Национальные стратегии в борьбе с организованной

преступностью

 

По оценкам экспертов, на сегодняшний день име­ются четыре основные опасности, создающие угрозу безопасности не только отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Это: распространение высокотехнологичных типов оружия, могущих оказаться в руках психически неурав­новешенных диктаторов; международный терроризм, в котором главное место занимают исламские фундаменталисты; транснациональная организованная преступ­ность; наркоторговля.

Поэтому насущной мировой проблемой и задачей является разработка национальных стратегий в борьбе с преступностью, как теорий управления государством в данной сфере, определяющей общий алгоритм успешного обеспечения мирового спокойствия и мирового развития.

И разработка и принятие таких концепций в мире идет. В данном разделе работы покажу это направление работы на примере нескольких государств, в том числе и России.

 

Российская политика в сфере борьбы с организованной

преступностью

 

Все стратегические коллизии (вызовы, угрозы и опасности) в борьбе с преступностью хорошо известны руководству страны, и у России есть все силы, чтобы с ними справиться, но отсутствие национальной страте­гии как искусства управления государством, неумение выделять национальные интересы и приоритеты, непри­нятие необходимых решений (или несвоевременное их принятие) по борьбе с преступностью, боязнь приня­тия мер, противоречащих общественному мнению либо интересам олигархов в сочетании с неготовнос­тью и невозможностью правоохранительных органов в полном объеме использовать свой потенциал ставят Россию в трудное положение перед угрозой роста организованной, транснациональной преступности.

Очевидно, что для эффективного противодействия преступности Россия обязана иметь свою, определяе­мую ее национальной государственной идеей, прагма­тичную стратегию борьбы с преступностью, которая отражала бы нынешние реалии и исключала бы повто­рение собственных и чужих исторических ошибок.

Поэтому в настоящее время требуется уже не сама постановка вопроса о необходимости национальной стратегии в борьбе с преступностью, так как ее суще­ствование аксиоматично, а скорейшая ее разработка.

В нашем государстве в различное время принима­лись и предлагались к принятию стратегии борьбы с от­дельными видами преступлений1. Так, летом 2004 г. В.В. Путин утвердил состав меж­ведомственной рабочей группы по разработке концеп­ции национальной стратегии противодействия легали­зации преступных доходов.

По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В. Зорькина, в России давно назрела необходимость разработок национальной стратегии борьбы с органи­зованной преступностью и коррупцией, принятия соот­ветствующей федеральной программы на 3—5 лет2.

15 ноября 2006 г. на Правительственном часе на тему: «О борьбе с преступлениями, связанными с про­явлениями экстремизма, преступлениями на нацио­нальной почве» отмечалось, что в России давно назре­ла необходимость иметь не только стратегию деятель­ности Генеральной прокуратуры, но и национальную стратегию борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Однако на вопрос, разрабатывается ли такая национальная стратегия и когда ее можно ожи­дать, ответа не последовало3.

Итак, насущные задачи государственного управле­ния требуют разработки национальной стратегии в борьбе с преступностью как теории управления государством в данной сфере, определяющей общий алго­ритм успешного обеспечения развития государства и нации в наиболее важных сферах их бытия. Вместе с тем состояние борьбы с преступностью во многом зависит от проводимой общей национальной политики со стороны государства во всех сферах общественной жизни: эко­номической, социальной и демографической.

Особенности стратегии борьбы с преступностью на международном уровне и в зарубежных странах могут быть использованы при разработке националь­ной стратегии в данной сфере. Например, в США еще в 1998 г. началась разра­ботка Национальной стратегии борьбы с международ­ной преступностью, в которой впервые за всю историю государства борьба с ней была возведена в ранг целе­направленной государственной политики.

Одним из самых важных моментов законодатель­ства ЕС в борьбе с преступностью является гл. 24 — «Правосудие и внутренние дела». Цель политики ЕС в этой области — развитие Союза как «зоны свободы, безопасности и правосудия». Законодательство ЕС в области правосудия и внутренних дел динамично и по­стоянно расширяется. Оно включает главным образом директивы и регламенты, совместные действия и пози­ции, резолюции и конвенции.

Так, например, с начала переговоров ЕС с Болга­рией (27.06.2001) на основе гл. 24 парламентом этой страны были приняты следующие нормативно-право­вые акты: Закон защиты личных данных (2002 г.), Закон об убежище и беженцах (2002 г.), Закон о мерах против финансового терроризма (2003 г.); изменения и допол­нения в ряд законов (о Министерстве внутренних дел, об иностранцах в Республики Болгария, о болгарских удостоверениях личности, о защите классифициро­ванной информации и другие), а также Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план дей­ствий о принятии Шенгенского законодательства, На­циональная стратегия борьбы с наркотиками, Нацио­нальная стратегия борьбы с преступностью и другие1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: