Субъекты, предоставляющие информацию

Рассматривая вопрос о том, кто конкретно (кроме самого исследуемого предприятия) является субъектами, предоставляющими информацию, можно классифицировать их следующим образом:

1. Государственные органы власти:

1) Правовая информация.

2) Макроэкономическая информация.

3) Отраслевые исследования.

4) Информация об отдельных субъектах хозяйственной деятельности.

2. Саморегулируемые организации участников рынков:

1) Информация об отдельных участниках рынка и их группах, предоставляемая на основе предварительно достигнутых соглашений о раскрытии информации.

2) Исследования, посвященные отдельным вопросам деятельности данных рынков и их участников.

3) Индикаторы конкретных рынков (цены, объемы спроса и предложения и т.п.)

3. Биржи (состав информации аналогичен п. 2).

4. Банки: информация об отдельных субъектах рынка, иногда отраслевые исследования.

5. Контрагенты и конкуренты:

1) Информация о качестве продукции, применяемых технологиях и т.п., дающая представление о том, в каких условиях действует исследуемое предприятие.

2) Информация о состоянии расчетов с данным предприятием, о его платежной дисциплине и т.п. (является хорошей возможностью для корректировки показателей, полученных из официальной отчетности).

6. Прочие субъекты.

Государственные органы власти обязаны предоставлять информацию правового характера (нормативные акты, регулирующие деятельность на различных рынках, порядок составления отчетности и т.п.) всем заинтересованным лицам путем размещения ее в прессе и других источниках или передачи ее через компании, заключившие соглашение с органами власти о распространении такой информации. Макроэкономическая информация (состояние платежного баланса, параметры бюджета, темпы роста/падения ВВП, инфляция и т.п.) может быть получена заинтересованными лицами — она постоянно публикуется в печати и является предметом обсуждения для широкой общественности. Однако при изучении информации, связанной с отдельными отраслями экономики, следует отметить, что она не всегда доступна для исследователей и, как правило, поступает с большим запозданием (например, сводная обобщающая информация по финансовой отчетности предприятий в разрезе отраслей). Положительным примером в отношении раскрытия информации может служить ЦБ РФ, которому банки предоставляют всю имеющуюся отчетность в электронном виде. В связи с этим имеется возможность быстрой обработки и публикации финансовых показателей (сводных балансов по банковской системе России, Москвы и т.д.). Сведения поступают в печать через 1-1.5 месяца после их передачи в ЦБ. Бухгалтерская отчетность предприятий сдается в печатном виде, кроме того, разные виды отчетности попадают в различные ведомства, что затрудняет сбор информации для пользователей. Вместе с тем, работа по раскрытию информации со стороны некоторых органов власти активизируется. Кроме ЦБ РФ активное участие в обеспечении прозрачности финансового рынка принимает ФКЦБ. Органы государственной статистики, наряду с налоговой инспекцией аккумулирующие финансовую отчетность предприятий, могут предоставлять ее на платной основе заинтересованным лицам.

Саморегулируемые ассоциации участников рынков, как правило, устанавливают специальные требования по раскрытию информации, неисполнение которых может привести к исключению из членов данной организации. Можно отметить такие объединения, как ПАУФОР (Профессиональная Ассоциация Участников Фондового Рынка), НАУФОР (Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка), РТС (Российская Торговая Система), АРБ (Ассоциация Российских Банков). Информация, которую можно получить от них, достаточно оперативна (например, часть финансовой отчетности членов ПАУФОР еженедельно обновляется на сайте в интернет, некоторые балансовые показатели компаний-членов РТС можно увидеть через месяц после их сдачи) и иногда не ограничивается данными только официальной отчетности, дополняя их специфическими расчетами, проведенными по собственным методикам, нередко с использованием внутреннего учета (например, РТС требует расчет собственного капитала и ликвидных активов). Эти расчеты могут быть не всегда корректными, а, кроме того, не подлежат аудиторской проверке. Тем не менее, их изучение может дать много полезной информации для исследования финансового состояния предприятия.

Особенно актуальна информация о недобросовестном поведении участников рынка — ее публикация снижает риск работы для законопослушных операторов.

Биржевая информация, как правило, аналогична по составу информации, поступающей от саморегулируемых организаций. Особенность этих данных заключается в том, что в соответствии с законодательством их применение возможно для расчета показателей, входящих в официальную отчетность, как по российским, так и по международным стандартам. Например, переоценка ценных бумаг (в портфеле банка или предприятия), входящих в листинг на бирже, осуществляется с учетом результатов торгов. Биржа также может предоставить для своих членов необходимые дополнительные сведения о котируемых на ней активах. Это могут быть, например, проспекты эмиссии ценных бумаг и другая информация об эмитентах. Также как объединения саморегулируемых участников рынков, биржи могут требовать от своих членов не только официальную отчетность, но и некоторые специальные расчеты отдельных показателей.

Банк, как источник информации о предприятии, ограничен в своих действиях соблюдением банковской и коммерческой тайны. Однако по заказу заинтересованных пользователей — своих клиентов он может осуществить сбор и анализ информации, официально подлежащей раскрытию. Поскольку банк обычно является участником некоторых саморегулируемых организаций и бирж, ему доступен больший объем информации, чем обычному предприятию, не являющемуся активным участником финансовых рынков. Для своих внутренних целей (анализ кредитоспособности, инвестиционной привлекательности) банк может использовать дополнительные, доступные только ему данные об операциях фирмы. Это возможно в том случае, если она является клиентом данного банка. Банк может выявить объем и стабильность потока денежных средств, проходящих через расчетный счет, контрагентов предприятия и виды операций, проводимых с ними, состав портфеля ценных бумаг, покупаемых предприятием с целью инвестиций и спекуляций и другие сведения.

Среди “прочих” источников информации можно отметить экономическую прессу. Правда, ее можно отнести не только к источникам, но и к каналам передачи информации, т.к. все виды последней могут появляться в средствах массовой информации как в первоначальном, так и в трансформированном ими виде. Отдельные издания (журналы “Эксперт”, “Рынок ценных бумаг”) реализуют проекты, связанные с исследованием отраслей экономики, а также различных областей и регионов России. Например, среди проектов журнала “Эксперт” можно отметить “Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов”, “Рейтинг страховых компаний”, “Рейтинг крупнейших предприятий”, которые обеспечивают пользователя данными, необходимыми для проведения сравнительного анализа выбранного объекта (банка, предприятия и т.п.) с показателями лучших или крупнейших (в зависимости от вида рейтинга) представителей конкретной отрасли/региона.

Анализируя информацию, полученную из прессы, следует учитывать, что появление в ней материалов о любом субъекте хозяйствования, возможно, инициировано им самим, его конкурентами, а также может быть связано с интересами самого печатного издания. В первом случае информация, скорее всего, будет носить рекламный характер, демонстрируя все достоинства заказчика и скрывая его недостатки. Во втором случае направленность статьи будет негативной (иногда даже скандальной). В третьем случае ценность информации может быть снижена непреднамеренно — например, по причине некомпетентности авторов исследования. Все это, однако, не означает, что данные, публикуемые в прессе, невозможно использовать при проведении анализа. Напротив, без них, на наш взгляд, нельзя представить целостную картину состояния предприятия, в том числе и финансового, его позиций и перспектив на рынке. Используя дополнительные сведения, необходимо попытаться вычислить “выгодоприобретателя” от данной публикации (само предприятие, его конкуренты, другие) и рассматривать весь материал с учетом возможной недостоверности всех или отдельных данных. В случае негативной направленности информации аналитик получает возможность обнаружить конкурентов исследуемого объекта и их способы борьбы, спрогнозировать возможную реакцию рынка (особенно — рынка ценных бумаг и банковского рынка) на опубликованные данные, а главное — влияние этой реакции на состояние объекта.

Таким образом, данные официальной финансовой отчетности можно конкретизировать, уточнить, проверить, обеспечив, тем самым, большую достоверность результатов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: