Комплексное использование МА - необходимое условие интенсификации учебного процесса

В области образования интенсификация означает поиск и продуктивное использование внутренних, скрытых резервов учебного процесса, повышение качества и эффективности обучения. Одним из возможных и наиболее перспективным путей решения этой проблемы является комплексное применение МА в целостном процессе обучения.[11]

В понятие "комплекс" включают оптимальное множество взаимосвязанных меду собой средств обучения (система средств), необходимых для изучения конкретных вопросов программы по химии [18] Комплексом может быть не любая совокупность средств, а только их система, все элементы которой связаны между собой логической последовательностью решаемых задач, содержанием изучаемого материала, а также методами обучения, применяемыми учителем [11 ]. Как системный объект комплекс обладает определенной структурой и целостностью. Его элементы не повторяют друг друга, а усиливают педагогическое воздействие каждого из них [18]. При комплексном использовании средств обучения неизбежен вопрос о их взаимозаменяемости. Эффективность комплексного использования традиционных и мультимедийных средств обучения обусловливается спецификой их относительных преимуществ, проявляющихся в сфере решения учебных и воспитательных задач урока. Поэтому хорошие результаты дает сочетание показа натуры и ее изображения, а при отсутствии натуры - сочетание объемной (трехмерной) изобразительной наглядности с изображениями на плоскости (двухмерной изобразительной наглядностью).

Натуральные объекты и эксперимент знакомят учащихся с предметами и процессами реального мира, помогают успешно формировать представление и понятия, содействуют раскрытию закономерных связей и отношений в круге изучаемых явлений.

Модели и другие предметы трехмерной структуры способствуют формированию представлений, воображений и в большей мере чем натуральные объекты помогают абстрактному мышлению.

Двухмерная изобразительная наглядность, в том числе и экранная, значительно усиливает формируемые представления и понятия, способствует развитию и совершенствованию логического мышления и речи. [24].

Опираясь на высказывания философов о том, что процесс познания истины, познания объективной реальности протекает "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике", мы в каждом конкретном случае стремимся использовать традиционные и технические средства так, чтобы сделать активными прежде всего такие органы чувств, как зрение и слух. Чувственное или так называемое первичное познание начинается с ощущений и восприятий. “Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания”. [3].  В ощущениях отражаются прежде всего отдельные стороны предмета или процесса, то есть отдельные качества и свойства изучаемого объекта. Информация, полученная человеком посредством ощущений, составляет исходный материал для образования чувственных образов о предмете в целом, так называемых восприятий.[5] Таким образом, восприятие - это целостное и осмысленное и отражение в мозгу учащихся предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств. От полноты и правильности восприятий во многом зависит процесс обучения. Поэтому перед учителем стоит задача использовать возможности традиционных и мультимедийных средств так, чтобы они дополняли друг друга и обогащали процесс восприятия. При комплексном использовании  натуральной и изобразительной наглядности, химического эксперимента и технических средств создаются благоприятные условия для всестороннего и глубокого изучения предметов и процессов во времени, что в значительной мере предупреждает расплывчатость первичных представлений, способствует их усилению и обогащению.

Примером комплексного подхода в использовании МА может служить предварительный показ видеофильма перед экскурсией на химическое производство негашеной извести, по теме: «Кальций и его соединения.»Во время самой экскурсии ученики наблюдают за процессами подготовки, переработки и обжига известняка в готовый продукт- негашеную известь, знакомятся с конструкцией главных аппаратов, условиями и принципами их работы. С прекращением экскурсионного показа прекращаются ощущения и восприятия, формирующие представления о характере данного производства. Для продолжения познавательной работы с объектами учитель вводит на следующем уроке диапроекцию технологической схемы, в которой как бы сконцентрировано все производство негашеной извести. Ученики производят необходимые сравнения, сопоставления и делают выводы о сущности производства. Находясь более длительное время в поле зрения, технологическая схема активизирует абстрактное логическое мышление и делает изучаемый объект более знакомым и понятным, а знания более прочными и глубокими.

МА необходимо применять для усиления наглядности при наличии у учащихся достаточного чувственного опыта и она не должна заменять натуральные объекты, образцы веществ, коллекции и химических эксперимент. [13 ].

Выбор того или иного средства обучения, входящего в состав комплекса, определяется методической задачей и изоморфностью данного средства по отношению к реальному объекту (процессу). (Под изоморфностью здесь понимают соответствие свойств, функций и отношений рассматриваемой образной модели с теми свойствами, функциями или отношениями объекта (процесса), которые подлежат изучению). На уроках химии комплексное применение средств обучения позволяет вскрыть сущность явления, наиболее полно определить причинно-

следственные связи, закономерности и отношения, присущие внутренней структуре веществ и явлений. [19].

Комплексное применение средств обучения существенно изменяет познавательную деятельность школьников, которая приобретает полифункциональных характер и одновременно отражает те знания, которые уже сложились в процессе обучения химии. Происходит наслоение деятельностей: учебной, познавательной, творческой, коммуникативной. Средства обучения актуализируют внутреннюю мотивацию, познавательные мотивы. В познавательные мотивы включаются учебные установки и мотивы коммуникативной деятельности, определяемые спецификой комплекса средств обучения. За соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов [1], которые придают учебно-познавательной деятельности на основе применения комплекса средств ярко выраженный полимотивационный характер.

Действующая программа по химии предъявляет определенные требования к использованию средств обучения, которые должны обеспечить усвоение основ химии, химических знаний и умений, знакомство с современными методами научного познания. Совершенствование преподавания химии неразрывно связано с созданием и применением средств обучения.

Создавая систему (комплекс) средств для данного урока, учитель должен ответить на следующие вопросы. Нельзя ли данный вопрос изучаемой темы оптимально, убедительно и эффективно донести до сознания учащихся вербальным (словесным) путем? Не достаточно ли для решения этой проблемы звукового пособия, статичного экранного пособия, динамического экранного пособия, экранно-звуковых средств обучения?

Содержание и характер комплекса средств обучения будет зависит от ответов на эти вопросы: ответы определяют композицию комбинированного применения средств, силу их воздействия на учащихся. Урок с использованием комплекса средств обучения имеет некоторые особенности, связанные с их сочетанием и взаимосвязью со словом учителя. Сложность - в переходе на разные языки сообщения учебного материала. Учитель должен обязательно пояснить, что именно увидят школьники, подчеркнуть выразительную возможность данного средства. [9 ]

В практике обучения комплексное применение средств реализуется тремя основными сочетаниями: одновременным (параллельным); последовательным; смешанным, когда имеет место чередование параллельного и последовательного включения разных средств на определенных этапах процесса обучения.  [30]

Варианты комплексного использования современных средств обучения определяются многими факторами, в том числе содержанием учебного материала урока (темы); учебными задачами, решаемыми на уроке; наличием необходимого оборудования; владением техникой и методикой использования средств обучения. Каждый тип сочетания имеет своеобразное учебно-воспитательное значение. Учителю, прежде всего, необходимо установить роль аудиовизуальных средств обучения в сочетании с химическим экспериментом; какой из них в данном случае является дополнительным, а какой - основным.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: