Имидж России, власть и политический лидер

Власть и общество – неразмерные компоненты государственной системы: первая не может существовать без второго – впрочем, в контексте истории цивилизации верно и обратное утверждение. С другой стороны, нельзя не заметить, что формирование имиджа страны напрямую связано со сложившейся системой власти и ее непосредственными представителями. Причем в зависимости от типа общественно – экономической формации, а также от вида политического устройства государства, связь между личностью и имиджем страны может быть различной. Скажем, в странах с устоявшейся демократией такое влияние проявляется в меньшой степени, чем в государствах с авторитарными системами управления или не имеющих достаточных демократических традиций.

Проведенный анализ показал, что в современной российской действительности влияние личных качеств политиков и руководителей на образ России в глазах общества и зарубежья имеет свои особенности.

Одна из таких особенностей заключается в однозначном отождествлении образа России с имиджем власти. Например, можно вспомнить, как летом 1999 года подконтрольные государству СМИ называли любую информацию о финансовых делах Б.Н. Ельцина и его окружения «информационной войной против России». Между тем такая информация скорее была направлена не против имиджа страны, а против тех людей, которые делают этот имидж негативным.

Безусловно, во многом их поступки определяют представления зарубежной общественности об образе России. Вместе с тем они не могут служить основанием для обобщений, распространяющихся на весь народ. Скорее, подобным образом ситуацию хотят представить именно те, кто в действительности ответственен за появление тех или иных отдельных негативных аспектов имиджа страны. Если увязать это заключение с итогами «холодной войны» и острейшей конкурентной борьбы между государствами за сферы геополитического и экономического влияния, становится понятным стремление ряда зарубежных СМИ акцентировать внимании своей аудитории именно на негативном представлении о России, постоянно связывая это представление с образом конкретных политических лидеров.

Изучение восприятия образа государства в целом невозможно без разностороннего изучения восприятия власти и отношения между властью и гражданами, имиджа власти, как таковой, и имиджей олицетворяющих ее персоналий.

По данным социологического опроса Независимого исследовательского центра РОМИР, немалое число наших соотечественников ставят под сомнение компетентность власти и ее легитимность. Среди опрошенных 2000 респондентов: полностью были согласны с тем, что российская власть не является компетентной – 15,2%, а скорее согласны с таким утверждением – 27,2% опрошенных.. то есть 42,4% россиян ставят под сомнение компетентность российской власти, что является негативным моментом для образа страны. При этом тех, кто скорее не согласен с некомпетентностью российской власти – 20,3%, а тех, кто не согласен полностью – всего 5,8% (затруднилось ответом 31,5% опрошенных)[58].

Кроме этого, 75,9% россиян в большой или меньшей степени уверены в коррумпированности власти на всех уровнях. И это является серьезной имиджевой проблемой, т.к. если власть и коррупция слились воедино на уровне стереотипа в массовом сознании, то без серьезных долгосрочных усилий в этом направлении вряд ли удастся кардинально изменить восприятие гражданами этой проблемы. Более того, именно та имиджевая составляющая имеет немалое значение не только для граждан России, но и для иностранцев – зарубежных инвесторов, предпринимателей, просто граждан других государств. Данное направление - чрезвычайно важная составляющая изменения существующего имиджа власти, неотъемлемая часть механизма по формированию позитивного образа страны.

Можно сказать, что имидж власти представляет собой форму проявления социальных противоречий между государством обществом, аппаратом управления и гражданами. Чем острее эти противоречия, тем негативнее образ власти, а значит, и имдж страны в глазах общественности.

Так, Е. Манякина выделяет следующие пути к улучшению имиджа власти[59]:

1. Демократизация общественной жизни, совершенствование системы управления и создание правового государства;

2. Децентрализация в управлении экономикой;

3. Отлаженность системы взаимного контроля власти и общества, основанной на демократическом принципе разделения властей;

4. Эффективная политика в отношении подбора и назначения кадров аппарата управления.

 

Феномен личности в формировании имиджа власти и страны имеет также большое значение. Главной особенностью отношений между руководителем страны и ее гражданами является то, что это отношения власти и они представляют собой социальное влияние одного или нескольких человек – лидеров на общество.

Можно сказать, что имидж лидера формируется в результате коммуникации между политиком и аудиторией. В этой связи проявляются 2 важных свойства политического лидера:

1. Лидер для публики выступает как сконструированный образ, и поэтому он может обладать практически любыми заданными характеристиками. При такой ситуации отступают на второй план традиционные проблемы психологии лидертва: какие черты личности и характера необходимы лидеру, какой тип личности требуется в той или иной специфической ситуации.

2. Специфика решаемых им задач.

Существует два основных типа лидерской ориентации: ориентация на деятельность по выполнению текущих государственных задач и ориентация, связанная с установлением отношений в обществе.

При оценке соответствия образа лидера страны ее имиджу важно помнить, что потребность нации в самоуважении может привести к тому, что восприятие истории страны как унижающей будет способствовать поиску настоящего лидера нации, который смог бы восстановить честь, достоинство и силу нации, завоевать уважение остального мира. В этом случае для достижения желаемого результата политику необходимо делать акцент на таких своих личностных качествах, которые соответствовали бы этим представлениям.

Сегодня В.В. Путин в глазах внутренней и внешней общественности видится как действительно власть держащий. В. Путину, как никому из его предшественников на посту правителя России за последние двадцать лет, удается сочетать в себя ряд важных имиджевых качеств, обусловливающих повышение авторитета нашей стран на международной арене:

Ø Он, как показывают социологические исследования, в глазах общественности является способным правильно распознавать и выражать интересы широких масс.

Ø Опросы граждан показывают, что решающей способностью действующего президента является его умение постоянно выдвигать новые идеи, комбинировать и совершенствовать их. Кроме того, он способен на новаторское осмысление, развитие и коррекцию прежних идей. В качестве примера можно привести геральдические инновации (гимн, военные знамена и т.д.).

Ø Постоянно демонстрируемая самим В. Путиным его политическая информированность. Такая информированность позволяет общественности считать, что политический лидер знает и правильно оценивает состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, а также их взаимоотношения между собой, с государством.

Сегодня Россия, как отмечают многие иностранные наблюдатели, находится на переломе двух эпох и ей снова дан шанс подняться из пепла. Однако современные российские ученые утверждают, что несовпадение интересов абсолютного народного большинства и власти может свести на нет надежды на лучшее будущее страны

Механизмы информационного влияния на зарубежные аудитории

 

В конце 2003 года Кремль решил сделать государственное информационное агентство РИА "Новости" инструментом улучшения имиджа. С этой целью на место нового директора агентства была приглашена Светлана Миронюк[60]. Кремль и РИА "Новости" будут действовать по двум направлениям. В осенью 2005 года начал работу недавно созданный англоязычный телеканал Russia Today. Канал со штатом в 300 журналистов, 70 из которых импортировали из-за границы, будет освещать "мировые события с российской точки зрения". Помимо этого, РИА "Новости" пригласило зарубежных журналистов, известных дружественным отношением к Кремлю, на работу в его информационной службе. Агентство даже создало англоязычный еженедельник Russia Profile, в который пишут его штатные сотрудники.

В 2004 году Москва создала дискуссионный клуб «Валдай», где ежегодно собираются иностранные эксперты и журналисты, приглашенные Кремлем. Они встречаются с высокопоставленными представителями российской политики. Проводятся также встречи с президентом Путиным – в прошлом году такая встреча длилась почти три часа и почти столько же в нынешнем. Журналисты, работающие в Москве, в список приглашенных не попадают.

Кроме этого, Министерство печати России в феврале заявило, что планирует провести конкурс среди рекламных агентств на проведение кампании по созданию благоприятного имиджа России в США не ранее сентября. По словам главы этого ведомства Михаила Лесина, более 10 рекламных агентств в состоянии принять участие в данной акции. Кроме этого, РИА "Новости" организует культурные мероприятия. Так, например, визиты Путина на Запад обычно сопровождаются большой выставкой русского искусства (в Лондоне и Нью-Йорке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: