Можно сказать, что Запад закупоривает свои информационные каналы для российских радиокомпаний, и одновременно «Свобода», «Голос Америки», Би-би-си, «Немецкая волна» вещают не только в прямом эфире, но и через российские радиостанции, в том числе государственную «Радио России». Директор-распорядитель Всемирной службы Би-би-си Марк Байфорд утверждает, что «в Москве находится большое количество наших ретрансляторов, т.е. тех, кто вставляет наши программы в свои сетки вещания»[63].
На пресс-конференции в Кремле с участием 500 журналистов, включая 200 иностранных, Президент В.В. Путин, отвечая на вопрос одного из них, назвавшего «зловещей» Доктрину информационной безопасности, заметил, что «мы уже совсем открыты, полностью, а вот нам иногда создают некоторые препятствия». Президент привел пример: «Радио Свобода» у нас действует как национальное СМИ, а вот когда Минпечати обратилось к США с просьбой предоставить такую же возможность на таких же условиях «Радио России» или радиостанции «Маяк», нам отказали»[64].
|
|
У нашей страны есть огромный опыт радиовещания за рубеж. Государственная радиовещательная компания «Голос России» ведет передачи на зарубежные страны с 1929 г. Вещает на русском и более 30 иностранных языках. Работает во Всемирной компьютерной сети, ведет вещание в режиме Real Audio на русском, английском, немецком, испанском, французском, японском языках. Аудитория «Голоса России» в 160 странах достигает 100 млн. человек. Занимает третью позицию (после Би-би-си и «Голоса Америки») в рейтинге крупнейших международных радиовещателей мира[65].
Прорывом в данном направлении можно назвать начало работы 10 декабря вещания 24-часовой англоязычного канала Russia Today. Через спутник сигнал передается на Европу, США и ряд регионов Азии.
Большая часть эфирного времени канала отдана под выпуски новостей - получасовой выпуск каждый час. Кроме того, каждые 15 минут на экран будут выводиться заголовки главных событий дня. В промежутках между новостями будут транслироваться документальные фильмы, тематические новости о России, программа "Россия в деталях" и другие.
"Естественно, мы будем освещать международные события тоже, но мы будем освещать их, в том числе, под тем углом, как они отражаются на России и какие существуют точки зрения на эти события в России, какие мнения, какую реакцию это вызывает в нашей стране, - говорит Симоньян. - Мы будем очень много показывать просто России, какие-то интересные места, интересных людей, явления, тенденции"[66].
"Это будет взгляд на мир из России. Мы не хотим менять профессиональный формат, отлаженный такими телеканалами, как BBC, CNN, Euronews. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна", - заявила Симоньян, отметив, что зарубежные СМИ не всегда адекватно отражают происходящие в России события. По ее словам, канал будет стараться показать Россию такой, какой иностранцы видят ее, когда приезжают в страну[67].
|
|
3. Пропаганда
Многие исследователи отмечают, что при конструировании имиджа следует учитывать «определенную инертность и консервативность массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа»[68]. Кроме того, на невнимательную аудиторию, какой, безусловно, является массовое сознание, сильнее действуют не рациональные аргументы, а эмоциональные аспекты. Использование эмоциональных, опора на иррациональное начало в психике человека во многом сближает понятия управления политическим имиджем и пропаганды, техники и приемы из арсенала которой успешно применяются современными имиджмейкерами.
Использование политической пропаганды достигло особого размаха во время I и II мировых войн, и особенно в период «холодной войны», когда умение управлять общественным мнением стало настоящим искусством. Однако и после падения «железного занавеса» пропаганда остается мощнейшим оружием в руках политиков. По мнению О. Березкиной, «современная политическая пропаганда, представляющая собой некое рационально сконструированное идеологическое построение, объединяющая самые действенные их пропагандистских и рекламных методов, стало довольно серьезным средством манипуляции общественным сознанием»[69]. Специалисты в области пропаганды неоднократно принимали попытки классифицировать все многообразие приемов и техник, используемых политиками. Согласно одной из наиболее распространенных классификаций, разработанной Институтом Анализа Пропаганды США, выделяются семь основных приемов:
Ø приклеивание ярлыков (name-calling).
Данный прием связывает страну с каким-либо негативным смыслом. В результате этого, у аудитории складывается негативное отношение к данной стране не на основе рациональных выводов, а из-за негативного отношения к используемому символу. Примером может служить такой ярлык, как страна третьего мира.
Ø сверкающие неопределенности (glittering generality).
Представляет собой прием, обратный описанному мной выше, так как заключается в использовании слов с положительной коннотацией. Он строится на использовании представлений аудитории о чем-то, что имеет для нее безусловный авторитет или престижность, и перенос этого отношения на что-то иное. Данный прием опирается на использование широко известных символов для того, чтобы вызвать необходимые эмоции.
Ø перенос (transfer).
Этот прием строится на использовании представлений аудитории о чем-то, что имеет для нее безусловный авторитет или престижность, и перенос этого отношения на что-то иное. Данный прием опирается на использование широко известных символов для того, чтобы вызвать необходимые эмоции.
Ø свидетельство (testimonial).
Переносе авторитета к человеку или организации, озвучивающей определенную точку зрения.
Ø подтасовка карт (card stacking).
Ø фургон с оркестром (band wagon).
В основе этого приема лежит апелляция к «стадному» чувству, когда аудиторию призывают делать что-то, так как все это делают.
4. Лидеры мнений
В соответствии с определением Г.В. Пушкаревой, «лидеры мнений – это люди, чьи суждения, оценки, утверждения воспринимаются аудиторией как значимые, заслуживающие доверия»[70]. Как правило, каждый лидер мнения имеет определенную аудиторию, т.е. определенный круг слушателей, который всегда готов согласится с ним.
|
|
Можно выделить следующие типы лидеров мнений, которые могут повлиять на имидж страны:
Ø Экспертов (люди, которые воспринимаются как специалисты в данной области; к их мнению относятся как к компетентному).
Ø Людей престижа (звезды кино и эстрады, известные писатели, актеры, спортсмены и пр., люди, любимые аудиторией).
5. Интернет
Одним из основных средств распространения информации, в том числе политической, в настоящее время является Интернет. Интернет- это средство массовой коммуникации, которое отличается от остальных СМИ преимущественно способом распространения и предоставления информации. К числу других отличий относятся бóльшая точность измерения эффективности ПР-кампании, бóльшая скорость в получении характеристик по ходу проведения кампании и лучшая возможность оперативного реагирования в соответствии с получаемыми в ходе акции показателями эффективности.
Возможности интерактивного взаимодействия были по достоинству оценены пользователями Интернета, число которых с каждым днем неуклонно растет. Общение в Интернете приобрело совершенно иные свойства, чем в реальной жизни, оно может происходить между географически удаленными субъектами, что особенно актуальнов связи с темой моего исследования.
Сегодня для России стоит задача расширения присутствия в сети Интернет порталов и сайтов, касающихся основных политических, экономических, культурных и пр. аспектов ее жизни. Так, например, сайт радиостанции «Голос России» признан одним из лучших в сети Интернет. Редакторы крупнейшей Интернет-энциклопедии «Британика», проводившие в сети отбор наиболее интересных страниц, оценили оперативность и точность информации, размещенной на сайте, авторитет авторов, дизайн, простоту в общении. По всем критериям сайт «Голоса России» признан самым удачным, он дает наиболее полное представление о жизни России[71]. Радивещание и возможности сайта предлагают на выбор 32 наиболее распространенных языков в мире[72]. (см. Приложение 2)
Кроме этого, я считаю необходимым развитие концепции «электронного правительства», которая не только повысит эффективность внутренней работы государства, но и повысит престиж России в глазах мировой общественности и поднимет степень информированности зарубежной аудитории о процессах, происходящих в нашем государстве, именно в том ракурсе, который нам выгоден.
|
|
Уточню, что Электронное правительство - это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах "электронное правительство" только создается, а в некоторых странах оно давно и успешно функционирует. Однако сегодня "электронное правительство", за редким исключением, пока еще не стало реальностью.
В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) - правительство правительству; G2B (government to business)- правительство бизнесу; G2C (government to citizens) – правительство гражданам.Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти. По поручению Президента Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет.
Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям возможные сервисы сугубо информационного характера, работающие с пользователем во внешнем информационном контуре. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются он-лайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создан справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск. Проект "электронного правительства" с 2002 года определен как приоритетный в Федеральной целевой программе "Электронная Россия на 2002-2010 годы".
6. Выставки, конференции, форумы
Участие в международных выставках и конференциях в разных отраслях (экономика и финансы, военно-промышленный комплекс, искусство и др.) является важным фактором продвижения имиджа России на мировой арене. Кроме этого,
необходимо не только участвовать в международных выставках, но организовывать тематические выставки за рубежом. Так, например, 19-20 апреля в Лондоне прошел Российский экономический форум, призванный поддержать положительный имидж российского делового сообщества и проводимые правительством реформы.
7. Создание лоббистских центров
Бывший канцлер Германии, а ныне председатель наблюдательного совета Северо-Европейского газопровода (СЕГ) Герхард Шредер предложил российским властям создать лоббистскую структуру по продвижению интересов России на Западе.
Предложение создать лоббистский центр в Германии впервые прозвучало на неформальных переговорах с помощником российского президента Виктором Ивановым, когда тот в середине февраля приезжал в Берлин по приглашению Германского комитета по внешней политике. По замыслу экс-канцлера одним из центральных направлений деятельности новой структуры должно стать формирование позитивного имиджа России в немецких СМИ и сопровождение совместных российско-немецких проектов, в том числе и балтийского газопровода.
Руководителем нового центра Шредер предложил назначить своего старого друга Фолькера Рюэ, в 90-е годы возглавлявшего министерство обороны Германии в правительстве Гельмута Коля. Основную часть финансирования этого института, по мысли экс-канцлера, должна взять на себя Москва через пожертвования российских корпораций.
К предложению экс-канцлера неоднозначно отнеслись и в Берлине, и в Москве – германских экспертов смущает, что финансировать работу центра предлагается из средств российского бизнеса, а в Кремле опасаются, что все это может негативно повлиять на отношения Кремля с нынешним канцлером ФРГ Ангелой Меркель[73].
Стратегия формирования имиджа России на современном этапе:
Понятие «стратегия» можно определить как долговременную линию поведения, соединяющую науку и искусство в достижении перспективной цели. С этой точки зрения стратегия формирования международного имиджа России представляет собой не столько единую доктрину, сколько метод анализа складывающихся для страны ситуаций, оценку направлений их возможного развития, сопоставление образа России, каким он видится из-за рубежа, с собственными интересами и выбор на этой основе наиболее подходящего момента и наиболее эффективных средств для реализации намеченной цели - позитивного имиджа страны.
Стратегия формирования позитивного имиджа России лежит в плоскости международной деятельности государства и обладает всеми присущими ей атрибутами. Поэтому, зная их, можно выстроить в порядке иерархии последовательность действий государства как субъекта мировой цивилизации на имиджевом поле:
1. Стратегический анализ внутренней и международной политики, особенностей сложившегося к данному моменту ближайшего международного окружения и роли третьих стран, их устремлений, интересов, целей и задач.
2. Формулирование своих задач и, следовательно, российских национальных интересов и приоритетов в различных сферах жизни и зонах влияния.
3. Определение и идентификация конкурентов, союзников, партнеров и противников.
4. Определение и разработка в соответствии с национальными интересами имиджевых образов России и форм их конкретных воплощений.
5. Применение различных методов, средств и форм организации коммуникативного воздействия с целью им плантации заданного имиджа в сознание мировой общественности.
Стратегический анализ предполагает использование всей совокупности методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала. Поэтому соответствующие методы и методики называются иногда также «техниками исследования». В настоящее время известны тысячи таких методик - от самых простых (например, наблюдение и социологические опросы) до достаточно сложных (формирование банка данных, построение многомерных шкал, составление простых (Check lists) показателей, построение типологий).
При этом можно вести речь о следующих перспективных направлениях формирования позитивного образа нашей родины:
1. Актуализация историко-географической основы имиджа России.
Должна быть осознана преемственность исторического, политического и геополитического дискурса страны вместе с системой ее национальных приоритетов.
2. Расширение концептуальной базы формирования образа современной России. Здесь необходимо прежде всего осмыслить, опираясь на различные исторические и философские исследования, роль и значение географического пространства и его образов применительно к политическому развитию России.
3. Увеличение содержательности образа современной России.
Чтобы эффективно манипулировать им во внешней политике, требуется наполнить его реальным содержанием. Расширение НАТО на восток и противодействие России этому процессу показали исключительную важность данного аспекта внешней политики. Активное оперирование продуманными и содержательными образами — продуктивный способ реализации внешнеполитического имиджа страны.
Основные тенденции формирования имиджа России во многом определяются динамикой национального интереса, ожиданиями, традициями восприятия России (точнее, ее образа) международными союзниками, партнерами, конкурентами и, конечно же, самим народом России.
Динамизм национального интереса, а следовательно, и имиджа России во многом формируется под воздействием общемировых цивилизационных тенденций, главными из которых являются:
- появление благоденствующих криминальных государств, анклавов, территорий;
- все большее влияние на политическую жизнь отдельных государств, которое оказывают представители национальной и мировой криминальной среды, изменяющие в
своих интересах механизмы государственного политического целеполагания;
- заметное ухудшение цивилизационного генофонда;
- почти необратимое изменение векторов ценностной ориентации населения от «развития» к «потребительству»;
- образование параллельной виртуальной экономики, т. е. экономики, базирующейся не на природных ресурсах и эффективном производстве, а на технологиях, дающих возможность получения прямой прибыли исключительно из самого процесса управления, не подкрепленного мировыми финансовыми потоками; экономического, технологического, экологического, демографического характера.
В чем же сегодня состоят приоритетные национальные интересы России?
- Во-первых, в обеспечении территориальной целостности и независимости, самостоятельности Российского государства.
- Во-вторых, в построении рыночной экономики, основанной на товарном производстве, с перспективой широкого выхода отечественных товаров на мировой рынок.
- В-третьих, во всемерной демократизации общественной жизни и в утверждении подлинного народовластия.
- В-четвертых, в создании прочных условий для свободного развития и проявления индивидуальности каждой личности, реализации ее духовного потенциала.
- В-пятых, в активизации интеграционных процессов со странами — членами СНГ.
- В-шестых, в упрочении на международной арене мира и безопасности, усилении миротворческой роли России.
Таким образом, можно утверждать, что национальный интерес выступает в роли движущей силы формирования имиджа страны. Такой вывод правомерен потому, что национальный интерес ориентирует политиков на достижение осознанных целей, а следовательно, в том или ином вопросе определяет форму позиционирования государства и версию (интерпретацию) событий в выгодном для государства свете. Отсюда становится очевидным, что образ страны и ее национальные интересы могут пониматься и представляться по-разному.
Основными тенденциями в процессах создания имиджа страны являются следующие:
- бесконтрольность и неуправляемость основных товарных, финансовых и миграционных потоков;
утрата гуманистической составляющей международной политики, что ведет к дальнейшему углублению разобщенности интересов «богатых» и «бедных» миров и, как следствие, - к ужесточению проводимой государствами «политики национальных интересов любой ценой»;
- крушение суперэтносов;
- «размывание суверенности» государств как их основного государство образующего признака и т. д.
Мировое сообщество не вполне осознает эти негативные тенденции. Проводимая практически всеми государствами «политика национальных интересов любой ценой» доминирует во внешнеполитических и внешнеэкономических действиях. Такой подход резко снижает шансы на выживание в глобализирующемся мире.
Россия испокон веков являлась мостом, экономически, культурно и цивилизационно соединяющим Европу с Азией. Достаточно вспомнить о том, что Великое переселение народов, благодаря которому собственно и произошло крушение Римской империи, а на его обломках возникновение основ европейской цивилизации, осуществлялось через территорию современной России. В силу этого, а также многофакторности и многосвязности имиджа страны, удовлетворяющего потребностям национальных интересов России на Западе и Востоке, целесообразно провести декомпозицию основных тенденций в процессах создания имиджа страны в координатах Россия-Запад и Россия-Восток. В этих координатах пространственно-временные, геополитические и цивилизационно-культурные характеристики изменяющегося образа России различны настолько, насколько отличаются национальные интересы России на Востоке и Западе. Вместе с тем образ России в глазах самих россиян определяется не столько национальными интересами, сколько их соответствием национальной идее и насущным потребностям россиян.
К сожалению, в настоящее время с нами только «обозначают» политические отношения, «соблюдают приличия», а поступают так, как считают нужным с «догоняющей страной». Наше вхождение в «восьмерку» ведущих стран мира и другие статусные уступки, которые делают нам сильные мира сего, зиждутся на нашем пока еще колоссальном ядерном потенциале. Но тенденция такова, что наш ядерный потенциал будет естественно убывать, а их -планово совершенствоваться. Это значит, что при существующих темпах нашего экономического падения через 20-30 лет мы уже не будем представлять ни для кого никакой опасности и даже предмета страха.
Конспективное изложение тенденций создания позитивного образа России во всех сферах состоит в:
Ø выяснении причин негативного восприятия России,
Ø выявлении и усилении тенденций (событий, фактов, образов, ожиданий), способствующих нейтрализации негативного образа и приводящих к позитивному восприятию образа России.