Перспективы использования МА в современной школе.
В настоящее время в образовательных учреждениях России применяются различные виды наглядных методов и МА, в том числе интерактивные, аудиовизуальные, экранно-звуковые. Это происходит в полном соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», который определяет, что содержание образования должно обеспечить «формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательных программ картины мира». [1]
Однако не все образовательные учреждения обеспечивают указанное в полной мере. Это связано как с ограниченным финансированием, так и с недостатком кадров, эффективно использующих разнообразные методы и средства при преподавании различных предметов. Сказанное относится и к применению наглядных методов и средств, имеющих многовековую традицию. [4 ]
Современная МА при активном желании учителя позволяет значительно повысить уровень обучения учащихся.
Необходимо отметить, что интерактивные методы и средства имеют жесткие ограничения по их применению. [2 ]
Так, применение персональных компьютеров на уроке имеет следующие временные ограничения:
8класс-20 мин.
9класс-25мин.
Одновременно следует отметить, что ни компьютерные, ни кино-, видеопрограммы не дают возможности структурированно, детализированно давать учебный материал, поддерживая каждый урок. Только разумное объединение возможностей аудиовизуальных, интерактивных и экранно-звуковых методов и средств обучения позволяет оптимизировать учебный процесс в различных общеобразовательных учреждениях.
Следует отметить, что преподавание предметов естественно-математического цикла нельзя заменить ни телеуроком, ни компьютерным уроком, в особенности лабораторные и практические занятия. Нельзя отнимать у ученика возможность ощутить многообразие мира с помощью органолептических средств.
Однако помощь от применения МА в составе любого вида уроков может быть весьма значительна.[7 ]
Школьный курс химии содержит большое количество лабораторных и демонстрационных опытов и практических работ. Если лабораторные опыты и практические работы выполняются учащимися самостоятельно (при условии наличия необходимых реактивов и оборудования в школьном кабинете) и ученики могут наблюдать происходящие явления с близкого расстояния и сами управлять ими, то демонстрационные опыты, выполняемые учителем, имеют одно, но очень большое неудобство — их плохо видно с большого расстояния. Кроме того многие опыты запрещено проводить в школах из-за использования веществ, имеющих вредное воздействие на человеческий организм или высокую пожарную опасность.[3 ]
Другая проблема состоит в том, что в 13-15 лет у учащихся еще недостаточно хорошо развито абстрактное логическое мышление, возникает проблема при осознании тех вопросов курса неорганической, а особенно органической химии, которые связаны со строением веществ. Таблицы, рисунки в учебниках, слайды и т.д. не имеют объемности изображения и динамики движения, что усложняет учащимся процесс анализа и синтеза получаемой теоретической информации.[5 ]
Все эти проблемы достаточно просто решаются при использовании на уроках CD и DVD-пособий с интермультимедийным сопровождением в виде демонстрационных опытов, движущихся стереомоделей молекул различных веществ и тд.