Актуальные проблемы экономики отрасли
Куклин Антон Владимирович
Наиболее актуальные проблемы в данный момент – кризис в строительной области, комплексная, жилая застройка, положение застройщиков в отрасли.
09.09.2010
Кризис в строительной области
Разделим строительный рынок на сегменты:
· Жилищное строительство
· Промышленное
· Прочее коммерческое
· Дорожно-инфраструктурное
Особенности жилищного строительства:
1. низкий уровень обеспеченности населения жильем (в количественных и качественных показателях), потребность всегда превышает спрос.
2. квартиры и дома выступают средством сбережения и инвестиций и не только для проживания.
3. группа покупателей-инвесторов во многом определяет тенденции поведения других групп покупателей, ориентируясь не на текущую цену, а на будущую
4. если на большинстве рынках товаров уменьшение цен приводит к увеличению спроса на них, то рынок недвижимости демонстрирует прямо противоположную тенденцию
|
|
5. предложение на строительном рынке имеет свои отличия и характеризуется тем, что инвестиционный процесс нацелен на будущее, а не создание товара. Прекращение инвестиций сокращает предложение.
Схема поступления денежных средств в строительную отрасль
Строительная отрасль представляет собой не только строительство недвижимости, но и производство строительных материалов.
Хозяйственные механизмы регулирования в РФ не эффективны.
Условия недостатка недвижимости, сниженного спроса продлится в строительной отрасли еще 3-4 года.
Введение в девелопмент
Девелопмент- развитие недвижимости.
2 вида:
1) за плату/ free-девелопмент
Девелопер не берет на себя финансовых рисков и работает на гонораре. Строительство зданий под ключ и возможно наполнение его арендаторами. Ответственность за весь проект лежит на девелопере. Гонорар достигает 10%.
2) спекулятивный
Девелопер создает коммерческую недвижимость, выступает как единоличный организатор проекта. Занимается еще и построением финансовой схемы проекта. Девелопер вкладывает свои денежные средства, которые и являются стержнем будущей денежной системы. Попытка положиться на один финансовый источник обеспечена на провал. Только смешанное финансирование. При вложении на раннем этапе 10% от стоимости проекта, девелопер может претендовать на 50%.
Этапы девелопмента:
1. предпроектная:
· анализ рынка недвижимости
· подбор объекта недвижимости
· формирование стратегии
· инвестиционный анализ
· оформление исходно-разрешительной документации
· привлечение кредитных и инвестиционных средств.
|
|
2. проектирование:
· разработка финансовой схемы и организация финансирования
· формирование архитектурно-инженерной группы
· привлечение для консультаций брокера, который будет реализовывать недвижимость
· руководство проектирования
· проведение тендера на строительные работы
3. строительство:
· координация строительных работ
· контроль качества строительства и сметных расходов.
4. реализация:
· маркетинг и реализация площадей
· контроль за эксплуатацией здания и работой инженерных систем после окончания строительства.
Для первой стадии наиболее важно – анализ рынка и в каком секторе рынка существуют незаполненные ниши и сохраняются ли они в дальнейшем?
Какой именно объект нужно построить?
Каков наиболее вероятный уровень цен продажи построенных площадей?
Каков прогноз рентабельности проекта?
Уровень конкуренции в том или ином сегменте?
Возможные риски и способы их уменьшения?
Выбор времени должен иметь свою закономерность (обычно от 2-х лет), выбор местоположения. Факторы выбора места площадей, оживленность места, расположение транспортных магистралей, перспектива продажи или сдачи в аренду площадей, назначение и качество застройки прилегающих участков, размеры, топография, конфигурация участка, существующие архитектурные ограничения, сложности подведения коммуникаций, состояние грунтов, экология.
На стадии проектирования наиболее важное – организация финансирования. При реализации девелоперских проектов важно соблюдать оптимальную пропорцию между собственным и заемным капиталом. После вложения 10% собственных средств девелопер привлекает крупного стратегического инвестора, который вкладывает 25% при этом обоим достается по 50% проекта, далее, привлечение банковского кредита 25%-30% стоимости проекта, затем, в проект вступают средства подрядчика, около 10%, остаток добирается за счет предарендных платежей клиентов, поиск которых начинается не позднее 50% готовности проекта.
На стадии строительства наиболее важный механизм – контроль сроков и строительных затрат. Стадия реализации должна начинаться задолго до завершения строительства.
Особенности девелопмента при создании жилых, офисных и торговых площадей:
1) на рынке жилья:
· при выборе площадки под застройку- фактор экологии района
· сложившееся место района в рейтинге престижности
· насыщенность социальной инфраструктуры
· удобство транспортного сообщения
Маркетинг рассчитан на определенных лиц с определенным уровнем достатка. Среди архитектурных особенностей: балконы, эркеры.
Планировочная особенность: главная цель застройщика – разбить площадь этажей таким образом, чтоб добиться максимального увеличения полезной площади и долей помещения общего пользования.
2) на рынке офисных помещений:
· приоритетным считается центр города или район деловой активности
· экология имеет меньшее значение, но желательно не вблизи магистралей
· наличие подземного гаража или большой парковки
В маркетинге девелоперы ориентируются на юридические лица. Доводка объекта на стадии отделочных работ под одного или двух крупных клиентов. Важно подписание предварительных соглашений с арендаторами на ранних стадиях. Девелопер старается сдавать помещения этажами.
· Архитектура практически значения не имеет
· Уровень сервиса, отделки, инженерных систем должен соответствовать уровню потребителей
· При финансировании проекта особую роль играет привлечение средств еще на этапе строительства.
3) на рынке торговых площадей:
· расположение в русле транспортных потоков и потоков населения
· экология не имеет значения
· имидж района имеет меньшее значение
|
|
· наличие парковки и удобных подъездных путей очень важно
· в маркетинге ориентация на сбалансированный пакет арендаторов, который позволит торговому зданию создать имидж
· планировочные решения должны быть направлены на оптимизацию движения покупателей.