Правовые основы борьбы с организованной преступностью в мире

Совет Безопасности ООН неоднократно подчеркивал, что важнейшим условием эффективности сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью является наличие широкой и надежной международно-правовой базы. Казалось бы, значительное число универсальных конвенций в данной области, многие из которых приняты под эгидой ООН, являются надежной основой международного сотрудничества. Однако многие документы ООН в силу их декларативного и рекомен­дательного характера не располагают необходимым для практического применения механизмом. Кроме того, несовпадение «силовых полей» современной ми­ровой политики, неизбежная коллизионность ключе­вых интересов различных государств и их блоков зачас­тую делают реализацию программных документов ООН в сфере борьбы с преступностью, по меньшей мере, затруднительной.

Представляется, что реалистичное понимание проблемы диктует альтернативный путь. Он связан с формированием правового поля борьбы с преступнос­тью на субрегиональном уровне. Совпадение ключе­вых элементов правовой системы, совпадение криминальной проблема­тики, сходство социально-экономических и иных детер­минант преступности заставляют те или иные блоки го­сударств, оформленные, как правило, по признаку эко­номической, политической, геокультурной близости, формировать такие прикладные антикримнальные док­трины и конкретные правовые решения, которые ока­зываются весьма эффективными именно для данной группы государств.

Образцы такого сотрудничества де­монстрируют страны АСЕАН, Группа Содружества Го­сударств Балтийского моря (СГБМ), Целевая группа Со­вета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и т.д. В этом смысле правовое пространство государств — участников СНГ — идеальная площадка для такого со­трудничества. За время существования Межпарламен­тской Ассамблеи СНГ принято более 200 модельных законов, при этом около 50 посвящены проблемам бе­зопасности, борьбе с преступностью, строительству и полномочиям правоохранительных органов1. Государства СНГ расширяют международно-правовую базу своего участия в программах противодействия организованной преступности путем присоединения к основным договорам, заключенным в уголовно-право­вой сфере в рамках ООН, ее специализированных уч­реждений, а также Совета Европы.

На территориях государств — участников СНГ про­должается рост масштабов угрозы, исходящей от орга­низованной транснациональной преступности, кото­рая нередко связана с терроризмом в смысле участни­ков террористических актов и применяемых способов, а также является одним из источников финансирова­ния террористов. Активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом. Существует тенденция к усилению влияния криминальных групп на различные виды бизнеса не только внутри стран, но и за рубежом.

Еще в 1996 г. главы государств — участников СНГ приняли Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории госу­дарств - участников СНГ. Данная Программа рассчи­тана на несколько лет и постоянно обновляет­ся в среднесрочной перспективе. В результате сотруд­ничество правоохранительных органов государств СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью при­обрело многоплановый, комплексный и весьма дина­мичный характер. Реализация данных среднесрочных программ позволила создать серьезную международ­но-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборо­том наркотиков, незаконной миграцией, по противо­действию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Принят ряд конвенций, в том числе действует базовый документ — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам.

В целях реального достижения задач, стоящих пе­ред государствами в сфере борьбы с организованной преступностью, в 1993 г. решением Совета глав прави­тельств СНГ создается Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными ви­дами преступлений на территории государств — участ­ников СНГ (БКБОП)1.

В 2005 г. Положение о БКБОП получило новую редакцию, отражающую как современный уро­вень проблематики борьбы с организованной преступ­ностью, так и готовность государств к гораздо более интенсивному сотрудничеству в данной области. Се­годня БКБОП оказывает активное содействие органам внутренних дел государств — участников СНГ в уста­новлении, задержании и экстрадиции преступников, разыскиваемых на межгосударственном уровне, орга­низует правовую помощь по уголовным делам в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с участи­ем в оперативно-следственных мероприятиях МВД го­сударств, а в целом — содействует решению актуаль­ных вопросов межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью. Самостоятельная сфера дея­тельности БКБОП как органа межотраслевого сотруд­ничества государств СНГ — обмен различными доку­ментами, в том числе оперативной информацией, ка­сающейся лиц и организаций, причастных к организо­ванной преступности, терроризму, незаконному обо­роту наркотиков и нелегальной миграции. Специализи­рованный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными ви­дами преступлений на территории государств — участ­ников СНГ представляет собой тот самый информаци­онный ресурс, который и обеспечивает международ­ное сотрудничество в борьбе с организованной пре­ступностью. Информационные данные этого банка ис­пользуются правоохранительными органами госу­дарств — участников СНГ.

Сложность правового регулирования миграцион­ных процессов в государствах — участниках СНГ заклю­чается в необходимости сбалансирования противопо­ложных тенденций: с одной стороны, защиты прав и свобод граждан, создания общего экономического пространства, что предполагает беспрепятственное перемещение трудящихся-мигрантов, с другой — ре­альных возможностей государств, необходимости уси­ления борьбы с преступностью и терроризмом, объек­тивно вынуждающих их проводить ограничительную миграционную политику. Понимание данного аспекта проблемы побудило ряд государств СНГ инициировать пересмотр миграционной политики в рамках Содруже­ства, инвентаризацию соответствующей нормативной базы. Так, например, Республикой Таджикистан разра­ботан и в июле 2007 г. на заседании Исполнительного комитета СНГ представлен проект Концепции миграци­онной политики государств — участников Содружества Независимых Государств. Республика Казахстан пред­ставила проект Декларации о согласованной миграци­онной политике государств СНГ. Несомненно, данные правотворческие инициативы будут способствовать правовому и ресурсному обеспечению международ­ного сотрудничества в борьбе с организованной пре­ступностью1.

В фокусе внимания правоохранительных органов СНГ находится и такой вид преступной деятельности, связанный с незаконной миграцией, как торговля людьми. Торговля людьми как разновидность крими­нального бизнеса стала одной из сложнейших про­блем, которая давно вышла за пределы отдельных госу­дарств, занимая одно из ведущих мест в транснацио­нальной преступности. По данным Организации Объе­диненных Наций организованная торговля людьми и организованная проституция входят в число 17 самых опасных транснациональных форм организованной преступности. Торговля людьми и проституция по масш­табам распространения и размерам преступных дохо­дов сегодня встали в один ряд с такими видами крими­нального бизнеса, как незаконный оборот наркотиков и оружия. На сегодняшний день большинство стран, в той или иной степени, оказались вовлечены в сферу правонарушений, связанных с торговлей людьми и проституцией. По оценкам экспертов ООН, между­народные организованные преступные группировки на поставках «живого товара» зарабатывают до 3,5 млрд. долларов США ежегодно, по другим экспертным оцен­кам — 7-10 млрд. долларов. Значительная часть этих средств приходится на государства СНГ1.

Учитывая транснациональный характер рассмат­риваемых преступлений, МВД России уделяет большое внимание взаимодействию с правоохранительными органами зарубежных государств. Только в 2006 г. со­трудники МВД России приняли участие в 20 междуна­родных и межрегиональных конференциях и семина­рах, заседаниях экспертной группы государств — участ­ников СНГ по доработке и согласованию проектов Межгосударственной программы совместных мер борьбы с незаконным вывозом и торговлей людьми на 2006-2008 годы и Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства.

Сегодня более 40 государств мира подписали и ратифицировали Конвенцию ООН «Против трансна­циональной организованной преступности» и дополня­ющие ее Протоколы против незаконного ввоза миг­рантов по суше, морю и воздуху и о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особен­но женщинами и детьми (г. Палермо, 2003). В соответ­ствии с международными стандартами внесены изме­нения в национальное уголовное законодательство в виде его дополнения специальными нормами (в Рос­сии — ст. 127 и 127 УК РФ), предусматривающими уго­ловную ответственность за торговлю людьми и исполь­зование рабского труда. Кроме того, в целях гармони­зации и устранения существующих пробелов в нацио­нальном законодательстве проводится работа по уточ­нению понятийного аппарата, характеризующего дан­ные виды преступлений. В ряде государств СНГ приняты государственные программы по противодействию тор­говле людьми, предусматривающие комплекс скоорди­нированных мер социального, медицинского, правово­го и организационного характера. Развитию взаимо­действия в этой сфере в рамках СНГ также должно спо­собствовать принятие Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации.

В настоящее время Содружество располагает це­лым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в данной сфере. Только в мае 2007 г. Объединенной комиссией по гар­монизации законодательства в сфере борьбы с терро­ризмом, преступностью и наркобизнесом в Содруже­стве Независимых Государств рассмотрены проекты модельных законодательных актов «О безопасности на транспорте», «О безопасности на воздушном транс­порте», «О борьбе с коррупцией», «О противодействии торговле людьми», «Об оказании помощи жертвам торговли людьми», «О противодействии экстремизму», «О милиции (полиции)», «О государственной границе», «О пограничных ведомствах (силах)»1.

Представляется, что модельные законодательные акты, принимаемые на уровне субрегионального нор­мотворчества, объективно способствуют унификации и гармонизации законодательства государств — участ­ников СНГ в сфере борьбы с организованной преступ­ностью. Нормы права такого типа, хотя и являются ре­комендательными, создают правовой ориентир для го­сударств-участников, позволяют воспринять апроби­рованный опыт других государств, повысить эффектив­ность собственного законодательства и его «совместимость» с законодательством сопредельных стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: