сийских национальных интересов и приоритетов в различ­ных сферах жизни и зонах влияния.

3. Определение и идентификация конкурентов, союз­ников, партнеров и противников.

4. Определение и разработка в соответствии с нацио­нальными интересами имиджевых образов России и форм их конкретных воплощений.

5. Применение различных методов, средств и форм организации коммуникативного воздействия с целью им­ плантации заданного имиджа в сознание мировой общест­венности.

Стратегический анализ предполагает использование всей совокупности методов и процедур междисциплинарно­го характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала. Поэтому соот­ветствующие методы и методики называются иногда также «техниками исследования». В настоящее время известны тысячи таких методик - от самых простых (например, на­блюдение и социологические опросы) до достаточно слож­ных (формирование банка данных, построение многомер­ных шкал, составление простых (Check lists) показателей, построение типологий).

При этом можно вести речь о следующих перспектив­ных направлениях формирования позитивного образа нашей родины:

1.      Актуализация историко-географической основы имиджа России.

Должна быть осознана преемственность исторического, политического и геополитического дискурса страны вместе с системой ее национальных приоритетов.

2. Расширение концептуальной базы формирования образа современной России. Здесь необходимо прежде всего осмыс­лить, опираясь на различные исторические и философские исследования, роль и значение географического простран­ства и его образов применительно к политическому развитию России.

3. Увеличение содержательности образа современной Рос­сии.

Чтобы эффективно манипулировать им во внешней политике, требуется наполнить его реальным содержанием. Расширение НАТО на восток и противодействие России этому процессу показали исключительную важность данного аспекта внешней политики. Активное оперирование продуманными и содер­жательными образами — продуктивный способ реализации внешнеполитического имиджа страны.

Основные тенденции формирования имиджа России во многом определяются динамикой национального интереса, ожиданиями, традициями восприятия России (точнее, ее образа) международными союзниками, партне­рами, конкурентами и, конечно же, самим народом России.

Динамизм национального интереса, а следовательно, и имиджа России во многом формируется под воздействием общемировых цивилизационных тенденций, главными из которых являются:

- появление благоденствующих криминальных госу­дарств, анклавов, территорий;

- все большее влияние на политическую жизнь от­дельных государств, которое оказывают представители на­циональной и мировой криминальной среды, изменяющие в
своих интересах механизмы государственного политическо­го целеполагания;

- заметное ухудшение цивилизационного генофонда;

- почти необратимое изменение векторов ценностной ориентации населения от «развития» к «потребительству»;

- образование параллельной виртуальной экономики, т. е. экономики, базирующейся не на природных ресурсах и эффективном производстве, а на технологиях, дающих воз­можность получения прямой прибыли исключительно из самого процесса управления, не подкрепленного мировыми финансовыми потоками; экономического, технологического, экологического, демо­графического характера.

В чем же сегодня состоят приоритетные национальные интересы России?

- Во-первых, в обеспечении территориальной целост­ности и независимости, самостоятельности Российского государства.

- Во-вторых, в построении рыночной экономики, ос­нованной на товарном производстве, с перспективой широ­кого выхода отечественных товаров на мировой рынок.

- В-третьих, во всемерной демократизации общест­венной жизни и в утверждении подлинного народовластия.

- В-четвертых, в создании прочных условий для сво­бодного развития и проявления индивидуальности каждой личности, реализации ее духовного потенциала.

- В-пятых, в активизации интеграционных процессов со странами — членами СНГ.

- В-шестых, в упрочении на международной арене мира и безопасности, усилении миротворческой роли России.

Таким образом, можно утверждать, что национальный интерес выступает в роли движущей силы формирования имиджа страны. Такой вывод правомерен потому, что на­циональный интерес ориентирует политиков на достижение осознанных целей, а следовательно, в том или ином вопросе определяет форму позиционирования государства и версию (интерпретацию) событий в выгодном для государства све­те. Отсюда становится очевидным, что образ страны и ее национальные интересы могут пониматься и представляться по-разному.

 

Основными тенденциями в процессах создания имиджа страны являются следующие:

- бесконтрольность и неуправляемость основных то­варных, финансовых и миграционных потоков;

утрата гуманистической составляющей междуна­родной политики, что ведет к дальнейшему углублению ра­зобщенности интересов «богатых» и «бедных» миров и, как следствие, - к ужесточению проводимой государствами «политики национальных интересов любой ценой»;

- крушение суперэтносов;

- «размывание суверенности» государств как их ос­новного государство образующего признака и т. д.

Мировое сообщество не вполне осознает эти негатив­ные тенденции. Проводимая практически всеми государст­вами «политика национальных интересов любой ценой» доминирует во внешнеполитических и внешнеэкономиче­ских действиях. Такой подход резко снижает шансы на вы­живание в глобализирующемся мире.

Россия испокон веков являлась мостом, экономически, культурно и цивилизационно соединяющим Европу с Азией. Достаточно вспомнить о том, что Великое переселение на­родов, благодаря которому собственно и произошло круше­ние Римской империи, а на его обломках возникновение ос­нов европейской цивилизации, осуществлялось через тер­риторию современной России. В силу этого, а также многофакторности и многосвязности имиджа страны, удов­летворяющего потребностям национальных интересов Рос­сии на Западе и Востоке, целесообразно провести декомпо­зицию основных тенденций в процессах создания имиджа страны в координатах Россия-Запад и Россия-Восток. В этих координатах пространственно-временные, геополити­ческие и цивилизационно-культурные характеристики из­меняющегося образа России различны настолько, насколько отличаются национальные интересы России на Востоке и Западе. Вместе с тем образ России в глазах самих россиян определяется не столько национальными интересами, сколько их соответствием национальной идее и насущным потребностям россиян.

К сожалению, в настоящее время с нами только «обо­значают» политические отношения, «соблюдают прили­чия», а поступают так, как считают нужным с «догоняющей страной». Наше вхождение в «восьмерку» ведущих стран мира и другие статусные уступки, которые делают нам сильные мира сего, зиждутся на нашем пока еще колоссаль­ном ядерном потенциале. Но тенденция такова, что наш ядерный потенциал будет естественно убывать, а их -планово совершенствоваться. Это значит, что при сущест­вующих темпах нашего экономического падения через 20-30 лет мы уже не будем представлять ни для кого ника­кой опасности и даже предмета страха.

Конспективное изложение тенденций создания пози­тивного образа России во всех сферах состоит в:

Ø выяснении причин негативного восприятия России,

Ø выявлении и усилении тенденций (событий, фак­тов, образов, ожиданий), способствующих нейтрализации негативного образа и приводящих к позитивному воспри­ятию образа России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: