В Западноевропейских СМИ

 

Н основе анализа западноевропейских СМИ, можно выделить следующие события, которые становились центральными темами и влияли на имидж РФ:

 

Положительное влияние Негативное влияние
Газовый конфликт с Украиной Арест М. Ходорковского
Допуск иностранного капитала к Газпрому Дело «ЮКОСа»
Мероприятия по празднованию 60-летия победы во Второй Мировой войне Активизация фашистских и неофашистских объединений
Организация общественной палаты Чеченский конфликт
Личный имидж Путина (его выступления на международном уровне)  

 

 

 

Наибольший интерес для моего исследования представляют результаты работы Совет по внешней и оборонной политике, представленные в докладе С.Л. Карагонава, Е.М. Кожокина, И.Е. Малашенко и А.В. Федорова «Имидж России и российского бизнеса взападных средствах массовой информации»[118]. На основе анализа статей ведущих западных СМИ о России. исследователи делают вывод о следующих основных элементах имиджа России:

Ø Российская демократия не отвечает западным стандартам;

Ø Россия все еще далека от западного идеала прозрачной экономики без
монополий, с устойчивым законодательством, привлекательной налоговой
системой и развитой инфраструктурой;

Ø Россия начала противостоять Западу, но не отказалась от его помощи;

Ø Интеграционные тенденции в России являются свидетельством ее
«имперских амбиций амбиции»;

Ø Россия — коррумпированная страна.

 

 

В большинстве западноевропейских статей Россия представлена как государство, которое уже утратило статус сверхдержавы, но которое при этом проводит весьма агрессивную политику и демонстрирует свои «имперские» амбиции. Так, например, французская газета «Le Figaro» (см. Приложение 3) подчеркивает, «Россия последние месяцы ведет кампанию по минимизации последствий расширения ЕС, которое, как там считают, наносит ущерб ее интересам».

 

Особое значение в СМИ предается Чеченскому конфликту. Тема Чечни исключительно болезненна для России и рос­сиян. Это прекрасно знают на Западе и умело педалируют ее, к сожалению, часто в совершенно неблаговидных, чтобы не сказать еще точнее — в откровенно циничных целях.

Инструментирование ведется комплексным методом: на фоне Чечни и трагедии чеченского народа выстраивается образ слабой, жестокой, беспринципной и коварной власти, использующей каждое обострение обстановки для очередного наступления на демократические институты, свободы и цен­ности. Опасна не правда, как таковая, а манипулирование ее вариациями, узурпация права на истинность в последней инстанции — то есть «правдоподобие», ставящее под сомнение саму возможность разрешить конфликт нашими собственными силами и средствами. Иначе говоря, под сомнение ставятся институциональная состоятельность и суверенитет Российской Федерации. Это — главное, что обязательно нужно иметь в виду, исследуя западное видение проблемы.

Так, например в английской статье «The Times» (см. Приложение 4) проводится тезис о том, что Россия не имеет права на суверенитет в полном объеме, что ЕС и США лучше знают, как и за счет чего нужно решать ее внутренние проблемы. По сути, европейскому обывателю дается понять, что Чечня – «не совсем» Россия, что это чуть ли не два «чужеродных» образования, в связи с чем международное сообщество вправе выступать объективным арбитром, единственно способным справедливо урегулировать ситуацию. Тем самым вопрос из разряда сугубо российского подчинения переводится на уровень геополитического.  

Кроме этого, в швейцарской газете «Neue Zuercher Zeitung» (см. Приложение 5) подчеркивается наличие определенной выгоды для российской власти в Чеченском конфликте: «Путин лелеет надежду, что Запад все еще нуждается в нем, не в последнюю очередь – для борьбы с терроризмом. Его кредо- подавление чеченцев необходимо для защиты от международного терроризма – прозрачно и служит его собственной выгоде».

В свою очередь голландская газета «Haagsche Courant» подчеркивает, что весь чеченский народ встал на борьбу за свою независимость, а радикальное толкование Корана – всего лишь «признак отчаяния» и форма протеста против «зверств»российских «уголовников - контрактников». При этом совершенно забыты уже и убийства английских и иных журналистов, массовое рабство и уголовный беспредел. (см. Приложение 6)

 

СНГ, пожалуй, одна из наиболее болезненных тем, муссирование которой не прекращается в западных СМИ. Это сообщество постсоветских республик рассматривается с точки зрения планомерного снижения геополитического «веса» России на некогда «подконтрольных» ей территориях. Всеми доступными средствами обосновывается тезис: СССР не должен возродиться. Собственно, никто такую задачу и не ставит. Однако западные СМИ постоянно подчеркивают, что нельзя позволить России стать лидером нового объединения государств.

Стратегия раскола постоянно изменяет свою «направлен­ность». Еще два года назад говорилось, что Россия — наи­более демократична по сравнению с остальными странами СНГ и в силу этого отрыва не может с ними коопериро­ваться без угрозы для дальнейшего собственного развития. Сегодня наоборот подчеркивается, что на постсоветском простран­стве объявились новые демократические «маяки», а Россия, наоборот, регрессирует, и теперь уже поэтому структура СНГ неэффективна и опасна для участников содружества, которым, разумеется, никак не справиться с российским колоссом... Отчетливо просматривается доминантная геопо­литическая задача: политическая и государственная изоля­ция России. В ее рамках и осуществляется односторонняя, однобокая интерпретация развивающихся в конфигурации СНГ процессов. Так, в австрийской газете «Die Presse» говорится, что «под лозунгом «Доминирование на постсоветском пространстве» постоянно ведутся политические дебаты. Претензии на лидерство необходимо подкреплять эффективной политикой – требует президент Владимир Путин». (см. Приложение 6)

 

Решающий аспект развития общества и государства — эконо­мический. Ему, естественно, западные СМИ уделяют повышен­ное внимание. Задачи неизменны: принизить научно-производ­ственный и интеллектуальный потенциал России, не допустить возрождения в ней наукоемких отраслей, развитие перспек­тивных информационных технологий, «застолбить» за страной образ «сырьевого придатка цивилизованного мира».

Отмечается комплексность деструктивного подхода: напри­мер, противопоставление «Путин — ЮКОС» активно имиджируется как экономический негативный. Никого не интересует, что ЮКОС не доплачивал налоги, что «Лукойл» за тот же период пополнил государственную казну намного существеннее, — все сводится к личным взаимоотно­шениям между Путиным и Ходорковским. В таком контексте в сознание международных бизнес-элит внедряется доминиру­ющий постулат: никакого экономического будущего в России у капитала нет. Так, швейцарская газета «Le temps» представляет картину правового беспорядка вокруг ЮКОСа, которая ненавязчиво ассоциируется с образом российского президента, якобы «инициировавшего» арест олигарха (см. Приложение 7).

Тем не менее, по мнению, ведущий исследователь французского Фонда стратегических исследований (Fondation pour la Recherche Strategique) Изабель Факон (Isabelle Facon) предстоящий Саммит "Большой восьмерки" в 2006 году в Санкт-Петербурге призван подтвердить тот факт, что Россия вновь заняла место среди великих держав. По ее мнению, Москва может использовать свое предстоящее председательство в "восьмерке", чтобы "попытаться улучшить свою международную репутацию и несколько смягчить то беспокойство, которое возникло в последние два года из-за некоторых внутренних событий, а также из-за более закрытой позиции Москвы по ряду вопросов международной жизни, в том числе на постсоветском пространстве". Что касается Франции, то она, по словам Факон, относится к числу тех стран "восьмерки", которые "в наибольшей степени поддерживают продолжение международной интеграции России и ее связи с евроатлантическими структурами"[119].

 




Заключение

Политический имидж государства, представляя собой имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании в результате сочетания целенаправленных и преднамеренных действий, играет важную роль в политическом процессе, оказывая влияние, как на внешнюю, так и на внутреннюю политику страны. Формирование и продвижение позитивного имиджа государства на международной арене является необходимым условием достижения внешнеполитических целей, соответствующих национальным интересам страны.

 

Основываясь на результатах моего исследования, можно утверждать, что проблема имиджа для современной России является особенно актуальной. В настоящее время назрела необходимость сделать первые шаги в направлении эффективного использования позитивных предпосылок для того, чтобы образ России воплотил в себе те составляющие, которые определят ей достойное место и роль в современном глобальном пространстве среди более динамично и прогрессивно развивающихся стран мира.

 

В последние год-два это начали осознавать и представители отечественных государственных структур. Так, по мнению Троянского, «изменить имидж страны за короткий срок еще никому не удавалось. Нужны системные долгосрочные усилия и не только усилия. По оценкам ряда экспертов, для нормальной кампании, применю такой термин, "отмывания" образа России за рубежом может уйти от 3 до 20 лет и ежегодно потребуется от 1 до 1,5 миллиарда долларов»[120].

В XX веке управление информационными потоками превратилось в решающий фактор мирового доминирования. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

 

 

Наиболее амбициозные планы вынашивает Пентагон. В его структуре создано спецподразделение – Отдел стратегического влияния, задача которого – обеспечение «позитивного восприятия» во всем мире внешней политики, военных планов и действий США, включая распространение дезинформации. С этой целью используются, в частности, возможности PR-агентства «Рэндон груп», которое по заказу ЦРУ в ходе операции «Буря в пустыне» состряпало фальшивку об убийствах младенцев в родильных домах иракскими солдатами, вторгшимися в Кувейт[121].

Правила игры должны быть одинаковы для всех. У России ничуть не меньше оснований и прав заботиться о своем реноме, своей репутации, чем у любого другого государства, включая США.

 

При продвижении положительного имиджа государст­ва в сознание россиян и за рубежом необходимо использовать нацио­нальные образы-символы, которые отражают собой некую значимую модель мира (в смысле окружающей реальности), включающую важные исторические и культурные знаки на­ционального триумфа

 

Признавая и роль целенаправленных действий по созданию определенного имиджа России на уровне правительства, и роль экономического и психологического факторов, я, тем не менее, считаю наиболее правомерным рассмотрение процесса формирования имиджа страны как результата воздействия совокупности целого ряда самых разнообразных факторов, среди которых можно выделить следующие:

Ø Ситуацию в самой России;

Ø Заимствование информации и уже сформированных образов из российских средств массовой информации;

Ø Превентивные действия против российского бизнеса, воспринимаемого в качестве потенциального конкурента, не соблюдающего негласные правила игры;

Ø Желание обеспечить контроль над потоками инвестиций и технологий и предотвратить восстановление российской экономики до того уровня, когда она сможет составить конкуренцию западным странам;

Ø Обеспокоенность, что преступность и коррупция в России могут достигнуть такого уровня, что Россия будет предоставлять угрозу для безопасности западных стран;

Ø Опасение возможности распространения оружия массового уничтожения в страны с радикальными режимами;

Ø Отсутствие продуманной информационной политики в России;

Ø Целенаправленные действия иностранных и российских спецслужб, направленные против определенных бизнес структур;

Ø Использование российских и иностранных СМИ российскими политическими и бизнес группами в качестве инструмента в борьбе друг против друга.

 

 

Согласно результатам проведенных мной исследований в настоящее время получил широкое распространение следующие стереотипы о России, сложившиеся за последние десятилетия:

Ø Существует угроза дезинтеграции России;

Ø В России сформировалось преступное и коррумпированное государство;

Ø Россия не способна проводить реформы без помощи и руководства со стороны Запада.

Согласно результатам многих исследований, помимо вышеперечисленных стереотипов существует стереотип о сущностной связи внешней политики современной России, Советского Союза и российской империи: Россия воспринимается как страна, склонная к проведению имперской политики.

Любая информация о России автоматически соотносится с данными представлениями: если она укладывается в эти рамки, реципиент считает ее достоверной; в случае же несоответствия получаемой информации западным установкам, она может пройти незамеченной.

 

 

При таких условиях для создания положительного образа нашего государства в глазах мировой общественности я решила выделить следующие технологии продвижения имиджа РФ на мировой арене:

1. Организация важного для всего общества или значимой его части событий и привязка к «круглой» дате.

2. Работа со Средствами Массовой Информации

            Работа со СМИ предполагает, на мой взгляд, два основных направления:

Ø Работа с зарубежными СМИ

Важной составляющей успешной работы с зарубежными СМИ является создание информационного повода.

Ø Работа отечественных СМИ с зарубежной аудиторией.

И здесь поистине прорывом в данном направлении, я считаю, начало работы 10 декабря вещания 24-часовой англоязычного канала Russia Today. Через спутник сигнал передается на Европу, США и ряд регионов Азии.

3. Пропаганда

4. Лидеры мнений

5. Интернет

6. Выставки, конференции, форумы

7. Создание лоббистских центров

 

 

При этом можно вести речь о следующих перспектив­ных направлениях формирования позитивного образа нашей родины:

1.      Актуализация историко-географической основы имиджа России.

Должна быть осознана преемственность исторического, политического и геополитического дискурса страны вместе с системой ее национальных приоритетов.

4. Расширение концептуальной базы формирования образа современной России. Здесь необходимо прежде всего осмыс­лить, опираясь на различные исторические и философские исследования, роль и значение географического простран­ства и его образов применительно к политическому развитию России.

5. Увеличение содержательности образа современной Рос­сии.

Чтобы эффективно манипулировать им во внешней политике, требуется наполнить его реальным содержанием. Расширение НАТО на восток и противодействие России этому процессу показали исключительную важность данного аспекта внешней политики. Активное оперирование продуманными и содер­жательными образами — продуктивный способ реализации внешнеполитического имиджа страны.

 

 

На мой взгляд, основные черты внешнеполитического имиджа России могут быть сформулированы следующим образом:

Ø Россия – гарант безопасности и устойчивого развития государств СНГ;

Ø Россия – центр евразийского пространства, мост между цивилизациями, расами, культурами, континентами.

Ø Россия – форпост на пути проникновения терроризма и наркобизнеса в Европу;

Ø Интеграция в Европу – исторический выбор России.

 

 

Таким образом, сегодня Россия должна четко и эффективно выстроить свой образ в мировой политике, опираясь на следующие приоритеты и ресурсы: географические, демографические, экономические, военные, политические, социальные, идеологические и культурные, научные, научно-технические и образовательные ресурсы. Только при такой тактике Россия сможет эффективно выстроить свой имидж и научится им управлять.

Основным лозунгом, под которым, на мой взгляд, должна проходить сегодняшняя имиджевая кампания для РФ: Российская Федерация способна выполнять роль одной из великих держав как в мировом, так и региональном (евразийском) масштабах, в создании и функционировании механизмов глобального управления.

 

 

 

Список литературы

1. Адорно Т., Коммуникация как средство информационно-психологического воздействия: Пер. с нем. М., 1993

2. Антонов В.И., Ямцилова З.С. Проблема стереотипов как один из барьеров в контексте коммуникации культур//Россия и Запад: Диалог культур. Вып.7. М., 1999

3. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 и начала 20 века. Спб., 1992

4. Березкина О.П., Политический имидж в современной политической культуре. Дис. Докт. полит. наук. Спб., 1999

5. Бжезинский З., Великая шахматная доска. М., 2005

6. Бжезинский З., Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004

7. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшенз. М., 1994

8. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995, с. 137

9. Бурстин Д., Имидж

10. Вайткунене Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды // Коммунист, Вильнюс 1984 г.

11. Васильева Т.Е., Стереотипы в общественном сознании (Социально- философские аспекты). М., 1989

12. Владимиров А.И., О национальной государственной идее России/ вестник Московского университета. 2000, №2

13. Внешняя политика России на современном этапе. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванова на Первом Конвенте Российской ассоциации исследований 20 апреля 2001 гада// Вестник РАМИ. 2001, №2

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 2003

15.  Галумов Э.А. Международный имидж России. М., 2003

16. Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. М., 1998

17. Доценко Е.Л. «Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита», Москва, 1996

18.  Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Политическая реклама. М., 1999

19. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974

20. А.Н.Жмыриков «Как победить на выборах»,Обнинск, 1995.

21. Замятин Д.Н. Геополитика образа и структурирование метапространства//Полис. 2003, №1

22. Ильич М.В. Проблемы формирования «острова России» и контуры его внутренней геополитики//Вестник Моск. Ун-та. Сер.12. Политические науки. 1995. №1

23. Казанцева Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. Новосибирск, 2002

24. Каширина Т.В. Российско-американские отношения в 1992-1996 годах. Дис. канд, ист. наук. М., 1999Качине Э. Имидж России: кто создал проблему. www.carnegie.org/ru/print/70855-print.htm

25. Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации //Полис. 2003. № 3

26. Ключевский В.О., Собр. соч., 9 т. М.

27. Колосов В.А., Бородулина Н.А., Вендина О.И., Галкина Т.А., Заяц Д.В., Юр Е.С., Геополитическая картина мира в средствах массовой информации// Полис. 2003. №3

28. Кольев А.Н. Политическая мифология: Реализация соц. опыта. М., 2003Концепция внешней политики Российской Федерации// Дипломатический вестник. 2000. №8

29. Концепция внешней политики Российской Федерации// Российская газета. – 11.02.2000

30.   Кременюк В.А. Взгляд вперед: задачи внешней политики администрации Буша // США. Канада: экономика, политика, культура. 2001 №12.

31. Лайдинен Н. Образ России в зеркале российского общественного мнения // Социологические исследования. 2001. №4

32. Манякина Е.И., Политический лидер: Процесс формирования имиджа. М., 1994

33. Левада Ю. A. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6

34. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. М., 2002

35. Политическая психология

36. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.-К., 2000

37. Почепцов Г.  Г. Имиджеология. Ваклер, 2001

38. РОМИР: социологический опрос, 2002Почепцов. Имиджеология.Ваклер.2002

39. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002

40. Роджерс Э., Агарвала Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. М., 1980

41. Сергеев Е.Ю. Образ России и русских в ощественном мнении США// Россия и внешний мир: Диалог культур: Сб. ст. / Редкол.: Ю.С. Борисов и др., М., 1997

42. Федотов А, П. Глобалистика: Начала науки о современном мире

43. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России. Дис. Канд. Полит. наук. М., 1997

44. Шведковский В.А. Информационно-поисковый подход к нахождению опорных элементов информационно-культурного кода России. 1997

45. Элери Сэмпсон «Имидж: гид для эффективной самопрезентации», Лондон, 1998

46. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Под ред. А. В. Ко­лосова. М.: РАГС, 2000

47. Юнг К. Об архетипах бессознательного. // Вопросы философии. 1988, №1.

48. Black S. The essentials of public relations. – London, 1993

49. Blaney D. Equal Sovereignty and African statehood: Tragic elements in the African agenda in world affaires//Cottam M., Chih –yu Shih (eds.) Contending Dramas: A Cognitive Approach to international organisation. N.Y. 1992

50. Cottam M.L., Cottam R.W. Nationalism and Politics: the Political Behavior of Nation States. Boulder, L. 2001

51. Larson Ch.U. Persuasion: reception and responsibility. Beltont. 1995

52. Levinson Harry. How to Undermine an Organization//PR Journal.1996

53. Murgenthau H, Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, 4 edition, New York; Knopf 1967.

54. Mercer L. Reputation and international politics. N.V. 1996

55. Рекламный мир.-1995-№17

56. Российская газета.. 28.10.2002, 19.07.2001

57. Независимая газета, 10.03.2000 г.

58. Известия, 23.02.2000 г.

59. New York Times. 29.06.2002, 19.07.2000, 13.09.2002, 01.09.2002, 02.08.2002, 24.03.2002, 16.07.2001,11.03.2000,  17.03.2002, 03.11.2003

60. Washington Times. 04.10.2000, 25.07.2000, 14.01.2000, 04.06.2001,08.02.2004, 01.06.2001, 30.01.2004, 02.06.2000, 23.03.2000, 18.02.2000, 25.11.2003, 10.11.2003, 12.02.2006

61. http://www.newsru.com/russia/16nov2005/image.html

62. http://www.vzglyad.ru/politics/2005/12/26/17032.html

63. http://www.lenta.ru

64. http://www.vor.ru/

65. www.mid.ru

66. http://www.inosmi.ru/translation/220189.html

 

 

 

Приложение 1

Образ России в мире[122]

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ ОТНОСЯТСЯ К РОССИИ В МИРЕ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 

 

 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ В МИРЕ В ЦЕЛОМ ОБЪЕКТИВНОЕ ИЛИ НЕОБЪЕКТИВНОЕ?

 

 

 

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ В МИРЕ ИЗМЕНИЛОСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ? И ЕСЛИ ИЗМЕНИЛОСЬ, ТО УЛУЧШИЛОСЬ ИЛИ УХУДШИЛОСЬ?

 

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВЛИЯНИЕ РОССИИ В МИРЕ СЕЙЧАС РАСТЕТ, УМЕНЬШАЕТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ?

 

 

 

ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ В МИРЕ ИЗМЕНИЛОСЬ – УЛУЧШИЛОСЬ?

 

 

ПОЖАЛУЙСТА, ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ: "Я БЫ ХОТЕЛ(-А), ЧТОБЫ В МИРЕ РОССИЮ СЧИТАЛИ..."

 

Приложение 2

Приложение 3

РОССИЯ РАСКОЛОЛА НОВУЮ ЕВРОПУ

 («Le Figaro», Франция)

 Лор Мандевиль, 22 апреля 2004

Какой быть России в тот момент, когда расширяющаяся Европа подступает к ее границам вплотную? Как Европейскому союзу строить отношения с этой страной-континентом, с трудом выка­рабкивающейся из коммунизма, — безусловно, обновленной, но пока не определившейся со своим политическим имиджем?

...Россия последние месяцы ведет кампанию по минимиза­ции последствий расширения ЕС, которое, как там счи­тают, наносит ущерб ее интересам. Европе предъявлен список из четырнадцати проблемных пунктов, связанных с расширением; Москва потребовала подчинить ряду условий распространение российско-европейского Договора о партнер­стве и сотрудничестве на новых членов Союза — в Брюсселе это восприняли, как неприемлемую форму вмешательства в дела ЕС. На состоявшемся 23 февраля совещании двадцати пяти министров иностранных дел европейских стран был сформулирован ответ Москве: распространение Договора на десять новых членов «не подлежит обсуждению».

Отдельные возражения, касающиеся возможных пагуб­ных последствий расширения ЕС для российской торговли, можно было бы урегулировать... С другой стороны, многие руководители европейских государств негативно реагируют на попытки Москвы поставить условием распространения Договора на Ригу и Талин улучшение положения русско­язычного меньшинства в двух прибалтийских странах.

Еще одна трудность в отношениях с Россией вызвана тем, что у европейских стран нет единства по поводу политической линии, которую следует проводить в направ­лении РФ. Скептически и осторожно настроенные стра­ны в основном, северные — выступают за ужесточение политического диалога с Россией в связи с происходящими в ней переменами. Вслед за Вашингтоном эта группировка делает акцент на «пропасти», разделяющей Россию и ЕС, с точки зрения исповедуемых базовых ценностей.

Другой лагерь составляют «романтики» (Франция, Германия и Италия), считающие, что в первую очередь необходимо поддержать усилия Москвы по модернизации страны, не зацикливаясь на досадных огрехах. «Мягкая дипломатия» («soft diplomacy»), стремящаяся «не унижать Россию», по их мнению, есть лучший способ привлечения в демократическое сообщество  страны, контролирующей две трети импорта энергоресурсов и обеспечивающей 50% своего торгового оборота с расширенным ЕС. Апологеты этой стратегии не склонны переоценивать прессинг России в отношении Прибалтики. Так, мнение Латвии, в соот­ветствии с которым Москва использует вопрос о русско­язычном меньшинстве для зарабатывания очков в Брюсселе, расценивается ими как крайность и даже параноидалъностъ...

Приложение 4

НОВИЧКИ ЕС ИЗМЕНЯЮТ ОТНОШЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА К РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ЧЕЧНЕ

 («The Times», Великобритания)

Бронвэн Маддокс, 07 сентября 2004

ЕС и Россия заявляют ныне, что разногласия между ними преодоле­ны, но вряд ли это может соответствовать действительности.

Президент Путин утверждает, что готов бороться с про­блемами, возникающими у южных границ России. Однако, возможно, ему нужно обратить внимание и на Запад,

Обычный запрос Евросоюза о том, почему произошла трагедия в Беслане, вызвал яростную реакцию Москвы. Шок, который испытывают в России, слыша что-либо помимо выражения сочувствия, понятен. Дело не только в накале эмоций, вызванном массовой гибелью людей.

Как и Соединенные Штаты, Евросоюз на протяжении многих лет позволял Путину делать в Чечне, что тот хотел, ничего не говоря по этому поводу. Ныне он дал понять Путину, что отказывается от этой политики и планирует высказывать свою точку зрения.

...Дискуссию вызвало заявление министра иностранных дел Нидерландов Бернарда Бота, прозвучавшее в пятни­цу. Его страна сейчас председательствует в Евросоюзе. Он сказал, что ЕС хотел бы «узнать у российских вла­стей, как могла произойти эта трагедия».

Российское министерство иностранных дел квалифи­цировало высказывание министра как «наглое», «отвра­тительное» и «глубоко оскорбительное». Вот теперь оправдывается, что его неправильно поняли, пытаясь восстановить отношения. Однако его реплика в любом случае противоречит снисходительному отношению к Рос­сии, демонстрировавшемуся на протяжении последнего десятилетия Соединенными Штатами и до настоящего времени демонстрируемому Евросоюзом.

Приложение 5

ЗАПАД ДОЛЖЕН ОСУДИТЬ ПОЛИТИКУ ПУТИНА

(«Haagsche Courant», Голландия)

Вирд Дюк, 21 сентября 2004

В России возникает новая Палестина, а западные лидеры, увы, лишь пассивно за этим наблюдают. В конце августа немецкий канцлер Шредер нанес визит «своему лучшему другу» российскому президенту Владимиру Путину, По сообщениям немецких газет, кроме экономических вопросов два лидера обсудили удочерение Шредером трехлетней Виктории из Санкт-Петербурга. Все было в порядке, пока один их журналистов не попросил Шредера высказать собственное мнение по поводу недав­них президентских выборов в стремящейся отделиться от России Чечне, Шредер «не увидел никаких заметных нарушений».

А вот западные наблюдатели полагают, что эти «выбо­ры» в действительности — фарс. Кремлевский кандидат Алу Алханов, марионетка Москвы, не имел настоящих соперников. В лучших советских традициях об избрании Алханова было известно заранее. Потому-то США и ко­миссар ЕС Крис Паттен подвергли «выборы»- критике. У Шредера же — совершенно другое мнение...

Как себя ведут российские войска в Чечне в тече­ние последних десяти лет — известно хорошо. Недисцип­линированная российская армия, укрепленная так называемыми «контрактниками» - выпущенными на свободу преступниками, несущими по контракту службу на Се­верном Кавказе, — убивает, подвергает пыткам, грабит, насилует и делает жизнь людей в Чечне совершенно невы­носимой в целом.

Столько лет войны и опустошения обратили неболь­шую Чечню в руины. Убиты десятки тысяч людей, сотни тысяч превратились в беженцев, инфраструктура респу­блики полностью разрушена. Однажды уже подвергавшийся депортации Сталиным чеченский народ, в религиозном, язы­ковом и культурном отношении не имеющий ничего общего со славянами-русскими, серьезно травмирован.

...Владимиру Путину в пропагандистских целях легче считать боевиков мусульманскими фанатиками, поддер­живающими связи с «Аль-Каидой». В действительности же чеченцы ведут собственную борьбу за независимость. Для них первоочередное значение имеет верность своему клану, своей семье и своему народу. Предпочтительно радикальное толкование Корана молодыми чеченцами есть, с одной стороны, признак отчаяния, вызванного происходя­щим в настоящее время в Чечне геноцидом, с другой - горь­кая реакция на отсутствие помощи с Запада...

Приложение 6

КРЕМЛЬ ХОЧЕТ СОЗДАТЬ НОВУЮ ИМПЕРИЮ

 («Die Presses, Австрия)

 Йене Хартманн, 09 августа 2004

Благодаря российскому стремлению к гегемонии страны бывшего СССР испытывают все большее давление.

...Под лозунгом «Доминирование на постсоветском пространстве» постоянно ведутся политические деба­ты. Претензии на лидерство необходимо подкреплять эффективной политикой — требует президент Владимир Путин.

Когда страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), став членами НАТО и Евросоюза, оказались «вне пределов досягаемости», сферой российских интересов приходит­ся считать Содружество Независимых Государств. По-русски страны СНГ называют «ближним зарубежьем», что также свидетельствует о наличии определенных амбиций. Территориальная неприкосновенность соседних государств не всегда священна. Подтверждением тому служит, например, тот факт, что президент Путин, вопреки международным обязательствам, отказывается вывести войска из Грузии и Приднестровья.

В этих конфликтных регионах дислоцировано по пять тысяч российских военных. Около 50 тысяч российских сол­дат и оффшоров служат в странах «ближнего зарубежья» - на пространстве от черноморского порта Севастополь до места расположения 201-й дивизии в Таджикистане. Все больше напоминает пороховую бочку Грузия. Жителям мятежной грузинской провинции Абхазия рос­сийские органы власти выдали паспорта. Это обострило обстановку. После того как грузинские корабли бло­кировали абхазский порт Сухуми, провинция оказалась на пороге войны.

Президент Путин находится под давлением. Военные не простили ему того, что Кремль так легко смирил­ся с расширением НАТО и ЕС на восток. Кроме того, на передний край рвутся две другие сверхдержавы. После 11 сентября Соединенные Штаты воспользовались борь­бой с терроризмом для того, чтобы направить военных советников в Грузию и Азербайджан, а также перебро­сить свои подразделения в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Москва опасается, что Вашингтон, таким образом, создает форпосты в Центральной Азии и на Кав­казе. Благодаря запасам полезных ископаемых оба эти региона имеют геостратегическое значение.

И переживающий бум Китай, желая получать нефть и газ из Казахстана и Туркмении, стремится укрепить свое влияние в Центральной Азии.

Стефан Бланк, профессор Военного колледжа США называет происходящее «драматической гонкой за право обеспечения военных и экономических интересов» в ре­гионе.

«Нам нужна либеральная империя на пространстве СНГ», — сказал Анатолий Чубайс, выступая в Санкт-Петербурге. Чубайс, глава энергетического монополиста РАО «ЕЭС России» и бывший руководитель кремлевского штаба, занялся армянской и грузинской электроэнерге­тикой. Это только начало. «У нас агрессивные планы в странах СНГ», — заявил он.

Граничащие с Россией страны опасаются, что элек­трический рубильник может превратиться в рычаг поли­тического воздействия. Такой стиль управления уже отрабатывается государственным гигантом «Газпром».

Он отказывается прокачивать по своим трубопроводам природный газ из строптивой Туркмении. Л если пре­кратятся поставки газа на Украину или в Белоруссию, то речь может идти не только о взыскании миллиардных долгов, но и об оказании политического давления.

По мнению российского политолога Андрея Пионтковского, стремление к гегемонии присутствует в на­стоящее время во всем. «Что может сегодня предло­жить российская элита своим соседям? — задается он вопросом. - Ничего, кроме рассказов о собственном величии, исторической миссии и имперском предназна­чении российского народа». Пионтковский напоминает о меморандуме кремлевских стратегов, опубликованном еще в 1997 году.

По поводу Украины там говорится следующее: «При­нуждение Украины к дружбе, в противном случае — поэ­тапная организация экономической блокады по образцу американской политики в отношении Кубы». По поводу Закавказья: «Только угроза дестабилизации в Грузии и Азербайджане может предотвратить вытеснение России из Закавказья».

Как замечает Пионтковский, слово «партнерством вообще не упоминается в сегодняшней дискуссии. «Однако насильственное принуждение к любви во всех правовых системах рассматривается как тяжкое преступление».

 

 

Приложение 7

КРЕМЛЬ СОЗДАЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ГИГАНТ

 («Le Temps», Швейцария)

 Бенжамэн Кенелль, 09 августа 2004

Пока остается неизвестной судьба компании Михаила Ходорковского, Москва продолжает следовать по пути установления прямо­го государственного контроля над нефтяным сектором страны. Крупномасштабное предприятие может быть поручено одному из приближенных Владимира Путина.

...На первых порах президент Владимир Путин, которого подозревают в инициировании заключения в тюрьму извест­ного олигарха и юридического преследования компании за уклонение от уплаты налогов, заявлял, что банкротство ЮКОСа — одной из богатейших и эффективнейшим образом управляемых российских компаний — не в интересах страны. Но параллельно налоговые органы начали процедуры, которые увеличивали сумму налоговых платежей, что вело к скорей­шему банкротству компании.

Далее Министерство юстиции объявило о наложении ареста на имущество и продажу основного добывающего предприятия ЮКОСа — Юганскнефтегаза. Это решение привело бы к краху компании, но, к всеобщему удивлению, в пятницу Арбитражный суд Москвы объявил его неза­конным. Замешательство на прошедшей неделе усиливали заявления судебных властей, постоянно противоречившие друг другу: сегодня судебный пристав утверждает, что банковские активы ЮКОСа разморожены и компания может в нормальном режиме финансировать нефтепроводные сети, по которым экспортируется нефть, — на следующий день Министерство юстиции говорит обратное, угрожая резким прекращением продаж и добычи нефти...

...Решение Кремля — разыграть карту прямого вмешатель­ства государства. Этот выбор получил одобрение внутри страны, к тому же он способен придать размах всей внешней политике России. Для выстраивания нового государственного нефтяного сектора Владимир Путин не может прибегнуть к помощи своих привычных союзников — выходцев из так называемых «структур власти», в частности, из секретных служб. Люди эти славятся организационными способностями, но отнюдь не предпринимательскими талантами в экономи­ческой сфере. Президенту придется обратиться к руководи­телям близких к Кремлю компаний — либо государственных, таких как Роснефть или Газпром, либо частных, но при­надлежащих «своим» людям — типа Сургутнефтегаз, кон­тролируемой «красным хозяином» Владимиром Богдановым, или даже, возможно, к Сибнефти молодого олигарха Романа Абрамовича.

Приложение 8

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ МАЯЧИТ ЧЕЧЕНСКАЯ ПРОБЛЕМА

 («Le Figaro», Франция)

Лаура Мандевиль, 26 августа 2004

Подозрительные авиакатастрофы произошли всего за неделю до пре­зидентских выборов в Грозном.

Вечно ли оставаться русским «кавказскими пленниками» и жить в атмосфере страха перед терактами из-за то­го, что они не смогли найти политического решения кон­фликта, который уже на протяжении двух веков длится у них с чеченцами — немногочисленным горным народом? Вчера, после практически одновременного крушения двух пассажирских самолетов российских авиалиний в Тульской и Ростовской областях этот вопрос, преследующий стра­ну на протяжении вот уже десяти лет, вертелся у всех в головах, невзирая на сомнения относительно причин этих авиакатастроф, которые все еще имеются.

...Силы сопротивления и не делали тайны из своего стрем­ления сорвать выборы, которые они считают незаконны­ми. По информации, размещенной на сайте сепаратистов в Интернете Kavkazcenter.com, в прошлую субботу бандфор­мирование в составе приблизительно 200 боевиков нанесло очень сильный удар по лояльным по отношению к Кремлю чеченским силам, в результате которого десятки человек погибли. При нападении в начале августа па Ингушетию имелись многочисленные жертвы среди российских военно­служащих. В Москве к угрозе отнеслись серьезно: в послед­ние дни значительно усилены меры безопасности...

 


[1] Концепция внешней политики Российской Федерации// Дипломатический вестник. 2000. №8. С. 3-11

[2] Г.Г. Почепцов. Имиджеология.Ваклер.2002, с.17

[3] Березкина О.П., Политический имидж в современной политической культуре. Дис. Докт. полит. наук. Спб., 1999, с.10

[4] Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Политическая реклама. М., 1999, с.5

[5] Цуладзе А.М. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России. Дис. Канд. Полит. наук. М., 1997

[6] Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. М., 1998, с.9

[7] Адорно Т., Коммуникация как средство информационно-психологического воздействия: Пер. с нем. М., 1993

[8]Вайткунене Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды // Коммунист, Вильнюс 1984 г.

[9] Элери Сэмпсон «Имидж: гид для эффективной самопрезентации», Лондон, 1998

 

[10] А.Н.Жмыриков «Как победить на выборах»,Обнинск, 1995.

[11] Юнг К. Об архетипах бессознательного. // Вопросы философии. 1988, №1.

[12] Антонов В.И., Ямцилова З.С. Проблема стереотипов как один из барьеров в контексте коммуникации культур//Россия и Запад: Диалог культур. Вып.7. М., 1999, стр. 206-213

[13] Васильева Т.Е., Стереотипы в общественном сознании (Социально- философские аспекты). М., 1989. С.14

[14] Cottam M.L., Cottam R.W. Nationalism and Politics: the Political Behavior of Nation States. Boulder, L. 2001

[15] Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. М., 2002

[16] Замятин Д.Н. Геополитика образа и структурирование метапространства//Полис. 2003, №1. С. 83

[17] Рекламный мир.-1995-№17

[18] Black S. The essentials of public relations. – London, 1993- p.70

[19] Levinson Harry. How to Undermine an Organization//PR Journal.1996

[20] Галумов Э.А. Международный имидж России. М., 2003

[21] Murgenthau H, Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, 4 edition, New York; Knopf 1967.

[22] Mercer L.Reputation and international politics. N.V. 1996, P. 16

[23] Nalebuff B. National Deterrence in an Imperfect// World Politics. 1991. P. 43

[24] Keobane, Robert. After Hegemony, Princeton: Princeton University Press

[25] Wang H. National image building: a case study of China. International Studies Association meeting paper. Hong Kong.2001

[26] Blaney D. Equal Sovereignty and African statehood: Tragic elements in the African agenda in world affaires//Cottam M., Chih –yu Shih (eds.) Contending Dramas: A Cognitive Approach to international organisation. N.Y. 1992

[27] Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации //Полис. 2003. № 3. С. 52

[28] Бжезинский З., Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004

[29] Бурстин Д., Имидж. с. 291

[30] Блажнов Е.А. Паблик Рилейшенз. М., 1994, с. 405

[31] Роджерс Э., Агарвала Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. М., 1980

[32] там же

 

[33] Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.-К., 2000

[34] Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995, с. 137

[35] Роджерс Э., Агарвала Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. М., 1980

[36] Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002

[37] Колосов В.А., Бородулина Н.А., Вендина О.И., Галкина Т.А., Заяц Д.В., Юр Е.С., Геополитическая картина мира в средствах массовой информации// Полис. 2003. №3, с. 33-49

[38] Larson Ch.U. Persuasion: reception and responsibility. Beltont. 1995

[39] Доценко Е.Л. «Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита», Москва, 1996

 

[40] Трухановский В.Г. «Уинстон Черчилль», Москва, 1982

[41] Российская газета. 2002. 28 октября

[42] Галумов Э., Международный имидж России. М., 2003

[43] Экономическая безопасность хозяйственных систем. Под ред. А. В. Ко­лосова. М.:РАГС, 2000. С. 370

[44] Федотов А, П. Глобалистика: Начала науки осовременном мире. С. 169.

[45] Левада Ю. A. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 5

[46] Политическая психология. С. 570

[47] Лайдинен Н. Образ России в зеркале российского общественного мнения // Социологические исследования. 2001. №4, С. 27-31

[48] там же

[49] www.amr.ru/doc/analitica.doc

[50] К.П. Юнг «Очерки о современных событиях. Психология нацизма//Одайник В. Психология политики. Политические и соцалиные идеи Карла Густава Юнга», Спб., 1996

[51] Кольев А.Н. Политическая мифология: Реализация соц. опыта. М., 2003

[52] www.svop.ru/live/materials.asp?m_id=7007&r_id=7027

[53] Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. М., 2002

[54] Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 2003

[55] Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974. С. 283

[56] там же. С. 339

[57] Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000. С. 46

[58] РОМИР: социологический опрос, 2002

[59] Манякина Е.И., Политический лидер: Процесс формирования имиджа. М., 1994

[60] http://www.newsru.com/russia/16nov2005/image.html

[61] http://www.inopressa.ru/print/foreignpolicy/2005/11/16/12:31:32/rossia

 

[62] http://www.vzglyad.ru/politics/2005/12/26/17032.html

 

[63] Независимая газета, 10.03.2000 г.

[64] Российская газета, 19.07.2001 г.

[65] Пресс-пакет госрадиокомпании «Голос России», 2000 г.

[66] http://www.lenta.ru/news/2005/12/10/russiatoday/

[67] http://lenta.ru/news/2005/06/07/channel/

[68] Почепцов Г. Имиджеология. Ваклер, 2001. С.301

[69] Березкина О.П., Политический имидж в современной политической культуре. Спб., 1999

 

[70] Г.В. Пушкарева, Политический менеджмент. М., 2002. С.238

[71] Известия, 23.02.2000 г.

[72] http://www.vor.ru/

 

[73] http://www.lenta.ru/news/2006/03/28/schroeder/

 

[74] www.mid.ru

[75] Шведковский В.А. Информационно-поисковый подход к нахождению опорных элементов информационно-культурного кода России. 1997. С. 135

[76] Владимиров А.И., О национальной государственной идее России/ вестник Московского университета. 2000, №2, стр.21

[77] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 и начала 20 века. Спб., 1992

[78] Ключевский В.О., Собр. соч., 9 т. М. С. 65

[79] http://www.inosmi.ru/translation/220189.html

 

[80] Концепция внешней политики Российской Федерации// Российская газета. – 11.02.2000

[81]  Качине Э. Имидж России: кто создал проблему. www.carnegie.org/ru/print/70855-print.htm

[82] Галумов Э.А. Международный имидж России. М, 2003. С. 182

[83] Внешняя политика России на современном этапе. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванова на Первом Конвенте Российской ассоциации исследований 20 апреля 2001 гада// Вестник РАМИ. 2001, №2

[84] Кременюк В.А. Взгляд вперед: задачи внешней политики администрации Буша // США. Канада: экономика, политика, культура. 2001 №12. С. 40

[85] www.mid.ru

[86] Каширина Т.В. Российско-американские отношения в 1992-1996 годах. Дис. канд, ист. наук. М., 1999

[87] Галумов Э.А. Международный имидж России, М., 2003

[88] Чернышов Ю.Г. Имидж России и проблемы интеграции на постсоветском пространстве// Вестник Российской Ассоциации Политической Науки, www. strgtegy-spb/ru/partner/files/Chernishov.doc

[89] Ильич М.В. Проблемы формирования «острова России» и контуры его внутренней геополитики//Вестник Моск. Ун-та. Сер.12. Политические науки. 1995. №1

[90] Сергеев Е.Ю. Образ России и русских в ощественном мнении США// Россия и внешний мир: Диалог культур: Сб. ст. / Редкол.: Ю.С. Борисов и др., М., 1997

 

[91] Бжезинский З., Великая шахматная доска. М., 2005

[92] там же

[93] Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997

[94] New York Times. 29.06.2002

[95] Washington Times. 04.10.2000

[96] Russia’s rogue ambitions//Washington Times. 25.07.2000

[97] Smith C. Russia and China unite in criticism of US antimissile plan//New York Times. 19.07.2000

[98] Dao J. US cites Russian firms in arms sales to lands tied to terror//New York Times, 13.09.2002

[99] Steven Loe Myers. Russia's overtures to "Axis of Evil" nations strain its toes with US//New-York Times.01.09.2002

 

[100] New York Times. 02.08.2002

[101]New York Times, 24.03.2002

[102] New York Times. 16.07.2001

[103] Washington Times. 14.01.2000

 

[104] Washington Times. 04/06/2001

[105] Washington Times. 08.02.2004

[106] Washington Times. 01.06.2001

[107] Washington Times. 30.01.2004

[108] Казанцева Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. Новосибирск, 2002. С.333

[109] New York Times. 11.03.2000

[110] Washington Times. 02.06.2000

[111] Washington Times. 23.03.2000

[112] Washington Times. 18.02.2000

[113] New York Times. 17.03.2002

[114] Washington Times. 25.11.2003

[115] Washington Times. 10.11.2003

 

[116] New York Times. 03.11.2003

 

[117] Washington Times. 12.02.2006

[118] www.svop.ru/live/materials/asp?m_id=7007&r_id=7027

[119] http://www.rian.ru/world/relations/20051226/42700612.html

 

[120] http://news.accoona.ru/?id=11289

 

[121] Независимая газета, 21.02.2002 г.

 

[122] http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/d034512

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: