Критерии отбора мультимедийной аппаратуры (МА)

 

Мультимедийная аппаратура (МА)— это разнообразные электронные, цифровые, светотехнические и звуковые аппараты, компьютеры и др. технические пособия, используе­мые в учебном процессе.

 Обсудим только тот аспект использования МА, кото­рый связан с формированием творческого химического мыш­ленияучащихся, т.е. с достижением поставленной перед шко­лой цели. Это возможно при соответствующем выборе предметного содержания обучения, использовании оп­ределенных методов обучения, отвечающих поставленной це­ли и содержанию обучения и при применении некоторых средств обучения, подчиненных одновременно цели, содержа­нию и методам обучения. Несмотря на подобную подчинен­ность средств обучения остальным важнейшим элементам учебного процесса, они сами несомненно влияют на содержа­ние и методы обучения.[11]

При обучении происходит не только пе­редача преподавателем обучаемому некоторого объема зна­ний, но и накопленного предыдущими поколениями опреде­ленного социального опыта, в котором важнейшим компо­нентом является общение личностей в коллективных фор­мах деятельности.Поэтому даже условно преподавателем не может быть ни приспособление, ни машина, а только не­которая реальная человеческая личность.С этой точки зре­ния техническое средство обучения является вспомогатель­ным или дополнительным, но не самостоятельным во взаи­модействии преподаватель — учащийся. Исходя из этого обсудим требования к МА и проанализируем, насколько им отвечают имеющиеся в настоящее время в распоряжении преподавателя.[6]

Творческое мышление в учебном процессе формируется как результат собственной познавательной деятельности обучаемого, проходящей в коллективе и обязательно с ис­пользованием речи. Именно эти условия определяют выбор и создание новой МА, если ста­вится цель формирования творческого мышления. МА должна помогать учителю организовывать коллектив­ную познавательную деятельность, которая осуществляется при целенаправленном общении обучаемых между собой и с руководителем — преподавателем или с формальным или не­формальным лидером некоторой группы обучаемых. При этом следует помнить, что важнейшей формой общения явля­ется речь (устная или письменная). Речь также — основной механизм мышления человека и показатель развития его творческого мышления. [18]

Применяемый в современном обучении проблемный метод предполагает дискуссионное обсуждениевыдвигаемых препо­давателем или самими учащимися проблем и коллективный способ их разрешения на семинарских и лабораторных заняти­ях (и даже во время коллективной внеаудиторной самостоя­тельной работы. Всем перечисленным условиям в наибольшей степени из распространенных и имеющихся в распоряжении преподавателя МА отвечает кодоскоп (графопроектор), в меньшей степени видеоаппаратура и в еще значительно мень­шей степени теле- и киноаппаратура. [29]

Другое важнейшее требование к МА в условиях формиро­вания творческого мышления обучаемых заключается в совпа­дении во времени процессов создания учебного материала (учебной информации) и предъявления его обучаемым.МАдолжна позволять преподавателю непосредственно в учебной аудитории преобразовывать ход мысли в наглядные или абст­рактные модели и преподносить информацию с записью слова­ми и устной речью (желательно и то и другое одновременно). В число таких средств обучения входит кодоскоп при работе с по­движной прозрачной лентой и фломастером и традиционная школьная меловая доска. Видео- и кинооборудование и уст­ройства на основе ЭВМ (дисплеи) с заранее созданными про­граммами предлагают обучаемому уже готовый результат дея­тельности преподавателя и не показывают хода его достиже­ния. Диапроектор со слайдами, кодоскоп с заранее заготовлен­ными транспарантами и эпипроектор также попадают в эту ка­тегорию МА. [27]

Одно из требований к МА состоит в динамичности(по­движности) предъявляемой на экране информации. Это вы­звано тем, что мысль — это процесс, и процесс мышления на­иболее эффективно передается преподавателем и воспринима­ется обучаемым не статичными изображениями, а подвижны­ми. Разумеется, это не исключает возможности показа зара­нее изготовленных таблиц, графиков и рисунков, если они приводят в дальнейшем к возникновению проблемной ситуа­ции и служат источником коллективного обсуждения.

Динамично информация подается кодоскопом при работе на нем как на меловой доске, самой меловой доской, видео-, те­ле- и киноаппаратурой. Статично информация подается при помощи кодоскопа с транспарантами, диапроектора и эпипроектора.

Важным в рассматриваемых условиях является одновременностьсоздания учебной информации и передачи ее обуча­емому, что также объясняется необходимостью показа мысли­тельной деятельности преподавателя и его трансформации в познавательную деятельность обучаемого.[4 ]

Для формирования творческого мышления обучаемых чрезвычайно важно наличие у МА именно качеств динамич­ности передающего информацию объекта и одновременности его создания и предъявления обучаемому. Техническим сред­ством обучения, характеризующимся этими качествами, в настоящее время могут считаться, к сожалению, только ко­доскоп, используемый как меловая доска, и сама меловая до­ска. Заметим, что традиционное положительное отношение преподавателей к меловой доске, возможно, объясняется эти­ми двумя ее качествами; по той же причине кодоскоп намно­го легче и быстрее внедрился в учебный процесс по сравне­нию с другой МА. [16]

У кодоскопа в то же время имеется целый ряд качеств, делающих его более предпочтительным перед меловой доской, в частности, высокая яркость, контрастность, сравнительно большие размеры изображения, способность к последователь­ному наложению изображений и получению за короткий про­межуток времени сложных, красиво и точно выполненных рисунков.

Наиболее высокая эффективность использования учебных материалов достигается, если они изготавливаются самим пре­подавателемили при его участии. В этом случае они легко вписываются в логику объяснения, описания или доказатель­ства. Весьма вероятно, что это является причиной нежелания со стороны преподавателей использовать диапозитивы, плака­ты и кинофильмы фабричного изготовления.[3]

Часто полагают, что МА рассчитана на облегчение труда преподавателя, и это иногда рассматривается в качестве одно­го из критериев выбора и создания новых видов МА. Однако если по­ставлена цель формирования творческого мышления обучае­мых, то подобные надежды совершенно беспочвенны. Более того, раскрытие творческой работы мысли и стимуляция твор­ческой активной деятельности обучаемых требуют от препода­вателя намного больших умственных и физических усилий, чем при учебной работе без МА. Для проведения дискуссион­ных обсуждений преподавателю необходимо обладать немного более высоким и гибким запасом знаний, способностью нахо­дить ответы на самые неожиданные вопросы, уметь быть руко­водителем в коллективной познавательной работе учащихся. Поэтому квалификация преподавателя, использующего МА, должна быть выше, чем при обычных методах и формах обуче­ния. Возможно, что это является одной из главных причин не­желания пользоваться МА как молодыми, так и долго рабо­тавшими преподавателями. [29]

Иногда высказывается мнение, что МА позволяет эконо­мить времяна уроке. Действительно, за счет МА может быть увеличен объем учебного, особенно фактоло­гического материала. Однако при формировании творческого мышления этот критерий теряет свое значение, так как в этом случае МА предназначается не столько для передачи информации, сколько для обучения приемам творческого использования накопленных знаний и создания на их основе новых знаний. [17]

Довольно часто высказывается мнение, что наглядное представлениеизучаемых объектов является одной из важнейших функций МА. Однако современное естествознание отличается очень высокой степенью абстрактности представлений, поэтому следует в некоторой степени изменить отношение к прин­ципу наглядности в обучении. Наглядное представление изу­чаемых объектов должно быть одной из функций МА, но так­же необходимо разработать методику  использования МА для со­здания моделей и воспитания абстрактного качества твор­ческого мышления.С этой точки зрения выбор МА должен осуществляться по их способности воспитания абстрактного мышления с развитым умением ясного словесного описания и объяснения. В этом отношении только видеоаппаратура позво­ляет добиться высокого эффекта абстрактности представления изменяющегося явления. [8]

В то же время представляется обоснован­ным проведение некоторых лабораторных работ под контролем изображений на дисплее. При этом возможен обучающий показ этапов проведения титрирования на экране дисплея: но саму опера­цию он должен осуществить непосредственно руками, ис­пользуя бюретку и колбу. Важно научить учащегося спо­собу ввода в компьютер полученной в опыте информации для построения кривой титрования и вычисления, например, константы равновесия диссоциации слабого электролита. Компьютер в учебном процессе может использоваться для обучения, т.к. может работать в индивидуальном темпе с работой учащегося. Только в этом случае компьютер гармонично впишется в учебный процесс (не обсужда­ется  использования МА и в контроле за ус­воением знаний). [19]

То же самое касается и использования видеозаписей и кино­фильмов. Видеозапись бессмысленна, если она демонстрирует процесс, который обучающийся легко может осуществить сам. Но видеозапись роста кристалла, проведенная через микро­скоп, имеет и научную и учебную ценность. Едва ли можно на­учиться делать искусственное дыхание, просмотрев фильм, этому учатся, только самостоятельно проделав все необходи­мые при этом операции. Но взрыв при взаимодействии, ска­жем, цезия с водой, можно увидеть в учебном процессе только на экране.

В заключение перечислим те особенности, которыми долж­но обладать устройство, в наибольшей степени способное уча­ствовать в процессе обучения, но не заменять преподавателя, а быть закономерным промежуточным звеном между препода­вателем и обучаемым. Это техническое средство имеет один большой экран (размером с обычным для данной аудитории киноэкраном), расположенный на продолжении линии от обу­чаемого к преподавателю Преподаватель находится как можно ближе к слушателям и имеет устройство, позволяющее переносить на экран движения руки при записи и рисовании, изображения графиков, таблиц, рисунков и другого информа­ционного материала. [21]

Это устройство обладает всеми функциями, которые выпол­няет кодоскоп и, кроме того, следует предусмотреть возмож­ность демонстрирования на экране экспериментов, приборов, кино- и видеофрагментов. Экран также обладает всеми функ­циями дисплея, т.е. имеет связь с компьютером для того, что­бы можно было перед аудиторией вводить в компьютер необхо­димую информацию и получать результаты в виде числового материала, графиков и т.п.

Весьма желательным был бы показ на экране лица препо­давателя в момент обдумывания проблемы, а также лиц уча­щихся, задающих вопросы и участвующих в обсуждении по­ставленных преподавателем проблем. Это же устройство должно нести функции обратной связи и показывать преподавателю и всей аудитории, насколько успешно все или отдель­ные обучаемые справляются с усвоением материала или реше­нием задачи.

 

 

1.4. Особенности работы с экранными пособиями на уроках.

Методические приемы работы с МА при обучении химии (так же как и при обучении, другим учебным предметам) должны способствовать наиболее полному осуществлению их дидактических функций: передачи учебной информации, формированию понятий, осуществлению технического руководства процессом учения, формированию навыка наблюдения, развитию воображения, обогащению чувственного опыта учащихся и т.д. [4]

При работе с МА у учащихся преобладает непроизвольное запоминание, которому способствует живая и образная форма изложения учебного материала, динамичность, логичность.

Для организации произвольного внимания необходимы условия: ясное осознание цели работы учащимися и установка на запоминание.

Целью работы могут быть повторение фактического учебного материала, уяснение непонятных, сложных вопросов при их повторном рассмотрении, обогащении чувственного опыта учащихся. Осознание цели работы часто бываете еще не достаточно для ее выполнения, учащиеся должны также принять решение ее выполнить.

Установка на внимание может носить общий характер: учитель перед началом работы с экранным пособием призывает учащихся быть внимательными, указывая на важность изучения того или иного вопроса. В других случаях установка на внимание может быть конкретной: учащимся предлагают контрольные вопросы. При работе с учащимися старших классов можно ограничиться установкой на внимание общего характера, такая установка не сковывает инициативу и достаточна для их интеллектуальных возможностей. [23]

Сохранение в памяти учащихся знаний, источником которых являются видеозапись или диапроекция, зависит от правильной организации процесса воспроизводства.

Перед работой с МА очень важно правильно сформулировать учебную задачу. Восприятие экранного пособия, как известно, требует напряжения зрительных и слуховых анализаторов. Если эти анализаторы работают одновременно над одной задачей, эффект обеспечен. Если постановка задачи не правильная, то возникает опасность взаимного торможения. [13]

■ Экранные пособия применяют при объяснении нового материала. Например, в диафильме "Дисперсные системы" последовательно рассказывается о видах дисперсных систем, истинных растворах, взвесях и коллоидных системах, о размерах дисперсных частиц, получении и свойствах коллоидов, их значении. Диафильм "Дисперсные системы" может служить на уроке источником новых знаний, дополняющих и углубляющих то чувственное восприятие, которое возникло при наблюдении химического опыта. После просмотра диафильма учащиеся могут выполнить упражнения, ответить на вопрос: как распознать истинный и коллоидный раствор? Укажите сходства и различия: а) взвесей и коллоидных растворов; б) коллоидных и истинных растворов. Что противодействует коагуляции и как ее можно вызвать? и др. [4]

■ Экранные пособия применяют при обобщении знаний учащихся. Например, диафильм "Заводские химические аппараты" позволяет сопоставить устройство и принципы действия заводских химических аппаратов, вычленить их общие, типичные черты для формирования понятий об основных научных  принципах химических производств. Использование для этой цели диафильма имеет преимущества перед другими средствами обучения: большие размеры изображения на экране дают возможность организовать работу со всеми учащимися класса; схематичность изображения позволяет выявить главное, типичное; статичность кадров обеспечивает рассматривание и работу с изображением в течение необходимого времени, а последовательность кадров -прослеживать аналогии и т.д.

■ Экранный материал используют при постановке проблемы, разъяснении сущности эксперимента, его познавательного значения, проведении инструктажа.

■ Экранный материал может также служить иллюстрацией при ознакомлении с историей науки, с биографиями выдающихся ученых - химиков. Например, на уроке в лекционном классе может происходить ознакомление учащихся с жизнью и деятельность Д.И. Менделеева- в форме презентации, которую можно построить в основном на автобиографическом материале, обладающем большой достоверностью и убедительностью. Такого рода иллюстрации к рассказу учителя вызывают интерес к изучаемому вопросу, создает определенную настроенность учащихся.

■ Экранные пособия используют при контроле знаний учащихся. В этом случае дидактический материал, необходимый для выполнения задания учащимся, подается на экран. Экранных пособий, созданных для проведения самостоятельных работ, учета или контроля знаний, очень мало. В связи с этим можно использовать одно и то же экранное пособие при изложении новых сведений,  объяснения учителя и для организации самостоятельной и проверочных работ учащихся.

■ Одна из форм работы - использование экранного материала в качестве иллюстраций к ответу учащихся.

Обобщая вышеизложенное можно отметить, что формы работы, с экранными пособиями можно рассматривать как частные методические приемы, которые способствуют наиболее рациональному использованию всех имеющихся в распоряжении школ средств обучения. Одно из направлений в решении этого вопроса - разработка научно обоснованных комплексов средств обучения для каждой темы учебной программы. [29]

Комплекс характеризуется определенной номенклатурой средств обучения и определенной структурой, т.е. последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетания друг с другом.

Комплексное использование средств обучения в преподавании химии основывается на правильном взаимодействии чувствительных и словесно-логических мыслительных процессов. Но психофизиологических закономерностях, относящихся к восприятию средств обучения, на соответствие содержания, конструкции и функции средств обучения поставленной педагогической задаче, на связи средств обучения с трудом, практикой и жизненным опытом учащихся. [11]

При комплексном использовании средств обучения в преподавании химии очень важен вопрос о методически правильном сочетании химического эксперимента (лабораторного и демонстрационного) с экранами пособиями, в которые включена демонстрация опытов. В комплексе, как правило, имеет место взаимодополнение этих средств обучения; в случае невозможности показа опыта в школе правомерна взаимозаменяемость его изображением на экране. При проекции химических опытов на экран с помощью физической оптической скамьи (ФОС) или графопроектора изображение на экране не является полным отображением реальных объектов. Что же наблюдают учащиеся при проецировании опытов на экран? При возникновении изображения в проходящем свете на экране можно наблюдать относительные размеры частиц, их движение, выделение пузырьков газа, выпадение осадка, цвет раствора. По полноте отображения признаков реального процесса проекция химических опытов на экран с помощью диапроекционной аппаратуры уступает их показу в кино, но по другим признакам делает их более достоверными, приближающимися по воздействию на учащихся к наблюдению реального опыта. Например, при проекции опыта взаимодействия металлического натрия с водой учащиеся непосредственно наблюдают, как демонстратор подготавливает реагенты, как приводит вещества в соприкосновение, слышат сопровождающие реальный процесс шумы, видят перемещение по поверхности воды кусочка натрия, его шаровидную форму, выделение мелких пузырьков газа в месте соприкосновения натрия с водой, изменение цвета раствора при добавлении фенолфталеина и т.п. [7]

Таким образом, при проецировании опытов на экран представлении о реальном процессе складывается из двух составляющих: непосредственных наблюдений и восприятия отображений предметов и явлений на экране. Опыт, проецируемый на экран, не заменяет реальный процесс, а только расширяет возможности чувственного ознакомления с ним в условиях школьной лаборатории.

Проецирование опытов создает лучшие условия для руководства учителя наблюдением учащихся, давая возможность оптимального и более действенного сочетания слова и эксперимента. В этих условиях все учащиеся сравнительно одинаково воспринимают химический процесс, координируя и сверяя свои наблюдения с объяснением и выводами других учащихся класса, со словами учителя.[21]

■ В преподавании химии большое значение имеет взаимосочетание натуральных объектов и явлений с их отображениями в экранных пособиях. Показ  в экранных пособиях опытов целесообразен для расстановки методических акцентов, для выявления связи между внешними признаками предмета или явления его сущностью, для контроля знаний учащихся, для установления более общих связей между конкретным, единичным и общим. В процессе углубления знаний наибольшую эффективность дает использование средств обучения в иных сочетаниях, чем при первоначальном изложении учебного материала. При проверке знаний изменяются функции средств обучения по сравнению с их функциями при изложении знаний: средства обучения способствуют воспроизведению уже известного, а также имеют значение комплексных раздражителей, вызывающих восстановление ранее образованных ассоциаций.[16]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: